Культурная жизнь Юга России № 1 (96), 2025
стр. 0-0
Обложка
стр. 1-2
Титул
стр. 3-3
Содержание
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
стр. 7-18
К вопросу о роли церковных музеев России в сохранении и популяризации материального движимого православного культурного наследия в контексте научно-методической помощи МАО (последняя четверть XIX – начало XX вв.)
В статье дан краткий анализ возникновения и деятельности четырех церковных музеев, наиболее отвечавших основным положениям музееведческой мысли рассматриваемого времени и наименее изученных в историографии. Их главной целью являлось сохранение и популяризация через вещественные памятники духовно-нравственных ценностей. Они наиболее тесно взаимодействовали с Московским археологическим обществом (МАО). Специфика используемой методики исследования заключается в интегрировании способов работы с письменными и вещественными (описи фондов) источниками, что и обусловливает новизну исследования.
Ключевые слова: музей, сохранение памятников, научное общество, устав, социальные функции.
Карапетян Л.А.стр. 18-29
Современная русская идея: концептуальные основы и критерии
В статье исследуются сложившиеся в отечественном научном дискурсе основные подходы к определению современной русской идеи как формы российского национального самосознания. Выясняются концептуальные основы, определяющие способ содержательной интерпретации современной русской идеи. Сформулированы условия эффективного дискурса о русской национальной идее. Обоснована необходимость выработки отечественной мыслью эффективной формы национального самосознания, способной обеспечить сплочение общества и развитие российской цивилизации в XXI веке. Установлены критерии продуктивной концепции современной русской идеи.
Ключевые слова: национальная идея, российская цивилизация, российская идентичность, русская идея, традиционные ценности.
Поломошнов А.Ф., Эфендиев Ф.С., Эфендиев А.Ф.стр. 30-45
Демократизация доступа к искусственному интеллекту как вектор развития современной культуры: проблемы, тенденции и перспективы
Авторы статьи исследуют влияние демократизации доступа к искусственному интеллекту на современную культуру и креативные индустрии. Проанализированы исторические этапы развития искусственного интеллекта, его роль в трансформации творческих процессов и сохранении культурного многообразия. Особое внимание уделено этическим аспектам использования искусственного интеллекта в творчестве, проблемам авторства, а также рискам доминирования глобальных платформ, обусловливающим процессы унификации культуры.
Ключевые слова: искусственный интеллект, технофундаментализм, трансгуманизм, глобализация, стандартизация, креативные индустрии, общество потребления, культурное разнообразие, социокультурная идентичность.
Павлова О.А., Курбанова А.О., Швец О.Н.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
стр. 46-57
Тенденции развития сталинградской книжной графики в 1943-1957 гг.
Актуальность темы обусловлена повышенным общественным интересом к изучению регионального искусства книжной графики. Предметом исследования стало художественное оформление книг, выпущенных Сталинградским издательством в послевоенный период. Определен круг художников, сотрудничавших со Сталинградским книжным издательством в 1943–1957 гг. Проведен искусствоведческий анализ изданий, оформленных художниками В.М. Петиновым, В.М. Алексеевым, В.А. Сметанниковым, П.Ф. Гречкиным, П.П. Островским. Художественное оформление изданий рассмотрено с позиций целостности книжного организма и проявления индивидуального творческого стиля художника-иллюстратора.
Ключевые слова: иллюстрация, книга, издание, книжное оформление, Сталинградское книжное издательство.
Филимонова А.В.стр. 57-64
Трансформация творческого метода кемеровского художника А.В. Насонова: от фигуративности к абстракционизму
В статье рассмотрен переходный этап творчества кемеровского художника А.В. Насонова от фигуративности к абстракции. В результате анализа работ художника выявлено изменение его творческого метода. А.В. Насонов около 30 лет развивался как пейзажист. С 2017 года автор постепенно отказывается от жанра пейзажа. С 2020 года А.В. Насонов создает абстрактные объекты на фоне и пространственные композиции средствами беспредметной живописи. В ходе эксперимента А.В. Насонов ставит перед собой художественные задачи колористического характера, а также обращается к приемам автоматического письма. Автор статьи приходит к выводу о наличии в творческом методе А.В. Насонова тенденций официального позднесоветского искусства.
Ключевые слова: абстракционизм, региональное искусство, жанр, художественный образ, сибирское искусство.
Попова Н.С.стр. 64-72
Школьные театры в социокультурной сфере любительского театрального искусства
В статье рассматривается проблема включения школьных театров в контекст любительского театрального искусства. Актуальность темы видится авторам не только в необходимости практического выполнения ряда нормативных документов о развитии школьных театров, но прежде всего в теоретическом осмыслении данного явления в любительском театральном искусстве. Научная новизна работы состоит в анализе современных подходов к школьным театрам и любительскому театральному искусству, в контексте предлагаемых авторами направлений теории и практики любительского театра.
Ключевые слова: школьные театры, любительский театр, самодеятельное творчество, методология, театральная культура.
Михеева С.В., Гончарова Е.А., Найденко Е.А.стр. 73-81
«Театр дю Солей» Арианы Мнушкин как театральная лаборатория
Деятельность «Театра дю Солей» А. Мнушкин впервые рассматривается в качестве театральной лаборатории. Характерные черты лабораторности стали предметом изучения. В статье анализируются этапы постановочного процесса, формы взаимодействия с пространством и публикой, поиск выразительных средств на стыке традиций Востока и Запада, семантический потенциал спектаклей. В результате в экспериментальном творчестве «Театра дю Солей» выявлены стратегические и тактические признаки театра-лаборатории.
Ключевые слова: Театр дю Солей, Ариана Мнушкин, театральная лаборатория, постановочный процесс, сценическое пространство, синтез традиций, театроведение.
Алесенкова В.Н.стр. 81-90
Звуковые образы киномузыки А. Силаева в ракурсе тенденций минимализма
В статье на основе анализа художественных фильмов «Велга» (2024, режиссер А. Нечаева), «Земля Эльзы» (Россия, 2020, режиссер Ю. Колесник) выявлена роль музыкального компонента, созданного композитором А. Силаевым в технике минимализма. Доказано, что музыка композитора способствует воспроизведению эмоционально-психологических характеристик героев, акустической атмосферы, жанровой специфики фильмов. Это привносит черты современности в воплощение легендарного сюжета «Велги» и в приемы раскрытия традиционной проблематики в «Земле Эльзы».
Ключевые слова: минимализм, киномузыка, А. Силаев, лейттематизм, драматургия, кульминация, многофункциональность.
Ши Хуэйцзы, Шак Т.Ф.стр. 90-99
Художественная концепция балета «Жар-птица» И.Ф. Стравинского в контексте орнитологического кода русской культуры
Статья посвящена исследованию художественного замысла балета «Жар-птица» И.Ф. Стравинского, реализованному на двух уровнях: в аспекте фелицитарной поэтики и орнитологического кода русской культуры, порожденного его мифопоэтическими основаниями. Ключевой в балете образ Жар-птицы трактуется автором статьи многозначно: наряду со сказочно-фантастическим и лирическим началами, данный образ претворяет символ красоты как одной из высших ценностей бытия. Благодаря ее всемогуществу и волшебной магии, Жар-птица дарует героям балета обретение счастья, торжествуя над миром зла.
Ключевые слова: жар-птица, И.Ф. Стравинский, балет, орнитологический код, пава, свадебный обряд, фелицитарная концепция.
Сун Ицзиньстр. 99-108
Из истории развития жанра концертной симфонии в западноевропейской музыкальной культуре: от истоков до ХХ века
В статье объектом исследования является жанр концертной симфонии в западноевропейской музыкальной культуре, предметом – проблема вариативности типов данного жанра в результате смены эстетических и стилевых парадигм на протяжении XVIII–ХХ вв. Показано, что в фокусе жанрового содержания концертной симфонии – идея виртуозной игры как способа отражения картины мира. Авторы статьи системно характеризуют концертную симфонию как инструментальный жанр, микстовый в своей основе, представленный в истории западно-европейской музыки в различных национальных школах и стилевых контекстах, что определяет актуальность данной работы.
Ключевые слова: концертная симфония, симфония-концерт, концерт-симфония, музыка для…, концертная музыка, инструментальные жанры, концепция.
Шмакова О.В., Мищенко О.В.стр. 108-117
Роль амбушюра и артикуляционно-резонирующего аппарата в формировании академической и джазовой звуковой модели при игре на саксофоне
В статье анализируются особенности воссоздания академической и джазовой моделей при игре на саксофоне. Данная проблема, невзирая на существование большого пласта литературы, до настоящего времени не выступала в качестве предмета исследований. Подобное состояние научной мысли побудило автора сконцентрировать внимание на специфической работе органов артикуляционно-резонирующего аппарата и амбушюра, при помощи которых корректируется акустический результат, предопределенный характерными традициями реализуемых стилевых моделей.
Ключевые слова: саксофон, звуковая модель, академическая звуковая модель, джазовая звуковая модель.
Понькина А.М.стр. 117-127
Одночастные сонаты петербургских композиторов И.Е. Рогалева, Э.Е. Матвеева, Б.А. Арапова: образно-драматургические и композиционные аспекты
В работе проанализированы одночастные сонаты петербургских композиторов XXI века И.Е. Рогалева, Э.Е. Матвеева и Б.А. Арапова с точки зрения особенностей образной драматургии и композиционных принципов построения сочинений. Основным методом исследования послужил целостный анализ произведений. Новизну исследованию придают выводы об обогащении композиторами эмоционального и содержательного компонента фортепианной сонаты современной образностью, расширении темброво-колористической палитры фортепиано и типов тематического материала, подчеркивании высокого художественно-эстетического предназначения сонаты и подчинении формы произведения художественной концепции автора.
Ключевые слова: фортепианная соната, петербургские композиторы, музыкальный язык, стиль, жанр, цикл, драматургия, композиция, форма.
Ли Цзиньчанстр. 127-145
Патриотическая тематика в песенном наследии композитора-исполнителя Е.П. Паршиной
Статья посвящена творчеству композитора-исполнителя Е.П. Паршиной, внесшей весомый вклад в развитие песенного жанра патриотической тематики на Кубани. В статье использованы междисциплинарный, биографический, аналитический методы исследования. Новизна работы заключается в представлении профессиональному сообществу не изученных ранее вокальных произведений композитора. В результате исследования выявлена преемственность отечественных музыкальных традиций в области песенного жанра, значимость творческого наследия Е.П. Паршиной в культурном пространстве региона.
Ключевые слова: композитор-песенник Кубани, композитор-исполнитель, авторская песня, патриотическая тематика в песенном жанре, Е.П. Паршина.
стр. 145-153
Трансформация подходов к интерпретации фортепианной сонаты g-moll op. 22 Н.К. Метнера.
Авторы, используя контекстный подход, герменевтический, историко-аналитический и образно-стилистический методы, сравнивают записи сонаты g-moll op. 22 Н.К. Метнера в исполнении Бенно Моисеевича, Марии Гринберг, Эмиля Гилельса, Хэмиша Милна, Марка-Андре Амлена, Люка Дебарга, Александра Малофеева и выявляют трансформацию подходов к ее интерпретации. Авторы приходят к выводу о том, что если музыканты прошлого в интерпретации сонаты g-moll op. 22 Н.К. Метнера акцентируют драматическое начало, то музыканты настоящего – эпическое, при этом современный интерпретационный подход нацелен на детализацию фактуры и полифонизацию.
Ключевые слова: Н.К. Метнер, соната, анализ интерпретаций, сравнение интерпретаций, тенденции фортепианного исполнительства.
Зольников М.Е., Сергиенко Н.А., Томченко Е.С.ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
стр. 154-164
Интернационализация музыкальной культуры и ее влияние на фортепианное исполнительство в Китае
Статья посвящена анализу процессов интернационализации музыкальной культуры и влиянию международных взаимодействий на фортепианное исполнительство в Китае. В ходе работы автор исследует ключевые исторические события, оказавшие влияние на развитие китайского фортепианного искусства в XX веке и выявляет основные тенденции, определившие эволюцию китайского фортепианного исполнительства в условиях мировых культурных изменений.
Ключевые слова: интернационализация, межкультурные обмены, китайское фортепианное исполнительство, музыкальная культура, композитор, пианисты, Китай, теория, фортепиано.
У Хаокуньстр. 164-172
Европейская оперная вокальная школа в Китае: истоки и становление
В статье рассматриваются истоки и становление оперной вокальной педагогики Китая – обучение вокальной технике bel canto в связи с европеизацией китайской музыкальной культуры. Охарактеризована деятельность Шанхайской консерватории, в которой работали иностранные специалисты и китайские педагоги, получавшие музыкальное образование за рубежом, в период с начала XX столетия по год создания КНР. Проанализированы методические принципы выпускника Санкт-Петербургской консерватории В. Г. Шушлина и его знаменитой ученицы Чжоу Сяоянь.
Ключевые слова: европеизация китайской культуры, оперный театр Китая, китайская национальная вокальная техника, bel canto.
Ши Вэньсиньстр. 173-180
Культурные интересы женского сегмента российской элиты в процессах рекрутирования и ротации
В статье проанализированы аспекты вхождения и циркуляции женского сегмента российской элиты. Культурные интересы, проявляющиеся в милосердии, эмпатии, отношении к детям и национальной истории, оказываются не только наиболее востребованными современным российским обществом, но и условием вхождения и устойчивости его элиты. Отмечается, что культурные интересы характеризуют российских властных женщин не только через то, что в них представлено, но и тем, что в них отсутствует.
Ключевые слова: женщины, элита, культурные интересы, культурная обусловленность, элитообразование, рекрутирование, ротация, эмпатия.
Буртасенков А.Н.стр. 181-186
Особенности гендерной идентичности женщин высших сословий России в период от средневековья до начала XX века
Статья посвящена проблематике российской женской гендерной идентичности в период от Средневековья до революционных событий начала ХХ века. Предметом исследования является традиционная российская женская гендерная идентичность высоких сословий и ее характерные черты. Методология работы базируется на комплексном подходе, включающем структурно-функциональный и проблемно-хронологический методы исследования. Женская гендерная идентичность рассмотрена в контексте правового положения женщин высших сословий и общественных представлений об их роли в социуме и семье.
Ключевые слова: социальный статус, традиционная культура, гендерная идентичность, традиционная российская женская гендерная идентичность.
Крылова О.В.стр. 187-188