Культурная жизнь Юга России № 2 (97), 2025

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 5-6

От редактора

Зенгин С.С.


ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА

стр. 7-18

Русская диаспора в Латинской Америке: к вопросу межкультурного диалога

В статье освещены проблемы генезиса русской диаспоры в Латинской Америке, сохранения ее идентичности и межкультурной коммуникации. Характер формирования диаспоры обусловил ее разобщенность, приводившую к ассимиляции. Эмигранты оказывали позитивное влияние на различные сферы жизни принимавших стран, чем содействовали «узнаваемости» России и формированию ее положительного имиджа. Формы самоорганизации диаспоры обеспечили сохранение культурного потенциала. Сегодня диаспора – инструмент «мягкой силы» для реализации внешнеполитических задач России.

Ключевые слова: «Русский мир», Латинская Америка, Республика Парагвай, русская диаспора, миграция, межкультурный диалог, «мягкая сила».

Гангур Д.И., Бенитес Г.А.А.

стр. 18-31

Роль института наставничества в реализации российской модели креативных индустрий

В статье определена роль института наставничества концептуально значимого инструмента устойчивого развития креативных индустрий в России. Охарактеризовано содержание института наставничества в РФ и обозначена специфика российской модели креативных индустрий.  Доказано, что и институт наставничества, и российская модель креативных индустрий базируются на стратегии сохранения и приумножения человеческого капитала, выступающей основой национального суверенитета страны в условиях построения многополярного мира как новой модели геополитических отношений.

Ключевые слова: стратегическое развитие, креативные индустрии, центры прототипирования, институт наставничества, Краснодарский государственный институт культуры. 

Павлова О.А., Вицелярова К.Н., Дмитриева А.В.

стр. 31-37

Современная мода как социокультурный феномен: становление и трансформации

Мода является комплексным социокультурным явлением, охватывающим глобальное пространство и подверженным изменениям в контексте культурно-исторической эволюции. Она выступает значимым индикатором социальных и культурных трансформаций, оказывая существенное влияние на динамику общественного развития. В статье осуществлен анализ генезиса моды как мультидисциплинарного социокультурного феномена, включающий исследование ключевых концепций и методологических парадигм, определяющих функционирование современной модной системы. Особое значение придано исследованию взаимосвязей моды с социокультурной средой, ее роли в современном культурном дискурсе и специфике технологических процессов в индустрии моды.

Ключевые слова: мода, одежда, костюм, феномен моды, культурология, коммуникация, социокультурное пространство, трансформация.

Денисов Н.Г., Сайфиева Ю.С.

стр. 37-46

Теоретические подходы к исследованию христианских религиозных образов в современном искусстве

Предметом исследования в данной статье являются теоретические подходы, применяемые авторами к изучению христианских религиозных образов в современном искусстве. В исследовании были использованы системный, семиотический и структурно-функциональный подходы, с помощью которых обоснованы теоретико-методологические основания исследования христианских религиозных образов современного искусства. Авторами впервые обозначена необходимость научного изучения проблемы десакрализации религиозных образов в современном искусстве.

Ключевые слова: христианские религиозные образы, современное искусство, системный подход, семиотический подход, структурно-функциональный подход, десакрализация.

Грива О.А., Пуздровская М.А.


КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

стр. 47-53

Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации как один из способов музейного документирования

В настоящей статье рассматриваются музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и опубликованные на сайте Государственного каталога Музейного фонда РФ, выступающего образцом современной системы цифрового документирования музейных фондов, обеспечивающего централизованный доступ к информации и поддерживающего единые стандарты учета и описания в масштабах всей страны. В ходе исследования применяются общенаучные и атрибуционные методы. Работа актуальна в контексте цифровой трансформации музейной отрасли.

Ключевые слова: Музейный фонд РФ, музейные предметы, база данных, автоматизированная система, Госкаталог, документирование.

Антошкина М.В., Акоева Н.Б.

стр. 53-64

Коллекционирование и частные музеи Краснодарского края: к постановке проблемы

В статье предпринимается краткий исторический обзор коллекционирования как способа сохранения культурного наследия, рассматриваются правовые и социально-культурные основания функционирования частных музеев, дается общая характеристика музеев Краснодара и Краснодарского края, созданных на основе частных коллекций, описываются характерные проблемы некоторых из них. Задача нашей работы дать общее представление о существующих в настоящее время частных музеях Краснодарского края, заложить фундамент исследования, которое будет касаться как правовых, так и методологических аспектов появления и функционирования частных музеев на Кубани.

Ключевые слова: коллекция, частный музей, экспозиция, экспонат, развитие музейной сферы, собирательство, культура.

Нежигай Э.Н.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

стр. 65-73

Музыкально-просветительская деятельность митрополита Илариона (Алфеева) в соработничестве с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского

В статье рассмотрена музыкально-просветительская деятельность митрополита Илариона (Алфеева), широко известного в музыкальном мире. Священнослужитель и богослов, ученый и педагог, просветитель и композитор, Иларион долгое время являлся одной из ключевых фигур в культурно-религиозной жизни России. В статье освещены соработничество митрополита Илариона и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, его совместные усилия с другими деятелями искусств по сохранению и популяризации отечественной хоровой музыки, развитию литургического музыкознания, духовному возрождению православной культуры.

Ключевые слова: Митрополит Иларион (Алфеев), музыкально-просветительская деятельность, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, хоровые фестивали.

Пантелеева А.А.

стр. 73-84

Песенные сборники XIX – начала XX века как источник исследования музыкального фольльклора черноморских станиц Кубани

В статье дается описание первых текстовых и нотных публикаций народных песен черноморских станиц Кубани. Они характеризуются в контексте исследовательских задач, решаемых современными фольклористами. При системном изучении музыкального фольклора региона используются компаративный и статистический методы, направленные на описание динамики традиционной музыкальной культуры. Наибольшее внимание уделяется анализу сборников народных песен А.Д. Бигдая и Г.М. Концевича, составленных на рубеже XIX–XX вв.

Ключевые слова: фольклор, традиционная народная культура, черноморские казаки Кубани, народная песня, сюжет, напев, сборник.

Лиховицкая К.В., Жиганова С.А.

стр. 84-92

Семантика музыкальных образов поля в отечественной хоровой музыке

Основные положения теории образа поля уже получили достаточное освещение в исследованиях филологов, философов, культурологов и других представителей наук об искусстве. Хоровая палитра музыкальной интерпретации образов поля не менее насыщена и интересна. В ходе исследования для достижения цели исследования, заключающейся в рассмотрении семантики музыкальных образов поля в отечественной хоровой музыке, была проанализирована нотно-музыкальная литература, прослушаны разные аудиозаписи исполнительских интерпретаций хоровых миниатюр. Использовался широкий спектр общетеоретических, лингвистических, музыковедческих методов.

Ключевые слова: образы хоровых партитур, поле, композиторское прочтение, интерпретация, обработки русских народных песен, национальная идентичность.

Малацай Л.В.

стр. 92-99

Сказки ор. 51 Н.К. Метнера: авторское прочтение и интерпретации ХХI века

В статье рассмотрен последний опус сказок для фортепиано русского композитора Н.К. Метнера, приведена история его создания и публикации. Охарактеризованы средства музыкальной выразительности, используемые композитором в этих пьесах. На основе анализа нотного текста выявлены общие интонационные черты сказок, имеющие национальную природу. Автор статьи сравнивает воплощение композиторского замысла пьес в интерпретации сказок Н.К. Метнера и в исполнениях современных пианистов.

Ключевые слова: Н.К. Метнер, сказки ор. 51, авторская интерпретация, Х. Милн, Д. Шишкин.

Герасимова С.Н.

стр. 99-111

Воплощение фантастических персонажей в опере «Мадам Белая змея» Чжоу Луна

В центре внимания статьи – онтология фантастических персонажей в опере «Мадам Белая змея» Чжоу Луна. Предмет исследования – комплекс авторских средств и приемов, используемых в создании образно-художественного мира оперы. Методы и подходы: историко-стилевой, комплексный, методы герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в аналитическом рассмотрении индивидуального стиля и творческого метода современного китайского композитора, отражающих актуальные философские темы, над которыми размышляет композитор в опере.

Ключевые слова: Чжоу Лун, опера «Мадам Белая змея», миф, приемы стиле вой аллюзии и стилевого синтеза, символические и драматургические функции, фантастические персонажи в музыке.

Су Ялинь, Мозгот С.А.

стр. 111-120

К проблеме индивидуального стиля и творческого метода Тан Дуна на примере оперы «Марко Поло»

В центре внимания статьи – опера «Марко Поло» Тан Дуна (1957 г.р.). Предмет исследования – генезис содержания оперы, воздействующий на организацию ее структуры, драматургии и образно-художественного мира. Методы и подходы: историко-стилевой, герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Доказывается, что узнаваемые знаки-сигналы, техники исполнения Sprechstimme и bel canto, цитаты и жанровые шаблоны (хорала, псалмодии, песни) становятся важными средствами для воплощения в опере идей, актуальных для творчества композитора.

Ключевые слова: Тан Дун, опера «Марко Поло», стилевой синтез, сюжетная, монтажная и медитативная драматургия.

Се Линлин

стр. 121-133

Формирование хора как «коллективной индивидуальности» в операх Дж. Россини

В статье рассматривается процесс расширения драматургических функций хоров в операх Дж. Россини «Моисей в Египте» и «Магомет II». В хоровых сценах этих опер ярко изображен национально-политический и религиозный конфликт между поработителями и угнетаемым народом. Дж. Россини искусно использовал смешанный и женский состав хора в изображении притесняемого народа и исключительно мужской хор в обрисовке враждебной группы, угрожающей существованию этого народа. Новаторская трактовка хора Дж. Россини оказалась созвучна идеям Рисорджименто, распространившимся позже.

Ключевые слова: Дж. Россини, хор, итальянская опера, французская опера, конфликт, народ, Рисорджименто, коллективная индивидуальность.

Дун Яньцзюнь

стр. 134-143

Лексические и фактурные клише традиционного китайского исполнительства на классической шестиструнной гитаре

Автор статьи исследует влияние традиционной китайской музыкальной лексики и фактуры на формирование китайской поэтики в музыке для классической гитары, фокусируя внимание на раскрытии ладовой, гармонической, фактурной ее специфики. Продемонстрировано, что виртуозное применение приемов игры на традиционных китайских щипковых инструментах, таких как пипа, люцинь и юэцинь, на классической гитаре также придает музыке национальный колорит.

Ключевые слова: традиционная лексика, фактура, китайский жанр, гамма, гармония, многоголосная фактура, традиционные струнные щипковые инструменты.

Дуань Шинань

стр. 143-155

Объектно-ориентированная онтология в современном танце Мартина Спонберга

Статья посвящена анализу феномена вытеснения традиционного танцевального объекта ориентированностью на сценографические решения в творчестве М. Спонберга. На примере постановок «Natten» и «La Substance, but in English» исследуется трансформация пространственно-временных отношений и драматургии взаимодействием между исполнителями и зрителями. Анализируя творческий метод М. Спонберга, автор приходит к выводу, что доминирование сценографических элементов является не просто стилистическим выбором танц-художника, а сознательной критической стратегией, направленной против превращения танца в товар, реализуя которую М. Спонберг создает новый тип танцевального искусства.

Ключевые слова: танцевальный объект, коммодитизация, сценография, современный танец, телесность, хореография, сценографическая деконструкция.

Падян Ю.Ю.


ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

стр. 155-160

Шэнь Юань и формирование органной культуры Китая

Статья посвящена творчеству китайского органиста и композитора Шэнь Юань, ее роли в формировании китайской органной культуры. После появления органов западного образца в Поднебесной благодаря христианским миссионерам китайская органная музыка быстро развивалась, орган был выведен на светскую концертную эстраду, и сейчас в стране появилось много выдающихся исполнителей-органистов. Композиторы начали создаваить первые сочинения для этого «короля музыкальных инструментов». Шэнь Юань содействует распространению китайской органной музыки, постоянно проводит в Китае органные концерты музыкально-просветительской направленности. Композиторские опыты Шэнь Юань демонстрируют ее стремление привнести в органную музыку китайскую музыкальную поэтику.

Ключевые слова: органная культура Китая, христианские миссионеры, Шэнь Юань, культурный обмен, Великий шелковый путь.

Сюн Яолу

стр. 160-170

Перспективы развития корпоративной культуры в России: интеграция культурологического подхода от этапа становления до инновационных управленческих практик

В статье охарактеризованы механизмы интеграции культурологического подхода в корпоративную культуру организаций России. Научная новизна исследования заключается в установлении при создании системы корпоративных ценностей взаимосвязей между ценностными идеями теоретиков корпоративной культуры и традициями национального менталитета. Вывод автора состоит в том, что под влиянием культурологических идей формируется уникальная модель корпоративного пространства, базирующаяся на традиционных ценностях, на которых основывается картина мира, свойственная той или иной национальной культуре.

Ключевые слова: корпоративная культура, культурологический подход, российский бизнес, Э. Шейн, Дж. Коттер, Дж. Хескетт, ценности.

Давиденко Е.А.

стр. 170-177

Культурные институты: исторический анализ опыта противодействия деструктивным идеологиям

В статье исследована роль культурных институтов (музеев, театров, библиотек) в обеспечении социетальной безопасности, так как в условиях глобальной нестабильности культура становится важным инструментом защиты общества от деструктивных идеологий и угроз культурной идентичности. Проанализированы исторические стратегии формирования культурных ценностей, укрепле ния социальной сплоченности и развития критического мышления. Рассмотрены риски идеологизации, цензуры и манипуляций общественным сознанием. Представленные в статье результаты анализа имеют практическую значимость для разработки эффективной культурной политики, направленной на укрепление социетальной безопасности и сохранение культурного наследия.

Ключевые слова: социетальная безопасность, деструктивные идеологии, культурная политика, медиаграмотность.

Шведов И.Ю.