Культурная жизнь Юга России № 2 (97), 2025
стр. 0-0
Обложка
стр. 1-2
Титул
стр. 3-3
Содержание
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
стр. 7-18
Русская диаспора в Латинской Америке: к вопросу межкультурного диалога
В статье освещены проблемы генезиса русской диаспоры в Латинской Америке, сохранения ее идентичности и межкультурной коммуникации. Характер формирования диаспоры обусловил ее разобщенность, приводившую к ассимиляции. Эмигранты оказывали позитивное влияние на различные сферы жизни принимавших стран, чем содействовали «узнаваемости» России и формированию ее положительного имиджа. Формы самоорганизации диаспоры обеспечили сохранение культурного потенциала. Сегодня диаспора – инструмент «мягкой силы» для реализации внешнеполитических задач России.
Ключевые слова: «Русский мир», Латинская Америка, Республика Парагвай, русская диаспора, миграция, межкультурный диалог, «мягкая сила».
стр. 18-31
Роль института наставничества в реализации российской модели креативных индустрий
В статье определена роль института наставничества концептуально значимого инструмента устойчивого развития креативных индустрий в России. Охарактеризовано содержание института наставничества в РФ и обозначена специфика российской модели креативных индустрий. Доказано, что и институт наставничества, и российская модель креативных индустрий базируются на стратегии сохранения и приумножения человеческого капитала, выступающей основой национального суверенитета страны в условиях построения многополярного мира как новой модели геополитических отношений.
Ключевые слова: стратегическое развитие, креативные
индустрии, центры прототипирования, институт наставничества, Краснодарский
государственный институт культуры.
стр. 31-37
Современная мода как социокультурный феномен: становление и трансформации
Мода является комплексным социокультурным явлением, охватывающим глобальное пространство и подверженным изменениям в контексте культурно-исторической эволюции. Она выступает значимым индикатором социальных и культурных трансформаций, оказывая существенное влияние на динамику общественного развития. В статье осуществлен анализ генезиса моды как мультидисциплинарного социокультурного феномена, включающий исследование ключевых концепций и методологических парадигм, определяющих функционирование современной модной системы. Особое значение придано исследованию взаимосвязей моды с социокультурной средой, ее роли в современном культурном дискурсе и специфике технологических процессов в индустрии моды.
Ключевые слова: мода, одежда, костюм, феномен моды, культурология, коммуникация, социокультурное пространство, трансформация.
Денисов Н.Г., Сайфиева Ю.С.стр. 37-46
Теоретические подходы к исследованию христианских религиозных образов в современном искусстве
Предметом исследования в данной статье являются теоретические подходы, применяемые авторами к изучению христианских религиозных образов в современном искусстве. В исследовании были использованы системный, семиотический и структурно-функциональный подходы, с помощью которых обоснованы теоретико-методологические основания исследования христианских религиозных образов современного искусства. Авторами впервые обозначена необходимость научного изучения проблемы десакрализации религиозных образов в современном искусстве.
Ключевые слова: христианские религиозные образы, современное искусство, системный подход, семиотический подход, структурно-функциональный подход, десакрализация.
Грива О.А., Пуздровская М.А.КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
стр. 47-53
Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации как один из способов музейного документирования
В настоящей статье рассматриваются музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ и опубликованные на сайте Государственного каталога Музейного фонда РФ, выступающего образцом современной системы цифрового документирования музейных фондов, обеспечивающего централизованный доступ к информации и поддерживающего единые стандарты учета и описания в масштабах всей страны. В ходе исследования применяются общенаучные и атрибуционные методы. Работа актуальна в контексте цифровой трансформации музейной отрасли.
Ключевые слова: Музейный фонд РФ, музейные предметы, база данных, автоматизированная система, Госкаталог, документирование.
Антошкина М.В., Акоева Н.Б.стр. 53-64
Коллекционирование и частные музеи Краснодарского края: к постановке проблемы
В статье предпринимается краткий исторический обзор коллекционирования как способа сохранения культурного наследия, рассматриваются правовые и социально-культурные основания функционирования частных музеев, дается общая характеристика музеев Краснодара и Краснодарского края, созданных на основе частных коллекций, описываются характерные проблемы некоторых из них. Задача нашей работы дать общее представление о существующих в настоящее время частных музеях Краснодарского края, заложить фундамент исследования, которое будет касаться как правовых, так и методологических аспектов появления и функционирования частных музеев на Кубани.
Ключевые слова: коллекция, частный музей, экспозиция, экспонат, развитие музейной сферы, собирательство, культура.
Нежигай Э.Н.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
стр. 65-73
Музыкально-просветительская деятельность митрополита Илариона (Алфеева) в соработничестве с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского
В статье рассмотрена музыкально-просветительская деятельность митрополита Илариона (Алфеева), широко известного в музыкальном мире. Священнослужитель и богослов, ученый и педагог, просветитель и композитор, Иларион долгое время являлся одной из ключевых фигур в культурно-религиозной жизни России. В статье освещены соработничество митрополита Илариона и Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, его совместные усилия с другими деятелями искусств по сохранению и популяризации отечественной хоровой музыки, развитию литургического музыкознания, духовному возрождению православной культуры.
Ключевые слова: Митрополит Иларион (Алфеев), музыкально-просветительская деятельность, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, хоровые фестивали.
Пантелеева А.А.стр. 73-84
Песенные сборники XIX – начала XX века как источник исследования музыкального фольльклора черноморских станиц Кубани
В статье дается описание первых текстовых и нотных публикаций народных песен черноморских станиц Кубани. Они характеризуются в контексте исследовательских задач, решаемых современными фольклористами. При системном изучении музыкального фольклора региона используются компаративный и статистический методы, направленные на описание динамики традиционной музыкальной культуры. Наибольшее внимание уделяется анализу сборников народных песен А.Д. Бигдая и Г.М. Концевича, составленных на рубеже XIX–XX вв.
Ключевые слова: фольклор, традиционная народная культура, черноморские казаки Кубани, народная песня, сюжет, напев, сборник.
Лиховицкая К.В., Жиганова С.А.стр. 84-92
Семантика музыкальных образов поля в отечественной хоровой музыке
Основные положения теории образа поля уже получили достаточное освещение в исследованиях филологов, философов, культурологов и других представителей наук об искусстве. Хоровая палитра музыкальной интерпретации образов поля не менее насыщена и интересна. В ходе исследования для достижения цели исследования, заключающейся в рассмотрении семантики музыкальных образов поля в отечественной хоровой музыке, была проанализирована нотно-музыкальная литература, прослушаны разные аудиозаписи исполнительских интерпретаций хоровых миниатюр. Использовался широкий спектр общетеоретических, лингвистических, музыковедческих методов.
Ключевые слова: образы хоровых партитур, поле, композиторское прочтение, интерпретация, обработки русских народных песен, национальная идентичность.
Малацай Л.В.стр. 92-99
Сказки ор. 51 Н.К. Метнера: авторское прочтение и интерпретации ХХI века
В статье рассмотрен последний опус сказок для фортепиано русского композитора Н.К. Метнера, приведена история его создания и публикации. Охарактеризованы средства музыкальной выразительности, используемые композитором в этих пьесах. На основе анализа нотного текста выявлены общие интонационные черты сказок, имеющие национальную природу. Автор статьи сравнивает воплощение композиторского замысла пьес в интерпретации сказок Н.К. Метнера и в исполнениях современных пианистов.
Ключевые слова: Н.К. Метнер, сказки ор. 51, авторская интерпретация, Х. Милн, Д. Шишкин.
Герасимова С.Н.стр. 99-111
Воплощение фантастических персонажей в опере «Мадам Белая змея» Чжоу Луна
В центре внимания статьи – онтология фантастических персонажей в опере «Мадам Белая змея» Чжоу Луна. Предмет исследования – комплекс авторских средств и приемов, используемых в создании образно-художественного мира оперы. Методы и подходы: историко-стилевой, комплексный, методы герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в аналитическом рассмотрении индивидуального стиля и творческого метода современного китайского композитора, отражающих актуальные философские темы, над которыми размышляет композитор в опере.
Ключевые слова: Чжоу Лун, опера «Мадам Белая змея», миф, приемы стиле вой аллюзии и стилевого синтеза, символические и драматургические функции, фантастические персонажи в музыке.
Су Ялинь, Мозгот С.А.стр. 111-120
К проблеме индивидуального стиля и творческого метода Тан Дуна на примере оперы «Марко Поло»
В центре внимания статьи – опера «Марко Поло» Тан Дуна (1957 г.р.). Предмет исследования – генезис содержания оперы, воздействующий на организацию ее структуры, драматургии и образно-художественного мира. Методы и подходы: историко-стилевой, герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Доказывается, что узнаваемые знаки-сигналы, техники исполнения Sprechstimme и bel canto, цитаты и жанровые шаблоны (хорала, псалмодии, песни) становятся важными средствами для воплощения в опере идей, актуальных для творчества композитора.
Ключевые слова: Тан Дун, опера «Марко Поло», стилевой синтез, сюжетная, монтажная и медитативная драматургия.
Се Линлинстр. 121-133
Формирование хора как «коллективной индивидуальности» в операх Дж. Россини
В статье рассматривается процесс расширения драматургических функций хоров в операх Дж. Россини «Моисей в Египте» и «Магомет II». В хоровых сценах этих опер ярко изображен национально-политический и религиозный конфликт между поработителями и угнетаемым народом. Дж. Россини искусно использовал смешанный и женский состав хора в изображении притесняемого народа и исключительно мужской хор в обрисовке враждебной группы, угрожающей существованию этого народа. Новаторская трактовка хора Дж. Россини оказалась созвучна идеям Рисорджименто, распространившимся позже.
Ключевые слова: Дж. Россини, хор, итальянская опера, французская опера, конфликт, народ, Рисорджименто, коллективная индивидуальность.
Дун Яньцзюньстр. 134-143
Лексические и фактурные клише традиционного китайского исполнительства на классической шестиструнной гитаре
Автор статьи исследует влияние традиционной китайской музыкальной лексики и фактуры на формирование китайской поэтики в музыке для классической гитары, фокусируя внимание на раскрытии ладовой, гармонической, фактурной ее специфики. Продемонстрировано, что виртуозное применение приемов игры на традиционных китайских щипковых инструментах, таких как пипа, люцинь и юэцинь, на классической гитаре также придает музыке национальный колорит.
Ключевые слова: традиционная лексика, фактура, китайский жанр, гамма, гармония, многоголосная фактура, традиционные струнные щипковые инструменты.
Дуань Шинаньстр. 143-155
Объектно-ориентированная онтология в современном танце Мартина Спонберга
Статья посвящена анализу феномена вытеснения традиционного танцевального объекта ориентированностью на сценографические решения в творчестве М. Спонберга. На примере постановок «Natten» и «La Substance, but in English» исследуется трансформация пространственно-временных отношений и драматургии взаимодействием между исполнителями и зрителями. Анализируя творческий метод М. Спонберга, автор приходит к выводу, что доминирование сценографических элементов является не просто стилистическим выбором танц-художника, а сознательной критической стратегией, направленной против превращения танца в товар, реализуя которую М. Спонберг создает новый тип танцевального искусства.
Ключевые слова: танцевальный объект, коммодитизация, сценография, современный танец, телесность, хореография, сценографическая деконструкция.
Падян Ю.Ю.ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
стр. 155-160
Шэнь Юань и формирование органной культуры Китая
Статья посвящена творчеству китайского органиста и композитора Шэнь Юань, ее роли в формировании китайской органной культуры. После появления органов западного образца в Поднебесной благодаря христианским миссионерам китайская органная музыка быстро развивалась, орган был выведен на светскую концертную эстраду, и сейчас в стране появилось много выдающихся исполнителей-органистов. Композиторы начали создаваить первые сочинения для этого «короля музыкальных инструментов». Шэнь Юань содействует распространению китайской органной музыки, постоянно проводит в Китае органные концерты музыкально-просветительской направленности. Композиторские опыты Шэнь Юань демонстрируют ее стремление привнести в органную музыку китайскую музыкальную поэтику.
Ключевые слова: органная культура Китая, христианские миссионеры, Шэнь Юань, культурный обмен, Великий шелковый путь.
Сюн Яолустр. 160-170
Перспективы развития корпоративной культуры в России: интеграция культурологического подхода от этапа становления до инновационных управленческих практик
В статье охарактеризованы механизмы интеграции культурологического подхода в корпоративную культуру организаций России. Научная новизна исследования заключается в установлении при создании системы корпоративных ценностей взаимосвязей между ценностными идеями теоретиков корпоративной культуры и традициями национального менталитета. Вывод автора состоит в том, что под влиянием культурологических идей формируется уникальная модель корпоративного пространства, базирующаяся на традиционных ценностях, на которых основывается картина мира, свойственная той или иной национальной культуре.
Ключевые слова: корпоративная культура, культурологический подход, российский бизнес, Э. Шейн, Дж. Коттер, Дж. Хескетт, ценности.
Давиденко Е.А.стр. 170-177
Культурные институты: исторический анализ опыта противодействия деструктивным идеологиям
В статье исследована роль культурных институтов (музеев, театров, библиотек) в обеспечении социетальной безопасности, так как в условиях глобальной нестабильности культура становится важным инструментом защиты общества от деструктивных идеологий и угроз культурной идентичности. Проанализированы исторические стратегии формирования культурных ценностей, укрепле ния социальной сплоченности и развития критического мышления. Рассмотрены риски идеологизации, цензуры и манипуляций общественным сознанием. Представленные в статье результаты анализа имеют практическую значимость для разработки эффективной культурной политики, направленной на укрепление социетальной безопасности и сохранение культурного наследия.
Ключевые слова: социетальная безопасность, деструктивные идеологии, культурная политика, медиаграмотность.
Шведов И.Ю.стр. 178-178