Культурная жизнь Юга России № 3 (98), 2025

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 5-6

От редактора

Зенгин С.С.


ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА

стр. 7-14

Луганщина: культурная политика в условиях межгосударственных фронтиров единого народа

Культура и культурная политика являются сущностными понятиями для государств, имеющих общие цивилизационные корни. Россия и Луганщина, претерпевшая в постсоветский период государственные пертурбации и вернувшаяся в единокровное российское пространство, представляют сверхактуальный научный интерес с культурологической и этатистской точек зрения. В статье проводится анализ культурной политики ЛНР и РФ, их культурных доминант и процесса интеграции ЛНР в социокультурную сферу российской государственности. Делаются выводы об укреплении идентичных культурных базисов.

Ключевые слова: Луганщина, Россия, культурная политика, государственность, идеология, традиция, культурная интеграция, идентичность.

Денисов Н.Г., Коржикова Ж.А.

стр. 14-25

Основные трансформации отечественной театральной культуры в XXI веке

Авторы статьи исследуют основные трансформации отечественной театральной культуры в XXI веке, сопоставляя их с системой К.С. Станиславского, определившей данный вид культуры в ХХ веке. На обширном материале современных исследований проанализированы главные составляющие театральной культуры (драматургия, искусство актера и режиссура с ее выразительными средствами) в аналитическом сравнении их смысловых и ценностных ориентаций с положениями системы К.С. Станиславского, особенно в их аксиологическом значении для современной театральной культуры.

Ключевые слова: театральная культура, система К.С. Станиславского, постдрама, игровой театр, режиссура.

Найденко М.К., Васильченко Н.Н., Журков М.С.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

стр. 26-38

Проблема стилистической многовекторности в пейзажах кубанских живописцев авангардных направлений рубежа XX–XXI вв.

Пейзаж как отдельный жанр в творчестве кубанских живописцев рубежа XXXXIвв., в том числе неоавангардных направлений, еще не являлся предметом специального исследования, что определяет научную новизну статьи. На основе ряда пейзажных работ и при помощи методов формально-пластического и сравнительного анализа авторы статьи выявляют особенности творческого почерка кубанских мастеров пейзажного жанра, отказавшихся от традиционной для кубанской пейзажной живописи стилистики в традициях реализма и импрессионизма. Определена степень влияния русского и западноевропейского искусства рубежа XIXXX вв.на формирование самобытных стилей кубанских пейзажистов указанного периода.

Ключевые слова: кубанская живопись, пейзажный жанр, рубеж XXXXI вв., неоавангардные тенденции, стилистическая направленность.

Белецкая Н.В, Митягина Ю.С.

стр. 38-48

Закономерности развития современной монументальной живописи России

В статье исследована современная монументальная живопись России при помощи авторской методики анализа формы, пространства и цветового решения. На основании полученных результатов автор приходит к концептуально значимым выводам о стилистических особенностях российской монументальной живописи: во-первых, современная монументальная живопись эклектична; во-вторых, будучи средством социальной коммуникации, она отражает весь спектр интересов человека; в-третьих, формирование шкалы ее ценности обусловлено предпочтениями заказчика и резонансным откликом целевой аудитории.

Ключевые слова: монументальная живопись, муралы, условная трактовка формы и пространства, станковая живопись, цвет.

Калашникова Е.А.

стр. 48-58

Христианские мотивы в фарфоре китайских династий Мин и Цин XVI–XVIII вв.

В статье охарактеризованы идейно-художественные особенности китайского фарфора с христианскими сюжетами времен династий Мин и Цин (XVI–XVIII вв.). Использованы теоретический, сравнительный, индуктивный и дедуктивный методы исследования. Новизна исследования заключается в систематизации разрозненных сведений о китайском фарфоре вышеуказанного периода из зарубежных и российских источников для формирования целостного представления о рассматриваемом феномене. Автор приходит к выводу, что использование христианских мотивов в китайском фарфоре – это не копирование европейских образцов, а процесс их творческого переосмысления, основанный на взаимодействии христианства и китайской культуры.

Ключевые слова: китайскийфарфор, католические мотивы, христианская иконография, евангельские сюжеты, династии Мин и Цин.

Хуан Тяньсяо

стр. 58-67

Роль художественных средств в формировании архитектурного образа в процессе работы над клаузурой

В статье рассматривается роль художественных средств в формировании архитектурного образа в процессе работы над клаузурой. Раскрывается связь художественного образа и художественных приемов в процессе поиска идейно-смыслового образа архитектурного объекта. Исследование опирается на методы системного анализа, искусствоведческой интерпретации и визуального моделирования. На примере клаузуры раскрываются инструментальные связи линии, пятна и цвета как перманентных методических приемов по формированию художественного образа при поиске архитектурной формы.

Ключевые слова: архитектура, художественный образ, клаузура, линия – пятно – цвет.

Романова А.А., Андрияш А.В., Похлебаева М.Б.

стр. 68-80

Греко-римские купидоны в обличии эпохи историзма: феномен английского совершенства

В статье проанализирован яшмовый лоток 1860–1880-х годов фирмы «Веджвуд» из коллекции Радищевского музея. Впервые представлен целостный анализ изделия как гипертекста, в котором форма и содержание образуют единую систему. Исследование позволяет выявить ренессансно-опосредованную трансформацию античных мотивов в викторианской интерпретации. Установлено также, что веджвудская керамика воплощает культурный код, отражающий переосмысление античности современностью.

Ключевые слова: Джозайя Веджвуд, рецепция античности, Ренессанс, искусство викторианской Англии, историзм, Купидон.

Девятайкина Н.И., Довгаленко А.С.

стр. 80-90

Русский исток в истории многоголосия

В теории многоголосия часто акцентируется «европоцентризм» этого процесса, что это есть западноевропейское «теоретически заряженное» движение в историческом развитии музыки. Однако, как показывают исследования, генезис гармонического многоголосия обладает объективными основаниями. Это означает, что он не был исключительно «западноевропейско-центричным» и нуждается в учете тех форм осуществления, в которых гармоническое многоголосие возникает естественно, как недетерминированный идеологизированной музыкальной теорией процесс.

Ключевые слова: мелоинтонирование, полифония, гармония, многоголосие, подголосочная (контрастная) полифония.

Борисов Б.П

стр. 90-99

Песенный пласт как стилевой прием в фильмах режиссера Георгия Данелия

В статье проанализировано использование песенного материала как стилевого приема в фильмах Георгия Данелии, с акцентом на музыкальные композиции, использованные в фильмах «Мимино» (1979) и «Кин-дза-дза!» (1986). Рассмотрена роль песен в раскрытии характеристики персонажей, создании эмоциональной атмосферы и установлении связи с культурным контекстом. Исследовано воздействие песенного контента на структурные элементы произведений и их влияние на восприятие зрителями ключевых сцен. Музыка рассматривается как неотъемлемая часть художественного процесса, усиливающая философские и социальные темы фильмов.

Ключевые слова: музыка кино, Георгий Данелия, Гия Канчели, песенный пласт, лейтмотив, стилистический прием.

Тугаев В.О.

стр. 99-108

Роль трудов Н.С. Речменского в сохранении и популяризации музыкального культурного наследия чеченцев и ингушей

Статья посвящена анализу вклада композитора и фольклориста Н.С. Речменского в сохранение и развитие музыкальной культуры народов ЧИАССР. Предметом исследования является творчество композитора Н.С. Речменского, оказавшее серьезное влияние на развитие музыки народов Северного Кавказа. Научная новизна статьи заключается в во введении в научный оборот архивных сведений о деятельности Н.С. Речменского, позволяющих выявить культурологический аспект влияния творческого наследия композитора  и фольклориста на музыкальную культуру чеченского народа и народов Северного Кавказа.

Ключевые слова: музыкальная культура, чеченцы, ингуши, композитор Н.С. Речменский, песни, танцы, музыкальное искусство.

Мурдалов М.М.

стр. 108-124

Стилистика и жанровый диапазон оркестровой музыки в творчестве А.Даурова

Статья посвящена исследованию жанрового диапазона оркестровых произведений композитора А. Даурова, выявлению черт индивидуального авторского стиля. Актуальность выбранной темы объясняется отсутствием музыковедческих исследований, посвященных изучению музыкального наследия А. Даурова. В процессе анализа произведений было определено жанровое разнообразие оркестровой музыки автора, обнаружены особенности композиторского почерка. В статье рассмотрены такие сочинения А. Даурова, как «Исламей», «Песня горной речушки», «Карачаево-Черкессия моя».

Ключевые слова: А. Дауров, музыкальный жанр, музыкальный стиль, национальная музыка, фольклор, черкесский композитор

Лащева Е.В., Алботова А.А.


ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

стр. 125-133

Динамика православной церковно-певческой традиции Харбина в XX-XXIстолетиях

В статье обозначены основные этапы развития богослужебно-певческой традиции Харбина. В 24 храмах Харбина, построенных в начале ХХ века, были созданы хоровые коллективы, для клироса писали композиторы, музыка которых и сегодня востребована на богослужении. Китайское Подворье Патриарха Московского и Всея Руси сегодня внедряет богослужебные тексты на китайском языке в новом музыкальном прочтении. В связи с высоким уровнем современного межкультурного диалога Китая и России и политической волей лидеров обеих стран автор статьи дает оптимистичный прогноз о динамике церковно-певческого дела Харбина.

Ключевые слова: музыканты Харбина, православная певческая традиция, церковное пение, композиторы, хоровое искусство.
Чжен Юйтсинь

стр. 133-141

«Грозные гимны славного войска запорожского, или военная соната для литавр» В.Г. Кикты: музыкальная поэтика и художественный потенциал инструмента соло

В статье рассмотрено произведение для литавр соло российского композитора В.Г. Кикты в свете таких инновационных художественных тенденций ХХ века, как усиление роли ударных инструментов в современном музыкальном искусстве и углубления программности в сонатном жанре. Автор статьи акцентирует внимание на изменении роли аккомпанирующего и ритмизирующего инструмента ударной группы симфонического оркестра, постепенное превращение литавр в сольный инструмент с присущей им художественной образностью и исполнительской выразительностью.  

Ключевые слова: литавры, соната, Валерий Кикта, программность музыки, приемы исполнения.

Занин Е.В.

стр. 142-148

Искусство игры на пипе: история, теория, практика

В статье рассматриваются пути развития искусства игры на пипе. Исследуются истоки формирования исполнительской культуры, освещаются проблемы современной теории и практики. Определяются наиболее репрезентативные направления в эволюции инструмента, оказавшие влияние на формирование современной темброво-звуковой палитры пипы, выделяется особая роль Лю Дэхая как одного из ведущих исполнителей. В заключении представлен вывод о необходимости гармоничному слиянию традиции и новаторства в современной трактовке одного из древнейших инструментов Китая.

Ключевые слова: пипа, китайская лютня, традиционное инструментальное искусство Китая.

Ли Аньни

стр. 148-157

Демонстрация в кинематографе нравственного выбора творческой личности: аксиологический подход

В статье предметом анализа является нравственный выбор творческой личности как кинематографического героя. Новизна работы состоит в исследовании особенностей кинематографического изображения нравственного выбора, совершаемого творческими деятелями. Автором определен перечень фильмов, сюжет которых строится на воссоздании творческого пути личности через демонстрацию ее поведенческих моделей. В качестве методов исследования применены методы наблюдения, типологизации, сравнительный и герменевтический анализ.

Ключевые слова: мораль, нравственный выбор, конфликт, кинематографический герой, художественный образ, творческий деятель.

Бошук С.В.

стр. 157-166

Современные формы радиовещания в контексте использования интернет-технологий (на примере радиостанции «Говорит Майкоп»)

В статье исследованы процессы структурной и жанровой трансформации электронных СМИ Адыгеи, происходящие под влиянием интернет-технологий. Выявлены особенности вещательной политики региональных радиостанций и охарактеризованы способы воздействия аудио- и цифрового контента на социокультурную ситуацию в регионе. Доказано, что радиоканал «Говорит Майкоп» является примером современного СМИ, положительно влияющего на социокультурную ситуацию в регионе во много благодаря использованию интернет-технологий и социальных сетей.

Ключевые слова: Адыгея, СМИ, интернет, социальные сети, социокультурное пространство, радио, «Говорит Майкоп».

Жачемук В. Ш.

стр. 166-173

Праздники Орловской области: к формированию массовых музыкально-театрализованных представлений литературного типа

Статья посвящена анализу формирования массовых музыкально-театрализованных представлений литературного типа в Орловской области. В работе освещены особенности современной праздничной культуры региона, раскрыты идейно-тематические, режиссерские и постановочные аспекты организации праздников и особенностей реализации художественных замыслов. Обращено внимание на факторы, которые оказали влияние на становление праздничной культуры Орловской области в период после  распада СССР.

Ключевые слова: литературные праздники, праздничная культура, режиссерско-постановочная деятельность, событие, календарь региона. 

Королева Е.С.

стр. 173-184

Тенденции театрализации в современном музыкальном искусстве

В статье исследуются современные тенденции музыкального искусства, в которое активно интегрируются элементы театрального действа, хореографии, шоу, нивелируя границы между «чистым» инструментальным и театральным искусством. Актуализация и переосмысление фольклорных истоков в начале ХХ века и, особенно на рубеже XX–XXI вв., способствовали образованию новых жанровых и стилевых моделей. Анализируются «Русские картинки» Михаила Фуксмана в аспекте диалога традиции и авангарда, музыка которого манифестирует идеи современного искусства с его гипертекстуальностью и радикальными экспериментами.

Ключевые слова: фольклор, народные инструменты, перформанс, композитор Михаил Фуксман, инструментальный театр.

Кривошеев М.Б.