ЛУГАНЩИНА: КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА В УСЛОВИЯХ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ФРОНТИРОВ ЕДИНОГО НАРОДА
Луганщина – историко-географический регион с богатой историей и многогранной культурой, впитавший в себя традиции Золотой Орды, донских казаков, тюркских кочевых, ираноязычных, русского и украинского народов. Таким образом, возникает проблема линейного описания культурогенеза региона, что как никогда ранее актуализирует необходимость современных исследований по следующим основным культурно-историческим, социально-политическим и военно-стратегическим причинам и обстоятельствам.
Во-первых, распад СССР, изменения в общественном строе и геополитическом ландшафте обусловили формально-политическую встроенность Луганской области в государственную структуру Украины, потерявшей в настоящее время суверенитет, принявшей одновременно антироссийский военно-политический и социокультурный курс под западным покровительством.
Во-вторых, пророссийская социокультурная идентичность Луганщины, как и всей Новороссии, зиждется на собственном историко-культурном наследии народов и преемственности поколений, что в настоящее время подчеркивает особую исследовательскую актуальность единой истории и судьбы «русского мира».
В-третьих, Луганская область за последние 35 лет входила в состав трех государств (СССР, Украина, Россия) и сама обретала суверенное государственное образование – ЛНР, что в целом повлияло на общую социокультурную ситуацию. Степень научной разработанности проблемы определяется недостаточностью научно-исследовательских работ, посвященных истории и культуре региона. В первую очередь это касается постсоветского периода существования Луганщины, вплоть до настоящего времени, вследствие снижения числа электронных архивов с открытым доступом и отсутствия множества документов Украины. К числу факторов, обусловливающих отсутствие работ по исследуемой нами проблематике, следует отнести также то обстоятельство, что ЛНР официально вошла в состав РФ недавно, в сентябре 2022 года. Цель, задачи и предмет исследования. Целью исследования является определение базисных компонентов культуры Луганщины и России и их репрезентация в государственной культурной политике. Предмет исследования – выявление общего и особенного в культурной политике России и культурной политике Луганщины в постсоветский период, проходившей на фоне кардинальных социально-политических изменений, связанных с распадом СССР, формированием независимой Украины и актуализацией региональных проблем.
Задачи исследования представляются в изучении нормативноправовых источников, регулирующих культурную сферу, на Украине, в ЛНР и в РФ с 1991 года и вплоть до настоящего времени; рассмотрении комплекса мер, реализованных в рамках государственной культурной политики, а также в подведении промежуточных результатов исследования. Научная новизна исследования состоит в попытке авторов одними из первых проанализировать перманентный характер культурной политики Луганщины в условиях межгосударственных фронтиров единого народа. Методология и методы исследования. В работе применены диахронический, сравнительный и аксиологический методы исследования. Источниковая / эмпирическая база исследования.
Источниковую базу исследования составляют нормативно-правовые акты в области законодательства о культуре Украины, ЛНР и РФ, а также специальные научные труды, посвященные этой сфере, среди которых своей концептуальностью выделяются работы А.В. Яковенко, доктора социологических наук, профессора, заведующего кафедрой социологии и социальных технологий Луганского государственного университета имени В. Даля. Основная часть. В решении множества проблем важную универсальную роль играет современная культурная политика, которая должна ретранслировать, подобно гегелевскому Абсолюту, ценностное содержание свободы, морали и нравственности конкретного народа, выражаясь в его «духе», и совпадать с государственной идеологией. Как известно, с распадом СССР наступил культурный, духовный и идейный голод, и с обрушением советской идеологии в 1990-е гг. на ее обломках не возвели ничего нового, в связи с чем пострадала гражданская и культурная идентичность некогда граждан Советского Союза, а также и их культурная политика. Исповедуя историософский подход к государственной истории, невозможно обойти стороной данное утверждение, подкрепляющее рассуждения, высказанные нами выше: «Национальная идея в своей основе отражает социально-культурную сущность общества и государства в их органическом единстве, выполняет культурно-идеологическую роль по сплочению народов (нации) в рамках конкретно действующего государственного образования на основе его историко-культурного наследия и функционирующих ценностей.
Национальный идеал в свою очередь определяет культурно-цивилизационную перспективу дальнейшего исторического развития общества и государства, моделирует их образы будущей духовной, гражданской и социально-культурной жизнедеятельности. В данных понятиях национальной идеи и национального идеала определяется и постулируется содержание государственной (национальной) идеологии» [1]. Таким образом, при освещении вопроса культурной политики невозможно обойти стороной и идеологический аспект, так как для оценки качества мер, предпринятых государством, необходимо сопоставить их с декларируемыми ценностями самого государства и сущностными ценностями непосредственно граждан, ибо только лишь при их тождественности можно говорить о высоком содержании культурной политики страны. В постсоветский период культурная политика России и Украины строилась на трех уровнях: федеральном, региональном и местном. В такой последовательности предполагается рассмотреть данную проблему на примере Луганщины, выделив три периода: 1991–2014 гг. (Луганская область в составе Украины), 2014–2022 гг. (независимая ЛНР), 2022–2025 гг. (ЛНР в качестве субъекта РФ). В течение 1990-х гг. культурная ситуация на Украине во многом была схожа с российской и первоначально имела инерционально-произвольное состояние, а со второй половины 1992 года приобрела поисковый характер в части определения нормативноправовой базы. Причем, как показал анализ, она во времени формировалась практически вслед за российским законодательством. Так, в 1992 году появились «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» [2] и закон Украины «О культуре» [3], в которых были определены общие принципы культурной деятельности и заявленные намерения ее государственной поддержки. Однако целеполагание культурной политики на государственном уровне в них оставалось неопределенным. В дальнейшем последовательно принимались отраслевые акты о библиотечном и музейном деле, культурном наследии, а также международные соглашения и конвенции. В Луганской области, как и в других регионах Украины, действовало общеукраинское законодательство. Между тем, областные власти принимали собственные нормативные документы, учитывающие специфику региона, его культурное наследие и потребности населения: областные программы, решения областного совета, распоряжения главы областной администрации [4]. Следует подчеркнуть, что в содержательной части правовой базы Луганской области, как и на всей Украине, наблюдался процесс «украинизации» культурной политики, что вело к унификации культурного пространства. В частности, процесс изучения украинского языка, истории Украины и ее традиций во многом сопровождался эрозией локальной идентичности. Особенно пагубной она являлась для всего Восточного региона Украины – исторической Малороссии.
Таким образом, 90-е годы XX века оказались «серым временем» для всех республик бывшего СССР в связи с тяжелейшим кризисом во всех сферах экономической и общественной жизни, что обусловило ничтожность мер государственной поддержки их культур. В первое десятилетие постсоветского периода центральная власть Украины была сосредоточена на собственном укреплении, а регионы были предоставлены сами себе. Отдельные мероприятия, реализованные в Луганской области, были скорее частной инициативой, но не системным государственным делом. Они заключались в поддержке местных творческих коллективов и отдельных деятелей искусств, проведении областных фестивалей и конкурсов, направленных на сохранение и популяризацию местных традиций, сохранении сети культурных учреждений в городах и селах области, в поддержке краеведческих исследований и изданий книг по истории и культуре Луганщины. Такими примерами служили фестивали «Казачьи зори» и «Мелодии шахтерского края», выставки местных художников и мастеров народного творчества, театральные постановки в Луганских театрах и музыкальные программы в областной филармонии, мероприятия к праздничным датам в клубных учреждениях [4]. Процесс формирования региональной культурной политики во многом зависел от политической и проукраинской идеологической турбулентности. Украина, как и другие бывшие союзные республики, потеряла государствообразующую идею и пустилась на безуспешные поиски новых идеологем, предпринимая попытки то к славяно-, то к европо-, то к украиноцентризму. Но и их до 2014 года нельзя в полной мере считать системными, так как экономическая и политическая нестабильность усугубляли разобщенность территорий, поэтому многие проблемные вопросы либо оставались без внимания, либо отводились для самостоятельного разрешения каждому отдельному региону. Поиск новой идеологии проходил на фоне сильных «просоветских» («прокоммунистических») настроений в регионе, что обусловило ряд противоречий между центральной и областной властью. Данному периоду А.В. Яковенко поставил следующий социальный диагноз: «До весны 2014 года в Луганской области сохранялся компромисс между внешней проукраинской политической атрибутивностью и естественной пророссийской бытийственностью» [5. С. 22]. Таким образом, в новообразованном государстве наблюдалась трехвекторная ориентация в культурных предпочтениях общества: традиционная славянофильская с пророссийской направленностью, украиноцентристская с национальной обособленностью и европостремительная, выразившаяся в государственном перевороте в Киеве. По этим причинам государственная власть время от времени меняла вектор геополитического и социокультурного движения. В свою очередь, Луганская область, вместе с остальными территориями Малороссии, в культурной сфере отдавала предпочтение краеведению, нежели чем непоследовательной и нестабильной государственной повестке, что в целом усиливало раскол между Луганщиной и центром. С 2014 года началась новая веха в истории региона: Луганская область вышла из состава Украины и объявила о своей независимости на волне «Русской весны» и стала суверенным государственным образованием – Луганской Народной Республикой. Жители республики получили право на культурное самоопределение и возможность формирования самостоятельной культурной политики. Молодой государственности досталась неприглядная культурная сфера: недостаточное финансирование, устаревшая материально-техническая база учреждений культуры, нехватка квалифицированных кадров, неравномерное распределение культурных ресурсов между городом и селом, негативное влияние военных боестолкновений на социально-культурную жизнь. Нормативно-правовую базу культурной политики ЛНР с 2014 по 2022 гг., прежде всего, составлял закон «О культуре» № 49-II от 29.09.2015 г. (с изменениями, внесенным Законом Луганской Народной Республики от 08.11.2018 № 278-II), который определял правовые основы деятельности в области культуры, регулировал общественные отношения, связанные с созданием, использованием, распространением, сохранением культурного наследия и культурных ценностей, и был направлен на обеспечение доступа к ним. Он особенно подчеркивал право на культурную самобытность [6].
Практика новой культурной политики ЛНР состояла в ориентации на интеграцию с Россией, поэтому ЛНР активно отмечала государственные и культурные праздники, совпадающие с российскими и советскими традициями. Среди них День Победы (9 мая), День защитника Отечества (23 февраля), День народного единства (4 ноября), различные памятные даты, связанные с историей региона и российским культурным наследием. Проводились региональные фестивали, направленные на укрепление патриотизма и сохранение культурного наследия. Среди них были фестивали народного творчества, фольклорные мероприятия, выставки прикладного искусства. Организовывались выставки фотографий, посвященные событиям 2014 года, а также выставки местных художников и ремесел. Активно проводились концерты с участием местных и приглашенных исполнителей из России. Часто исполнялись советские, русские и украинские песни, ориентированные на поддержание культурной идентичности населения. Театральные постановки, как правило, также отражали тему войны и патриотизма, были организованы гастроли российских театров. Акцент делался на проведении лекций и семинаров, посвященных истории региона, вопросам общенациональной идентичности, российско-советской культуре и идеологии. В образовательных учреждениях была усилена роль предметов, связанных с историей России и русского языка. Культурные мероприятия использовались как инструмент консолидации общества вокруг новых политических реалий; они способствовали обновлению традиционной культурной идентичности, связанной с русским миром и советским наследием. Памятным культурно-историческим событием стало возвращение 30 сентября 2022 года Луганщины и Донбасса в целом в состав Российской Федерации, что свидетельствует о восстановлении не только этносоциальной, но и цивилизационной справедливости. Данный общегосударственный акт позволил культурной сфере этих территорий полнокровно войти в российское законодательство, нормативно-правовую базу которого составляет Конституция РФ, а именно: статьи 29 и 44, гарантирующие «свободу творчества, преподавания и культурного самовыражения, а также доступ к культурным ценностям» и «свободу мысли и слова, что имеет важное значение для культурной деятельности» [7].
Одним из первых культуросозидающих документов, гармонизирующих культурную политику Луганщины в российском едином этнокультурном пространстве, стала «Стратегия государственной культурной политики РФ на период до 2030 года» и ее основные задачи: сохранение культурного наследия и национальной идентичности, развитие культуры как важного фактора социального и экономического развития, поддержка творческих индустрий и повышение доступности культурных ценностей для широких слоев населения, развитие культурного образования и поддержка талантливой молодежи, укрепление международного культурного сотрудничества и продвижение российской культуры за рубежом [8]. 2 февраля 2025 года в ЛНР в законную силу вступил закон «О культуре» № 129-I, основанный на федеральном законодательстве РФ, интегрированный с предыдущим законом «О культуре» ЛНР, обладающий самостоятельностью в решениях вопросов культурной политики, основанных на сохранении и популяризации локальной идентичности. Необходимо отметить, что со вступлением ЛНР в состав РФ культурная сфера получила большее государственное внимание, чем за два предыдущих периода, с 1991 по 2014 гг. и с 2014 по 2022 гг. Тезис подтверждается увеличенным финансированием, строгим контролем за соблюдением действующего законодательства, большей доступностью объектов культуры благодаря социальной ориентированности культурной политики, вхождению ЛНР в общероссийское пространство, преодолению последствий вооруженного конфликта. Между тем, существуют и сложности, которые еще предстоит преодолевать: кадровый дефицит, нехватка квалифицированных специалистов, особенно в области реставрации и охраны культурного наследия. Остаются нерешенными инфраструктурные проблемы, многие учреждения культуры нуждаются в ремонте и модернизации. Эти проблемы решаются за счет привлечения опытных специалистов из других субъектов РФ, с помощью федеральных программ переобучения и повышения квалификации действующих сотрудников, подготовки молодых специалистов, имеющих возможность льготного поступления в учебные заведения единой страны. Устаревшая материальная база модернизируется благодаря дополнительному финансированию и дальнейшей интеграции в российское культурное пространство с участием в федеральных программах и проектах [9]. В последние годы число культурных мероприятий в Луганской Народной Республике выросло в разы. Например, гастроли российских творческих коллективов, постановки новых спектаклей в местных театрах, организация концертов классической и современной музыки, участие местных творческих коллективов в общероссийских фестивалях, проведение региональных мероприятий, посвященных традиционной культуре и искусству.
Появились новые фестивали – «Донбасская весна», «Жемчужина России», и проектируется широкое празднование общегосударственных и традиционных народных праздников, организация мероприятий, посвященных памятным датам в истории ЛНР и РФ, представления выставок, посвященных искусству, истории и культуре региона, в том числе, передвижных из российских музеев, а также осуществление реставрационных работ на объектах культурного наследия. Особо следует отметить мероприятия, проведенные в рамках празднования Года защитника Отечества: возложение цветов к подножию Пилона Славы в Луганске, акции «Знамя Победы» и «Письмо ветерану», «Бессмертный полк» в телеформате, выставка «Дорогами войны. Дорогами Победы», тематический спектакль «Вставай, страна огромная…» и многие другие. «В этом году мы отмечаем 80-летие Победы – это очень значимая серьезная дата, – подчеркивает глава ЛНР Леонид Пасечник. – И по сложившейся традиции мы начинаем этот день с возложения цветов к Пилону Славы и у могилы Неизвестного солдата, потому что это священные места для нашей республики. Там всегда собираются ветераны, вспоминают о тех далеких временах, о героях Великой Отечественной войны, которые были рождены на Луганщине.
Такие герои есть по всей территории нашей великой страны» [10]. Данное памятное обобщение главы региона свидетельствует об общенациональном историко-культурном и социально-политическом единстве Луганщины и России, являющимся сегодня, по сути, интегратором в укреплении государственного суверенитета и идентичности народов. Между тем на пути к обеспечению прочного и безопасного государственного, культурного и социально-экономического суверенитета предстоит преодолеть немало проблем социально-политического и психологического характера. Так о данных проблемах пишет А.В. Яковенко: «С начала 90-х гг. прошлого века до весны 2014 года можно было наблюдать своеобразную трансформацию многих луганчан от просоветской и прокоммунистической ориентации – к пророссийской, с постепенным привыканием к новой реальности в пределах институциональных форм Украины. Драматические события весны – осени 2014 года разделили Луганщину не только военно-административно, но и по многим существенным общественным параметрам, при этом сохранялся определенного рода “переток” социальных связей и отношений. Начало специальной военной операции обусловило поляризацию административного и социально-политического, а также социокультурного самоопределения жителей ЛНР и бывшей Луганской области» [5. С. 25]. Таким образом, происходит поэтапное и устойчивое внедрение Луганщины в российское цивилизационное пространство на основе единого в прошлом и настоящем историко-культурного базиса, располагающего общими идеями традиционных ценностей, памяти предков, защиты Отечества в годы Первых и Второй мировых войн, родовых обычаев, верований и культурно-бытовых навыков. Сегодня они плодотворно реализуются в соответствии с Указом Президента РФ № 809 от 09.12.2022 г. «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [11].
В настоящее время жители Луганской Народной Республики и, в целом, Донбасса вместе со всей Россией твердо, последовательно и героически стоят на боевом, трудовом и культурном фронтах, утверждая историческую справедливость единого народа, его цивилизационную идентичность и витальную перспективу.




