Культурная жизнь Юга России № 3 (90), 2023

стр. 0-0

Обложка

стр. 3-4

Титул

стр. 5-5

Содержание



Теория и история культуры, искусства

стр. 7-18

Камерные пространства «уходящего города» в произведениях краснодарских художников

В статье на основе обширной эмпирической базы рассматриваются вопросы художественной интерпретации образа города в живописных и графических произведениях краснодарских художников. Из всего многообразия типов репрезентируемых в изобразительном искусстве пространств выделяются локальные камерные, чаще всего анонимные пространства, формирующие камерный портрет города с его особой ментальной характеристикой, идентичностью. На основе искусствоведческого подхода с позиций семиотики визуального текста анализируются изображения знаково-символических объектов, их фрагментов и элементов городских пространств в произведениях краснодарских художников разных поколений, школ, выявляются их образно-пластические характеристики, уровни символизации текста.

Ключевые слова: изобразительное искусство Кубани, город Краснодар, пейзаж, образ города, камерные пространства, лиминальные элементы жилища.

Д.И. Гангур

стр. 18-25

Изменение соотношения смысловых и знаковых функций в культуре европейского типа XIX – XX вв.

В статье рассматривается проблема соотношения смысловых и знаковых функций в культуре, начиная со времен романтизма. Ставится вопрос о том, что изменение форм феноменов понимания может повлечь за собой искажения, приводящие к возникновению негативных тенденций в смыслообразующих структурах культурного поля, а также влияющие на гомеостазис культуры в целом. Основным вопросом статьи выступает вопрос о динамике смысловых конструктов, из которых складывается предметная и интеллектуальная области сознания человека культуры.

Ключевые слова: культурогенез, онтогенез, социокультурная динамика, смысловой конструкт, гомеостазис, аномалия, идея болезни, изобразительное искусство, бессубъектность в искусстве.

С.В. Кудряшов

стр. 25-35

Ценностно-смысловые трансформации феномена контрнауки в современной медиакультуре

В настоящей статье проанализирована динамика и выявлены особенности трансформаций феномена контрнауки в медиакультурном пространстве современного общества. Проведен дискурс-анализ существующей научной литературы по проблематике и нарративный анализ некоторых контрнаучных медиапродуктов. Сделан вывод о высокой адаптивности феномена контрнауки к изменяющимся социально-политическим и технологическим условиям, об опасности ее распространения в масс-медиа и о необходимости принятия действий для купирования ее дальнейшей экспансии в медиакультуре.

Ключевые слова: медиакультура, медиапространство, медиа, информационное общество, ценностно-смысловые трансформации, контрнаука, заблуждение.

Н.Г. Денисов, А.А. Бражников, В.В. Валькова

стр. 35-48

Памятник пионерам-героям в Таврическом саду в Ленинграде: новый взгляд на тему Великой Отечественной войны в эпоху «оттепели»

Подробный разбор памятника пионерам-героям, установленного в Таврическом саду в Ленинграде в 1962г., и других проектов, конкурировавших с этой работой, дает возможность увидеть, какие изменения произошли в советском монументальном искусстве в связи с послаблениями в культурной политике во второй половине 1950-хгг., как изменилось отношение к теме Великой Отечественной войны. Провозглашенный на Всесоюзном съезде советских художников в 1957г. более широкий взгляд на то, что такое социалистический реализм, принес свои плоды уже на первом туре конкурса на памятник пионерам-героям, прошедшего в том же году.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, монументы, мемориалы, ленинградская школа скульптуры, сталинский классицизм, памятник пионерам-героям. 

Д.Н. Андреев

стр. 49-62

Культурное наследие как основа самоидентификации России в эпоху креативных индустрий

Статья посвящена вопросам самоидентификации Российской Федерации в современных условиях построения многополярного мира как выражении противостояния унифицирующим процессам глобализации, подгоняющим модернизацию в странах мирового сообщества под западные «эталонные» стандарты. Данные геополитические контртенденции происходят в контексте процессов развития информационного общества и становления креативных индустрий, причем последние, подобно глобализации, способствуют появлению мультикультурной идентичности, приводящей к утрате идентичности национальной. В сложившихся условиях культурное наследие народов РФ предстает основой самоидентификации России в эпоху креативных индустрий.

Ключевые слова: самоидентификация, национальная идентификация, креативные индустрии, культурная политика, специальная военная операция.

О.А. Павлова

стр. 63-74

Отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной культуры в повседневной жизни

Предмет исследования – отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной этнокультуры в повседневной жизни. Научная новизна обусловлена комплексом общенаучных и специальных методов, включая культурологическую атрибуцию и контент-анализ, который позволил рассмотреть предмет исследования как ресурс формирования общероссийской гражданской идентичности. Полученные результаты свидетельствуют, что традиционные ценности населяющих Россию народов являются важным фактором и социокультурным основанием развития общероссийской гражданской идентичности.

Ключевые слова: традиционная культура, ценности, молодежь, общероссийская идентичность, культурологическая атрибуция, этнокультура, адыги.

А.Ю. Натхо


Культурное наследие и сохранение исторической памяти

стр. 75-85

Вклад А.Ф. Косовской в развитие музея краеведения и истории грязелечения города Саки (социокультурный аспект)

В статье, на основании впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Саки, Музея краеведения и истории грязелечения города Саки, рассматривается вклад Анны Федоровны Косовской (1917–2000) в развитие МБУ «Музей краеведения и истории грязелечения» г. Саки как института культуры и субъекта социокультурной деятельности. Огромный вклад в становление и развитие музея внесла А.Ф. Косовская, возглавлявшая его в 1955–1993 гг., и долгие годы – на общественных началах. Более 30 лет А.Ф. Косовская также работала экскурсоводом по Крыму, разрабатывала различные экскурсионно-туристические маршруты, являлась председателем общества по охране памятников г. Саки. Она активно пополняла фонды Музея краеведения и истории грязелечения уникальными экспонатами, принимала участие в экспозиционно-выставочной работе и популяризации краеведческих и культуроведческих знаний. В статье акцентируется внимание на усилиях А.Ф. Косовской по превращению Западного Крыма (Евпатория, Саки, пгт. Черноморское) в единое культурное пространство, музейный кластер, с целью создания развитой системы взаимодействий и коммуникаций между различными субъектами культуры ради эффективного сотрудничества в деле культурного, экономического и социального развития полуострова.

Ключевые слова: А.Ф. Косовская, МБУ «Музей краеведения и истории грязелечения» города Саки, социокультурная деятельность, музейный кластер. 

В.А. Горенкин, В.А. Иванов, А.В. Швецова

стр. 85-93

Серебряная подносная солонка в коллекции отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: возвращенное название и обстоятельства создания

В статье на примере солонки, созданной к коронации Александра II, рассматриваются различные аспекты подготовки комплектов для традиционной церемонии поднесения хлеба-соли монаршим особам, а также представлена история бытования такого рода вещей. Введение в научный оборот музейного экспоната, наряду с установлением имени создавшего его мастера, обогащают информацию по истории серебряного дела в Российской империи, расширяя представление о разнообразии форм и художественного оформления подносных предметов.

Ключевые слова: подносная солонка, Государственный Эрмитаж, Зимний дворец, коронация, Александр II, памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, костромские ювелиры.

А.М. Лукьянчикова

стр. 93-100

Сферы профессиональных компетенций профиля подготовки музейного работника в вузе культуры

Статья посвящена проблеме профильной подготовки современного специалиста в области музееологии в условиях развития культурных индустрий и цифровой трансформации современной массовой культуры и искусства. Происходящие в современных музеях кардинальные изменения, нарастание коллаборативных взаимодействий в условиях многоканального финансирования с арт-бизнесом и культурным туризмом, доминирующим в современной туристской индустрии, требуют развития новых профессиональных компетенций, проектного системного видения и мышления, цифровой культуры.

Ключевые слова: подготовка музейных работников, цифровизация, арт-бизнес, культурный туризм.

А.В. Кудинова, С.А. Морозов


Актуальные проблемы искусствоведения

стр. 101-108

Творчество композитора Рефата Ибадлаева в контексте стилевых приоритетов

В статье впервые дается стилистическая характеристика творчества крымскотатарского композитораи исполнителя Рефата Ибадлаева. Особое внимание уделено музыкально-выразительным компонентам, раскрывающим фольклорную основу его произведений. В статье выявлена жанровая специфика творчества композитора, отмечены типичные для его композиторского метода приемы: вариантность, импровизационность. Аналитический материал сопровождается нотными примерами. Современные гармонические и ладоинтонационные средства и композиционные приемы позволили автору выявить новые качества фольклорного материала.

Ключевые слова: баян, фольклор, стиль, жанр, фактура, тембр

С.Я. Мамбетов

стр. 108-115

Программность в сказках для фортепиано Н.К. Метнера

Программность, пронизывающая все творчество Н.К. Метнера, особенно ярко проявилась в жанре сказки. В статье предлагается разделение сказок на группы по определенным образно-жанровым характеристикам. Рассматриваются принципы раскрытия названий и эпиграфов в музыкальном воплощении пьес. Анализируются средства музыкальный выразительности, свойственные той или иной группе сказок. Приводятся примеры приемов композиторской техники, воплощающих программный замысел Н. К. Метнера.

Ключевые слова: программность, жанр, сказка для фортепиано, Н. К. Метнер, авторская ремарка.

С.Н. Герасимова

стр. 116-125

Развитие импровизации в контексте эволюции джазовых стилей

Статья посвящена рассмотрению импровизации как основной константы современного джазового искусства. Обосновывается необходимость изучения феномена импровизации в контекстеисторической динамики развития джазовых стилей. Изменение функций тематического и импровизационного материала в джазовом исполнительстве второй половины XX – начала XXI в. свидетельствует о трансформации взглядов и художественных представлений профессиональной джазовой среды. Компаративистский элемент исследования базируется на анализе разноплановых интерпретаций темы Дж. Гершвина «Summertime» и демонстрирует процесс эволюции джазовой композиции.

Ключевые слова: джазовая импровизация, джазовая композиция, интерпретация, стили джаза.

Е.В. Лубяная

стр. 125-132

Искусство аранжировки в практической деятельности эстрадно-джазовых вокальных групп a cappella

Статья посвящена проблеме изучения современных методик аранжировки произведений для эстрадно-джазового вокального ансамбля acappella. Исследование сконцентрировано на освещении вопросов, касающихся формирования авторской методики создания вокально-ансамблевой партитуры acappella в опоре на специфические для стилей и направлений джазового искусства языковые компоненты. Комплексный подход к анализу музыкального материала дал возможность обозначить стилевые особенности современных вокальных аранжировок, определив тем самым новизну и своеобразие резюмирующих выводов.

Ключевые слова: аранжировка, вокальная группа, ансамбль, эстрадно-джазовая музыка, джазовые исполнители, коллективная импровизация

В.Н. Демина, Л.В. Малацай

стр. 132-142

«Дикая земля» Цзинь Сяна: современная опера в национальном стиле

Предметом исследования стала опера «Дикая земля» талантливого китайского композитора Цзинь Сяна. Методом исследования явился целостный анализ оперы, направленный на рассмотрение ее образно-смыслового содержания, музыкальной драматургии и стиля. Новизна исследования состоит в анализе художественной концепции оперы в контексте проблемы развития традиций национальной музыкальной драмы в условиях современных методов композиции. Цзинь Сян обогатил стиль традиционной китайской оперы достижениями западной музыкальной культуры, создав свой неповторимый композиторский язык.

Ключевые слова: Цзинь Сян, «Дикая земля», китайская опера, национальный стиль, синтез китайских и европейских традиций.

Чжэн Сюэ Чэнь, Е.В. Смагина

стр. 143-149

О специфике аксиологического подхода к процессу формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей

Статья посвящена проблеме обретения ценностной парадигмы миропонимания в процессе формирования профессионального мировоззрения  будущих концертных исполнителей. Аксиологический аспект непосредственно связан с развитием художественной культуры обучающегося как интегрального качества, определяющего способ его освоения духовных ценностей в профессиональной деятельности. Умение создавать собственную грамотную, стилистически обоснованную и конструктивно осознанную интерпретацию произведения является критерием сформированности личностно-ценностной мировоззренческой позиции концертного исполнителя.

Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, будущий концертный исполнитель, ценностная парадигма, аксиологическая константа,  исполнительская интерпретация, ценностно-архетипическое мышление, этико-эстетическое пространство, соната для флейты «Ундина» Карла Рейнеке.

В.И. Стачинский, И.В. Стачинская

стр. 149-157

Образы членов императорской семьи в творчестве А.М. Леонтовского

В статье на основе анализа документов и сохранившихся произведений рассматривается творчество художника А.М. Леонтовского, работавшего и умершего в г. Таганроге в начале ХХ века. Из фондов российских музеев выделены портреты членов российской императорской семьи его кисти. Научная новизна настоящего исследования состоит во введении в искусствоведение фактических данных о биографии художника, а также в обобщении и анализе части его живописного наследия. Предмет исследования – стилистические и пластические характеристики полотен. Соответственно, его методы включают исторический, а также иконографический и системный анализ произведений мастера. В результате настоящего анализа выявлены стилистические и композиционные особенности портретов членов императорской семьи, выполненных А.М.Леонтовским.

Ключевые слова:тискусство начала ХХ века, репрезентативный портрет, полупарадный портрет, камерный портрет, творче

Н.В. Махно


Трибуна молодого ученого

стр. 158-163

Ксиланкапу – красочная шелковая китайская парча туцзя

Туцзя относится к малым народностям Китая. Это трудолюбивый народ, живущий в сложных климатических и природно-географических условиях. К ремесленному и эстетическому наследию этого народа относится производство парчи ксиланкапу. Этот вид деятельности интегрирует в себе ремесло и искусство, что позволяет получать высококачественные, красивые натуральные изделия, обладающие высокими экологическими качествами. Поддержка и возрождение этой технологии и искусства чрезвычайно актуальны в настоящее время.

Ключевые слова: туцзя, образ жизни, культура, производство парчи.

Ши Цюн