Культурная жизнь Юга России № 1 (80), 2021
стр. 0-0
Обложка
стр. 1-2
Титул
стр. 3-3
Содержание
стр. 4-4
Contents
Передовая статья
стр. 7-13
Культура как «мягкая сила»: диапазон действий и потенциальные возможности
В статье исследуется эволюция представлений о культуре как «мягкой силе». В качестве эмпирического материала использована хронология событий в мире конца ХХ – начала XXI вв.
Ключевые слова: культура, «мягкая сила», экспансия, сотрудничество, самоценность, геополитические испытания.
В.Г. Торосян, Р.Н. ДержирученкоТеория и история искусства
стр. 14-21
"Хованщина" М.П. Мусоргского в свете традиции русской религиозной мистерии
В статье впервые ставится вопрос о связи оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского с древнерусской традицией религиозной мистерии. Теоретическая значимость работы состоит в доказательстве генетической связи древнерусского религиозного жанра с принципами русской оперной сцены ХIХ века, прежде всего в лице ее основоположника М.И. Глинки. Последовательное рассмотрение основных черт древнерусского храмового действа, претворенных Глинкой в опере «Жизнь за царя», доказывает дальнейшее их развитие Мусоргским в условиях исторического оперного спектакля кризисной направленности.
Ключевые слова: русская религиозная мистерия, сакрализация исторического оперного действа, принципы литургического символизма, исторический музыкальный миф.
Н.В. Бекетовастр. 21-27
Амплуа персонажей в пекинской опере и формы их репрезентации
В центре внимания работы находятся амплуа «шэн», «дань», «цзин», «чоу» пекинской оперы. Предмет исследования – традиции народных представлений в современном театральном искусстве Китая. Методологическая основа: комплексный, феноменологический, семантический, компаративистский, культурологический, 2 2 “Культурная жизнь Юга России” № 1 (80), 2021 герменевтический подходы. Новизна исследования состоит в определении характерных признаков, закрепленных за каждым амплуа. Обосновывается, что пекинская опера и сегодня выполняет функции сохранения и репрезентации культурно-исторических ценностей народа.
Ключевые слова: Пекинская опера, оперный сценический макияж, амплуа, цветовая семантика, песенно-танцевальное оформление.
С.А. Мозгот, Ян Листр. 27-35
Музыкальная интонация в моделировании образов окружающего мира в творчестве Хуан Цзы
В центре внимания работы находится изучение музыкальной интонации в вокальных сочинениях Хуан Цзы. Предмет исследования – функции музыкальной интонации в создании образов окружающего мира в вокальных сочинениях Хуан Цзы. Методологическая основа: комплексный, феноменологический, семантический, компаративистский, культурологический, герменевтический подходы. Новизна исследования состоит в определении ведущих образных сфер и их музыкального воплощения в вокальном творчестве Хуан Цзы. Обосновывается, что для раскрытия образов окружающего мира композитор отдает предпочтение образам природы и растительного царства, которые раскрываются в романсах позднего периода символически, аллегорически, метафорически.
Ключевые слова: Хуан Цзы, вокальное творчество, образы природы, музыкальная интонация, смысловые функции.
Мина У, С.А. Мозготстр. 35-46
«Пушкинская» симфония Бориса Тищенко: к вопросу о содержании и драматургии
Предметом исследования стала симфония выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939-2010). Она родилась по следам музыки к документально-игровому кинофильму 1967 года «Гибель Пушкина». Композитор вернулся к своему раннему сочинению через тридцать с небольшим лет и, не меняя в произведении ничего, преобразовал материал к кинокартине в «Пушкинскую симфонию». В статье анализируется симфоническая форма, драматургия произведения, композиторский язык, приводятся нотные примеры, акцентирующие стилистику Тищенко. Новизна исследования заключается в том, что до сих пор нет ни единой работы, рассматривающей «Пушкинскую симфонию» Бориса Тищенко, сочинения, ставшего одним из важных элементов обновления отечественного симфонизма 1960-х годов.
Ключевые слова: Борис Тищенко, Пушкин, симфония, музыка для кино, оркестр, стихотворения.
Ю.Э. Серовстр. 46-57
Борис Тищенко: сюиты «Суздаль» и «Палех» в контексте его киномузыки
Предметом исследования стала музыка к кинофильмам выдающегося композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко, ее взаимосвязь с масштабным симфоническим творчеством музыканта. Научная новизна работы состоит в том, что до сих пор эта оркестровая сфера Тищенко не вызывала интереса у музыковедов, несмотря на серьезные достижения композитора в ней. В статье подробно анализируются две оркестровые сюиты Тищенко, составленные им по следам работы в документальном кино, речь идет о научно-популярных картинах «Суздаль» (1964) и «Палех» (1965).
Ключевые слова: Борис Тищенко, Соломон Шустер, музыка для кино, симфонический оркестр, Суздаль, Палех.
Ю.Э. Серовстр. 57-63
Драматургические особенности неигрового роуд-муви
В статье анализируются драматургические особенности роуд-муви в неигровом кино, используется сравнительный анализ режиссерского инструментария в фильмах «Братья по оружию. Во имя общей победы» (реж. О. Штром) и «Пицца в Освенцим» (реж. М. Циммерман). Роуд-муви – драматургическая структура, подробно изученная в американском киноведении, однако в отечественном поле искусствознания проанализирована недостаточно. Автор исследует роуд-муви не в игровом, а в документальном кино, выявляя ряд режиссерских приемов и методов, которые можно использовать на практике.
Ключевые слова: документальное кино, роуд-муви, реверсия, драматургия, путь героя, «Катюша», «Братья по оружию», «Пицца в Освенцим».
Е.С. Трусевичстр. 63-70
Виртуозность, декоративность и иллюзорность в портретной живописи России 1820-х годов
В статье рассматриваются основные формальные особенности портретной живописи в России 1820-х годов. Выделяются следующие направления, связанные с созданием образа в жанре портрета: виртуозность, декоративность и иллюзорность. Предлагается считать их главными элементами художественного языка указанного десятилетия. Рассмотрение этих направлений осуществляется прежде всего на примере произведений из собрания Государственного Эрмитажа, пока еще мало отраженных в искусствоведческой литературе. Современный анализ работ К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, П.В. Басина, О.А. Кипренского, Б.-Ш. Митуара и др. приводится с учетом мнений, взятых из газетной и журнальной литературы того времени.
Ключевые слова: портрет 1820-х годов, портрет в России, виртуозность в живописи, декоративность в живописи, иллюзорность в живописи.
Ю.Ю. Гудыменкостр. 71-81
Архитектура и скульптура дома искусств в Старом парке: к вопросу о стиле Александра Алексеева
В статье рассмотрен архитектурно-скульптурный комплекс Дома искусств (Русского Дома) А.И. Алексеева в Старом парке поселка Кабардинка в Краснодарском крае. С применением метода сравнительного анализа автором статьи выявлены стилеобразующие факторы архитектуры Дома искусств и пластические принципы его скульптурного оформления, что сделано впервые. Автор статьи приходит к выводам: архитектура Дома искусств эклектична, скульптура смоделирована как станковая. Русский характер сооружения ярче всего проявляется в «лесной» колоннаде, образах героев русских сказок и былин а также в народных сюжетах из собрания Д.А. Ровинского.
Ключевые слова: Старый парк в Кабардинке; Дом искусств; особенности архитектурного и скульптурного почерка А.И. Алексеева.
С.Л. Дмитриевастр. 81-93
Об отсутствии чернильницы у Евангелиста Луки: архитектоника миниатюр Евангелия Хитрово и Евангелия Успенского Собора Московского Кремля
Спор об авторстве миниатюр знаменитых московских Евангелий XV века (Евангелие Хитрово и Евангелие Успенского собора) свидетельствует о непревзойденной ценности и значимости данных произведений для русской культуры. В статье анализируется архитектоника миниатюр с евангелистами и выдвигается предположение, что их композиция основывается на строгом применении математических (построение спирали Фибоначчи) и чертежных (параллельное и центральное проецирование) методов. Все это позволяет поддержать идею об авторстве прп. Андрея Рублева.
Ключевые слова: Евангелие Хитрово, Евангелие Успенского собора, Андрей Рублев, спираль Фибоначчи, квадратура круга, византийская миниатюра, русская миниатюра.
Р.А. Сусловастр. 93-104
Станковая печатная графика в Волгоградской области: 2000–2020-е годы
Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Волгоградском регионе в современный период. В статье определен круг мастеров печатной графики, проведен анализ технических предпочтений, определены индивидуальные особенности в исполнении техник печатной графики. Впервые рассмотрены гравюры художников М.А. Сайфутдинова, А.В. и В.П. Филимоновых, Е.Н. Трофимовой, В.Д. Фенина, И.С. Вдовенко. Гравюры С.А. Азарова и А.И. Шилова рассмотрены в контексте становления авторской техники печатной графики.
Ключевые слова: печатная графика, офорт, монотипия, линогравюра, гравюра на картоне, Волгоград.
А.В. Филимоновастр. 104-109
Тема Великой Отечественной войны в творчестве художников сурового стиля
Статья раскрывает тему Великой Отечественной войны как особо значимого явления в творчестве советских живописцев «сурового стиля» 1960-х годов. В ней анализируются происхождение и сущность нового художественного направления в живописи через призму проблематики войны. Рассмотрены его особенности и художественно-стилевые черты для передачи смысловой нагрузки работ. Изучено творчество художников 1960-х годов как предмет исследования. Ставится цель проанализировать работы авторов, отражающие события Великой Отечественной войны. С помощью подробного описания ряда художественных произведений сурового стиля создан образ войны – не только как исторического события, но и трагедии всего человечества.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, суровый стиль, советская живопись, советское искусство, цвет.
У.С. Костюкова, Н.Б. Акоевастр. 110-116
Симфония финала в отражении отечественного музыкознания
В статье рассматривается тип симфонии финала в различных ракурсах, представленных в отечественном музыкознании. Предметом становится комплекс драматургических характеристик по количественному, качественному, процессуальному и результативному параметрам. Кроме основного – структурно-семантического метода – используется функциональный подход при анализе драматургического профиля симфонического цикла. Концептуальный ракурс изучения определяет его новизну, позволяет выявить общие и отличительные признаки при сравнении инварианта и циклов более позднего времени, вплоть до размывания жанровой формы к середине ХХ века.
Ключевые слова: симфония финала, кульминация, драматургический профиль, концепция.
О.В. ШмаковаТеория и история культуры
стр. 117-122
Культурно-экзистенциальная ситуация «первого буддизма» и современный мир
История человечества, дух которого сегодня стремится вырваться из оков «живого материального носителя», мистически была предвосхищена учением и жизненным подвигом Гаутамы-Будды. Став объектом автоматизации как социальный функционер-работник, человек обнаруживает себя лишним в этом мире. Исследование показывает, что изучение оснований мировоззрения буддизма – существенно значимое условие успешности прогресса, вступившего в стадию информационной цивилизации, глобального человечества.
Ключевые слова: буддизм, информационная цивилизация, история, космический разум, прогресс.
Б.П. Борисовстр. 123-134
Возможности культурного наследия на территории Республики Крым как универсальной сферы взаимодействия субъектов поступательного социально-экономического и социально-культурного развития на современном этапе
В статье рассматривается культурное наследие как универсальная сфера межведомственного взаимодействия. Определены концепции, условия и основные аспекты государственной поддержки, а также выявлена роль бизнеса и НКО в сфере культурного наследия. На примере реализации культурной политики Республики Крым в рамках кластерного подхода показаны механизмы трансляции культурного наследия для эффективного развития региона, а также обоснована необходимость внедрения межведомственного взаимодействия для эффективного устойчивого развития.
Ключевые слова: культурное наследие, государство, межведомственное взаимодействие, экономика культуры, культурная политика, устойчивое развитие.
О.И. Микитинец, С.В. БелкинаТрибуна молодого ученого
стр. 135-140
Герои американской кинокомедии 1990-х годов как отражение культуры США
Предмет исследования в статье – персонажи американских кинокомедий 1990-х годов ХХ века как отражение национальной американской культуры. Применены методы – компаративный, анализа и синтеза. В статье анализируются комедийные кинообразы в контексте национальных особенностей культуры США, что обусловливает новизну исследования. Герои кинокомедий США отражают базовые ценности и установки американской культуры, среди которых прагматизм, стремление к достижению успеха (американской мечты), толерантность и плюрализм. Также на примере комедийных персонажей подтверждается важность для американцев ценности патриотизма, выражаемой на киноэкране в поведении киногероев.
Ключевые слова: американская кинокомедия, культура США, киногерои, менталитет, герменевтика.
В.Н. Беденкостр. 141-142