Культурная жизнь Юга России № 1 (80), 2021

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 4-4

Contents

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Передовая статья

стр. 7-13

Культура как «мягкая сила»: диапазон действий и потенциальные возможности

В статье исследуется эволюция представлений о культуре как «мягкой силе». В качестве эмпирического материала использована хронология событий в мире конца ХХ – начала XXI вв.

Ключевые слова: культура, «мягкая сила», экспансия, сотрудничество, самоценность, геополитические испытания. 

В.Г. Торосян, Р.Н. Держирученко


Теория и история искусства

стр. 14-21

"Хованщина" М.П. Мусоргского в свете традиции русской религиозной мистерии

В статье впервые ставится вопрос о связи оперы «Хованщина» М.П. Мусоргского с древнерусской традицией религиозной мистерии. Теоретическая значимость работы состоит в доказательстве генетической связи древнерусского религиозного жанра с принципами русской оперной сцены ХIХ века, прежде всего в лице ее основоположника М.И. Глинки. Последовательное рассмотрение основных черт древнерусского храмового действа, претворенных Глинкой в опере «Жизнь за царя», доказывает дальнейшее их развитие Мусоргским в условиях исторического оперного спектакля кризисной направленности.

Ключевые слова: русская религиозная мистерия, сакрализация исторического оперного действа, принципы литургического символизма, исторический музыкальный миф.

Н.В. Бекетова


стр. 21-27

Амплуа персонажей в пекинской опере и формы их репрезентации

В центре внимания работы находятся амплуа «шэн», «дань», «цзин», «чоу» пекинской оперы. Предмет исследования – традиции народных представлений в современном театральном искусстве Китая. Методологическая основа: комплексный, феноменологический, семантический, компаративистский, культурологический, 2 2 “Культурная жизнь Юга России” № 1 (80), 2021 герменевтический подходы. Новизна исследования состоит в определении характерных признаков, закрепленных за каждым амплуа. Обосновывается, что пекинская опера и сегодня выполняет функции сохранения и репрезентации культурно-исторических ценностей народа. 

Ключевые слова: Пекинская опера, оперный сценический макияж, амплуа, цветовая семантика, песенно-танцевальное оформление. 

С.А. Мозгот, Ян Ли

стр. 27-35

Музыкальная интонация в моделировании образов окружающего мира в творчестве Хуан Цзы

В центре внимания работы находится изучение музыкальной интонации в вокальных сочинениях Хуан Цзы. Предмет исследования – функции музыкальной интонации в создании образов окружающего мира в вокальных сочинениях Хуан Цзы. Методологическая основа: комплексный, феноменологический, семантический, компаративистский, культурологический, герменевтический подходы.  Новизна исследования состоит в определении ведущих образных сфер и их музыкального воплощения в вокальном творчестве Хуан Цзы. Обосновывается, что для раскрытия образов окружающего мира композитор отдает предпочтение образам природы и растительного царства, которые раскрываются в романсах позднего периода символически, аллегорически, метафорически.

Ключевые слова: Хуан Цзы, вокальное творчество, образы природы, музыкальная интонация, смысловые функции.

Мина У, С.А. Мозгот

стр. 35-46

«Пушкинская» симфония Бориса Тищенко: к вопросу о содержании и драматургии

Предметом исследования стала симфония выдающегося отечественного композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко (1939-2010). Она родилась по следам музыки к документально-игровому кинофильму 1967 года «Гибель Пушкина». Композитор вернулся к своему раннему сочинению через тридцать с небольшим лет и, не меняя в произведении ничего, преобразовал материал к кинокартине в «Пушкинскую симфонию». В статье анализируется симфоническая форма, драматургия произведения, композиторский язык, приводятся нотные примеры, акцентирующие стилистику Тищенко. Новизна исследования заключается в том, что до сих пор нет ни единой работы, рассматривающей «Пушкинскую симфонию» Бориса Тищенко, сочинения, ставшего одним из важных элементов обновления отечественного симфонизма 1960-х годов.

Ключевые слова: Борис Тищенко, Пушкин, симфония, музыка для кино, оркестр, стихотворения.

Ю.Э. Серов

стр. 46-57

Борис Тищенко: сюиты «Суздаль» и «Палех» в контексте его киномузыки

Предметом исследования стала музыка к кинофильмам выдающегося композитора второй половины ХХ века Бориса Ивановича Тищенко, ее взаимосвязь с масштабным симфоническим творчеством музыканта. Научная новизна работы состоит в том, что до сих пор эта оркестровая сфера Тищенко не вызывала интереса у музыковедов, несмотря на серьезные достижения композитора в ней. В статье подробно анализируются две оркестровые сюиты Тищенко, составленные им по следам работы в документальном кино, речь идет о научно-популярных картинах «Суздаль» (1964) и «Палех» (1965).

Ключевые слова: Борис Тищенко, Соломон Шустер, музыка для кино, симфонический оркестр, Суздаль, Палех.

Ю.Э. Серов

стр. 57-63

Драматургические особенности неигрового роуд-муви

В статье анализируются драматургические особенности роуд-муви в неигровом кино, используется сравнительный анализ режиссерского инструментария в фильмах «Братья по оружию. Во имя общей победы» (реж. О. Штром) и «Пицца в Освенцим» (реж. М. Циммерман). Роуд-муви – драматургическая структура, подробно изученная в американском киноведении, однако в отечественном поле искусствознания проанализирована недостаточно. Автор исследует роуд-муви не в игровом, а в документальном кино, выявляя ряд режиссерских приемов и методов, которые можно использовать на практике. 

Ключевые слова: документальное кино, роуд-муви, реверсия, драматургия, путь героя, «Катюша», «Братья по оружию», «Пицца в Освенцим». 

Е.С. Трусевич

стр. 63-70

Виртуозность, декоративность и иллюзорность в портретной живописи России 1820-х годов

В статье рассматриваются основные формальные особенности портретной живописи в России 1820-х годов. Выделяются следующие направления, связанные с созданием образа в жанре портрета: виртуозность, декоративность и иллюзорность. Предлагается считать их главными элементами художественного языка указанного десятилетия. Рассмотрение этих направлений осуществляется прежде всего на примере произведений из собрания Государственного Эрмитажа, пока еще мало отраженных в искусствоведческой литературе. Современный анализ работ К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, П.В. Басина, О.А. Кипренского, Б.-Ш. Митуара и др. приводится с учетом мнений, взятых из газетной и журнальной литературы того времени.

Ключевые слова: портрет 1820-х годов, портрет в России, виртуозность в живописи, декоративность в живописи, иллюзорность в живописи.

Ю.Ю. Гудыменко

стр. 71-81

Архитектура и скульптура дома искусств в Старом парке: к вопросу о стиле Александра Алексеева

В статье рассмотрен архитектурно-скульптурный комплекс Дома искусств (Русского Дома) А.И. Алексеева в Старом парке поселка Кабардинка в Краснодарском крае. С применением метода сравнительного анализа автором статьи выявлены стилеобразующие факторы архитектуры Дома искусств и пластические принципы его скульптурного оформления, что сделано впервые. Автор статьи приходит к выводам: архитектура Дома искусств эклектична, скульптура смоделирована как станковая. Русский характер сооружения ярче всего проявляется в «лесной» колоннаде, образах героев русских сказок и былин а также в народных сюжетах из собрания Д.А. Ровинского. 

Ключевые слова: Старый парк в Кабардинке; Дом искусств; особенности архитектурного и скульптурного почерка А.И. Алексеева.

С.Л. Дмитриева

стр. 81-93

Об отсутствии чернильницы у Евангелиста Луки: архитектоника миниатюр Евангелия Хитрово и Евангелия Успенского Собора Московского Кремля

Спор об авторстве миниатюр знаменитых московских Евангелий XV века (Евангелие Хитрово и Евангелие Успенского собора) свидетельствует о непревзойденной ценности и значимости данных произведений для русской культуры. В статье анализируется архитектоника миниатюр с евангелистами и выдвигается предположение, что их композиция основывается на строгом применении математических (построение спирали Фибоначчи) и чертежных (параллельное и центральное проецирование) методов. Все это позволяет поддержать идею об авторстве прп. Андрея Рублева.

Ключевые слова: Евангелие Хитрово, Евангелие Успенского собора, Андрей Рублев, спираль Фибоначчи, квадратура круга, византийская миниатюра, русская миниатюра. 

Р.А. Суслова

стр. 93-104

Станковая печатная графика в Волгоградской области: 2000–2020-е годы

Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Волгоградском регионе в современный период. В статье определен круг мастеров печатной графики, проведен анализ технических предпочтений, определены индивидуальные особенности в исполнении техник печатной графики. Впервые рассмотрены гравюры художников М.А. Сайфутдинова, А.В. и В.П. Филимоновых, Е.Н. Трофимовой, В.Д. Фенина, И.С. Вдовенко. Гравюры С.А. Азарова и А.И. Шилова рассмотрены в контексте становления авторской техники печатной графики. 

Ключевые слова: печатная графика, офорт, монотипия, линогравюра, гравюра на картоне, Волгоград.

А.В. Филимонова

стр. 104-109

Тема Великой Отечественной войны в творчестве художников сурового стиля

Статья раскрывает тему Великой Отечественной войны как особо значимого явления в творчестве советских живописцев «сурового стиля» 1960-х годов. В ней анализируются происхождение и сущность нового художественного направления в живописи через призму проблематики войны. Рассмотрены его особенности и художественно-стилевые черты для передачи смысловой нагрузки работ. Изучено творчество художников 1960-х годов как предмет исследования. Ставится цель проанализировать работы авторов, отражающие события Великой Отечественной войны. С помощью подробного описания ряда художественных произведений сурового стиля создан образ войны – не только как исторического события, но и трагедии всего человечества. 

Ключевые слова: Великая Отечественная война, суровый стиль, советская живопись, советское искусство, цвет. 

У.С. Костюкова, Н.Б. Акоева

стр. 110-116

Симфония финала в отражении отечественного музыкознания

В статье рассматривается тип симфонии финала в различных ракурсах, представленных в отечественном музыкознании. Предметом становится комплекс драматургических характеристик по количественному, качественному, процессуальному и результативному параметрам. Кроме основного – структурно-семантического метода – используется функциональный подход при анализе драматургического профиля симфонического цикла. Концептуальный ракурс изучения определяет его  новизну, позволяет выявить общие и отличительные признаки при сравнении инварианта и циклов более позднего времени, вплоть до размывания жанровой формы к середине ХХ века. 

Ключевые слова: симфония финала, кульминация, драматургический профиль, концепция.

О.В. Шмакова


Теория и история культуры

стр. 117-122

Культурно-экзистенциальная ситуация «первого буддизма» и современный мир

История человечества, дух которого сегодня стремится вырваться из оков «живого материального носителя», мистически была предвосхищена учением и жизненным подвигом Гаутамы-Будды. Став объектом автоматизации как социальный функционер-работник, человек обнаруживает себя лишним в этом мире. Исследование показывает, что изучение оснований мировоззрения буддизма – существенно значимое условие успешности прогресса, вступившего в стадию информационной цивилизации, глобального человечества. 

Ключевые слова: буддизм, информационная цивилизация, история, космический разум, прогресс.

Б.П. Борисов


стр. 123-134

Возможности культурного наследия на территории Республики Крым как универсальной сферы взаимодействия субъектов поступательного социально-экономического и социально-культурного развития на современном этапе

В статье рассматривается культурное наследие как универсальная сфера межведомственного взаимодействия. Определены концепции, условия и основные аспекты государственной поддержки, а также выявлена роль бизнеса и НКО в сфере культурного наследия. На примере реализации культурной политики Республики Крым в рамках кластерного подхода показаны механизмы трансляции культурного наследия для эффективного развития региона, а также обоснована необходимость внедрения межведомственного взаимодействия для эффективного устойчивого развития. 

Ключевые слова: культурное наследие, государство, межведомственное взаимодействие, экономика культуры, культурная политика, устойчивое развитие. 

О.И. Микитинец, С.В. Белкина


Трибуна молодого ученого

стр. 135-140

Герои американской кинокомедии 1990-х годов как отражение культуры США

Предмет исследования в статье – персонажи американских кинокомедий 1990-х годов ХХ века как отражение национальной американской культуры. Применены методы – компаративный, анализа и синтеза. В статье анализируются комедийные кинообразы в контексте национальных особенностей культуры США, что обусловливает новизну исследования. Герои кинокомедий США отражают базовые ценности и установки американской культуры, среди которых прагматизм, стремление к достижению успеха (американской мечты), толерантность и плюрализм. Также на примере комедийных персонажей подтверждается важность для американцев ценности патриотизма, выражаемой на киноэкране в поведении киногероев. 

Ключевые слова: американская кинокомедия, культура США, киногерои, менталитет, герменевтика.

В.Н. Беденко