Культурная жизнь Юга России № 4 (95), 2024
стр. 0-0
Обложка
стр. 1-2
Титул
стр. 3-3
Содержание
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
стр. 7-14
Историческая память: структура и типология
Статья посвящена феномену исторической памяти. Предметом исследования является особая форма аккумулирования опыта прошлого в индивидуальном и массовом сознании – историческая память, представляющая особую форму хранения, воспроизводства и рефлексивного осмысления актуального для человека и для общества исторического опыта прошлого, который позволяет ориентироваться в настоящем и будущем. Научная новизна заключается в опыте обоснования типологизации форм исторической памяти, структуры исторической памяти, а также в характеристике трех основных типов исторической памяти и их функций – мифологической, меморативной и социально-конструктивистской.
Ключевые слова: социальная память, историческая память, типология форм исторической памяти и их функции.
Кудинова А.В., Морозов С.А., Прохода П.В.стр. 14-24
Трансформации социокультурной идентичности человека в современной коммуникативной среде
Статья посвящена актуальной проблеме исследования адаптационных процессов социокультурной идентичности в условиях цифровых коммуникаций, а также анализу противоречий использования цифровой среды в развитии многообразных форм идентичности и их растворения в цифровом пространстве глобальной культуры.
Современная коммуникация, как форма человеческого бытия, сталкивается с глубокими трансформациями в условиях многообразия сетевых взаимодействий, поэтому постоянная потребность в устойчивости идентичности требует осознанного определения приоритетных ролей и ценностей со стороны каждого отдельного индивида.
Ключевые слова: виртуальность, идентичность, информационные технологии, коммуникация, культурное пространство, система ценностей человека, медиасреда, цифровое общество.
Воеводин А.П., Серищева Т.В.стр. 24-33
Методологические проблемы культурологических исследований субъектности в молодежном социокультурном пространстве
В данной статье рассмотрена методологическая проблематика культурологических исследований социокультурного пространства молодежи. Актуальность темы видится авторам прежде всего в том, что если апробированные методики исследований, проводимых культурологами, продуктивны в иных сферах социума, то по отношению к молодежному социокультурному пространству они недостаточно учитывают аспект субъектности. Научная новизна работы состоит в анализе возможностей культурологических методов применительно к осмыслению субъектности процессов, проходящих именно в молодежной сфере социума.
Ключевые слова: социокультурное молодежное пространство, методология, социализация, субъектность, методологические подходы.
Найденко Е.А., Найденко М.К., Мишина Т.В.стр. 33-39
Формирование патриотизма молодежи средствами институтов социальной памяти
Патриотическое воспитание – это одно из наиболее приоритетных направлений деятельности государственных структур и социальных институтов, которое находит свое отражение на протяжении всей истории развития российского государства. Авторами рассматриваются механизмы формирования патриотизма и патриотического воспитания, распространения патриотических ценностей средствами институтов социальной памяти. Основное внимание сосредоточено на библиотечной деятельности Луганской народной Республики. Глубокие корни исторической памяти народа, менталитета и культуры Луганщины стали основой для развития патриотизма регионального уровня.
В результате исследования сделан вывод о том, что библиотеки обладают широким спектром интерактивных возможностей в рамках работы по патриотическому воспитанию.
Ключевые слова: социальная память, библиотека, патриотизм, молодежь, традиционные ценности.
Бобрышева А.В., Пустовит В.Ю.стр. 40-50
Эволюция «культуры отмены» как социокультурной практики: от генезиса к социально-политическим течениям XX–XXI вв.
В статье рассмотрен процесс развития «культуры отмены» как социокультурной практики. Автором отмечается, что в различные исторические периоды существовали как правовые, так и внеинституциональные процедуры воздействия на отдельную личность и социальные группы. На основании культурно-антропологического подхода показана взаимосвязь практик отмены и усложнения социальной структуры. На сегодняшний день «культура отмены» представляет собой трансформировавшиеся социальные практики, направленные на регуляцию антисоциальных действий и неприемлемых паттернов поведения.
Ключевые слова: остракизм, культура отмены, канселлинг, общество, ценности, социокультурная практика, новая этика.
Костенко О.В.КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
стр. 51-59
Адыгский свадебный обряд как средство трансляции культурного кода
Необходимость изучения культурных кодов обусловлена их значимостью в сохранении этнокультурной идентичности и традиционных ценностей. Предметом исследования является форма реализации культурных кодов в адыгском свадебном обряде. Структурно-функциональный анализ показал: в системе культурного кодирования адыгской свадьбы реализуется направленность на разные категории участников обряда, а также на желаемые качества будущих супругов, на идеалы семейной жизни и способы коллективных взаимоотношений социума в разных ситуациях.
Ключевые слова: культурный код, обряд, адыги, традиционная культура, этнос, этническая культура, свадебная обрядность.
Триль Ю.Н., Сиюхова А.М.стр. 59-70
Воспоминания музейных работников как источник изучения истории музея (на примере воспоминаний Р.М. Алексиной о доме-музее Н.С. Лескова)
В статье раскрывается значение воспоминаний музейных работников в качестве источника личного происхождения. Информация, содержащаяся в них, позволяет уточнить историю конкретного музея, выявить большое количество фактов, не нашедших отражения в других источниках или дополнить общеизвестные сведения.
В этом отношении представляют интерес воспоминания Р.М.Алексиной, в которых рассказывается о процессе сохранения и популяризации творчества писателя Н.С.Лескова и создании единственного в стране мемориального музея писателя.
Ключевые слова: источники личного происхождения, воспоминания музейных работников, Государственный литературный музей И.С.Тургенева, Дом-музей Н.С.Лескова, Р.М.Алексина.
Степанова Е.Ю.стр. 70-79
Практики сохранения и изучения историко-культурного наследия Дагестана (к вопросу о создании музея художника Халил-бека Мусаева)
В статье проводится социокультурный анализ практик сохранения историко-культурного наследия в Республике Дагестан и отмечаются успехи в этой области, основанные на уважительном отношении жителей к историческому прошлому, к памяти предков. Автор отмечает необходимость организации музея первого профессионального художника Дагестана Халил-бека Мусаева. Опираясь на принципы объективности и историзма, автор приходит к выводу, что создание подобных музеев способствует эффективному сохранению историко-культурного наследия, формированию новых культурных традиций и эстетических ориентиров.
Ключевые слова: историко-культурное наследие, Республика Дагестан, музей, творчество Халил-бека Мусаева, художники-эмигранты.
Семёнова О.В.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
стр. 80-88
Современная китайская музыка: синтез традиций и инноваций
В статье охарактеризованы особенности развития китайской музыки в условиях глобализирующегося мира. Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении синтеза традиций и инноваций в китайской музыке XXI века. В результате исследования выявлены следующие тенденции, определяющие особенности развития современной китайской музыки: роль цифровых технологий, переосмысление традиционных форм китайской музыки и возникновение гибридных жанров. Сделан вывод о формировании в современном Китае уникального музыкального языка, сочетающего национальную идентичность и глобальные влияния. Отмечена роль системы музыкального образования в сохранении музыкальных традиций Китая.
Ключевые слова:китайская музыка, глобализация, музыкальные традиции, культурный синтез, Шэн Цзунлян, цифровые технологии, музыкальное образование, гибридные жанры, национальная идентичность, мировая музыкальная культура.
У Сяоли, Борисов Б.П.стр. 88-97
Коллаж музыкальных цитат в анимационном сериале «Ну, погоди!»
На основе анализа анимационного сериала «Ну, погоди!» (1969–1993 гг., реж. В. Котёночкин и В. Тарасов, студия «Союзмультфильм») выделены принципы интеграции музыкальных цитат в медиатекст через технику коллажа. Предложена классификация музыкального материала на основе точного цитирования инструментальных и вокальных произведений и введения аранжированных цитат. Исследование взаимосвязи между музыкальным оформлением и визуальными элементами в анимации дает возможность по-новому рассмотреть применение техники коллажа в художественной практике.
Ключевые слова:«Ну, погоди!», анимация; цитата; коллаж, музыка фильма; классификация; функции.
Толпеева Н.И.стр. 98-106
Китайское национальное академическое пение: феномен школы Цзинь Телина
Китайское музыкальное и певческое искусство в настоящий момент исследовано недостаточно; в частности, не выяснено, какую роль в его развитии сыграл Цзинь Телин. В статье выявлено, что в Китае с конца XX века начинается важный этап в преподавании народной вокальной музыки, связанный с деятельностью Цзинь Телина, создавшего собственную дидактическую систему. Профессор Цзнь Телин разработал шесть новых принципов подготовки певцов, включающих научный подход к вокалу, четкое произношение, владение китайским традиционным вокалом, физическую подготовку, хореографические навыки, эмоциональность исполнения. Школа Цзня Телина имеет свои отличительные характеристики: системность, авторитетность, «китаизация бельканто», создание нового вида пения.
Ключевые слова: вокальное искусство, школа Цзинь Телина, народный вокал, китайское национальное академическое пение.
Ян Тэнстр. 106-114
Пути развития отечественной концертной симфонии: к вопросу модификаций жанра
В статье освещаются пути развития концертной симфонии в отечественной музыкальной культуре. Предметом исследования является концертная симфония в ее различных модификациях. В ходе анализа используется комплексный подход, объединивший жанровый, структурный, драматургический и концептуальный методы исследования. Некоторые произведения отечественных композиторов второй половины ХХвека анализируются впервые, что обусловливает новизну исследования и позволяет сделать обзорную характеристику одного из сквозных жанров в истории инструментального искусства.
Ключевые слова: концертная симфония, симфония-концерт, концерт-симфония, музыка для…, концертная музыка, инструментальные жанры, концепция, отечественная музыка, постмодернизм.
Шмакова О.В., Мищенко О.В.стр. 114-123
«Орфей» Е.И. Фомина и европейские оперные традиции
Мелодрама «Орфей» Е.И.Фомина представляет собой одно из ключевых для истории русского оперного театра сочинений. Рассмотрение его в контексте развития европейских оперных традиций позволяет понять, что именно и каким образом повлияло на возникновение этого сочинения, и какие тенденции оказались важными и востребованными на русской музыкально-театральной сцене. Е.И.Фомин демонстрирует в «Орфее» не просто поверхностную связь с традициями оперной и церковной музыки, но глубокую укорененность своего музыкального мышления в итальянской опере.
Ключевые слова: Е.И.Фомин, русская серьезная опера, итальянская опера, мелодрама, театральный стиль.
Цзя Цзиньюйстр. 124-132
Полидеятельность как компонент творческой активности кроссовер-музыканта
Статья посвящена актуальным проблемам современного исполнительства, представленного деятельностью кроссовер-музыкантов. Им присущи особые качества, необходимые для осуществления такого рода самореализации. К ним относятся эрудиция, способность к одновременному решению нескольких творческих задач, предполагающая сочетание различных профессиональных навыков, среди которых исполнительство, сочинение, аранжировка, импровизация и др. Система этих качеств обусловливает взаимосвязь между двумя явлениями – полидеятельностью и классическим кроссовером как одним из современных форматов существования музыкального произведения.
Ключевые слова: кроссовер-музыкант, полидеятельность, монодеятельность, самореализация, синтез искусств, мультиинструментализм, импровизация, третье течение, классический кроссовер.
Дыма И.А., Пчелинцев А.В.стр. 132-140
Золото в ювелирных промыслах Дагестана (конец ХIХ – начало ХХI вв.)
В статье охарактеризованы особенности использования золота в ювелирных промыслах Дагестана в период с конца ХIХвека по начало ХХI столетие. Интерес к золоту у дагестанских мастеров возник во время их знакомства с производством фабричных украшений из пробного золота. В советское время ювелиры из Дагестана широко использовали пробное золото, когда выезжали на заработки в республики Средней Азии, Кавказа. Использование золота для ювелирных украшений получило широкое распространение в народных промыслах Дагестана в постсоветское время. В настоящий момент «дагестанское золото» является брендом в торговле ювелирными изделиями.
Ключевые слова: ювелирные промыслы Дагестана, исторические традиции использования золота в ювелирном искусстве, фабричные золотые украшения российских фирм начала ХХ века, золотые промыслы Дагестана постсоветского времени, «дагестанское золото» как бренд.
Магомедов А.Дж., Юсупов Х.А.стр. 141-155
«Триумфы Любви» Петрарки и Аполлонио ди Джованни в контекстах раннего итальянского Ренессанса
Среди самых известных сюжетов искусства Ренессанса были триумфы. Предмет изучения – ренессансные толкования темы Триумфа Любви поэтом XIV в. Петраркой и художником XV в. Аполлонио ди Джованни. В статье впервые показано, что произведения названных авторов являют разные уровни и языки искусства, но схожи концептуально (антропоцентризм, светскость, достоинство личности, восприятие прошлого как актуального настоящего). При этом высота поэтического текста Петрарки сменяется эстетически новаторской городской визуальной риторикой художника.
Ключевые слова: ранний итальянский Ренессанс, антропоцентризм, иконография триумфов, «Триумфы Любви» Петрарки и Аполлонио ди Джованни (доска для рожениц), прикладное искусство Флоренции XV в.
Девятайкина Н.И.стр. 155-169
Процветший крест в византийской книжной миниатюре и в декоре саркофага Ярослава Мудрого: диалог образного и геометрического
Архитектоника миниатюр с изображением Процветшего Креста в византийских рукописных Евангелиях X–XI вв. позволяет предположить, что их композиция основывается на строгом применении математических (геометрических) методов. Подобное предположение дает возможность с новых позиций рассмотреть самое, пожалуй, знаменитое изображение Процветшего Креста в древнерусской культуре – на саркофаге Ярослава Мудрого. В результате формального анализа выявлено, что в его композиции заложено решение трех знаменитых задач древности на построение: о трисекции угла, квадратуре круга и удвоении куба. При этом геометрические построения не являются самоцелью, а могут нести символический и богословский смысл.
Ключевые слова: Процветший Крест, византийская миниатюра, саркофаг Ярослава Мудрого, математические методы в искусстве, золотое сечение, квадратура круга.
Суслова Р.А.стр. 170-171