Культурная жизнь Юга России № 4 (91), 2023

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание



Теория и история культуры, искусства

стр. 7-13

Культура и мифология в культурологических исследованиях: смыслообразующий аспект

В статье рассматриваются вопросы, связанные с соотношением культуры и мифологии в культурологических исследованиях. Через символическую концепцию культурогенеза показывается формирование смыслообразующих мифологем, влияющих на стереотипы смыслообразования. Механика восприятия действительности человеком культуры рассматривается в ее связи с динамикой мифологии. Рассматриваются концептуальные построения исследователей, связывающих темы мифологии и мифологизации с основами мировоззрения и сознательной рефлексии. Делается вывод о том, что при исследованиях в области внутренней стороны культуры необходимо учитывать схематику концептуализации реальности человеком.

Ключевые слова: мифология, культура, мировоззрение, семантика, культурогенез, рефлексия, интерпретация, смыслообразование, концептуализация, когнитивный процесс, ментальные структуры сознания.

С.В. Кудряшов

стр. 14-26

Трансформация христианских символов в детских рисунках ленинградцев 1940-х годов

В статье впервые рассматривается семантика детских рисунков ленинградцев 1940-х гг., включающих христианские символы. В рамках исследования применяются методы искусствоведческого анализа и исторический подход. В результате исследования сделаны выводы, что христианские символы в детских рисунках подвергались заметной трансформации, что было обусловлено историческим контекстом, в котором религиозная тема была под запретом. Однако представленные примеры детских рисунков являются свидетельством преемственности художественных традиций, формой освоения и передачи культурного опыта.

Ключевые слова: детские рисунки, Великая Отечественная война, семантические особенности, христианские символы, культурный опыт, художественные традиции.

О.В. Хухрина

стр. 26-33

Культурологические аспекты эволюции коммуникации в эпоху постмодерна

В данной статье авторы рассматривают эволюцию коммуникации и, в первую очередь, её культурологические аспекты в ситуации постмодерна. Проблематика и актуальность данной статьи видится авторам прежде всего в том, что классические модели культурологического, семиотического и философского осмысления феномена коммуникации подвергаются детеоретизации в парадигме постмодернизма. Обращение к эволюции самого понятия коммуникации, культурологический подход к данному процессу, представляет научную новизну, поскольку позволяет расширить возможные направления исследований в данной сфере на поле отечественного культурологического знания. Исследование построено на методе сравнительного анализа, что позволяет читателю аргументированно сопоставить классические теории коммуникации с широкой палитрой навязываемых социуму постмодернистских концепций, в которых сама человеческая коммуникативная бытность выступает в качестве симулякра.

Ключевые слова: коммуникация, диалогическое познание, монологическая идеология, постмодерн, метамодерн.

М.К. Найденко, Е.А. Найденко


стр. 33-47

Ретрансляция культурного кода в креативных индустриях: аксиологический аспект

Аксиологический аспект ретрансляции культурного кода в креативных индустриях рассмотрен в исторической ретроспективе. Трактуя креативные индустрии как естественное продолжение развития массовой культуры индустриального общества, авторы статьи отмечают, что, получив первоначальное институциональное оформление в Англии конца 1990-х годов, данная модель социокультурного развития сфокусировала в себе ценности общества потребления, которые в глобализированной форме продвигались коллективным западом в мировом сообществе. При таком подходе ретрансляция культурного кода предстает не более, чем игровая стилизация, являющаяся инструментом продвижения региональной идентичности, формально имеющей признаки этнографической атрибутики, вуалирующей глубинные характеристики ценностей коллективного запада. В условиях построения многополярно мира, когда признается суверенитет и значимость национальных государств, ретрансляция культурного кода в креативных индустриях основывается на традиционных культурных ценностях, что подтверждает китайский и российский опыт построения и развития креативных индустрий, охарактеризованный авторами статьи.

Ключевые слова: культурная политика, массовая культура, общество потребления, постиндустриальное общество, информационное общество, медиакультура, креативность, креативные технологии, креативные индустрии.

С.А. Морозов, О.А. Павлова, П.В. Прохода

стр. 48-54

Музейные индустрии и культурный туризм

В статье анализируются вопросы взаимосвязи и взаимообусловленности двух взаимосвязанных сфер современных культурных индустрий – культурного туризма и музейных индустрий. Раскрывается трансформация современных музейных индустрий в условиях развития процессов цифровизации, превращения музеев в многопрофильные центры хранения артефактов прошлого, образования, просветительства и организации досуговых практик и пространств, которые являются важным системообразующим элементом современного культурного туризма, значимым ресурсом развития человеческого капитала и городского развития малых городов.

Ключевые слова: музей, культурный туризм, трансформация, культурные индустрии, блокчейн, культурно-досуговое пространство.


А.В. Кудинова, Р.С. Лаво


Актуальные проблемы искусствоведения

стр. 55-65

Оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции времен Консульства и Первой империи

В статье освещается история возрождения оперы на библейские сюжеты в музыкальном театре Франции XIX века. Особое внимание в работе уделяется историко-культурному контексту периода Великой французской буржуазной революции, погрузившей страну в атеистические воззрения, а также деятельности Наполеона Бонапарта, восстановившего в правах католицизм. Автором раскрывается отношение императора к постановке опер на сюжеты Священного Писания и дается краткая характеристика сочинений, созданных в период его правления, – опер «Иосиф в Египте» Э. Мегюля, «Смерть Адама» Ж. Лесюэра, «Смерть Авеля» Р. Крейцера и «Клятва Иеффая» Дж. Мейербера.  В заключении сделаны выводы об особенностях данных произведений и предвосхищении ими принципов жанра французской лирической оперы.

Ключевые слова: французская опера, революция, Священное Писание, библейский сюжет, библейский историзм, Наполеон Бонапарт.

О.С. Михайлова

стр. 66-73

Опера «Лю Ху-лань» как образец историко-героического жанра в музыкальном театре Китая XX века

Данная статья посвящена опере «Лю Ху-лань», написанной в 1950 году композиторами Вэй Фэн и Лю Ляньчи. Практически неизвестная европейскому и российскому музыкознанию, она вызывает большой исследовательский интерес. В центре оперы, являющейся образцом историко-героического жанра, находится один из главных образов китайской культуры середины XXвека, актуальных времени мощного революционного подъема китайского народа: девочки-революционерки Лю Ху-лань, подвиг которой сыграл важную роль в развитии идей патриотизма и гражданственности в общественном сознании Китая 1950-х годов.

Ключевые слова: китайская революционная опера, Лю Ху-лань, Вэй Фэн, Лю Ляньчи, национальные традиции.

Ван Сюэ, Е.В. Смагина

стр. 73-81

Музыкальные традиции Южного Урала: общее и особенное

В статье на историческом материале рассматриваются музыкальные традиции Южного Урала в разрезе общего и особенного. Исходя из методики «регион через города», автор рассматривает Магнитогорск как характерный для региона тип индустриального моногорода. В статье показано, что для южноуральского ареала характерно отсутствие исторически сложившихся музыкальных традиций, но наличествует ускоренный характер их формирования. Постулируется одновременность строительства города в материальном и художественном смыслах, сформировавшая специфические взаимоотношения городского социума и искусства. Автор обнаруживает корреляцию между моноспецификой города и его музыкальной культурой, показывает сопряженность и автономность традиций любительского и профессионального творчества, подчеркивает особую роль музыкально-образовательных учреждений в развитии музыкального пространства региона. В заключение делается вывод о том, что активно формирующиеся а настоящее время музыкальные традиции обеспечивают Южному Уралу потенциал развития на основе современных культурных стратегий.

Ключевые слова: музыкальная культура, музыкальный традиции, регион, Южный Урал, индустриальный моногород, Магнитогорск, любительская традиция, профессиональная традиция, музыкальное образование.

Г.Е. Гун

стр. 81-87

Ладогармонический фактор в контексте стилистики вокальных сочинений Э.Эмир

В современном академическом музыкальном искусстве Крыма творчество композитора Эльвиры Эмир занимает значительное место. Представленное симфоническими, камерно-инструментальными, камерно-вокальными сочинениями, хоровой и театральной музыкой, оно показательно своей национальной характерностью и оригинальностью музыкальной стилистики. В своих творческих решениях Э. Эмир обращается к стилевым моделям романтизма, импрессионизма, неофольклоризма.

В музыковедческой литературе недостаточное внимание уделено индивидуальному стилю Э. Эмир в аспекте ладогармонического фактора. В настоящей статье предпринята попытка раскрыть самобытный интонационный мир вокальных сочинений автора во взаимосвязи национального ладового колорита и современного гармонического языка.

Ключевые слова: стиль, лад, песня, мелодия, диатоника, хроматика, колористика.

Л.Т. Куртбединова, С.Я. Мамбетов

стр. 87-94

Особенности трактовки ударных инструментов в позднем творчестве Б.И.Тищенко

В статье рассмотрена трактовка ударных инструментов в творчестве Б.И. Тищенко, особое внимание уделено поздним сочинениям – «Данте-симфониям». Б.И. Тищенко обладал ярко выраженным тембровым слышанием, и семантика тембров для него была важна с самого начала композиторского пути, на что явно указывает его оригинальная оркестровка Первого виолончельного концерта, где существенная роль принадлежит ударным. В дальнейшем творчестве трактовка этой группы получила достаточно определённую семантическую нагрузку как воплощение идей разрушения, смерти и страданий. Отчасти она сохранилась и в поздних опусах, однако в них ударные инструменты применяются более разнообразно, нагружаются более широкими смыслами.

Ключевые слова: ударные инструменты, трактовка, Б.И. Тищенко, Д.Д. Шостакович, хореосимфоническая циклиада «Беатриче».

Ли Цзычу

стр. 94-104

Музыка Ван Липина в художественном пространстве сериала «Сон в красном тереме»

 Предметом исследования является музыка Ван Липина к телевизионному сериалу «Сон в красном тереме» (1987), вплоть до настоящего времени сохраняющая популярность в Китае. В российском сегменте музыкознания творчество композитора почти не изучено, что предопределяет актуальность и новизну настоящей работы. Авторы приходят к выводу, что музыка Ван Липина отвечает драматургическим особенностям сериала. Композитору удалось полноценно раскрыть характеры и чувства героев сериала, показав их во вневременном контексте.

Ключевые слова: «Сон в красном тереме», роман, сериал, музыка, композитор.

Ню Юньмэн, М.Г. Долгушина

стр. 104-111

Сталинградская книжная графика в довоенный период: 1935–1941 годы

Предметом исследования стало состояние книжной графики в Сталинграде в довоенный период. В статье определен круг художников, сотрудничавших в 1935-1941 годах со Сталинградским книжным  издательством. Рассмотрены издания, оформленные художниками П.Ф. Гречкиным, П.П и А.П. Быковыми, К.К. Дмитриевым, П.П.Островским, П. Сысоевым.

Ключевые слова: иллюстрация, СталГиз, Сталинград, издательство, П.П. Быков, А.П. Быков, П.Ф.Гречкин,, К.К. Дмитриев, П.П.Островский,  П.Сысоев.

А.В. Филимонова

стр. 111-119

Развитие современного декоративно-прикладного искусства на примере техники «скульптурной живописи»

Статья посвящена изучению вопроса развития декоративно-прикладного искусства и его актуальности в современном пространстве искусства. Проводиться ретроспективный анализ этапов становления скульптурной (объемной) живописи, ее симбиоза с классической живописью и скульптурой. Раскрывается поэтапно процесс ведения работы над интерьерным панно в технике «скульптурной живописи». Дается анализ возможности ее дальнейшего развития в самостоятельное направление декоративно-прикладного искусства, открывающее новые горизонты и выстраивающее новые взаимодействия между утилитарностью и искусством.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, современные материалы, «скульптурная живопись», техника, эстетическое воспитание; художественно-творческая деятельность.

М.Б. Похлебаева, Ю.В. Гуменная, А.Е. Валуева, У.Д. Шаповалова

стр. 120-127

Герои британского эпоса в фильме «Король Артур» Антуана Фукуа

Интерес к культурным героям средневековья ныне переживает масштабный взлет. Режиссеры XXI века решают сверхзадачи их приближения к массовой аудитории. Научная новизна статьи определяется выявлением путей, способов, механизмов и стилистических рамок актуализации средневекового материала. Использованы контекстный подход, герменевтический и образно-стилистический методы. Автор статьи приходит к выводам, что фильм «Король Артур» вписывается в пространство постмодернизма, в нем представлено новое видение рыцарства, понятий долга и чести. Музыка Ханса Циммера позволяет расставить акценты, обозначить образные сферы, связи между героями. Антуан Фукуа и Ханс Циммер показали, что культурное прошлое обладает многоуровневым потенциалом воздействия на настоящее средствами искусства.

Ключевые слова: Антуан Фукуа, Ханс Циммер, король Артур, постмодернизм, Кретьен де Труа, Томас Мэлори, рыцарский роман, музыка кино.

М.Е. Зольников

стр. 127-133

Хронотоп фильмов А. Тарковского как феномен музыкальной европейской культуры

В статье приводятся аргументы в пользу того, что фильмы кинорежиссера Андрея Арсеньевича Тарковского – это запечатленная в звукозрительных образах музыка. Предмет исследования – средства создания музыкального хронотопа фильмов А. Тарковского – рассматривается с позиции цивилизационной теории. Авторы приходят к выводу, что творчество режиссера снимает ряд противоречий во взаимодействии русской и западноевропейской цивилизаций, имеющих общий фундамент. Творчество Тарковского христоцентрично, и этот стержень во многом проявляется именно через музыку. Хронотоп фильмов Тарковского, по мнению авторов, является феноменом музыкальной европейской культуры – общей для России, Восточной и Западной Европы.

Ключевые слова: хронотоп, европейская музыкальная культура, фильмы А. Тарковского, цивилизация, христоцентризм

В.М. Гапоненко, М.Э. Рогозянский


Трибуна молодого ученого

стр. 134-141

Визуальные репрезентации как способ конструирования смыслов в культуре

В статье культура рассматривается как совокупность репрезентаций конвенциальной картины мира, в отношении которой есть понимание общего смысла. Новизна исследования заключается в том, что единство культурных форм описано с точки зрения теории игр. С помощью понятия «фокальная точка» показано, что конструирование смыслов в культуре является одним из факторов успешного взаимодействия людей.

Огромное влияние на эти взаимодействия оказывают визуальные репрезентации культурных смыслов, выступающие предметом исследования. Они вытесняет привычные практики и конструируют смысловой контекст восприятия реальности.

Ключевые слова: культура, смысл, конструирование смыслов, визуальные репрезентации, символ, образ.

Э.Н. Налбандян

стр. 141-147

Тенденции обновления жанровой стилистики китайской фортепианной музыки на рубеже XX–XXI веков (на примере творчества Чжоу Луна)

В рамках статьи осуществляется анализ творчества Чжоу Луна в контексте обновления жанровой стилистики фортепианной музыки Китая рубежа XX-XXI веков. Начиная с 1950-х годов в творчестве китайских композиторов стала заметна тенденция к воплощению в музыке народных мелодий и фольклорных элементов всех регионов и национальностей Китая. Однако стремление к развитию новых тенденций было прекращено вследствие допущенных ошибок в годы Культурной революции. Новые поколения китайских композиторов, начиная с 80-х годов XX века, были вовлечены в создание индивидуального стиля современной китайской музыки, чтобы исправить эти ошибки.

Ключевые слова: жанр, стилистические тенденции, китайское фортепианное искусство, Культурная революция, «новая волна» китайской фортепианной музыки, Чжоу Лун.

Хуан Хуэй