Культурная жизнь Юга России № 3 (94), 2024

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 5-6

От редактора

Зенгин С.С.


ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА

стр. 7-15

Смыслы и ценности культуры (образование versus воспитание)

Неустанное воспроизводство человека является важнейшей функцией культуры. Человек в виде культурно доминирующих универсальных знаний и ценностей «входит» в биологическое тело в процессе осмысления взаимодействия вещей в целесообразных актах практической деятельности и трансформации первоначальных практических смыслов в когнитивные и ценностные смыслы. Антропное воспроизводство когнитивных смыслов осуществляется в системах образования, а ценностных смыслов в процессах воспитания.

Ключевые слова: культура, человек, образование, воспитание, практические смыслы, когнитивные смыслы, аксиологические смыслы, эстетический образ.

Воеводин А.П.

стр. 15-24

Проблема идентичности и многообразия культур в условиях мировой глобализации

В статье определяется влияние глобализации на культурное многообразие и идентичность, анализируются процессы, способствующие сохранению или разрушению культурного многообразия в условиях глобализации. Автором исследуется взаимосвязь между глобализацией и формированием культурной идентичности, противостояние и синергия глобальных и локальных векторов в развитии пространства культуры. Идентичность и многообразие культур, происходящая глобализация объединены единым концептуальным пространством культуры, следствием чего является их взаимодействие, инициирующее возникновение новых культурных форм.

Ключевые слова: культура, культурное пространство, глобализация, культурная идентичность, культурная традиция, полилог культур.

Москалюк В.М.

стр. 24-33

Проблема идентичности человека в античной философии

В статье рассмотрен феномен идентичности в античной философии и его воплощение в концепциях древнегреческих мыслителей, оказавших значительное влияние на развитие современной цивилизации. Актуальность представленного исследования основана на необходимости решения проблематики идентичности современного человека, выявлении содержания его ценностной матрицы. В статье используются методы историко-философского анализа и аксиологической оценки идентичности. В ходе исследования установлено, что в эпоху античности философы интерпретировали идентичность как целостное осознание человеком своей духовной определенности, наряду с сопричастностью с космосом, природой, обществом.

Ключевые слова: идентичность личности, проблема идентичности, интерпретация идентичности, античная философия, история понятия идентичность, досократовская философия, Сократ, Платон, Аристотель. 

Емельянова О.Б., Маслова Е.С.

стр. 33-43

Феномен суицида в контексте трансформации романтического мифа

В статье рассматриваются вопросы, связанные с возникновением особой формы суицида в романтизме, а также определяются его типологические характеристики. Указывается на структурные изменения, произошедшие в системообразующих элементах культуры европейского типа вследствие появления романтических тенденций; выявляется связь структурных изменений в культуре и родовых признаков суицида в романтической мифологии. Производится анализ трансформации романтического мифа в связи с суицидальными ситуациями. На основании конкретных примеров осуществляется иллюстрирование описываемого процесса. Подчеркивается, что актуальность сведений в данной области важна для анализа и изучения типологически сходных современных суицидальных ситуаций.

Ключевые слова: романтический миф, суицид, культура, родовые признаки, системообразующие элементы культуры, эстетический пессимизм, гомеостазис, структурные изменения в культуре, нигилизм.

Кудряшов С.В.

стр. 43-51

«Семейный альбом» М. Матусовского в культурно-историческом контексте мемуаристики

Творчество М.Л. Матусовского, уроженца Луганска, одного из самых известных поэтов-песенников прошлого столетия, исследовано недостаточно, особенно в культурологическом аспекте. Впервые объектом изучения стала проза писателя с целью определения ее жанровых особенностей (дневник, литературный портрет, мемуары),выявления специфики и значимости как объекта культурологии. Автор проводит культурологический и литературоведческий анализ текста «Семейного альбома» М. Матусовского, приходит к выводу, что жанровой особенностью исследуемого произведения является воплощение в автобиографической художественной прозе реальных исторических событий, человеческих характеров, эпизодов жизни автора, сохраненных в его памяти как смыслообразующем элементе его художественного мира, что и позволяет отнести произведение к жанру мемуаристики, а также считать его важным объектом исследования в культурологии.

Ключевые слова: культурология, мемуаристика, мемуары, жанр, дневник, проза писателя М.Л. Матусовского, память.

Пустовит В.Ю.

стр. 51-59

Быть с осуществленным: экзистенциальные аспекты феноменологии художественного творчества

В статье представлена аналитика художественного творчества как процесса и результата с позиций контент-анализа рефлексии художников. Особый акцент сделан на малоизученной области переживания автором творческого последействия, бытии с уже осуществленным, созданным творением, которое вошло в объективный мир. Особое внимание уделено философским аспектам переживания бытия с осуществленным как трагедии творчества. Также рассмотрены два сценария объективации художественного творчества, представленных как опыта сублимации и искусства бытия.

Ключевые слова: художественное творчество, искусство, художественное произведение, процесс, результат, интенция, опыт, переживания.

Мазаненко О.М.


КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

стр. 60-71

Трансформация политики памяти о Великой Отечественной войне в 1960–1970-е гг. (на примере Евпаторийского краеведческого музея)

Период правления Л.И. Брежнева ознаменовался становлением Дня Победы как главного государственного праздника, символизирующего триумф СССР над фашизмом. Победа в Великой Отечественной войне стала центральным элементом в формировании советской национальной идентичности. Такая ситуация значительно усилила роль музеев в социокультурном пространстве СССР. В контексте изучения влияния новой политики памяти в Крыму стоит отметить возросшую в 1960–1970-х гг. роль Евпаторийского краеведческого музея как важнейшего центра социокультурной жизни не только Евпатории, но и всего Крыма.

Ключевые слова: Крым, Евпаторийский краеведческий музей, развитой социализм, политика памяти, Великая Отечественная война, культурная политика, мемориальное наследие, историко-культурное наследие.

Борунов С.С., Иванов В.А., Микитинец А.Ю.

стр. 71-82

Комплексные исследования на городище Нижний Архыз (2018–2024 гг.): результаты и перспективы

Предметом рассмотрения настоящей работы являются результаты семилетнего этапа изучения памятника федерального значения – городища Нижний Архыз (Карачаево-Черкесия): археологических и архитектурно-археологических работ, а также программы междисциплинарных (палеоантропологических и других естественнонаучных) исследований. Подобная программа инициирована для изучения этого ключевого памятника средневековой истории и культуры народов Северного Кавказа и уникального объекта раннего христианства на юге нашей страны.

Ключевые слова: Нижний Архыз, Западная Алания, Византия, Средний Зеленчукский храм, археологические раскопки, палеоантропология, естественнонаучные исследования, популяризация, музеефикация.

Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А., Дружинина О.А., Медникова М.Б., Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В., Айбазов А.Ю.

стр. 82-96

Структура кладбищенских пространств конца XIX – начала XXI вв. в Краснодарском крае

В статье предпринята попытка рассмотреть кладбищенское пространство через призму системного и конструктивно-морфологических подходов на примере кладбищ конца XIX – начала XXI вв. на территории Краснодарского края. В качестве его составляющих рассматриваются ландшафт, погребения, виды могил, участки, могильная и кладбищенская инфраструктуры. Затрагивается вопрос кладбищ-спутников. Показывается разделение кладбищенского (наземной и подземной части) и погребального пространств, указываются их особенности в хронологическом и географическом аспектах.

Ключевые слова: культура смерти, погребальное пространство, кладбище, погребение, могила, памятник, могильная инфраструктура, кладбищенская инфраструктура.

Лопин К.Б.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

стр. 97-103

Особые виды аутентичного пения Китая: возрождение традиций и сохранение нематериального культурного наследия

В статье рассматривается специфика особых видов вокального звукоизвлечения, свойственных локальным певческим стилям традиционной музыкальной культуры Китая. Это хоомей – разновидность горлового пения, распространенная во Внутренней Монголии, и экзотическое пение «с жонглированием зубами», локализованное в Нинхай (театральная труппа Пиндяо). Они представляют собой яркие проявления уникального национального нематериального культурного наследия страны. Авторы статьи акцентируют внимание на художественной выразительности оригинальной музыкальной поэтики данных разновидностей исполнительства и описывают сложности овладения народным певческим искусством китайских провинций

Ключевые слова: искусство вокального исполнительства в Китае, экзотические виды пения, локальный певческий стиль, хоомей, пение Нинхай Пиндяо.

Хватова С.И., Е Цзяхуэй

стр. 103-114

Музыка Л. ван Бетховена в авторской анимации: принципы функционирования

В статье на материале сравнительного анализа музыки анимационных фильмов «Слушая Бетховена» (2016, режиссер Г. Бардин, ООО Студия «Стайер»), «Рождество» (1996, режиссер М. Алдашин, студии «PIDPEnterteinment», «Пилот», «Mishka»), «Фантазия о мертвом человеке» (2006, режиссер М. Литвинова, ВГИК, мастерская В.М. Угарова), представленной заимствованным материалом из произведений Л. Бетховена, рассматриваются разные подходы к ее введению и функционированию. Доказывается, что цитаты, взятые из популярных классических произведений и имеющие устоявшуюся семантику, могут ломать стереотипы и, вопреки традициям, воплощать различные прикладные и драматургические функции в синтетическом тексте.

Ключевые слова: Л. Бетховен, Г. Бардин, М. Алдашин, М. Литвинова, С. Анашкин, анимационный фильм, цитата, заимствованный музыкальный материал, музыка фильма, сравнительный анализ.

Толпеева Н.И., Шак Т.Ф.

стр. 114-124

Интерпретационность как принцип формирования современного песенного контента

В статье исследуется интерпретационность как один из способов создания современного песенного контента, определяются причины и тенденции, формирующие этот процесс. На примере песни «Позови меня с собой» (музыка и стихи Т. Снежиной в оригинальном исполнении А. Пугачёвой) показана методика анализа исполнительской и визуальной интерпретации. Доказывается, что исполнительский уровень интерпретации материализуется в таких формах, как кавер (новая версия песни в другом исполнении), кроссовер (смешение разностилевого музыкального материала и манер пения). Обосновываются принципы, приводящие к формированию новых жанровых подвидов данной песни.

Ключевые слова: интерпретация, эстрадная песня, жанр, кавер, кроссовер, исполнительство, репертуар, контент.

Новикова Е.В.

стр. 125-133

Приемы узкотехнической функции скрипача в развитии и характере музыкального произведения

В статье рассматриваются основные приемы узкотехнической функции скрипача и их влияние на характер музыкального произведения. Узкотехнически приемы включают в себя различные элементы скрипичной техники, которые непосредственно влияют на качественные и количественные характеристики исполнения, структурное развитие произведения и эмоциональное восприятие музыки. Анализ таких приемов, как legato, staccato, pizzicato, двойные ноты, flageolet, tremolo и др. т.п., дает возможность оценить их вклад в создание художественного образа произведения. Данные приемы изучены в контексте их использования современными музыкантами в процессе игры на скрипке.

Ключевые слова: узкотехническая функция, скрипач, музыкальное произведение, техника исполнения, образ музыкального произведения, характер музыкального произведения.

Алиева З.Э.

стр. 133-140

Две экранизации романа Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом»: к вопросу о сходстве и различии знаков литературного и визуального текстов

Переложение литературы на другие знаковые системы ставит перед интерпретаторами ряд задач перевода и границ разрешения свободного осмысления первотекста. В связи с расширением поля интерпретирования литературных текстов кинематографом актуализируется проблема границ субъективного видения авторами экранного воплощения прочтения первоосновы. На примере двух киноверсий романа братьев Стругацких «Трудно быть богом», предпринятых режиссерами Петером Фляйшманом и Алексеем Юрьевичем Германом, рассматривается адекватность знаков литературного и визуального текстов. Делается вывод о том, что обе версии – не прямая экранизация или  не экранизация по мотивам художественного произведения, а вольная киноадаптация

Ключевые слова: визуализация, литература, режиссерское видение, семиотика, Стругацкие, субъективизм, экранизация, экранный формат.

Патерыкина В.В.

стр. 151-158

Влияние С. Михоэлса на творчество еврейских театров города Биробиджана

Статья посвящена гениальному еврейскому актеру и режиссеру, художественному руководителю Московского государственного еврейского театра, под влиянием которого начинается развитие театральной культуры еврейского народа на территории СССР и Еврейской автономной области, – Соломону Михоэлсу. Используя комплексный метод исследования, авторы раскрыли творчество двух еврейских театров – Биробиджанского ГОСЕТа (БирГОСЕТа) и народного еврейского театра, неразрывно связанных с именем С. Михоэлса. Авторы впервые констатируют особое влияние методов этого режиссера на еврейский народный театр в период руководства им ученицей С. Михоэльса Б.Л. Шильман.

Ключевые слова С. Михоэльс, Б. Шильман, Е. Гельфанд, «Тевье-Молочник», «Мазлтов», еврейский народный театр, Биробиджанский ГОСЕТ.

Гамалей С.Ю., Чепиков Е.В.


ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

стр. 151-158

Формы интерпретации произведений А.С. Пушкина в классическом балетном театре

Статья посвящена проблемам балетной интерпретации классического литературного произведения. Автором обосновывается состоятельность балетного искусства в его возможности отражать поэтику литературного произведения через пластические конструкции человеческого тела. Проводится анализ оригинальной постановки «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, предпринятой Р.И. Захаровым и М.Л Лавровским в 1938 году. Актуальное значение интерпретации поэтического произведения доказывается культурной значимостью балетных спектаклей, созданных по произведениям А.С. Пушкина. 

Ключевые слова: интерпретация, классическая литература, балетный спектакль, Р.И. Захаров, А.С. Пушкин.

Смольянин С.Н.

стр. 158-168

Струнные квартеты Б. И. Тищенко в контексте классических традиций жанра

В представленной статье осуществляется детальный анализ струнных квартетов Б.И. Тищенко (1939–2010) в контексте эволюции жанра, как в западноевропейской, так и отечественной музыкальной традиции. Исследование охватывает временной период от творчества венских классиков до поздних квартетов Д.Д. Шостаковича. Отдельно выявляется взаимосвязь струнных квартетов Б.И. Тищенко с искусством барокко, в частности, с творчеством И.С. Баха. В результате анализа квартетного творчества Б.И. Тищенко выявлены тесные связи композитора с творчеством предшественников, обозначены особенности ассимиляции различных стилевых традиций автором.

Ключевые слова: Б.И. Тищенко, Д.Д. Шостакович, камерно-ансамблевое творчество, струнные квартеты, классические традиции квартетного жанра.

Чекалин А.А.


стр. 171-171

ПАМЯТКА АВТОРУ