Культурная жизнь Юга России № 3 (94), 2024
стр. 0-0
Обложка
стр. 1-2
Титул
стр. 3-3
Содержание
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
стр. 7-15
Смыслы и ценности культуры (образование versus воспитание)
Неустанное воспроизводство человека является важнейшей функцией культуры. Человек в виде культурно доминирующих универсальных знаний и ценностей «входит» в биологическое тело в процессе осмысления взаимодействия вещей в целесообразных актах практической деятельности и трансформации первоначальных практических смыслов в когнитивные и ценностные смыслы. Антропное воспроизводство когнитивных смыслов осуществляется в системах образования, а ценностных смыслов в процессах воспитания.
Ключевые слова: культура, человек, образование, воспитание, практические смыслы, когнитивные смыслы, аксиологические смыслы, эстетический образ.
Воеводин А.П.стр. 15-24
Проблема идентичности и многообразия культур в условиях мировой глобализации
В статье определяется влияние глобализации на культурное многообразие и идентичность, анализируются процессы, способствующие сохранению или разрушению культурного многообразия в условиях глобализации. Автором исследуется взаимосвязь между глобализацией и формированием культурной идентичности, противостояние и синергия глобальных и локальных векторов в развитии пространства культуры. Идентичность и многообразие культур, происходящая глобализация объединены единым концептуальным пространством культуры, следствием чего является их взаимодействие, инициирующее возникновение новых культурных форм.
Ключевые слова: культура, культурное пространство, глобализация, культурная идентичность, культурная традиция, полилог культур.
Москалюк В.М.стр. 24-33
Проблема идентичности человека в античной философии
В статье рассмотрен феномен идентичности в античной философии и его воплощение в концепциях древнегреческих мыслителей, оказавших значительное влияние на развитие современной цивилизации. Актуальность представленного исследования основана на необходимости решения проблематики идентичности современного человека, выявлении содержания его ценностной матрицы. В статье используются методы историко-философского анализа и аксиологической оценки идентичности. В ходе исследования установлено, что в эпоху античности философы интерпретировали идентичность как целостное осознание человеком своей духовной определенности, наряду с сопричастностью с космосом, природой, обществом.
Ключевые слова: идентичность личности, проблема идентичности, интерпретация идентичности, античная философия, история понятия идентичность, досократовская философия, Сократ, Платон, Аристотель.
Емельянова О.Б., Маслова Е.С.стр. 33-43
Феномен суицида в контексте трансформации романтического мифа
В статье рассматриваются вопросы, связанные с возникновением особой формы суицида в романтизме, а также определяются его типологические характеристики. Указывается на структурные изменения, произошедшие в системообразующих элементах культуры европейского типа вследствие появления романтических тенденций; выявляется связь структурных изменений в культуре и родовых признаков суицида в романтической мифологии. Производится анализ трансформации романтического мифа в связи с суицидальными ситуациями. На основании конкретных примеров осуществляется иллюстрирование описываемого процесса. Подчеркивается, что актуальность сведений в данной области важна для анализа и изучения типологически сходных современных суицидальных ситуаций.
Ключевые слова: романтический миф, суицид, культура, родовые признаки, системообразующие элементы культуры, эстетический пессимизм, гомеостазис, структурные изменения в культуре, нигилизм.
Кудряшов С.В.стр. 43-51
«Семейный альбом» М. Матусовского в культурно-историческом контексте мемуаристики
Творчество М.Л. Матусовского, уроженца Луганска, одного из самых известных поэтов-песенников прошлого столетия, исследовано недостаточно, особенно в культурологическом аспекте. Впервые объектом изучения стала проза писателя с целью определения ее жанровых особенностей (дневник, литературный портрет, мемуары),выявления специфики и значимости как объекта культурологии. Автор проводит культурологический и литературоведческий анализ текста «Семейного альбома» М. Матусовского, приходит к выводу, что жанровой особенностью исследуемого произведения является воплощение в автобиографической художественной прозе реальных исторических событий, человеческих характеров, эпизодов жизни автора, сохраненных в его памяти как смыслообразующем элементе его художественного мира, что и позволяет отнести произведение к жанру мемуаристики, а также считать его важным объектом исследования в культурологии.
Ключевые слова: культурология, мемуаристика, мемуары, жанр, дневник, проза писателя М.Л. Матусовского, память.
Пустовит В.Ю.стр. 51-59
Быть с осуществленным: экзистенциальные аспекты феноменологии художественного творчества
В статье представлена аналитика художественного творчества как процесса и результата с позиций контент-анализа рефлексии художников. Особый акцент сделан на малоизученной области переживания автором творческого последействия, бытии с уже осуществленным, созданным творением, которое вошло в объективный мир. Особое внимание уделено философским аспектам переживания бытия с осуществленным как трагедии творчества. Также рассмотрены два сценария объективации художественного творчества, представленных как опыта сублимации и искусства бытия.
Ключевые слова: художественное творчество, искусство, художественное произведение, процесс, результат, интенция, опыт, переживания.
Мазаненко О.М.КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
стр. 60-71
Трансформация политики памяти о Великой Отечественной войне в 1960–1970-е гг. (на примере Евпаторийского краеведческого музея)
Период правления Л.И. Брежнева ознаменовался становлением Дня Победы как главного государственного праздника, символизирующего триумф СССР над фашизмом. Победа в Великой Отечественной войне стала центральным элементом в формировании советской национальной идентичности. Такая ситуация значительно усилила роль музеев в социокультурном пространстве СССР. В контексте изучения влияния новой политики памяти в Крыму стоит отметить возросшую в 1960–1970-х гг. роль Евпаторийского краеведческого музея как важнейшего центра социокультурной жизни не только Евпатории, но и всего Крыма.
Ключевые слова: Крым, Евпаторийский краеведческий музей, развитой социализм, политика памяти, Великая Отечественная война, культурная политика, мемориальное наследие, историко-культурное наследие.
Борунов С.С., Иванов В.А., Микитинец А.Ю.стр. 71-82
Комплексные исследования на городище Нижний Архыз (2018–2024 гг.): результаты и перспективы
Предметом рассмотрения настоящей работы являются результаты семилетнего этапа изучения памятника федерального значения – городища Нижний Архыз (Карачаево-Черкесия): археологических и архитектурно-археологических работ, а также программы междисциплинарных (палеоантропологических и других естественнонаучных) исследований. Подобная программа инициирована для изучения этого ключевого памятника средневековой истории и культуры народов Северного Кавказа и уникального объекта раннего христианства на юге нашей страны.
Ключевые слова: Нижний Архыз, Западная Алания, Византия, Средний Зеленчукский храм, археологические раскопки, палеоантропология, естественнонаучные исследования, популяризация, музеефикация.
Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А., Дружинина О.А., Медникова М.Б., Виноградов А.Ю., Белецкий Д.В., Айбазов А.Ю.стр. 82-96
Структура кладбищенских пространств конца XIX – начала XXI вв. в Краснодарском крае
В статье предпринята попытка рассмотреть кладбищенское пространство через призму системного и конструктивно-морфологических подходов на примере кладбищ конца XIX – начала XXI вв. на территории Краснодарского края. В качестве его составляющих рассматриваются ландшафт, погребения, виды могил, участки, могильная и кладбищенская инфраструктуры. Затрагивается вопрос кладбищ-спутников. Показывается разделение кладбищенского (наземной и подземной части) и погребального пространств, указываются их особенности в хронологическом и географическом аспектах.
Ключевые слова: культура смерти, погребальное пространство, кладбище, погребение, могила, памятник, могильная инфраструктура, кладбищенская инфраструктура.
Лопин К.Б.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
стр. 97-103
Особые виды аутентичного пения Китая: возрождение традиций и сохранение нематериального культурного наследия
В статье рассматривается специфика особых видов вокального звукоизвлечения, свойственных локальным певческим стилям традиционной музыкальной культуры Китая. Это хоомей – разновидность горлового пения, распространенная во Внутренней Монголии, и экзотическое пение «с жонглированием зубами», локализованное в Нинхай (театральная труппа Пиндяо). Они представляют собой яркие проявления уникального национального нематериального культурного наследия страны. Авторы статьи акцентируют внимание на художественной выразительности оригинальной музыкальной поэтики данных разновидностей исполнительства и описывают сложности овладения народным певческим искусством китайских провинций
Ключевые слова: искусство вокального исполнительства в Китае, экзотические виды пения, локальный певческий стиль, хоомей, пение Нинхай Пиндяо.
Хватова С.И., Е Цзяхуэйстр. 103-114
Музыка Л. ван Бетховена в авторской анимации: принципы функционирования
В статье на материале сравнительного анализа музыки анимационных фильмов «Слушая Бетховена» (2016, режиссер Г. Бардин, ООО Студия «Стайер»), «Рождество» (1996, режиссер М. Алдашин, студии «PIDPEnterteinment», «Пилот», «Mishka»), «Фантазия о мертвом человеке» (2006, режиссер М. Литвинова, ВГИК, мастерская В.М. Угарова), представленной заимствованным материалом из произведений Л. Бетховена, рассматриваются разные подходы к ее введению и функционированию. Доказывается, что цитаты, взятые из популярных классических произведений и имеющие устоявшуюся семантику, могут ломать стереотипы и, вопреки традициям, воплощать различные прикладные и драматургические функции в синтетическом тексте.
Ключевые слова: Л. Бетховен, Г. Бардин, М. Алдашин, М. Литвинова, С. Анашкин, анимационный фильм, цитата, заимствованный музыкальный материал, музыка фильма, сравнительный анализ.
Толпеева Н.И., Шак Т.Ф.стр. 114-124
Интерпретационность как принцип формирования современного песенного контента
В статье исследуется интерпретационность как один из способов создания современного песенного контента, определяются причины и тенденции, формирующие этот процесс. На примере песни «Позови меня с собой» (музыка и стихи Т. Снежиной в оригинальном исполнении А. Пугачёвой) показана методика анализа исполнительской и визуальной интерпретации. Доказывается, что исполнительский уровень интерпретации материализуется в таких формах, как кавер (новая версия песни в другом исполнении), кроссовер (смешение разностилевого музыкального материала и манер пения). Обосновываются принципы, приводящие к формированию новых жанровых подвидов данной песни.
Ключевые слова: интерпретация, эстрадная песня, жанр, кавер, кроссовер, исполнительство, репертуар, контент.
Новикова Е.В.стр. 125-133
Приемы узкотехнической функции скрипача в развитии и характере музыкального произведения
В статье рассматриваются основные приемы узкотехнической функции скрипача и их влияние на характер музыкального произведения. Узкотехнически приемы включают в себя различные элементы скрипичной техники, которые непосредственно влияют на качественные и количественные характеристики исполнения, структурное развитие произведения и эмоциональное восприятие музыки. Анализ таких приемов, как legato, staccato, pizzicato, двойные ноты, flageolet, tremolo и др. т.п., дает возможность оценить их вклад в создание художественного образа произведения. Данные приемы изучены в контексте их использования современными музыкантами в процессе игры на скрипке.
Ключевые слова: узкотехническая функция, скрипач, музыкальное произведение, техника исполнения, образ музыкального произведения, характер музыкального произведения.
Алиева З.Э.стр. 133-140
Две экранизации романа Аркадия и Бориса Стругацких «Трудно быть богом»: к вопросу о сходстве и различии знаков литературного и визуального текстов
Переложение литературы на другие знаковые системы ставит перед интерпретаторами ряд задач перевода и границ разрешения свободного осмысления первотекста. В связи с расширением поля интерпретирования литературных текстов кинематографом актуализируется проблема границ субъективного видения авторами экранного воплощения прочтения первоосновы. На примере двух киноверсий романа братьев Стругацких «Трудно быть богом», предпринятых режиссерами Петером Фляйшманом и Алексеем Юрьевичем Германом, рассматривается адекватность знаков литературного и визуального текстов. Делается вывод о том, что обе версии – не прямая экранизация или не экранизация по мотивам художественного произведения, а вольная киноадаптация
Ключевые слова: визуализация, литература, режиссерское видение, семиотика, Стругацкие, субъективизм, экранизация, экранный формат.
Патерыкина В.В.стр. 151-158
Влияние С. Михоэлса на творчество еврейских театров города Биробиджана
Статья посвящена гениальному еврейскому актеру и режиссеру, художественному руководителю Московского государственного еврейского театра, под влиянием которого начинается развитие театральной культуры еврейского народа на территории СССР и Еврейской автономной области, – Соломону Михоэлсу. Используя комплексный метод исследования, авторы раскрыли творчество двух еврейских театров – Биробиджанского ГОСЕТа (БирГОСЕТа) и народного еврейского театра, неразрывно связанных с именем С. Михоэлса. Авторы впервые констатируют особое влияние методов этого режиссера на еврейский народный театр в период руководства им ученицей С. Михоэльса Б.Л. Шильман.
Ключевые слова С. Михоэльс, Б. Шильман, Е. Гельфанд, «Тевье-Молочник», «Мазлтов», еврейский народный театр, Биробиджанский ГОСЕТ.
Гамалей С.Ю., Чепиков Е.В.ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
стр. 151-158
Формы интерпретации произведений А.С. Пушкина в классическом балетном театре
Статья посвящена проблемам балетной интерпретации классического литературного произведения. Автором обосновывается состоятельность балетного искусства в его возможности отражать поэтику литературного произведения через пластические конструкции человеческого тела. Проводится анализ оригинальной постановки «Кавказского пленника» А.С. Пушкина, предпринятой Р.И. Захаровым и М.Л Лавровским в 1938 году. Актуальное значение интерпретации поэтического произведения доказывается культурной значимостью балетных спектаклей, созданных по произведениям А.С. Пушкина.
Ключевые слова: интерпретация, классическая литература, балетный спектакль, Р.И. Захаров, А.С. Пушкин.
Смольянин С.Н.стр. 158-168
Струнные квартеты Б. И. Тищенко в контексте классических традиций жанра
В представленной статье осуществляется детальный анализ струнных квартетов Б.И. Тищенко (1939–2010) в контексте эволюции жанра, как в западноевропейской, так и отечественной музыкальной традиции. Исследование охватывает временной период от творчества венских классиков до поздних квартетов Д.Д. Шостаковича. Отдельно выявляется взаимосвязь струнных квартетов Б.И. Тищенко с искусством барокко, в частности, с творчеством И.С. Баха. В результате анализа квартетного творчества Б.И. Тищенко выявлены тесные связи композитора с творчеством предшественников, обозначены особенности ассимиляции различных стилевых традиций автором.
Ключевые слова: Б.И. Тищенко, Д.Д. Шостакович, камерно-ансамблевое творчество, струнные квартеты, классические традиции квартетного жанра.
Чекалин А.А.стр. 169-170
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
стр. 171-171