Культурная жизнь Юга России № 1 (92), 2024

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание



Теория и история культуры, искусства

стр. 7-18

Феноменологические аспекты понятий «национальная культурная идентичность» и «культурный код нации»

   В статье рассматривается соотношение понятий национальной культурной идентичности и культурного кода нации, которые, в силу своей специфики, находятся в зоне единого концептуального поля, сопряжены с единым субъектом – нацией – и, как следствие, демонстрируют случаи пересечения, наложения или подмены друг другом в современном научном дискурсе. Авторы исследуют понятийные границы этих двух терминов и иллюстрируют на примере культурных кодов наций стран постсоветского пространства возможности динамики национальной идентичности и культурных кодов.

   Ключевые слова: концептуальное поле, концептуальный анализ, феноменологический анализ, интеграция культуры, универсализациякультуры, культурные смыслы.

Р.И. Батыршин, Л.С. Гуревич


ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА

стр. 18-24

Язык символико-графического моделирования в традиционном народном творчестве кабардинцев и балкарцев

 В статье анализируются стилистические особенности символико-графического формообразования как сложной знаковой структуры, бытующей в традиционном художественном творчестве кабардинцев и балкарцев. Разработка вопросов, посвященных этнографии народного творчества, формулирующего национальные культурные коды, потребовала обратиться к научным трудам авторов, изучавших историю традиционной народной культуры, а также практику графического символотворчества кабардинцев и балкарцев.В ходе проведенного исследования установлено, что традиционное народное творчество, являясь идентификатором ремесленной культуры, демонстрирует стилистику символико-графического моделирования художественного образа.

 Ключевые слова: традиционная культура, графическая символика, ремесленные практики, символотворчество, графический образ, кабардинцы и балкарцы, народное творчество, тамгообразные знаки.

Н.В. Галимова

стр. 24-30

Варваризация образа России в немецком русофобском дискурсе конца XVIII – XIX вв.

   Статья посвящена трактовке образа России как варвара в немецкой публицистике XVIIIXIX вв. Методологическую базу исследования составляют методы исторического и культурологического анализа. Сделаны выводы о том, что варваризации образа России в немецкой публицистике обозначенного периода способствовали исторические, природно-климатические и религиозные факторы, обусловливающие трактовку русской истории и культуры исключительно как азиатской и деспотической. Ракурс рассмотрения дихотомии «Европа – Россия» в немецком русофобском дискурсе переводится в плоскость противостояния цивилизации и варварства. Дихотомия «цивилизация - варварство» однозначно дополняет оппозицию Европа – Россия.

  Ключевые слова: варваризация, Россия, Европа, русофобия, цивилизация, культура, история, дихотомия.

Н.П. Монина

стр. 30-39

Культурфилософская идентичность романтического мифа

   В статье рассматриваются вопросы идентичности романтического мифа как автономной мировоззренческой системы. Феномены романтического мифа характеризуются согласно культурфилософским критериям, что дает возможность не только определить их идентичность, но и их отличия от феноменов других течений культуры европейского типа. Такой подход позволяет выявить истоки романтической мифологии в их исконном значении, что может быть академически важно и востребовано как в области исследований по истории культуры, так и для анализа современных культурных тенденций.

   Ключевые слова: романтический миф, культурфилософия, онтология, философия культуры, интеллектуальная рефлексия, социокультурная детерминация, культурологический анализ, динамика культуры.

С. В. Кудряшов

стр. 39-47

Музыкальный строй и образы мироустройства

   В статье сопоставляются структурные принципы организации звуков в рамках конкретного музыкального строя с представлениями о мироустройстве в общественном сознании на соответствующих этапах истории. Так как ведущая функция музыкального строя состоит в преобразовании естественного хаоса звуков в организованный звуковой космос, структура звукового строя отвечает тем представлениям о мироустройстве, которые преобладают в общественном сознании соответствующей исторической эпохи. Аргументами, доказывающими данное утверждение, выступают характеристики двух наиболее значимых для европейской музыкальной культуры способов «построения» звучаний – натурального (пифагорейского) строя и равномерно темперированного строя.

   Ключевые слова: пифагорейский натуральный строй, равномерно темперированный строй, звуковое пространство, структура, образы мироустройства.

Г.В. Рыбинцева


КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ И СОХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

стр. 48-57

Исследование дагеротипных паспарту как атрибуционный метод (на примере творчества Й. Венингера)

Статья посвящена проблеме атрибуции произведений ранней русской фотографии. На примере дагеротипов Й. Венингера рассматривается возможность использования обрамлений для определения авторства. Выделяются и описываются основные типы монтировок, предпринимается попытка расположить их в хронологической последовательности; попутно поднимаются актуальные атрибуционные вопросы. Акцентируется внимание на противоречиях, возникающих при изучении дагеротипов, и на проблемах, связанных с опытом реконструкции утраченных обрамлений. Отсутствие исследований, посвященных изучению дагеротипных обрамлений, делает настоящую статью чрезвычайно актуальной.

Ключевые слова: дагеротип, русская фотография, Й. Венингер, атрибуция фотографий, дагеротипные монтировки.

Н.Ю. Аветян

стр. 57-70

Роль А.М. Горшкова (1924–2004) в развитии музея-заповедника «Судакская крепость»: единство жизни и творчества

В статье на основе уникальных неопубликованных документов из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Судака, личного фонда, материалов периодической печати и обширной краеведческой литературы, посвященной Крыму, городу Судаку и его жителям, рассматриваются особенности жизнедеятельности и творчества Алексея Матвеевича Горшкова, участника Великой Отечественной войны, видного общественного деятеля, научного сотрудника и заведующего музеем-заповедником «Судакская крепость».

А.М. Горшков проводил различные, в том числе – научные исследования музея-заповедника «Судакская крепость», чем внес существенный вклад в отечественное музееведение и памятниковедение. В конце 1960-х годов А.М. Горшков был одним из тех, кто спас город от капитальной застройки, которая бы превратила судакскую бухту в порт, что неминуемо грозило уничтожением Судака как уникального исторического и культурного центра. Особый интерес представляет художественное творчество А.М. Горшкова. Будучи художником-самоучкой, он достиг значительных успехов, создавая пейзажи и картины на историческую тематику. Его многочисленные работы хранятся как в частных коллекциях, так и в музеях Москвы, Киева, Симферополя, Феодосии и т.д.

Ключевые слова: А.М. Горшков, культурное наследие, музей-заповедник «Судакская крепость», художественное творчество, научные исследования, общественная деятельность.

В.А. Иванов, Е.В. Катунина, А.В. Швецова


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ

стр. 71-80

Филигрань в традиционном ювелирном искусстве Северного Кавказа

Филигрань относится к ярким явлениям ювелирного искусства и народных промыслов Кавказа. На сегодняшний день ее исторические традиции мало изучены. В настоящей статье, на основе полевых исследований автора, а также наблюдений других ученых, поставлена задача углубить представления об исторических традициях филиграни как декоративной техники, получившей широкое распространение в конце ХIХ–начале ХХ вв. в областях Северного Кавказа, где в это время работали многие отходники из Дагестана.

Ключевые слова: традиционные художественные промыслы Дагестана, ювелирное дело, техника филиграни, виды филиграни

А. Дж. Магомедов

стр. 80-87

Режиссерские и драматургические приемы историко-архивного (монтажного) фильма

В статье анализируются драматургические и режиссерские приемы историко-архивного (монтажного) фильма. Уточняется определение направления и понятие хроники, выявляются способы соединения и сопоставления фрагментов хроники для создания цельного звукозрительного образа. Исследуются практические способы преодоления проблемы работы с неактуальным для современного монитора форматом хроники. Автор приходит к выводу, что эстетика историко-архивного (монтажного) фильма дает возможность не только формирования исторически достоверного хронотопа, но и возможность использовать хронику в качестве выразительного образа.

Ключевые слова: хроника, хронотоп, историко-архивный фильм, монтажное кино, формат кадра, звукозрительный образ.  

Е.С. Трусевич

стр. 88-98

Эстетическая парадигма «воспитания танцем» в дискурсе аксиологии традиционной хореографической культуры

Концептуальный дискурс статьи находится в области экспликации эстетической парадигмы «воспитания танцем», базирующейся на высокой танцевально-исполнительской культуре, призванной облагораживать и эстетизировать человека, формировать понимание красоты и отношение к прекрасному, центрирующему сферу искусства. В этой связи обосновывается своего рода «предохранительный механизм», призванный противодействовать практикам некорректной интерпретации танцевального фольклорного оригинала, которые имеют место в ходе фривольной обработки фольклорного первоисточника. Доказывается, что данные тенденции являются недопустимым искажением глубинной философии народного танцевального искусства и его базово-ценностных компонентов. В равной степени они губительны для формирования целостного культурно-исторического и эстетического сознания российской молодежи. Одновременно уточняется ключевая роль педагога-наставника, призванного раскрывать обучающимся «рисунок» танца во всей палитре его уникальности и своеобразия.

Ключевые слова: народный танец, фольклор, эстетическая парадигма, русская традиция, воспитание, аксиология, хореография, культура, искусство, стилизация, трансформация.

А.Ю. Татаринцев, Г.Н. Калинина Г.Н.,

стр. 99-105

Способ организации музыкального интонирования в искусстве xx-XXI столетий

В теории музыки сегодня отсутствует единство позиции по вопросу о способе организации музыкального интонирования. Между тем музыкальная практика и идеология обнаруживают возможность преодоления названной недостаточности: например, на уровне социоуправленческих установок концепции искусства соцреализма, в акцентно-психоделическом способе организации интонирования в рок-музыке. Автор видит проблемой теоретического музыкознания доказательное обоснование позиции, способной преодолеть «концептуальный плюрализм» в теориях музыкального искусства.

Ключевые слова: акцентно-психоделическая организация музыки, музыкальное искусство, музыкальный склад, музыкальная эстетика, теория музыки.

Б.П. Борисов

стр. 105-113

Художественная концепция оратории «Песня вечного сожаления»: к вопросу о синтезе слова и музыки

Статья посвящена исследованию отдельных аспектов художественной концепции первой в истории хоровой музыки Китая оратории «Песня вечного сожаления», созданной композитором Хуан Цзы на стихи поэта Вэй Ханьчжана в 1932 году по поэме «Вечная печаль» классика национальной поэзии Бо-Цзюйи. В идейно-философском замысле оратории автор отмечает роль национально-патриотической идеи, обусловленной событиями китайско-японского конфликта начала 1930-х годов. В музыкальной драматургии оратории отмечены многоплановость, яркие контрасты, наличие драматической, лирической, жанровой сфер; значимость пейзажного начала, картинности. Особо акцентирована оригинальная трактовка синтеза музыки и поэтического слова, преломляющая особенности национальных культурных традиций.

Ключевые слова: китайская музыкальная культура, оратория, «Песня вечного сожаления», Хуан Цзы, Вэй Ханьчжан, Бо Цзюйи, синтез поэзии и музыки.

Ван Цян, Е.В. Смагина

стр. 114-120

Тоска по недостижимому идеалу в символистских тонах: образ далекой возлюбленной в романсах ор. 38 Сергея Рахманинова

 В статье рассматривается образ Далекой возлюбленной в романсах С. Рахманинова ор. 38 на стихи поэтов-символистов. В музыкальной науке проблема Русского Эроса на сегодняшний день не получила должного освещения. Цель статьи – выявить в романсах С. Рахманинова образы-знаки куртуазного текста. Подвергнув анализу романсы «К ней» и «Ау!», автор обнаружил, что в драматургии романсов отражен новый тип любовной лирики - синтез возвышенно-одухотворенного и религиозно-мистического начал, который соответствовал концепции «Вечной Женственности» Вл. Соловьёва.

Ключевые слова: куртуазная любовь, Вечная Женственность, символизм, А. Белый, К. Бальмонт, С. Рахманинов, романсы ор. 38.

Шэнь Тун

стр. 120-131

«Скорбь об ушедшей» Ши Гуаннаня: художественная концепция оперы в контексте национальных и европейских культурных традиций


Статья посвящена анализу художественного своеобразия оперы «Скорбь об ушедшей» выдающегося китайского композитора  Ши Гуаннаня. Сочиненная в 1981 году по одноименному рассказу классика китайской литературы  XX века Лу Синя, она стала первым образцом жанра лирико-психологической оперы в современном китайском музыкальном театре. Замысел оперы рассматривается в контексте идеи подъема национального самосознания, вызванного важнейшим социокультурным феноменом в истории Китая – «движением Четвертого мая» 1919 года. В концепции произведения, наряду с претворением китайских культурных традиций, выявлено влияние европейской (итальянской) и русской лирической оперы. Впервые подробно рассмотрены черты жанрово-стилевой и музыкально-драматургической специфики оперы.

Ключевые слова: Ши Гуаннань, Лу Синь, «Скорбь по ушедшей», китайская лирическая опера, синтез культурных традиций.

Чжан Чэнь, Е.В. Смагина

стр. 131-140

Хоровые поэмы Т.Н. Хренникова «Перед дождем», «Несжатая полоса»: музыковедческий аспект

Статья посвящена анализу двух хоровых поэм Т.Н. Хренникова на стихи Н.А. Некрасова – «Перед дождем» и «Несжатая полоса», вошедших в ор. 20. Актуальность обращения к хоровым сочинениям отечественного композитора-классика обусловлена отсутствием музыковедческих исследований, рассматривающих данную область наследия композитора.В процессе анализа поэм, наряду со спецификой музыкальной формы, выявляется взаимосвязь образного содержания произведений с музыкально-выразительными средствами, характеризуются особенности интерпретации поэтического текста, раскрываются индивидуальные черты трактовки жанра поэмы.

Ключевые слова: Т.Н. Хренников, хоровая миниатюра, поэма, Н.А. Некрасов, художественный образ.

Е. В.Бабенко, А. Э. Ковалева


ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

стр. 141-152

Эстетическая парадигма «циюньшендун» в узорчатой тканевой символике синей бязи в традиционной и современной китайской культуре

Поле проблемной напряженности статьи лежит в сфере рассмотрения эстетической парадигмы «циюньшендун» , которая используется в традиционной и современной китайской узорчатой тканевой символике, присутствуя и обогащая своими уникальным рисунком области дизайна одежды и индустрии моды. Во многом это детерминировано корневыми основаниями древнекитайской культуры и сложившейся в ее лоне спецификой национальной традиции в области ранних художественных практик, в дискурсе которых зарождались, формировались и развивались в последующем базовые принципы не только когнитивного рационального восприятия мира китайским человеком, но также иррационально-чувственного его отражения в искусстве.

Ключевые слова: циюньшэндун, китайская культура, эстетическая парадигма, синий ситец, узор, художественные характеристики, культура одежды, традиция, современность

Ян Пэнтао

стр. 152-160

Национальная одежда в системе традиционной культуры народности шэ: история развития

Статья посвящена проблеме изучения традиционной национальной одежды народности шэ, а также факторам, способствовавшим ее изменению. Национальная одежда шэ отражает национальный характер, региональные особенности, обычаи, искусство и культуру, накопленные народом за долгую историю.  В настоящее время академическое сообщество еще не пришло к единому пониманию происхождения народности шэ, которое можно свести к следующим теориям: теории коренных народов, теории миграции и теории множественных источников. Национальная одежда помогает сохранить и передать традиции и ценности от одного поколения к другому, а также способствует сохранению разнообразия и уникальности культурного наследия.

Ключевые слова: традиционный стиль одежды, Китай, этническая группа, народность шэ, теория коренных народов, теория миграции, теория множественных источников.

Синь Юйфэн