Культурная жизнь Юга России №2 (49), 2013
стр. 1-2
Титульный лист
стр. 3-4
Содержание
Теория и история культуры
стр. 5-8
Музыкально-хореографические конфигурации в балетном искусстве первой трети ХХ столетия
Рассматривая проблему музыкально-хореографических взаимодействий в балетном искусстве, автор статьи фокусирует внимание на поиске новых конфигураций музыкально-хореографического пространства в экспериментальных постановках ведущих балетмейстеров первой трети ХХ столетия. Предпринята попытка дифференциации и структуризации межпространственных отношений музыки и хореографии.
Ключевые слова: музыкально-хореографические конфигурации, хореографические структуры, модерн-балет, синтетичность, комбинаторность.
И. Н. Ильенкостр. 9-12
Визуальность в аспекте художественного портретирования (на материале картины Пауля Клее «Сенечио»)
Осуществляя попытку рассмотреть актуальные для художественного портретирования информационную, оценочную и аналитическую функции сквозь призму визуальности, автор статьи проводит разбор одного из полотен, принадлежащих кисти П. Клее.
Ключевые слова: портрет, визуальность, невербальная коммуникация, жест, поза, цвет.
П. В. Невскаястр. 12-15
Символический капитал: методология анализа
В статье содержится обзор эволюции и современного состояния методологии исследований по проблеме символического капитала.
Ключевые слова: капитал, символический капитал, социально-культурная система.
К. М. МартиросянКультура и общество. Философия. Социология
стр. 16-19
Азербайджано-северокавказские параллели в общественно-культурных трансформациях во второй половине XIX – начале XX века
Рассматриваются социально-политические течения на Кавказе (тюркизм, джадидизм) как выражение потребностей мусульманского общества.
Ключевые слова: тюркизм, джадидизм, мусульманское общество, светское образование.
С. И. Алиевастр. 19-21
Социальная политика Дагестана в сфере народного образования (начало 20-х годов XX века)
Автор статьи характеризует государственные мероприятия первых лет советской власти в области народного просвещения.
Ключевые слова: народное образование, трудовая школа, религиозная школа.
Ф. Г. Гаджиевастр. 22-25
Человек парадоксальный: философско-психологический анализ
Статья посвящена одному из актуальных теоретико-познавательных и методологических аспектов исследования и описания природы человека – парадоксальности и противоречивости человеческого существования.
Ключевые слова: парадокс, диалектика, человек, явление, сущность, однородность / неоднородность, притяжение / отталкивание, противоречие.
В. П. ХарченкоКультура и образование
стр. 26-29
Музыкальное искусство: бакалавриат и магистратура
Автор статьи размышляет над особенностями, проблемами и перспективами развития двухступенной системы высшего профессионального музыкального образования в России.
Ключевые слова: роль музыки в общем образовании, подготовка профессионала-музыканта, новые авторские системы и методики.
П. А. Черватюкстр. 29-32
Инновационная алгоритмическая система построения аккордов в музыке
В статье представлены основные положения авторской системы построения аккордов в рамках музыкальной подготовки бакалавров и магистров в вузе.
Ключевые слова: алгоритмическая цифровая система, построение аккордов, массовое обучение музыке, подготовка музыкантов-профессионалов.
А. П. Мансуровастр. 33-35
Синтезатор и его место в музыкальном образовании на современном этапе
Показывая диапазон применения синтезатора, автор статьи видит этот цифровой инструментарий весомым звеном в интегрирующей системе музыкального образования сегодняшнего дня.
Ключевые слова: синтезатор, электронное музыкальное творчество, цифровой инструментарий.
В. В. Лысенкостр. 36-37
Роль творческого воображения в развитии эмоциональной памяти студентов-переводчиков
Авторы статьи характеризуют виды воображения, рассматривают влияние эмоционального фактора на развитие памяти будущих специалистов.
Ключевые слова: эмоциональная память, творческое воображение, профессиональная подготовка студентов-переводчиков.
Р. В. Торопко, Е. В. Сапига.стр. 37-39
Этнокультурное образование и процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов
Авторы рассматривают методологические и теоретические аспекты формирования этнокультуры в процессе обучения студентов-музыкантов.
Ключевые слова: образование, этнокультура, музыкальный фольклор.
Н. Р. Туравец, К. А. Стрельцовастр. 40-42
Обучение игре на духовых инструментах студентов вузов культуры и искусств: когнитивный подход
Статья посвящена проблеме приобщения студентов вузов культуры и искусств к духовому исполнительскому искусству.
Ключевые слова: методика обучения игре на духовых инструментах, когнитивный подход, мотивация обучения.
В. Г. ПодаюровПроблемы региональной истории
стр. 43-45
Крыловской станичный театр: разрозненные страницы истории
В статье рассказывается о зародившихся более ста лет назад театральных традициях станицы Крыловской и ее окрестностей.
Ключевые слова: культура кубанских станиц, самодеятельный театр станицы Крыловская, А. Я. Кухаренко.
В. В. Терстр. 46-47
Василий Семенович Шамрай и Михаил Васильевич Клочков: вехи биографий (К вопросу о пути интеллигенции в переломные моменты истории России)
Статья посвящена судьбам и жизненной позиции В. М. Шамрая и В. С. Клочкова – известных деятелей кубанской культуры конца XIX – первой половины XX столетия.
Ключевые слова: кубанская интеллигенция первой половины XX столетия, В. М. Шамрай, В. С. Клочков.
Г. Н. Шевченкостр. 48-50
Советская авиация в обороне Кавказа (1942 год)
Автор на основе данных военных архивов освещает боевые действия авиации в трудный период войны – обороны Кавказа.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, оборона Кавказа, боевые действия, воздушный бой, авиационный полк.
В. В. КушнеревЛингвистика. Литературоведение
стр. 51-54
«В марте еду в Кубань. Там: “amare et non morire”» (О мифопоэтике А. П. Чехова)
Статья посвящена Кубани как мифологеме в творчестве А. П. Чехова.
Ключевые слова: Кубань, И. Л. Леонтьев-Щеглов, А. П. Чехов, мифопоэтика, мифологема.
О. В. Спачильстр. 54-59
«Пиковая дама» Л. Улицкой как опыт деконцентрированного портретирования
В статье проводится мысль о том, что в тексте художественного произведения портретное изображение человека нередко перерастает свою изобразительную функцию и становится своего рода призмой и способом видения мира, как это представлено в повести Л. Улицкой «Пиковая дама».
Ключевые слова: портрет, жанр, герой, изображение, символ, реинтерпретация, деконцентрированное портретирование.
П. С. Волкова, П. В. Невскаястр. 59-62
Междометие как репрезентанта эмоций: семиотико-прагматическая параметральность
Авторы статьи рассматривают проблему междометий как выразителей эмоций и определяют их специфику.
Ключевые слова: междометия, эмоции, эмотивный знак, лексико-семантическое поле эмотивов.
Л. Ю. Буянова, А. В. Ордулистр. 62-66
Проблемы лингвокультурологии: военная концептосфера русского языка и языковая картина мира
Строя в русле гумбольдтианских идей свой обзор теоретических подходов к рассмотрению языковой картины мира, автор статьи доказывает глубоко этноспецифичный характер процессов, присущих военной концептосфере русского языка.
Ключевые слова: языковая картина мира, военная концептосфера, военная метафора, концепт.
Л. Н. Третьяковастр. 67-68
Неологизмы в современном русском и английском языках
Авторы статьи проводят типологический и морфологический анализ новых лексем в свете межкультурной коммуникации на основании лингвистических и экстралингвистических источников неологизмов в английском и русском языках.
Ключевые слова: неологизм, «глобальный язык», межкультурная коммуникация, заимствования.
С. К. Хачак, С. М. Гузиековастр. 69-70
К общей характеристике разностильности в публицистике С. Моэма
На материале публицистических текстов Сомерсета Моэма авторы статьи рассматривают понятие, подвиды и специфические аспекты разностильности.
Ключевые слова: разностильность, динамика, межстилевые, книжные, разговорные элементы, подвид.
Н. Ю. Граббе, Л. Б. ТемниковаНаши публикации
стр. 71-78
По страницам «Воспоминаний» директора Кубанского рабфака и Краснодарского пединститута М.И. Лолы
Кубанский казак, уроженец станицы Староджерелиевской, профессор политэкономии М. И. Лола родился в 1896 году. На девяностом году жизни он скончался в городе Вильнюсе 18 февраля 1986 года. После смерти остались записки-воспоминания.
Ключевые слова: история высшего образования на Кубани, М. И. Лола.
М. В. ЛолаЭтнография. Фольклористика
стр. 79-81
«Как услышу гармонь – душа мреть»: гармоника в праздничной и обрядовой культуре сельского населения Подонья
Опираясь на материалы фольклорно-этнографических экспедиций, автор раскрывает роль инструмента в праздничной и обрядовой культуре населения сельских районов Волгоградской области.
Ключевые слова: гармоника, праздничная культура, обрядовая культура, Подонье.
С. Ю. Пальговстр. 81-83
Звучащая тишина брянских лесов (по материалам музыкально-этнографической экспедиции 2012 года)
В статье приведена расшифровка фрагментов аудиозаписи бесед с носителями культуры восточных славян западнорусского Полесья – Брянщины, позволяющие рассматривать феномен тембра как глубинное многопараметровое и многоуровневое явление.
Ключевые слова: Брянщина, обряд, сакральное пространство, тембр, артикуляция.
Л. А. МнацаканянТрибуна молодого ученого
стр. 84-85
Коммуникативные умения: подходы и классификации
На основе разработок, предложенных отечественными исследователями, автор выводит собственное определение понятия «коммуникативные умения учеников».
Ключевые слова: школьная педагогика, коммуникативные умения, речевые умения и навыки, опосредованная / неопосредованная коммуникация.
В. Е. Гладченкостр. 85-87
Нравственное воспитание средствами музыкального театра в современном образовании
Статья посвящена современной постановке вопроса о возможностях нравственного воспитания средствами музыкального театрального искусства.
Ключевые слова: нравственное воспитание, театральное искусство, педагогический потенциал музыкального театра.
А. В. Гребцовастр. 87-89
Режиссерский театр в условиях постмодернизма
Автор статьи прослеживает значимость системы К. С. Станиславского в театральной культуре начала ХХ века и в контексте эпохи постмодерна.
Ключевые слова: система Станиславского, театральная культура, постмодернизм.
М. С. Журковстр. 89-90
Традиции набоковского мифа о Пушкине в повести А. Г. Битова «Фотография Пушкина»
В статье рассматривается развитие пушкинского мифа в текстах В. В. Набокова и А. Г. Битова.
Ключевые слова: В. В. Набоков, А. Г. Битов, пушкинский миф, знак, демифологизация, архетип.
К. А. Семушинастр. 91-92
Особенности поэтики имени в романе Л. Улицкой «Зеленый шатер»
Анализируя значение имен персонажей романа «Зеленый шатер», автор статьи выявляет особенности концептуализации повествования в прозе Л. Улицкой.
Ключевые слова: поэтика антропонимии, проза Л. Улицкой, концептуализация, «говорящие» прозвища, авторский замысел.
А. М. Хаванскаястр. 93-95
Проблема личности в рассказах Л. А. Сычевой
Автор статьи анализирует рассказы Л. А. Сычевой «После крушения» и «Любовь олигарха», выявляя тип личности героев (отношение человека к семье, детям, окружающим людям, к любви, традициям и иным жизненным ценностям).
Ключевые слова: проза Л. Сычёвой, проблема личности, жизненные ценности, христианский / нехристианский тип личности.
И. Л. Балаянстр. 95-97
Культурный мир женщин в освещении российской периодики 1900–1920-х годов
В статье дан обзор и анализ характера публикаций женской периодики начала XX века.
Ключевые слова: социальные роли женщины, женский журнал, периодическая печать дореволюционной России.
В. Л. Нестеровастр. 98-100
Когнитивный аспект отрицательных эмоций в свете дискурс-анализа бытового диалога
В статье рассматриваются лингвистические и экстралингвистические факторы дискурс-анализа при актуализации негативных эмоций в бытовом диалоге.
Ключевые слова: дискурс, эмоциональное общение, негативные эмоции, когнитивный аспект, эмоциональный концепт.
В. В. Дворянцевастр. 100-102
Содержание коммуникативной компетенции семиклассников при изучении наречия
Совершенствование коммуникативной компетенции – одна из важнейших проблем методики обучения русскому языку. В статье изложены материалы педагогического эксперимента, направленного на повышение уровня коммуникативной компетенции семиклассников за счет обращения к ЛСГ наречий и иным сведениям, дополняющим системные знания учащихся о наречии как части речи.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, лексико-семантические группы, системно-функциональный подход.
Т. Н. Крамскаястр. 103-104
Символьные значения фразеологизмов с компонентом рука / shou в русском и китайском языках
Сопоставляя фразеологизмы с компонентом рука / shou в русском и китайском языках, автор статьи характеризует их семантику и символьное значение.
Ключевые слова: фразеологизмы с компонентом рука / shou, культурные установки, символьные значения.
Ханьжуй Чжоустр. 104-105
Формирование гражданского согласия и толерантности (младшая ступень общеобразовательной школы)
Автор статьи предлагает разработанную и апробированную им структурно-функциональную модель формирования гражданского согласия и толерантности у учащихся начальной школы.
Ключевые слова: гражданское согласие и толерантность, гражданин, гражданственность, личность.
И. Н. Кукушкинастр. 106-107
Техники развития конструктивной ассертивности у студентов-дизайнеров средствами изобразительного искусства
В статье рассматриваются способы и методы формирования уверенности в себе; предложен комплекс упражнений на повышение самооценки и социальной компетентности.
Ключевые слова: ассертивность, социальная компетентность, саморефлексия, саморегуляция, визуальная коммуникабельность.
Н. П. Колпаковастр. 107-109
Изучение регионального компонента при подготовке студентов туристского профиля: критерии ценности и ценностный потенциал
Ставя вопрос об изучении регионального компонента в свете критериев ценностного потенциала, автор статьи обобщает многолетний опыт работы вузовского преподавания специальности «Сервис и туризм».
Ключевые слова: региональный компонент, малая родина, проектирование содержания образования, специалист, бакалавр.
А. А. Самойленкостр. 110-111
Храм Святого Николая Чудотворца в селе Адербиевка Краснодарского края: историко-архитектурный аспект изучения
В статье рассматривается историческая и архитектурная значимость храма св. Николая Чудотворца в селе Адербиевка.
Ключевые слова: архитектура, история, культура, религия.
Н. Б. БереговинаБиблиография
Культурная жизнь региона
стр. 117-119