Культурная жизнь Юга России № 2 (73), 2019

стр. 1-2

Титул

стр. 3-4

Содержание



Теория и история искусства

стр. 7-14

Наука, рожденная из музыки (о музыковедении отечественных композиторов в ХХ веке)

Статья посвящена музыковедческой деятельности отечественных композиторов ХХ века.
Поставлена проблема научной ценности и содержательной специфичности музыковедческих текстов, созданных самими сочинителями музыки. В работе выделены три фигуры композиторов, которые активно занимались и композиторским, и научным творчеством. Это Сергей Иванович Танеев, Юрий Николаевич Тюлин и Борис Владимирович Асафьев. Уже в первой половине минувшего столетия их научные труды становятся базой для отечественной науки в трех основных отраслях теоретического музыкознания – полифонии, гармонии, музыкальной форме. В музыковедение вовлечены и многие другие композиторы, что часто связано с их педагогической деятельностью. Именно композиторы – создатели солидного числа учебников по различным отраслям музыкально-теоретического образования; многие из «композиторских» учебников не утратили актуальности и сегодня. В статье затрагивается вопрос о важной роли занятий практической композицией для развития высокоорганизованного профессионального слуха музыканта. Сделан вывод о неслучайности создания талантливых и актуальных теоретических трудов именно одаренными композиторами.

Ключевые слова: музыковедение композиторов, теория музыки, полифония, гармония, музыкальная форма, теория интонации, музыкальная педагогика, композиторское творчество.

Т.В. Франтова


стр. 14-17

Становление английской оперы: исторический аспект

В статье рассматриваются этапы становления жанра оперы в английском музыкальном театре. Анализируются процессы, повлиявшие на формирование специфики английской оперы, ее стилистики. Выявляются особенности английской оперы ХХ-XXI вв.

Ключевые слова: опера, баллада, комический театр, театр маски, балладная опера, Г. Перселл,
Б. Бриттен, Х. Бёртуистл.

А.А. Предоляк

стр. 17-21

Современная отечественная симфония в социальном контексте

В основу статьи положена статистика, выполненная автором по материалам Википедии и сайта Союза композиторов России. Работа количественно демонстрирует спад интереса отечественных авторов к жанру симфонии в последнее десятилетие в сравнении с симфоническим творчеством второй половины XX века – около 60 симфоний. Это отражает, по мнению автора, изменения в общественной востребованности жанра, что объясняется воздействием двух механизмов, сложившихся уже в 90-е гг: новым финансированием филармоний и широким распространением поп-музыки.

Ключевые слова: академическая музыка, симфоническое творчество отечественных композиторов,
слушательский резонанс жанра, поп-музыка.

М.С. Дядченко

стр. 21-24

Принципы сюитности в оркестровой музыке Дариуса Мийо

Статья посвящена малоизученной странице творчества Д. Мийо – его инструментальной музыке. Автор акцентирует внимание на проблеме синтеза жанров, как важной стилеобразующей черте творчества композитора. В ряду разнообразных жанровых микстов неизменным компонентом, воздействующим на общую стилистику оркестровых сочинений, является сюита. В силу этого оркестровая музыка Мийо рассматривается в аспекте влияния сюитного принципа мышления композитора. Сущность данного явления анализируется в статье на основе камерного цикла «Маленькие симфонии», наглядно демонстрирующего связь с сюитным циклом.

Ключевые слова: Дариус Мийо, сюита, симфония, камерная симфония, «Маленькие симфонии». 

М.С. Стусова

стр. 24-30

Музыкальный образ и средства его воплощения (на примере Четвертой симфонии картин Александра Белобородова)

В статье раскрывается понятие образа в музыкальном произведении и рассматриваются факторы, от которых зависит устойчивость ассоциативного ряда, создаваемого композитором посредством обращения к определенным архетипическим свойствам музыкального материала. Архетипы слушательского восприятия служат основным фактором в поиске верного прочтения художественного содержания.

Ключевые слова: образно-ассоциативное пространство, архетипические свойства, архетипы восприятия, музыкальная драматургия, инструментовка, программность, жанровость, музыкальный тематизм, тембральность, типы музыкального мышления, виды драматургии, композитор Александр Белобородов.

В.И. Стачинский

стр. 31-36

Выразительные возможности инструмента в секвенции ІХа для кларнета solo Л. Берио

Рассмотрена пьеса для кларнета solo Л. Берио, творчество которого связано с развитием новейшей музыки прошлого столетия. Раскрываются используемые в пьесе современные техники письма, новые приемы и способы звукоизвлечения, разнообразные фонические возможности инструмента. Определяются основные закономерности фразировки, агогики, громкостно-динамический баланс сочинения, авторские рекомендации, оказывающие влияние на создание музыкального образного наполнения.

Ключевые слова: Л. Берио, пьеса для кларнета solo, образность, тематизм, исполнительские приемы и способы звукоизвлечения.

В.А. Метлушко

стр. 36-39

Медийные формы функционирования произведений для русских народных инструментов как отражение тенденций автономной музыки

Статья посвящена выявлению особенностей в функционировании музыки, написанной для русских народных инструментов, в медийных формах текста. На материале анализа музыки Н. Будашкина, В. Бибергана, Д. Полевой к фильмам режиссеров А. Роу, А. Аляшева и О. Стефановой доказывается, что киномузыка, написанная для народных инструментов, несмотря на свои специфические признаки, следует общим тенденциям развития автономной музыки, вбирая в себя ее стилевые черты.

Ключевые слова: прикладная музыка, киномузыка, медиатекст, русские народные инструменты,
жанр, фольклоризм.

Е.В. Лыгина

стр. 40-42

Песни госпел в американской музыкальной культуре XX века

Рассматриваются вопросы происхождения и эволюции духовного песенного жанра госпел в американской культуре начала XX века. Прослеживается практика общественного бытования жанра, его жанровое содержание, жанровый стиль. Материалы исследования имеют практическую значимость для содержания дисциплин «история эстрадно-джазовой музыки», «музыкальные формы эстрадно-джазовой музыки», преподаваемых в вузе культуры.

Ключевые слова: госпел, жанр, евангельская музыка, спиричуэлс, соул.

О.Н. Безниско, Н.Д. Зуев

стр. 43-47

Специфика функционирования современной отечественной авторской песни в постмодернистском обществе

Статья посвящена проблеме функционирования автора-исполнителя в современном социуме на примере контрастного сопоставления творчества Л. Мурадовой (Краснодар) и А. Кузнецовой (Санкт-Петербург). В рамках постмодернистской эстетики вокальные сочинения исполнительниц репрезентируют разноликие грани авторской песни XXI века. В результате проведенного
анализа артикулируются основные темы поэзии, выявляются специфика стиля, особенности музыкального языка произведений. Рассматриваются вопросы снижения качества творческого материала, а также отношения современных авторов-исполнителей к коммерческому успеху.
Ключевые слова: современный автор-исполнитель, бардовская песня, поэзия, эстетика постмодернизма, авторская песня XXI века, стилевой синтез, коммодификация.

А.Э. Полищук, П.Н. Бабакова

стр. 48-53

Полистилистические тенденции в сценических жанрах на примере рок-оперы «Легенда Ксентарона» группы «Эпидемия»

В статье освещены творческие поиски музыкантов в сфере музыкально-сценического
искусства, направленные на синтез литературного жанра фэнтези и современной рок-оперы. В работе исследуются популярные сюжеты рок-опер, исполнительский и инструментальный состав, другие составные компоненты нового музыкально-сценического действа. На примере анализа рок-оперы «Легенда Ксентарона», поставленной «Эпидемией» – российской пауэр-метал-группой,  рассматривается тенденция влияния жанра фэнтези на характерные стилистические особенности жанра рок-перы. В ходе исследования выявлено, что в основе перечисленных в работе рок-опер лежит мелодичный пауэр-метал, характерный для группы «Эпидемия», но концептуальная творческая задача позволяет музыкантам добавлять и смешивать различные направления современной рок-музыки, вводить в действие элементы симфорока и классического оперного вокала. Этот стилистический прием позволил адресовать рок-оперу более широкой аудитории, чем творчество группы вне этого проекта.
Ключевые слова: рок-опера, фэнтези, пауэр-метал, симфорок, скрим-вокал, гроулинг.


О.Н. Безниско, Д.С. Карбулян


Теория и история культуры

стр. 54-57

Бытие человека в культуре: опыт самоопределения и поиски смысла

В статье проводится философский анализ существования человека и формирования его сущности в опыте постижения смысла бытия культуры. Человек не может быть уверен в том, что он человек, личность, потому что его сущность однозначно не установлена. Человек творит и определяет себя в культуре. При этом он погружен в растерянность и одиночество. Эти выводы опираются на концепции великих философов Античности, Канта, Фихте. 

Ключевые слова: культура, сущность, самоопределение, свобода, человеческое сознание, творчество, одиночество, бытие.

О.Н. Юречко


стр. 57-60

Культура античного мира в дискурсе современного культурологического знания

В статье изучаются особенности культуры античного мира в дискурсе современного культурологического знания. Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к культуре античного мира, ставшей идеалом и авторитетом не только для эпохи Возрождения, но и всего мирового культурного процесса. На основе многочисленных источников выделены ее особенности, определены предмет и методы изучения. Доказана необходимость дальнейшего исследования проблемы в дискурсе культурологии. 

Ключевые слова: культура, античный мир, метод, античная цивилизация, древнегреческая культура, российское антиковедение, античное искусство, культурология.

О.С. Лагутина

стр. 60-63

Трансформация взглядов на генезис выдающихся способностей человека в мировоззренческой парадигме эпохи Средневековья и Возрождения

Актуальность статьи обусловлена необходимостью рассмотрения культурологического аспекта трансформации взглядов на генезис выдающихся способностей человека в свете их преемственности в культурной традиции двух пограничных эпох: Средних веков и эпохи Возрождения. В статье проведен анализ философской рефлексии над феноменом способностей человека, выявлена корреляция понятий «талант» и «гениальность» в двух различных культурах. 

Ключевые слова: способности, талант, гениальность, Средние века, Возрождение, дар, теоцентрическая и антропоцентрическая модели мировоззрения. 

В.А. Фомин

стр. 64-67

Визуальная презентация молодежи в виртуальном пространстве социальных сетей (на примере «ВКонтакте»)

В статье рассматривается символический (графический) псевдоним – аватар в качестве одного из маркеров презентации молодежи в социальных сетях. Приводятся результаты эмпирического исследования с целью выявления атрибутов и идентификации пользовательских аватаров с учетом социального контекста. 

Ключевые слова: фотография, социальные сети, виртуальная презентация, молодежная культура, сетевое поколение.

А.Ю. Мельникова

стр. 67-75

К проблеме концептуализации арт-бизнеса и арт-капитала

В статье рассматриваются вопросы концептуализации арт-бизнеса, особенности бизнес-процессов в сфере арт-бизнеса и генерируемые в результате их реализации формы капитала. 

Ключевые слова: концепты арт-бизнеса, особенности бизнес-процессов в арт-бизнесе, арт-капитал.

А.В. Кудинова, С.А. Морозов

стр. 75-78

Социально-философские предпосылки унификации бизнес-коммуникаций

В статье проблема унификации языка бизнес-коммуникаций осмыслена в контексте социально-философского исследования. В аспекте проблемы проанализированы ее предпосылки: внутриэкономические, технологические. Выявлена основная причина названной унификации – реакция на информационную среду, в которой осуществляется коммуникативная деятельность. Определены как положительные импульсы в унификации коммуникаций, так и экзистенциальные риски, которые несут в себе угрозу идентичности человека.

Ключевые слова: коммуникация, социокультурная среда, унификация лингвистических структур.

Е.В. Бершадская


Культура и общество

стр. 79-82

Стилевая интерпретация народной песни как явление отечественной музыкальной культуры XX-XXI веков

Статья посвящена формам стилевой интерпретации народной песни, характерным для отечественной музыки со второй половины XVIII века до наших дней. Рассматривается понятие интерпретации и его различные формы, сложившиеся при взаимодействии сельской и городской музыкальной культуры.

Ключевые слова: фольклор, народная песня, интерпретация, аранжировка, обработка, исполнение, сцена.

С.А. Жиганова, Д.В. Козуб


стр. 82-87

Судьба вундеркинда: К.М. Думчев

Статья посвящена одному из выдающихся представителей донского казачества в искусстве, каковым был скрипач Константин Михайлович Думчев. Имя этого музыканта было широко известно в последнем десятилетии ХIХ и в первом десятилетии ХХ века. В работе освещаются и уточняются сведения, относящиеся к биографии артиста и его концертной деятельности. Впервые раскрывается сущность одаренности той категории детей, которых называют вундеркиндами. Выявлены причины творческих кризисов у вундеркиндов, с опорой на данные физиологии и психологии. Показана роль мышления и труда в становлении музыканта, обладающего с детства выдающимися моторными данными. Дано описание творческого наследия К.М. Думчева, которое не было опубликовано.

Ключевые слова: К.М. Думчев, скрипичное исполнительство, феномен вундеркинда.

В.А. Леонов, И.Д. Палкина


Культура и образование

стр. 88-91

Народно-песенная культура Кубани как средство воспитания детей и молодежи на современном этапе

Тема преподавания и воспитания детей на основе народно-музыкальной культуры в образовательных учреждениях культуры Краснодарского края исследуется уже на протяжении нескольких лет и имеет свое отражение в программных материалах. В данной статье представлено исследование народно-песенной культуры Кубани в образовательных программах профессионального и дополнительного образования учреждений культуры Краснодарского края.

Ключевые слова: народно-певческое воспитание, этнокультурное воспитание, образовательные учреждения культуры, музыкальное образование детей, воспитание детей, детский фольклор, художественно-эстетическое воспитание.

В.Г. Захарченко, Т.В. Соколова


стр. 91-94

Фортепианные пьесы для детей О.В. Масич: к вопросу о программности

Тема преподавания и воспитания детей на основе народно-музыкальной культуры в
образовательных учреждениях культуры Краснодарского края исследуется уже на протяжении нескольких лет и имеет свое отражение в программных материалах. В данной статье представлено
исследование народно-песенной культуры Кубани в образовательных программах профессионального и дополнительного образования учреждений культуры Краснодарского края.

Ключевые слова: народно-певческое воспитание, этнокультурное воспитание, образовательные учреждения культуры, музыкальное образование детей, воспитание детей, детский фольклор, художественно-эстетическое воспитание.

Т.И. Стражникова


Трибуна молодого ученого

стр. 95-98

Проект «Верещагин»: междисциплинарный подход к построению художественной выставки

В статье рассмотрено успешное применение междисциплинарного подхода к составлению выставки художественных произведений. Делается вывод о его востребованности в современной музейной культуре РФ. Найдена связь подхода и авторского взгляда В.В. Верещагина на представление картин для широкой публики.

Ключевые слова: Третьяковская галерея, Василий Верещагин, художественная выставка, музей, междисциплинарный подход.

Т.Н. Фролкина


стр. 98-101

О цветотональной системе Б. Асафьева в балете «Белая Лилия»

Актуальность избранной темы обусловлена отсутствием в отечественном музыкознании исследований, посвященных изучению цветотональной драматургии в сочинениях Б. Асафьева. В статье впервые произведен анализ образно-цветовой символики в балете «Белая лилия». Доказано, что цветотональные ассоциации композитора нашли отражение в партитуре произведения как в характеристике персонажей, так и трактовке отдельных сцен.

Ключевые слова: синестезия, цветной слух, Б. Асафьев, балет «Белая лилия».

М.Л. Караманова, О.С. Михайлова

стр. 102-104

Документальный фильм: концепция жанра

В статье рассматривается концепция жанровой классификации документального кино, его стилевые особенности и развитие жанра в эволюционном и стилистическом аспектах.

Ключевые слова: документальный фильм, жанровая классификация, стиль, жанровый подвид, режиссер

Э.А. Девликамова

стр. 105-107

Устойчивость развития современного города: к постановке проблемы

В статье анализируется проблема устойчивого и комфортного развития современного города в аспекте цифровизации. Цифровизация является нетривиальной задачей, прежде всего по финансовым соображениям, поэтому доминантами являются комфорт, красота, стабильность, социальное благополучие. «Умный» город должен быть рациональным, исходя из его человекоразмерности.

Ключевые слова: город, городская среда, цифровой город, умный город, трансформация, информационные технологии, экосистема, качество жизни.

Ю.С. Попруженко


Культурная жизнь регионов

стр. 109-112

Псекупский период в службе Ивана Диомидовича Попко: проблемы историографии и источниковедения

Статья посвящена изучению биографии автора первой печатной книги о черноморских казаках – генерала Кубанского казачьего войска Ивана Диомидовича Попко с историографической и источниковедческой точек зрения. Прослежена военная, административная и культурно-просветительская деятельность командира Псекупского конного полка в Закубанье.

Ключевые слова: Кавказская война, Северный Кавказ, горцы, И.Д. Попко, просветитель, Псекупский полк, казак.

Б.А. Трехбратов, С.В. Трофименко


стр. 112-117

Условия работы с археологическими предметами из металлов в полевых условиях

Представлен краткий обзор полевой консервации археологических находок из железа и медных сплавов и характеристика сложившихся традиционных направлений научных исследований в вопросах сохранности таких артефактов, общепринятые способы и методы их обработки, применяемые реставраторами. Работа основана на изученных теоретических аспектах и практических знаниях по данной теме. Косвенно затрагиваются поверхностные принципы сохранения объектов историко-культурного наследия, проблемы реставрации и консервации черного и цветных металлов в полевых условиях. Рассматривается перспектива данных исследований в традиционном плане теоретических научных разработок.

Ключевые слова: археология, полевая консервация, реставрация, железо, медь, бронза, олово, сплав.

Н.Е. Берлизов, И.И. Кузин

стр. 117-120

Музеи как хранители и трансляторы культурного наследия

В статье освещаются проблемы влияния власти на экспозиционную, хранительскую,
воспитательную работу, проводимую музеями разных стран.

Ключевые слова: музей, культура, политика, идеология, презентация наследия.

Н.Б. Акоева, Н.И. Орфаниди

стр. 120-124

Сохранение и развитие народно-музыкальной традиции современными фольклорными ансамблями аутентичного направления

Статья посвящена формам сохранения и развития народной музыкальной традиции, возникшей в отечественной культуре в конце XIX – начале ХХ века. Молодежное фольклорное 121 № 2 (73), 2019 движение, возникшее во второй половине XX века преимущественно в городской среде дало толчок к формированию новой тенденции исполнения фольклора в аутентичной манере в новых исторических и социальных условиях.

Ключевые слова: народная песня, аутентичный фольклор, фольклоризм, молодежное фольклорное движение, фольклорные ансамбли аутентичного направления.

С.А. Жиганова, Н.Е. Багдасарян

стр. 124-127

Духовный стих в современном народно-певческом исполнительстве

 Духовный стих занимает одно из важнейших мест в возрождении духовности в современном обществе. Он дает обществу обрести подлинный смысл духовности и спасения. Главной задачей работы является рассмотрение вопросов современного исполнительства духовного стиха на примере разных по стилю исполнителей.

Ключевые слова: духовный стих, духовная музыка, традиционная музыкальная культура, народнопевческое исполнительство, обрядовые, протяжные песни, музыкально-ритмическая, звуковысотная организация.

В.Г. Захарченко, А.А. Луценко

стр. 128-131

Стереотипы и коллективное бессознательное в информационной культуре

Статья посвящена рассмотрению вопросов роли коллективного бессознательного и месту стереотипов в информационной культуре современного общества.

Ключевые слова: информационная культура, коллективное бессознательное, мифологизация, фреймы, архетипы, стереотипы.

О.А. Вертиевец


Обзоры

стр. 132-135

Т.А. Гайдамович и традиции русской исполнительской школы

Статья посвящена 100-летию со дня рождения выдающегося музыкального деятеля и педагога Татьяны Алексеевны Гайдамович. Рассматриваются педагогические принципы профессора Московской консерватории, достижение ее учеников, дается оценка роли ее профессиональной деятельности в развитии и сохранении отечественных традиций в области ансамблевого исполнительства.

Ключевые слова: камерный ансамбль, музыкальная педагогика, искусствоведение, традиции, русская исполнительская школа, этика.

Т.В. Сорокина