Культурная жизнь Юга России № 3 (82), 2021

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 4-4

Contents

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Передовая статья

стр. 7-14

Образы прошлого, настоящего и будущего: к постановке вопроса о формировании меморативной культуры

В последние годы в обществе обозначился интерес к монументальным формам сохранения исторической памяти, который явился духовной реакцией людей на информационные войны, фальсификацию истории, новые вызовы и угрозы. Это явление в социокультурном ландшафте современной России свидетельствует о растущем гражданско-патриотическом сознании соотечественников на фоне дикого историко-культурного беспамятства многих европейских политиков и государственных деятелей, допустивших сносы мемориалов в честь героических сражений и полководцев, освободивших человечество от фашистской чумы. Исследование общественно-государственного курса актуальной монументальной политики по обновлению природно-культурного пространства России памятниками военно-исторического и историко-культурного значения авторы данной статьи считают национальным феноменом меморативной культуры, проявившимся вопреки мировому гуманитарному кризису, падению духовно-нравственных устоев общества, антироссийской социально-политической и информационно-психологической экспансии. 

Ключевые слова: монументальная политика, культурно-историческое наследие, мемориальное пространство, меморативная культура. 

Н.Г. Денисов


Теория и история искусства

стр. 15-24

Культура внимания как базовый аспект воспитания в классическом танце

Целью работы является анализ процесса воспитания культуры внимания исполнителя в классическом танце. Новизна заключается в том, что культура внимания, являясь аспектом воспитания высоких профессиональных качеств танцовщика, рассматривается нами с психолого-физической точки зрения. Результатом исследования, базируемом на эмпирических и теоретических методах, стало выявление того, что процесс воспитания культуры внимания, основанный на духовности, будет способствовать формированию качественного хореографического образования. 

Ключевые слова: классический танец, духовность, психология, анализаторы, исполнитель, культура внимания, образование, воспитание. 

Р.В. Трофимов, И.А. Климова, И.Н. Мартюшова


стр. 24-33

Трансформация дизайн-формы детской книги в эпоху информационных технологий

Работа посвящена современным тенденциям к усложнению дизайн-формы детской книги, созданию креативных объемных форм как тренду развития книги в условиях информационных технологий, а также в качестве развивающего интеллектуального объекта предметно-пространственной среды: изучению художественно-проектных методов создания детской книги в контексте современных инноваций, которые в отечественных исследованиях недостаточно глубоко освещены. Дизайн, полиграфия и оригинальная конструкция интерактивной книги – один из способов выживания книги благодаря возможности быстро трансформироваться и изменяться, развивая познавательные способности ребенка, стимулируя его самостоятельную творческую активность и становление личности. 

Ключевые слова: детская книга, ребенок, полиграфия, дизайн-форма, трансформация, конструкция, интерактивная книга, проектирование. 

М.А. Работнова, З.Ю. Черная, Т.И. Черный

стр. 33-40

Особенности становления и развития кубанской графики XIX – начала ХХ века

Актуальность статьи обусловлена проблемой становления и развития краснодарской графической школы, которая в настоящее время является одной из ведущих на Юге России. В статье, на основе анализа архивных документов и сохранившихся произведений, анализируются основные особенности в становлении и развитии кубанской графики начала ХХ века. Определяется значимость графики в истории искусства Кубани. 

Ключевые слова: кубанская графика, русская графика начала ХХ века, русский рисунок, русский пейзаж, русское искусство XIX – начала ХХ века.

С.М. Гонтарь, Г.Н. Сологуб

стр. 40-48

Портреты-картины К.П. Брюллова первой половины 1830-х годов

В качестве предмета исследования в статье рассматривается портретная живопись К.Б. Брюллова первой половины 1830-х годов, получившая в искусствознании название «портреты-картины». Впервые ставится вопрос о причинах появления подобных картин в творчестве художника, исследуются вопросы традиций и новаторства, рассматриваются возможные взаимовлияния Брюллова и его современников (Э.-Л. Виже-Лебрен, Т. Лоуренс, Ф. Каваллери, О.А. Кипренский), а также – изучение творчества мастеров XVII века (прежде всего П.П. Рубенса). Делается вывод о необходимости изучать контекст, в котором возникли полотна Брюллова, что помогает в понимании их степени уникальности. Основными методами исследования в настоящей статье стали формально-стилистический и сравнительный.

Ключевые слова: портрет 1830-х годов, портреты-картины К.П. Брюллова, традиции и новаторство, П.П. Рубенс, Э.-Л. Виже-Лебрен, Т. Лоуренс, Ф. Каваллери, О.А. Кипренский. 

Ю.Ю. Гудыменко

стр. 48-57

Культурные герои Средневековья во французском кинематографе 1970-х («Персеваль Валлиец» Эрика Ромера)

Впервые в отечественном искусствоведении произведен сравнительный междисциплинарный анализ ленты и ее историко-культурной основы – куртуазного романа «Персеваль, или Сказание о Граале» Кретьена де Труа (ок.1135 – 1180/1190), что позволило прийти к новым и оригинальным заключениям: режиссер смело отметает сложившиеся традиции Больших исторических фильмов, намеренно, цитатно «смешивает» художественные приемы средневекового эпоса, эпохи модерна и постмодерна, формируя вертикально-многомерный «текст». Музыкальное сопровождение расставляет акценты, сцепляет разделы фильма, становится неотъемлемой частью медиатекста. 

Ключевые слова: эпос, «Персеваль Валлиец», Парсифаль, Парцифаль, Король Артур, рыцари Круглого стола, Король-Рыбак, куртуазный роман, Кретьен де Труа, киноискусство, музыка кино.

М.Е. Зольников

стр. 57-65

Причины режиссерских изменений литературного текста при постановке спектакля

Статья посвящена работе режиссера с литературным текстом в драматическом театре. При этом внимание автора сосредоточено не на оценке факта или последствий режиссерских изменений текста, а на его причинах, что обусловливает новый ракурс исследования проблемы. Основываясь на методах включенного и невключенного наблюдений, автор приходит к выводу о существовании трех основных тенденций: это производственные требования, адаптация текста современному языку и художественная интерпретация текста режиссером. 

Ключевые слова: режиссер, современный драматический театр, литературный текст, режиссерская интерпретация, постановка спектакля.

А.И. Зыков

стр. 65-69

Трио для кларнета, виолончели и фортепиано ля минор Иоганнеса Брамса в контексте позднего стиля

В данной статье рассматриваются характерные особенности музыкального языка композитора-романтика Иоганнеса Брамса. На примере анализа Трио для кларнета, виолончели и фортепиано ля минор выявлены стилистические черты позднего периода творчества композитора. В статье определены классические и романтические тенденции в музыкальном мышлении Брамса, раскрывающие его самобытные индивидуальные черты. Иоганнес Брамс, представляя немецкую музыкальную культуру второй половины XIX века, явился создателем своего неповторимого композиторского стиля. Актуальность темы обусловлена стремлением расширить представления о стилистике позднего периода творчества И. Брамса. Цель работы – определить характерные тенденции позднего периода творчества И. Брамса на примере Трио для кларнета, виолончели и фортепиано ля минор.

Ключевые слова: романтизм, классицизм, кларнет, гармонический язык, песенность, фольклор.

С. Я. Мамбетов

стр. 79-86

Деятельность М.М. Ипполитова-Иванова в отражении отечественной культуры рубежа XIX–XX веков

В статье дана оценка роли выдающегося музыканта, композитора, дирижера, общественного деятеля М.М. Ипполитова-Иванова в развитии отечественного музыкального образования и культуры. Рассматривается его огромный вклад в работу Императорского Русского музыкального общества. Охарактеризована личность Ипполитова-Иванова, его многогранная деятельность как педагога, дирижера, ректора Московской консерватории, приводятся аргументы в пользу осмысления и широкого распространения этих исторических фактов. Деятельность Ипполитова-Иванова как композитора, дирижера, хранителя традиций православного хорового искусства, организатора оперных постановок по своей широте не имеет аналогов. Его публикации по вопросам различных сфер культурной деятельности не теряют своей ценности по сегодняшний день.

Ключевые слова: композитор, деятельность, консерватория, Тифлис, опера, оркестр, традиции, фольклор, дирижирование, образование.

Т.В. Сорокина, Г.Е. Иванова


Теория и история культуры

стр. 87-101

Образы жизни и смерти в народной изобразительной традиции Юга России (на материале народной художественной культуры Белгородской области)

Целью статьи является обращение к фундирующим основам традиции миропонимания русского народа через образы жизни и смерти, запечатленные в искусстве регионального орнамента. Автор рассматривает идеопластический язык народного искусства, выявляя логические принципы создания орнаментальных формул. Метод сочетания визуального восприятия с философским осмыслением, по мнению автора, закладывает реальную основу для включения народного художественного опыта в творческую и бытийную повседневность человеческой жизни, личного, участного события с anima mundus.

Ключевые слова: народная культура; традиция; образы жизни и смерти; орнамент; синергетические концепции.

И.В. Шведова


стр. 101-109

Искусство графической символики в традиционных ремеслах Кабардино-Балкарии

В статье рассматривается социокультурное измерение графического символа как творческого компонента народно-ремесленной практики в традиционной культуре Кабардино-Балкарии. Методологической основой исследования являются культурологические и исторические теории, искусствоведческие концепции. Данный подход обусловил комплексный анализ ценностных доминант символического образа в национальном ремесленническом творчестве. В результате исследования сформировались культурологические представления об основных изобразительных практиках кабардинцев и балкарцев посредством визуальной системы графических символов. Проанализированы и определены ценностные аспекты графической символики визуальных образов как художественного феномена традиционной культуры Кабардино-Балкарии. 

Ключевые слова: графический символ, тамги, социокультурный феномен, Кабардино-Балкария, символический образ, духовная культура, этнос, традиционная культура, перстневая печать, циновки, войлоки. 

Н.В. Галимова

стр. 109-121

Проблемы государственного учета, регистрации и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) сталинского периода, расположенных на территории города-курорта Сочи

Проведен анализ деятельности государственных органов по выявлению, обследованию и научному документированию исторических памятников на территории города Сочи конца 1970 – начала 1980-х гг., отражающей политическую идеологию СССР в отношении культурного наследия. Рассматриваются вопросы о значимости проведения детальных историко-культурных исследований в процессе выявления и государственного учета архитектурных памятников конца 1920-х – 1940-х гг. Решается проблема комплексной охраны ансамблей Сочинских санаториев, являющихся основной частью архитектурного наследия Сочи. Выдвигаются предложения по эффективному проведению дальнейших мероприятий по их изучению, охране и сохранению. 

Ключевые слова: Сочи-Мацестинский курорт, историко-культурное наследие, памятники истории и культуры, архитектурное наследие города-курорта Сочи.

Н.Б. Акоева, В.В. Панасенко

стр. 121-128

Сохранение и популяризация объектов истории и культуры в современном обществе

В статье приведены специфические характеристики и функции массовой культуры, которые позволяют эффективно освещать проблему сохранения культурного наследия. Для современного общества духовный, социальный и экономический потенциал культурного наследия становится все более очевидным, благодаря чему все больше внимания привлекается к проблемам его сохранения, реставрации, эффективного использования, а также к проблемам невосполнимых утрат произведений культуры и искусства. Авторы приходят к выводу, что для эффективного освещения и популяризации памятников необходимо учитывать два крупных аспекта – особенности и функции современных цифровых технологий (динамичность, двухчастная система коммуникации, активное вовлечение пользователя в создание контента) и специфику аудитории, на которую направлена данная информация (условия жизни и потребности, интересы, ценности и установки). 

Ключевые слова: массовая культура, памятники культуры и истории, культурное наследие, монументальное искусство, популяризация культурного наследия, средства массовой информации, интернет.

М.А. Малиш, М.А. Решетова


Трибуна молодого ученого

стр. 129-136

Развитие искусства игры на саксофоне в Китае в ХХ веке

В центре внимания работы находится становление искусства игры на саксофоне в музыкальной культуре Китая на протяжении ХХ века. Объект исследования – развитие исполнительского искусства игры на саксофоне в Китае в ХХ веке. Методологические подходы и методы: историко-культурологический, компаративистский, историко-стилевой подходы, метод музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в систематизации фактов, научных наблюдений и размышлений отечественных и зарубежных ученых об особенностях становления исполнительства на саксофоне в Китае. Обосновывается, что исполнительская практика испытывает значительное влияние традиций западноевропейского образования, благодаря которым происходит постепенное расширение китайскими композиторами образно-художественных сфер и репертуара для саксофона.

Ключевые слова: саксофон в Китае, джаз, академические программы обучения, репертуар, ансамбли саксофонистов, темы и образы.

Чжао Вэнькай


стр. 137-145

Опера Тан Дуна «Марко Поло»: мультипространственное, философское и транскультурное музыкальное путешествие

Предмет исследования – особенности композиции и драматургии оперы Тан Дуна «Марко Поло». Автор фокусирует внимание на ее необычной структуре, которую композитор назвал «оперой в опере». Это произведение пока еще малоизвестно в России и недостаточно изучено музыковедами. Методы исследования – культурологический, сравнительно-типологический, музыкально-аналитический. В статье проанализирована многоуровневая драматургия оперы, включающая Духовное путешествие, Физическое путешествие и Музыкальное путешествие. Сделаны выводы о присутствии в опере характерных для стиля Тан Дуна черт синтетичности и мультикультурности. 

Ключевые слова: Тан Дун, «Марко Поло», композитор, опера, Пекинская опера, стиль.

Сы Ян


Культурная жизнь регионов

стр. 146-156

Деятельность Ростовского регионального отделения Союза советских художников в военные и первые послевоенные годы

Статья посвящена анализу деятельности Ростовского регионального отделения Союза советских художников в военные и первые послевоенные годы. Ростовская область подверглась страшным разрушениям в годы войны и оккупации. Были эвакуированы, мобилизованы, погибли на фронте многие ростовские художники. После освобождения Ростова и области возобновил деятельность Союз СХ и в сжатые сроки смог организовать содержательные художественные выставки. Автор статьи, используя метод исторического анализа, вводит в научный оборот ряд архивных документов. Приходит к выводу, что деятельность ростовских художников сыграла важнейшую роль в военные и послевоенные годы. Позволяла художникам профессионально расти и помогала населению преодолеть последствия войны и оккупации.

Ключевые слова: Союз художников, Ростовская область, война, выставки, театральные художники, Б.П. Дураков.

О.В. Семенова


Сведения об авторах