Культурная жизнь Юга России № 3 (86), 2022

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 5-6

От редактора

Зенгин С.С.


Передовая статья

стр. 7-16

Северный Кавказ: процессы и проблемы взаимодействия локальных, общенациональных и глобальных межкультурных коммуникаций в современных условиях

В статье анализируются особенности процессов межкультурных коммуникаций на Северном Кавказе в контексте современной государственной культурной и национальной политики Российской Федерации. Авторами делается попытка раскрыть противоречивый процесс взаимодействия, взаимовлияния и трансформации локальных, этнонациональных и глобальных компонентов межкультурных коммуникаций в условиях новых вызовов и угроз. Исследование затрагивает состояние и пути решения данных взаимозависимых проблем в триедином процессе: культурологического анализа постсоветского периода, парадигмальных трансформаций в условиях современных вызовов и угроз; актуализации межкультурных стратегий в контексте формирования многополярного мира и места в нем российской культуры и цивилизации. 

Ключевые слова: межкультурная коммуникация, Северный Кавказ, локализация, глобализация, парадигмальная трансформация, гражданская идентичность. 

Денисов Н.Г., Байрамукова А.Х.


Теория и история искусства

стр. 17-23

Особенности кубанской монументальной живописи 1920-х – 1930-х годов

Актуальность работы обусловлена значимостью становления и развития кубанской школы монументальной живописи, которая впоследствии развилась в важное явление искусства Юга России. В статье, на основе анализа документов и сохранившихся произведений, описываются основные особенности в становлении и развитии кубанской школы монументальной живописи в 1920-е –
1930-е годы. Определяется значимость монументальной живописи в истории искусства Кубани.

Ключевые слова: кубанская монументальная живопись, русская живопись первых десятилетий ХХ века, монументальная живопись Сочи, монументальная живопись Краснодара.

Сологуб Г.Н.


стр. 23-38

Рисунки ленинградских детей 1930-х – 1940-х годов в контексте войны

В статье описаны детские рисунки ленинградских детей 1930-х – 1940-х гг., хранящиеся в государственных и частных коллекциях, представленные многообразием художественно-образных форм, в историческом контексте. Рассматриваются коллекции, дающие комплексное представление о специфических особенностях детских рисунков указанного периода, представлены этапы формирования коллек- “Теория и история искусства” 2 4 “Культурная жизнь Юга России” № 3 (86), 2022 ций, формы актуализации детского наследия, способствующие выявлению и анализу рисунков для их дальнейшей классификации, систематизации, каталогизации. 

Ключевые слова: детский рисунок, специфические особенности, военное детство, художественно-образные формы, коллекции, блокада Ленинграда.

Хухрина О.В.

стр. 38-46

Станковая печатная графика в Сталинграде: 1943–1957 годы

Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Сталинграде в послевоенный период. В статье определен круг мастеров печатной графики, работавших на территории послевоенного Сталинграда. Рассмотрены литографии художников И.А. Михранянц, К.И. Финогенова, Л.И. Гагариной, выполненные по зарисовкам во время творческих командировок в Сталинград. Просмотрены каталоги выставок сталинградских художников 1948–1956 гг., выделены персоналии сталинградских художников-графиков Г.И. Печенникова и А.П. Легенченко, работавших в различных техниках печатной графики.

Ключевые слова: печатная графика, линогравюра, репродукционная литография, автолитография, Сталинград, Г.И. Печенников, А.П. Легенченко, К.И. Финогенов, Л.И. Гагарина, И.А. Михранянц.

Филимонова А.В.

стр. 46-54

Ипполит Робийяр: произведения и творческий метод

В российских музейных собраниях сохранилось достаточное число произведений французского фотографа Ипполита Робийяра для понимания его выдающейся роли в фотографической жизни Петербурга первой половины 1860-х годов. Однако до сих пор не было предпринято ни одной попытки осмысления его творчества в целом, не был осуществлен анализ отдельных работ. Главной задачей настоящей статьи является содержательный и формальный анализ произведений Робийяра, а также реконструкция творческого метода мастера. Актуальность выбранной темы связана с отсутствием исследований творчества французского фотографа.

Ключевые слова: фотограф Ипполит Робийяр, ранняя русская фотография, творческий метод фотографа 1860-х годов, фотографические ателье в Петербурге.

Аветян Н.Ю.

стр. 54-61

Мастера XVI века и русский портрет 1820-х годов. Примеры заимствований

Статья посвящена исследованию важной тенденции в портретной живописи 1820-х годов – увлечении произведениями старых мастеров. Особенно популярными в это время становятся образцы классического искусства, созданные художниками XVI столетия – Леонардо, Рафаэля, Микеланджело и Дюрера. Изучение прошлого наследия было характерно и для предшествующего периода, но именно теперь оно приобрело форму религиозного поклонения, что отразилось в стремлении повторить образное решение и художественные приемы старых мастеров. Это явление стало для художников демонстрацией своего идеала, своей причастности общемировому движению искусства. Изучение и осмысление творчества прошлых веков видится логичным в контексте общего стремления эпохи к «историзму». Главной задачей настоящей статьи является выявление в портретном жанре 1820-х годов заимствований из арсенала искусства старых мастеров. Методом исследования является содержательный и формальный анализ конкретных произведений русской портретной живописи. Анализируются отдельные произведения О.А. Кипренского, А.Г. Венецианова, В.А. Тропинина, К.П. Брюллова. 

Ключевые слова: портретный жанр 1820-х годов в России, традиции и новаторство в русском искусстве, О.А. Кипренский, А.Г. Венецианов, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов. 

Гудыменко Ю.Ю.

стр. 61-70

Особенности драматургии и сценографии китайской народной оперы «Горы Имэншань»

Предмет исследования – драматургия и сценическое оформление современной китайской народной оперы «Горы Имэншань». Настоящая статья – первая из серии публикаций, посвященных этой опере, широко известной в Китае, но пока не привлекавшей внимания российских музыковедов. Авторы приходят к выводу, что драматургия и сценография «Гор Имэншань» тщательно продуманы оздателями спектакля, что, наряду с его музыкальным решением, предопределило успех оперы и позволило ей стать образцовым произведением своего жанра.

Ключевые слова: «Горы Имэншань», китайская народная опера, сюжет, драматургия, персонажи.

Гуань Чэнюань, Долгушина М.Г.

стр. 70-80

Сравнительное исследование советского и китайского соц-арта

В статье предпринята попытка проанализировать репрезентативные произведения советского и китайского соц-арта, установить сходство и обнаружить различия между ними с точки зрения художественного языка и стиля, визуального соответствия, творческой философии, чтобы исследовать причины возникновения этого вида искусства и раскрыть эстетические коннотации соц-арта. Отмечается, что китайский соц-арт во многом наследует советский и развивает заложенные в нем символы и смыслы, однако по-особому их переосмысливает, трансформирует и развивает.

Ключевые слова: соц-арт, художник, постмодернистское искусство, социалистический реализм, поп-арт, Россия, Китай.

Се Цзисянь

стр. 80-88

Аспекты трансформации традиционного костюма кубанской казачки при создании коллекций одежды в этническом стиле

В статье рассматривается создание концептуальной модели проектирования современной одежды в этническом стиле на основе традиционного костюма кубанской казачки. 

Ключевые слова: народная культура, сохранение, народные мастера, традиция, дизайн, народный костюм, концептуальная модель.

Зимина О.А., Похлебаева М.Б., Набокова Е.И.

стр. 88-96

Художественная интерпретация жанра псалом в «Плаче царя Давида» Николая Сидельникова

Целью данной статьи является рассмотрение основных особенностей вокального жанра псалом в «Плаче царя Давида» Николая Сидельникова. Проведено специальное исследование духовной музыки ХХ века. Содержится аналитический разбор псалма для тенора и органа, а также его история создания. Освещаются особенности воплощения духовной тематики в творчестве Н. Сидельникова. Композитор демонстрирует совершенное владение всеми доступными техническими и художественно-выразительными возможностями органа, проявляя достойное освоение законов музыкальной композиции ХХ века, техник письма и формообразования. 

Ключевые слова: духовная музыка, псалтырь, псалом, плач, интерпретация, Н. Сидельников, музыкальное искусство.

Хорошавина В.Б.

стр. 96-104

Контрасты и объединяющие идеи в музыкальном содержании хоровых циклов З.Л. Компанейца

Целью данной статьи является рассмотрение основных особенностей вокального жанра псалом в «Плаче царя Давида» Николая Сидельникова. Проведено специальное исследование духовной музыки ХХ века. Содержится аналитический разбор псалма для тенора и органа, а также его история создания. Освещаются особенности воплощения духовной тематики в творчестве Н. Сидельникова. Композитор демонстрирует совершенное владение всеми доступными техническими и художественно-выразительными возможностями органа, проявляя достойное освоение законов музыкальной композиции ХХ века, техник письма и формообразования. 

Ключевые слова: духовная музыка, псалтырь, псалом, плач, интерпретация, Н. Сидельников, музыкальное искусство.

Малацай Л.В.

стр. 105-113

Путь героя от становления и расцвета к деградации и разложению в кинематографе Алексея Балабанова

Предметом исследования является рассмотрение особенностей воплощения героя в фильмах А. Балабанова. Основными методами исследования выступают анализ, синтез, сравнение. Научная новизна работы состоит в комплексном подходе к рассмотрению наследия режиссера, позволяющему отразить эволюцию главного героя. В результате исследования показана цикличность творчества Балабанова, сигнализирующая об особом векторе развития его центрального персонажа, который проходит путь от становления до смерти. 

Ключевые слова: российский кинематограф, авторское кино, Алексей Балабанов, режиссерская стратегия, кинематографический сюжет.

Болдырев А.А.

стр. 114-121

Звуковой образ баяна и аккордеона в зарубежном кино: принципы функционирования

Статья посвящена выявлению особенностей функционирования звукового образа баяна и аккордеона в исторической динамике зарубежного кино. На основе анализа музыки фильмов режиссеров М. Бреста, Ж.-П. Жене, Э. Кустурицы, Й. Лантимоса, М. Розы, В. Херцога и композиторов В. Аралицы, С. Губайдулиной, «Др. Нелле» Карайлича, Т. Ньюмана, Д. Спаравало, С. Террелла, Я. Тьерсена, доказываются историко-хронологические, образно-поэтические, музыкально-психологические принципы функциональной трактовки музыки для баяна и аккордеона в зарубежном кино. Определяются стилевые истоки киномузыки для этих инструментов как отражение тенденций современной культуры. 

Ключевые слова: киномузыка, медиатекст, баян, аккордеон, тембр, заимствованная музыка, стиль, звуковой образ, тематизм, жанр.

Скуднев Д.А.

стр. 122-129

Синтез национальных традиций и современных техник в музыке китайских композиторов для флейты

В статье охарактеризована главная особенность современной музыки в Китае – сочетание разнообразных средств традиционной культуры (мелодики, фактуры, инструментария) с новыми композиторскими техниками письма. Приведен обзор литературы по этой проблеме на китайском языке и китайских аспирантов, обучающихся в России, на русском языке. В качестве характерных примеров рассматривается музыка современных китайских композиторов старшего поколения для флейты: переложение лютневой пьесы XVIII века Тан Мизи и оригинальные композиции Хуан Хувэя и Хуан Пэйцина.

Ключевые слова: китайская музыка для флейты, музыкальная техника китайских композиторов, синтез национальных и современных музыкальных средств, зарубежные влияния в китайской музыке, традиционные структуры китайской музыки, транскрипции европейских пьес в китайской музыке для флейты.

Ван Пэй


Теория и история культуры

стр. 130-136

В. Шукшин на культурной «карте» Алтая

Актуальность темы обусловлена повышенным научным интересом к культуре как ресурсу развития территорий. В статье рассматривается вопрос о сущности символического капитала в современном информационном обществе на примере кинотворчества В. Шукшина. Новизна работы состоит в теоретическом и методологическом подходах к исследованию символического капитала Алтая. Использование культурно-исторического и геопоэтического анализа открывает большие перспективы в исследовании кинолент режиссера. В статье обосновывается вывод, что в ответ на глобализацию на Алтае сознательно и бережно относятся к поддержанию региональной культуры, сохранению ее самобытности.

Ключевые слова: геопоэтика, культурные практики, символический капитал, кинотекст.

Шестакова И.В.


стр. 136-143

Трансформация понятия олимпизма: культурологический аспект

В исследовании автор продолжает культурологический анализ методологических подходов к исследованиям социокультурного феномена спорта, обращаясь к понятию олимпизма. Олимпизм, как устоявшийся термин, востребован и широко распространен в научных исследованиях. Однако содержательное наполнение и прочтение данного понятия представляет собой актуальную проблему при социокультурном изучении феномена спорта, поскольку существуют значительные разночтения в определении его сущности. Данная проблема приобретает особенную актуальность при современном культурологическом переосмыслении самой сущности олимпизма в реалиях нашего времени. Не претендуя на создание универсального толкования, автор коррелирует и уточняет социокультурные измерения олимпизма.

Ключевые слова: олимпизм, феномен спорта, методология, культурологические исследования.

Найденко Е.А.