Культурная жизнь Юга России № 4 (79), 2020

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-4

Содержание

стр. 5-6

Content

стр. 7-8

От редактора

Одним из ключевых событий Года памяти и славы стал международный научно-практический форум «Уроки Нюрнберга», который прошел 20–21 ноября в Музее Победы. Сегодня, на фоне многочисленных попыток переложить ответственность за развязывание Второй мировой войны на нашу страну, решения Нюрнбергского трибунала особенно значимы. 

С.С. Зенгин


Передовая статья

стр. 9-16

Проблемы трансформации французского авангарда в отечественной театральной культуре

Предметом анализа в статье являются проблемы, возникающие при осмыслении теоретических оснований и художественной практики феномена театрального французского авангарда в отечественной культуре театра. Рассматривая адаптацию и интерпретацию наследия театрального авангарда Франции в российских реалиях, авторы подчеркивают его несводимость к заимствованиям и некритическому осмыслению. При этом используются прежде всего такие методы исследования, как диалектический, исторический, анализа и синтеза. Новизна исследования заключается в предложении принципиально новых подходов к феномену французского авангарда в отечественной театральной культуре, посредством анализа процесса его трансформации и адаптации. По итогам исследования сделаны выводы: посредством анализа процесса трансформации возможно преодоление противоречий между теорией и практикой в отечественной театральной культуре; рассмотрение феномена французского авангарда в дефинициях постмодерна методологически несостоятельно; очевидна перспективность культурологического подхода к процессу трансформации авангарда в отечественной театральной культуре. 

Ключевые слова: культурная трансформация, французский авангард, театральная культура, постмодерн.

М.К. Найденко, С.В. Михеева, Е.А. Гончарова


Теория и история искусства

стр. 17-24

Звук как драматургический фактор в киноинтерпретации повести А.П. Чехова «Черный монах» (СССР, ФРГ, 1988, реж. И. Дыховичный)

В статье на материале анализа художественного фильма «Черный монах» (реж. И. Дыховичный, комп. Т. Бакурадзе) выявляется роль звука, представленного музыкой и шумовыми эффектами в раскрытии концепции киноинтерпретации одноименной повести А.П. Чехова. Исследование показало, что при общем медитативном типе драматургии с минимальным количеством вербального текста ведущую роль в показе изменения внутреннего мира главного героя помимо визуальных средств кинематографа занимают тематизированные шумовые эффекты, лейттембры, музыкальные цитаты и выразительные музыкальные лейтмотивы, основанные, в том числе, и на сонорных эффектах. 

Ключевые слова: киноинтерпретация, звук, киномузыка, драматургия, лейтмотив, лейттембр, шумовые эффекты, сонор.

Т.В. Ерощенко, Т.Ф. Шак


стр. 24-34

Сохранение казачьих народно-песенных традиций в творческой деятельности аутентичных и молодежных фольклорных коллективов (на примере ансамблей «Терские казаки» и «Родня»)

В статье исследуются формы творческой деятельности аутентичного фольклорного ансамбля «Терские казаки» станицы Старопавловской Ставропольского края и молодежного ансамбля народной песни «Родня» г. Краснодара, направленные на сохранение традиционной музыкальной культуры терского казачества. Используя исторический, компаративный и описательный методы, авторы анализируют особенности традиционного репертуара, жанры и стилистику песен ставропольских исполнителей, а также формы работы молодежного коллектива над их современной интерпретацией. 

Ключевые слова: традиционная культура, казачество, аутентичный фольклорный коллектив, жанр, репертуар, стилистика, интерпретация.

С.А. Жиганова, А.С. Нечитайло, В.Н. Кулик

стр. 34-43

Крымско-татарская народная музыка как объект исследования отечественных и зарубежных ученых-фольклористов начала XX в.

В статье освещается фольклорно-этнографическая деятельность отечественных и зарубежных исследователей начала ХХ ст. по фиксации, расшифровке и популяризации крымско-татарского фольклора. Показаны личности ученых-крымоведов, которые, осознавая неотвратимость исторического процесса, помогли сохранить музыкальный фольклор крымских татар для будущих поколений. В статье приведены примеры песен и танцев, записанных и расшифрованных А. Кончевским, Я. Шерфединовым, А. Рефатовым; дан краткий ладово-ритмический анализ этих мелодий. 

Ключевые слова: фольклор, крымские татары, экспедиция, Крым, песня, танец, гармония, ритм.

И.Р. Куровская, М.Р. Кадырова

стр. 43-52

Народная песенная традиция Западнорусских переселенцев в условиях традиционных культур позднего формирования (на примере юга Тюменской области)

Актуальность темы обусловлена изучением малоизвестных народных песенных традиций позднего вторичного формирования, сложившихся на территории Западно-Сибирского Зауралья (юг Тюменской области). Сравнительно-исторический анализ исходных фольклорных традиций, распространенных на европейскорусской территории, дает возможность изучить их трансформацию в условиях традиционных культур поздней локализации  переселенцев, проживающих более ста лет на территории Западно-Сибирского Зауралья. Музыкально-стилистический анализ и сравнение традиционных песен, записанных от переселенцев Брянской и Черниговской губерний на юге Тюменской области, помогает раскрыть специфику, типологические и региональные особенности песенной традиции, дать основные характеристики изменению и сохранению песенного творчества. Традиционная песенная культура рассматривается, с одной стороны, c точки зрения самих носителей, отражая их представления о традиции, c другой – с точки зрения исследователей. 

Ключевые слова: народная песенная культура, западнорусская традиция, поздние переселенцы, фольклорные экспедиции, песенные традиции. 

Л.В. Демина

стр. 52-67

В.М. Юстицкий как график: художественный язык и стилистические приемы (на материале иллюстраций к сказке В. Буша)

В статье впервые исследованы особенности визуальной трактовки русским художником В.М. Юстицким (1894–1951) немецкой литературной сказки В. Буша «Храбрая мельникова дочь» (1868). С помощью формально-иконологического метода, систематизации посредством таблицы, через сопоставление десяти исследуемых рисунков 1924 г. с иллюстрациями к сказке самого Буша выявлено, что Юстицкий был знаком с картинками предшественника и их творчески переосмыслил. Решая новую художественную задачу, он перевел конкретную «историю» Буша во вневременной контекст, создав смешные, поучительные и актуальные для своего времени картинки. Изученная серия позволяет также обозначить направление стилистических поисков в его графике. 

Ключевые слова: В.М. Юстицкий, В. Буш, «Страшная ночь, или Храбрая мельникова дочь», сказка в стихах, книжная графика, иллюстративная серия, творческий метод, художественные средства, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева.

М.И. Боровская

стр. 67-74

Творческое наследие В.И. Сидорова (1922-2010) в фондах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко

Статья посвящена изучению монографической коллекции заслуженного художника России В.И. Сидорова в фондах музея. Его творчество представляет пример регионального изобразительного искусства. На материалах ретроспективной периодики, малоизвестных документальных и изобразительных материалов, многие из которых впервые вводятся в научный оборот, выявляется значение профессиональной деятельности художника в местном культурном процессе, актуализируются основные этапы его творческой деятельности. 

Ключевые слова: музей, монографическая коллекция, художник, творчество, произведение изобразительного искусства, изучение фондов.

Т.А. Сальникова

стр. 74-81

Кинетизм в современном искусстве Саратова (на примере творчества С. Петрова 1990-х – 2000-х годов)

В статье анализируются кинетические произведения 1990-х – 2000-х годов современного саратовского художника С. Петрова. В исследовании впервые рассматривается, какими были его творческие замыслы в этот период, выявляется, какие темы прослеживаются в его творчестве. Обосновывается вывод о том, что к характерным чертам его художественного языка относятся камерность произведений, особая роль звука и ритма, парадоксальность образов, внимание к пластической выразительности. 

Ключевые слова: современное искусство, современное искусство Саратова, кинетизм, Сергей Петров, арт-объект, инсталляция.

Н.А. Курилова

стр. 81-91

Синтез цвета и формы в скульптуре

В статье рассмотрены вопросы, связанные с синтезом цвета и скульптурной пластики в различные временные периоды в разных культурах. Особый интерес представляют не только эстетический и искусствоведческий подходы к данной теме, но и религиозный, философский, психологический, семантический аспекты исследования. Проведенный сравнительный анализ отдельных произведений способствовал более точному определению специфических особенностей применения цвета и выявлению причин его использования как в камерной, так и в монументальной скульптуре. 

Ключевые слова: памятник, произведение, скульптура, пластика, форма, цвет, свет, тон, оттенок, краска.

А.В. Рычков

стр. 91-100

Организация деятельности регионального музея с использованием интерактивных технологий

Интерактивные технологии, ставшие доминирующими практически во всех сферах профессиональной деятельности, вызвали серьезные изменения в том числе и в музейном мире. С внедрением технических и технологических новшеств модернизация форм деятельности музея коснулась не только фондовых хранилищ, но и коммуникации музея с посетителем. Актуальной проблемой стало выявление роли музея в образовательной, воспитательной, культурно-просветительной сфере, его стремление обеспечить комфорт для посетителей, условия для самообразования. Апробируя в музейном пространстве технологические новшества, интерактивные мероприятия, сотрудники Астраханского музея-заповедника пытаются не превращать музей в комплекс развлечений, а, сохранив традиционные функции музея, дополнить их актуальными формами визуализации. 

Ключевые слова: музей, музейный педагог, интерактивные технологии, образовательная деятельность музея, культурно-просветительная сфера, музейная коммуникация.

Г.И. Воробьева, Н.И. Орфаниди, Н.Б. Акоева


Теория и история культуры

стр. 101-109

Идеология и социокультурный ландшафт современной России: образы будущей государственности и цивилизации

Почти тридцатилетний путь новой России и ее социокультурный ландшафт по-прежнему актуализируется идеологией развития: куда идем и с чем. Перспективы поступательного движения усложняются новыми внешними вызовами и угрозами финансово-экономического и военно-политического характера, рассчитанные оппонентами России на ее ослабление и потенциальное расчленение. Крепость государства во многом зависит от состояния его социокультурной системы, внутренней культуры человека и духовных ресурсов всех народов Отечества, гармония и наследие которых определяют направление, перспективы и динамику развития, понимаемые как идеология движения. Анализ данных императивов определяет актуальность статьи. Создание образов и моделирование будущей российской государственности и цивилизации является целью статьи, из которой вытекают задачи определения роли и места взаимодействующих субъектов их развития: человека, общества, культуры и идеологии. Новизна заключается в концептуализации культурно-идеологической аксиоцентричной модели поступательного развития евразийского ареала народов с опорой на историко-культурный опыт их совместного проживания, ценностной основой которого являлась русская (российская) идея всеобщего спасения. Интегратором такой культурно-идеологической модели, потенциально располагающей исторической перспективой, становится парадигма взаимодействующего и витально-созидающего ландшафта: природно-пространственного, антропогенного, социокультурного, человекотворческого, обеспечивающего будущее во взаимообогащающем сотворчестве с мировым сообществом. 

Ключевые слова: культурный ландшафт, идеология, российская государственность, социокультурное развитие, цивилизационное пространство, идея человека

Н.Г. Денисов


стр. 109-117

Трансформация геокультурной миросистемы: пределы глобализации

Современное развитие процессов глобализации продемонстрировало достижение пределов в развитии процессов формирования глобальной миросистемы, в том числе и глобальной геокультурной миросистемы. Методология системного анализа макрогеокультурных процессов позволяет рассматривать современное состояние глобальной миросистемы как предел усложнения и многоуровневости составляющей ее структуры, приближения к границе усложнения и универсализации. В отечественной глобалистике обозначился уклон в технологические основания цивилизационного развития, который отводит культуре подчиненную роль. Однако представляется, что именно культура является базовым основанием развития мегацивилизационных процессов, о чем свидетельствуют как результаты научных, так и данные социологических исследований, раскрывающих процессы социокультурной эволюции. В представленной статье предпринята попытка раскрыть роль концептов контрсистемы, химерической системы, исторически сложившихся аксиологических оснований цивилизационных процессов в трансформации геокультурной миросистемы. 

Ключевые слова: глобальная миросистема, глобальная геокультурная миросистема, цивилизация, аксиология, пределы универсализации культуры.

Р.С. Лаво, С.А. Морозов

стр. 117-125

Культурное развитие региона сквозь призму интеграции академической медицинской науки и системы высшего медицинского образования

В статье на основе единства философско-культурологического, историко-медицинского и регионоведческого анализа впервые раскрыта актуальная для развития отдельных территориальных субъектов проблема взаимовлияния академической медицинской науки, системы высшего образования и региональной культуры. Показано, что прогресс в социокультурном развитии Краснодарского края во многом обусловлен наличием в крае медицинской академической и вузовской науки, научных школ и системы высшего медицинского образования. Сделаны выводы: в культуре региона сама медицинская академическая наука и система образования выступают ее важнейшими целями и ценностями. 

Ключевые слова: регион, региональное развитие, культура, академическая наука, система высшего профессионального образования, этос ученого, Кубанский государственный медицинский университет, глобализация культуры, регионализация культуры.

С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, Т.А. Ковелина, И.Л. Чередник, Д.В. Веселова


Культура и общество

стр. 126-134

Актуализация традиций в современном обществе как фактор сохранения нематериального культурного наследия

Проблемы сохранения нематериального культурного наследия обсуждаются достаточно давно. В данной статье исследуются понятия «традиция», «обряд», «ритуал» и их актуализация в современном обществе на примере Государственного автономного учреждения культуры Краснодарского края «Выставочный комплекс «Атамань». Различные аспекты этой темы рассматривались исследователями. Анализ источников, литературы, практической деятельности учреждений музейного типа позволяет изучить вопросы сохранения нематериального наследия детально, с учетом разных точек зрения. 

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, традиция, обряд, ритуал, фестиваль, мастер-класс, «Атамань».

Е.А. Зенкова, Н.Б. Акоева


Трибуна молодого ученого

стр. 135-144

Отечественная практика адаптации латиноамериканских теленовелл (на примере «Не родись красивой»)

В статье посредством структурно-функционального анализа на примере латиноамериканских сериалов выделены принципы трансформации сюжетов в иностранной кинопродукции, с учетом локальной ментальности. На материале адаптированного сериала «Не родись красивой» исследованы принципы перенесения архетипических образов в иную культурную среду. Сформулированы критерии успешности, причины возникновения адаптированных произведений, сделаны выводы о необходимости тщательной проработки сценария при адаптации и определены способы преодоления возникающих трудностей.

Ключевые слова: российские адаптации, сериал, адаптация сериала, современная массовая культура, латиноамериканские сериалы.

С.В. Лузянин