Культурная жизнь Юга России № 3 (90), 2023
стр. 0-0
Обложка
стр. 3-4
Титул
стр. 5-5
Содержание
Теория и история культуры, искусства
стр. 7-18
Камерные пространства «уходящего города» в произведениях краснодарских художников
В статье на основе обширной эмпирической базы рассматриваются вопросы художественной интерпретации образа города в живописных и графических произведениях краснодарских художников. Из всего многообразия типов репрезентируемых в изобразительном искусстве пространств выделяются локальные камерные, чаще всего анонимные пространства, формирующие камерный портрет города с его особой ментальной характеристикой, идентичностью. На основе искусствоведческого подхода с позиций семиотики визуального текста анализируются изображения знаково-символических объектов, их фрагментов и элементов городских пространств в произведениях краснодарских художников разных поколений, школ, выявляются их образно-пластические характеристики, уровни символизации текста.
Ключевые слова: изобразительное искусство Кубани, город Краснодар, пейзаж, образ города, камерные пространства, лиминальные элементы жилища.
Д.И. Гангурстр. 18-25
Изменение соотношения смысловых и знаковых функций в культуре европейского типа XIX – XX вв.
В статье рассматривается проблема соотношения смысловых и знаковых функций в культуре, начиная со времен романтизма. Ставится вопрос о том, что изменение форм феноменов понимания может повлечь за собой искажения, приводящие к возникновению негативных тенденций в смыслообразующих структурах культурного поля, а также влияющие на гомеостазис культуры в целом. Основным вопросом статьи выступает вопрос о динамике смысловых конструктов, из которых складывается предметная и интеллектуальная области сознания человека культуры.
Ключевые слова: культурогенез, онтогенез, социокультурная динамика, смысловой конструкт, гомеостазис, аномалия, идея болезни, изобразительное искусство, бессубъектность в искусстве.
С.В. Кудряшовстр. 25-35
Ценностно-смысловые трансформации феномена контрнауки в современной медиакультуре
В настоящей статье проанализирована динамика и выявлены особенности трансформаций феномена контрнауки в медиакультурном пространстве современного общества. Проведен дискурс-анализ существующей научной литературы по проблематике и нарративный анализ некоторых контрнаучных медиапродуктов. Сделан вывод о высокой адаптивности феномена контрнауки к изменяющимся социально-политическим и технологическим условиям, об опасности ее распространения в масс-медиа и о необходимости принятия действий для купирования ее дальнейшей экспансии в медиакультуре.
Ключевые слова: медиакультура, медиапространство, медиа, информационное общество, ценностно-смысловые трансформации, контрнаука, заблуждение.
Н.Г. Денисов, А.А. Бражников, В.В. Вальковастр. 35-48
Памятник пионерам-героям в Таврическом саду в Ленинграде: новый взгляд на тему Великой Отечественной войны в эпоху «оттепели»
Подробный разбор памятника пионерам-героям, установленного в Таврическом саду в Ленинграде в 1962г., и других проектов, конкурировавших с этой работой, дает возможность увидеть, какие изменения произошли в советском монументальном искусстве в связи с послаблениями в культурной политике во второй половине 1950-хгг., как изменилось отношение к теме Великой Отечественной войны. Провозглашенный на Всесоюзном съезде советских художников в 1957г. более широкий взгляд на то, что такое социалистический реализм, принес свои плоды уже на первом туре конкурса на памятник пионерам-героям, прошедшего в том же году.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, монументы, мемориалы, ленинградская школа скульптуры, сталинский классицизм, памятник пионерам-героям.
Д.Н. Андреевстр. 49-62
Культурное наследие как основа самоидентификации России в эпоху креативных индустрий
Статья посвящена вопросам самоидентификации Российской Федерации в современных условиях построения многополярного мира как выражении противостояния унифицирующим процессам глобализации, подгоняющим модернизацию в странах мирового сообщества под западные «эталонные» стандарты. Данные геополитические контртенденции происходят в контексте процессов развития информационного общества и становления креативных индустрий, причем последние, подобно глобализации, способствуют появлению мультикультурной идентичности, приводящей к утрате идентичности национальной. В сложившихся условиях культурное наследие народов РФ предстает основой самоидентификации России в эпоху креативных индустрий.
Ключевые слова: самоидентификация, национальная идентификация, креативные индустрии, культурная политика, специальная военная операция.
О.А. Павловастр. 63-74
Отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной культуры в повседневной жизни
Предмет исследования – отношение адыгской молодежи к ценностям традиционной этнокультуры в повседневной жизни. Научная новизна обусловлена комплексом общенаучных и специальных методов, включая культурологическую атрибуцию и контент-анализ, который позволил рассмотреть предмет исследования как ресурс формирования общероссийской гражданской идентичности. Полученные результаты свидетельствуют, что традиционные ценности населяющих Россию народов являются важным фактором и социокультурным основанием развития общероссийской гражданской идентичности.
Ключевые слова: традиционная культура, ценности, молодежь, общероссийская идентичность, культурологическая атрибуция, этнокультура, адыги.
А.Ю. НатхоКультурное наследие и сохранение исторической памяти
стр. 75-85
Вклад А.Ф. Косовской в развитие музея краеведения и истории грязелечения города Саки (социокультурный аспект)
В статье, на основании впервые вводимых в научный оборот источников из фондов Архивного отдела (муниципального архива) Администрации города Саки, Музея краеведения и истории грязелечения города Саки, рассматривается вклад Анны Федоровны Косовской (1917–2000) в развитие МБУ «Музей краеведения и истории грязелечения» г. Саки как института культуры и субъекта социокультурной деятельности. Огромный вклад в становление и развитие музея внесла А.Ф. Косовская, возглавлявшая его в 1955–1993 гг., и долгие годы – на общественных началах. Более 30 лет А.Ф. Косовская также работала экскурсоводом по Крыму, разрабатывала различные экскурсионно-туристические маршруты, являлась председателем общества по охране памятников г. Саки. Она активно пополняла фонды Музея краеведения и истории грязелечения уникальными экспонатами, принимала участие в экспозиционно-выставочной работе и популяризации краеведческих и культуроведческих знаний. В статье акцентируется внимание на усилиях А.Ф. Косовской по превращению Западного Крыма (Евпатория, Саки, пгт. Черноморское) в единое культурное пространство, музейный кластер, с целью создания развитой системы взаимодействий и коммуникаций между различными субъектами культуры ради эффективного сотрудничества в деле культурного, экономического и социального развития полуострова.
Ключевые слова: А.Ф. Косовская, МБУ «Музей краеведения и истории грязелечения» города Саки, социокультурная деятельность, музейный кластер.
В.А. Горенкин, В.А. Иванов, А.В. Швецовастр. 85-93
Серебряная подносная солонка в коллекции отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: возвращенное название и обстоятельства создания
В статье на примере солонки, созданной к коронации Александра II, рассматриваются различные аспекты подготовки комплектов для традиционной церемонии поднесения хлеба-соли монаршим особам, а также представлена история бытования такого рода вещей. Введение в научный оборот музейного экспоната, наряду с установлением имени создавшего его мастера, обогащают информацию по истории серебряного дела в Российской империи, расширяя представление о разнообразии форм и художественного оформления подносных предметов.
Ключевые слова: подносная солонка, Государственный Эрмитаж, Зимний дворец, коронация, Александр II, памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину, костромские ювелиры.
А.М. Лукьянчиковастр. 93-100
Сферы профессиональных компетенций профиля подготовки музейного работника в вузе культуры
Статья посвящена проблеме профильной подготовки современного специалиста в области музееологии в условиях развития культурных индустрий и цифровой трансформации современной массовой культуры и искусства. Происходящие в современных музеях кардинальные изменения, нарастание коллаборативных взаимодействий в условиях многоканального финансирования с арт-бизнесом и культурным туризмом, доминирующим в современной туристской индустрии, требуют развития новых профессиональных компетенций, проектного системного видения и мышления, цифровой культуры.
Ключевые слова: подготовка музейных работников, цифровизация, арт-бизнес, культурный туризм.
А.В. Кудинова, С.А. МорозовАктуальные проблемы искусствоведения
стр. 101-108
Творчество композитора Рефата Ибадлаева в контексте стилевых приоритетов
В статье впервые дается стилистическая характеристика творчества крымскотатарского композитораи исполнителя Рефата Ибадлаева. Особое внимание уделено музыкально-выразительным компонентам, раскрывающим фольклорную основу его произведений. В статье выявлена жанровая специфика творчества композитора, отмечены типичные для его композиторского метода приемы: вариантность, импровизационность. Аналитический материал сопровождается нотными примерами. Современные гармонические и ладоинтонационные средства и композиционные приемы позволили автору выявить новые качества фольклорного материала.
Ключевые слова: баян, фольклор, стиль, жанр, фактура, тембр.
С.Я. Мамбетовстр. 108-115
Программность в сказках для фортепиано Н.К. Метнера
Программность, пронизывающая все творчество Н.К. Метнера, особенно ярко проявилась в жанре сказки. В статье предлагается разделение сказок на группы по определенным образно-жанровым характеристикам. Рассматриваются принципы раскрытия названий и эпиграфов в музыкальном воплощении пьес. Анализируются средства музыкальный выразительности, свойственные той или иной группе сказок. Приводятся примеры приемов композиторской техники, воплощающих программный замысел Н. К. Метнера.
Ключевые слова: программность, жанр, сказка для фортепиано, Н. К. Метнер, авторская ремарка.
С.Н. Герасимовастр. 116-125
Развитие импровизации в контексте эволюции джазовых стилей
Статья посвящена рассмотрению импровизации как основной константы современного джазового искусства. Обосновывается необходимость изучения феномена импровизации в контекстеисторической динамики развития джазовых стилей. Изменение функций тематического и импровизационного материала в джазовом исполнительстве второй половины XX – начала XXI в. свидетельствует о трансформации взглядов и художественных представлений профессиональной джазовой среды. Компаративистский элемент исследования базируется на анализе разноплановых интерпретаций темы Дж. Гершвина «Summertime» и демонстрирует процесс эволюции джазовой композиции.
Ключевые слова: джазовая импровизация, джазовая композиция, интерпретация, стили джаза.
Е.В. Лубянаястр. 125-132
Искусство аранжировки в практической деятельности эстрадно-джазовых вокальных групп a cappella
Статья посвящена проблеме изучения современных методик аранжировки произведений для эстрадно-джазового вокального ансамбля acappella. Исследование сконцентрировано на освещении вопросов, касающихся формирования авторской методики создания вокально-ансамблевой партитуры acappella в опоре на специфические для стилей и направлений джазового искусства языковые компоненты. Комплексный подход к анализу музыкального материала дал возможность обозначить стилевые особенности современных вокальных аранжировок, определив тем самым новизну и своеобразие резюмирующих выводов.
Ключевые слова: аранжировка, вокальная группа, ансамбль, эстрадно-джазовая музыка, джазовые исполнители, коллективная импровизация.
В.Н. Демина, Л.В. Малацайстр. 132-142
«Дикая земля» Цзинь Сяна: современная опера в национальном стиле
Предметом исследования стала опера «Дикая земля» талантливого китайского композитора Цзинь Сяна. Методом исследования явился целостный анализ оперы, направленный на рассмотрение ее образно-смыслового содержания, музыкальной драматургии и стиля. Новизна исследования состоит в анализе художественной концепции оперы в контексте проблемы развития традиций национальной музыкальной драмы в условиях современных методов композиции. Цзинь Сян обогатил стиль традиционной китайской оперы достижениями западной музыкальной культуры, создав свой неповторимый композиторский язык.
Ключевые слова: Цзинь Сян, «Дикая земля», китайская опера, национальный стиль, синтез китайских и европейских традиций.
Чжэн Сюэ Чэнь, Е.В. Смагинастр. 143-149
О специфике аксиологического подхода к процессу формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей
Статья посвящена проблеме обретения ценностной парадигмы миропонимания в процессе формирования профессионального мировоззрения будущих концертных исполнителей. Аксиологический аспект непосредственно связан с развитием художественной культуры обучающегося как интегрального качества, определяющего способ его освоения духовных ценностей в профессиональной деятельности. Умение создавать собственную грамотную, стилистически обоснованную и конструктивно осознанную интерпретацию произведения является критерием сформированности личностно-ценностной мировоззренческой позиции концертного исполнителя.
Ключевые слова: профессиональное мировоззрение, будущий концертный исполнитель, ценностная парадигма, аксиологическая константа, исполнительская интерпретация, ценностно-архетипическое мышление, этико-эстетическое пространство, соната для флейты «Ундина» Карла Рейнеке.
В.И. Стачинский, И.В. Стачинскаястр. 149-157
Образы членов императорской семьи в творчестве А.М. Леонтовского
В статье на основе анализа документов и сохранившихся произведений рассматривается творчество художника А.М. Леонтовского, работавшего и умершего в г. Таганроге в начале ХХ века. Из фондов российских музеев выделены портреты членов российской императорской семьи его кисти. Научная новизна настоящего исследования состоит во введении в искусствоведение фактических данных о биографии художника, а также в обобщении и анализе части его живописного наследия. Предмет исследования – стилистические и пластические характеристики полотен. Соответственно, его методы включают исторический, а также иконографический и системный анализ произведений мастера. В результате настоящего анализа выявлены стилистические и композиционные особенности портретов членов императорской семьи, выполненных А.М.Леонтовским.
Ключевые слова:тискусство начала ХХ века, репрезентативный портрет, полупарадный портрет, камерный портрет, творче
Н.В. МахноТрибуна молодого ученого
стр. 158-163
Ксиланкапу – красочная шелковая китайская парча туцзя
Туцзя относится к малым народностям Китая. Это трудолюбивый народ, живущий в сложных климатических и природно-географических условиях. К ремесленному и эстетическому наследию этого народа относится производство парчи ксиланкапу. Этот вид деятельности интегрирует в себе ремесло и искусство, что позволяет получать высококачественные, красивые натуральные изделия, обладающие высокими экологическими качествами. Поддержка и возрождение этой технологии и искусства чрезвычайно актуальны в настоящее время.
Ключевые слова: туцзя, образ жизни, культура, производство парчи.
Ши Цюнстр. 164-165