Культурная жизнь Юга России №1(64), 2017

стр. 1-2

Титул



3

стр. 4-0

Содержание



стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Теория и история искусства

стр. 7-11

Русская история в музыкальных картинах: к вопросу о прочтении оперы-фрески "Ермак" О.Л. Проститова

В статье анализируется опера-фреска «Ермак» О.Л. Проститова. Раскрывается актуаль-
ность сочинения для нашего времени, выявляется специфика стиля композитора, рассматриваются
смысловые, структурные, драматургические особенности оперы.

Ключевые слова: опера-фреска, жанр, драматургия, harmony-serial, метод композиции.

А.А. Предоляк

стр. 12-14

Авторский цикл "Литургия Святого Иоанна Златоуста" в творчестве ростовского композитора-регента М.Ю. Скрипникова

В статье впервые проводится музыкальный анализ опубликованного в 1919 году богослу-
жебного цикла «Литургия Святого Иоанна Златоуста» М.Ю. Скрипникова (1881-1967). Прослеживает-
ся преемственность в творчестве композитора «второго плана» традиции нового направления рус-
ской духовной музыки, представленного выдающимися музыкантами XIX-ХХ веков. Актуальность
исследования заключается в непосредственной востребованности сочинений М.Ю. Скрипникова в
настоящее время в богослужении, в программах духовных концертов и фестивалей.

Ключевые слова: церковно-певческое искусство, духовно-музыкальная культура, Ростов-на-Дону,
композиторы-регенты.

У.В. Сорокина

стр. 15-20

Концепция и организация цикла «Этюдов-каприсов» ор. 10 г. Венявского

Впервые в отечественном и зарубежном музыкознании рассмотрены «Этюды-каприсы» Г. Венявского ор. 10, выявлены содержательные аспекты и структурные особенности цикла в целом и каждой его части в отдельности, раскрыты их исполнительские ресурсы. Предложены рекомендации по интерпретациям технических средств. Цель данной статьи – выявить концепцию и охарактеризовать закономерности «Этюдов-каприсов» опуса №10 Генрика Венявского как единого цикла со сквозным развитием ряда элементов.

Ключевые слова: каприс, цикл, концепция игры, симфонизация.

С.И. Нестеров

стр. 20-22

Творческий портрет Н.К. Метнера в контексте эпохи рубежа ХIХ–ХХ веков

Актуальность исследования обусловлена вкладом Н.К. Метнера в развитие музыкальной
культуры и недостаточной изученностью его творчества. В статье на основе личной переписки
Н.К. Метнера определен круг общения композитора на рубеже ХIХ–ХХ веков. Выявлено взаимное
влияние сочинений Н.К. Метнера и произведений российских символистов того времени. Доказана
схожесть их эстетических взглядов.

Ключевые слова: Метнер, композитор, символисты, искусство.

С.Н. Ходосевич

стр. 23-25

Театрализованные представления и театральные постановки: границы размежевания

В статье рассматривается современный педагогический и научный подход к основным
положениям театральной культуры. Автор концептуально обосновывает принципиальные отличия
театрализации в сфере представлений от системы К.С. Станиславского.

Ключевые слова: театрализация, театрализованные представления, система К.С. Станиславского, театральные постановки.

О.И. Марков

стр. 26-29

Диалектическая модель творчества как опыт познания

В статье анализируются модели художественного творчества, основанные на дихотомии
дионисийского и аполлонического начал. Научный интерес представляет изучение ментального пространства между сферами «высшей и низшей» реальности («полоса миражей» Вяч. Иванова, «сновидение» П. Флоренского). Обнаруженное созвучие моделей творчества с теорией познания Платона и теорией архетипов К. Юнга открывает перспективу когнитивного подхода к современному визуальному (театральному) искусству через символ.

Ключевые слова: модель творчества, дионисийское, аполлоническое, познание, пространство сновидения, образы-символы.

В.Н. Алесенкова

стр. 33-35

Эволюция жанровой специфики в творчестве Натальи Гончаровой 1900-1910 гг.

В статье рассматривается эволюция творчества Н. Гончаровой 1900-1910-х гг. в контексте
отечественного искусства рубежа XIX–XX вв.

Ключевые слова: искусство отечественного авангарда, «Бубновый валет», примитивизм, лучизм,пластическое мышление, лубок, русские сезаннисты.

О.А. Королева

стр. 36-38

Художественный метод Михаила Ларионова 1900–1910 гг.: синтез предметно-образного и живописного

В статье рассматривается художественный метод М. Ларионова начала 1910-х гг., основным приемом которого видится синтез фабулы и живописной формы. В раннем творчестве художника нашла отражение тенденция, характеризующая искусство начала XX века, – смещение акцента с сюжетного поиска на выразительность пластической формы.

Ключевые слова: искусство XX века, авангард, «Бубновый валет», пластическое мышление, примитивизм, лучизм, русские сезаннисты.

О.А. Королева

стр. 39-43

Персонажи русского неоязыческого пантеона в произведениях российских художников: вопросы иконографии и интерпретации

Настоящая статья посвящена иконографии ряда персонажей русского неоязыческого
пантеона, проблеме формирования и интерпретации их образов. Материал для исследования – произведения современных отечественных художников. Автор делает выводы о степени сформированности образов божеств и основных тенденциях.

Ключевые слова: современное язычество, русское неоязычество, славянское родноверие, неоязыческая мифология, современное «языческое искусство», современное изобразительное творчество.

А.И. Гизбрехт


Культура и общество

стр. 44-49

Охрана культурного наследия в России в начале ХХ в.: к вопросу о законопроекте «Об охране древностей»

В статье анализируется законопроект, который предлагал государственную систему охраны памятников под эгидой МВД. Ее организационно-правовая структура состояла из центрального и окружных археологических комитетов, куда входили представители научного сообщества и государственных органов. Определялись полномочия комитетов, источники финансирования, виды юридической ответственности.

Ключевые слова: культурное наследие, правовая охрана, законопроект, типы памятников, археологический комитет.

Л.А. Карапетян


Теория и история культуры

стр. 50-53

Коммуникация в современном гуманитарном знании: теоретические и методологические основы

Статья посвящена анализу ряда подходов к проблеме коммуникации в науке и философии ХХ века, в которых подчеркивается диалогическая природа коммуникативного взаимодействия. Особое место в статье уделяется рассмотрению семиотического подхода к социокультурной коммуникации в исследованиях Ю.М. Лотмана. Приводится собственное определение коммуникации.

Ключевые слова: коммуникация, культура, знак, код, диалог культур.

И.В. Гаузер

стр. 53-56

Генотипические основания западной цивилизации

В данной работе выявлены основные генотипические основания западной цивилизации:
географические, климатические, геополитические, исторические и религиозные. Вследствие влияния
этих факторов были сформированы такие базовые идеи, как идея борьбы, стремление к господству,
индивидуализм, активно действующий субъект и прагматизм.

Ключевые слова: цивилизация, идея, генотипические основания, Европа, талассократия.

Н.П. Монина

стр. 56-60

Ф. Ницше И Н.Федоров: противостояние на идейно-культурном поле новейшей истории

В статье анализируются две непримиримые культурно-философские концепции – пессимистическая Ф. Ницше и жизнеутверждающая Н. Федорова. Авторы выявляют генезис ницшеанства и космизма. И если ницшеанство берет свое начало в лжеименном синтезе гностиков, то космизм выражает христианскую идею преображения мироздания. По мысли авторов, Федоров дважды побеждает Ницше в сражениях на идейно-культурном поле Новейшей истории.

Ключевые слова: культура, история, космизм, философия жизни, мировоззрение, гностицизм, смерть,
бессмертие.

Е.А. Цуканов, Г.Н. Калинина, И.В. Цуканова

стр. 61-63

Запорожское наследие (знамена запорожских казаков в комплексе регалий кубанского казачьего войска)

Статья посвящена знаменам Войска Запорожского Низового периода «Новой Сечи» (1734–1775 гг.), сохранившимся в комплексе регалий Кубанского казачьего войска.

Ключевые слова: вексиллология, регалии, знамена, запорожские казаки, Кубанское казачье войско.

А.В. Чернышов

стр. 64-66

Памятник братства по оружию

Статья посвящена знамени Кубанского казачьего дивизиона, уникальному памятнику боевого братства казаков и горцев Кавказа XIX века.

Ключевые слова: вексиллология, регалии, знамена, Кубанское казачье войско.

А.В. Чернышов

стр. 67-73

Метафизика и мифопоэтика женских образов в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Метафизика и мифопоэтика женских оперных образов Н.А. Римского-Корсакова заключает в себе глубинные основания творчества великого русского композитора как яркого выразителя
русского характера и «русской души». В исследовании данной проблемы автор приходит к выводу
о центральном месте оперных героинь Римского-Корсакова в созданной им целостной концептуальной картине мира, где обнаруживается тесная связь человека с природой, с высшими космическими
силами, с Богом, их постоянное взаимодействие. Женские оперные образы Римского-Корсакова,
являясь символом Души Мира и главным стержнем «космического мифа», представлены в биполярности, иерархии и взаимодополнительности светлых и темных сил. Репрезентируемые этими образами смыслы и ценности имеют универсальное значение, способствуют идентификации русского народа
и поиску убедительных ответов на вызовы нашего времени.

Ключевые слова: Н.А. Римский-Корсаков, опера, женские образы, картина мира, миф, аффект, религиозность, культурные смыслы и ценности.

М.В. Коношевская

стр. 74-76

Специфика бытования праздничной эстрады в условиях современной российской провинции

В статье актуализируется специфика бытования праздничной эстрады в условиях современной российской провинции: на примере Белгородской области проводится анализ праздничных
форм эстрады, выявляются негативные и позитивные тенденции, определяется доминантная линия развития праздничной провинциальной эстрады.

Ключевые слова: праздничная культура, российская провинция, праздничная эстрада, народное творчество.

М.В. Литвинова, А.В. Гаврилова


Библиотековедение и документальная информация

стр. 77-80

Внедрение модели проекта «Правовое агентство» в деятельность библиотек, обслуживающих подростков

Статья раскрывает видовую и типологическую структуру модели библиотечного проекта, направленного на формирование правовой культуры подростков, результаты внедрения методики организации совместной рекомендательно-библиографической деятельности подростков в создании веб-сайта инфомационно-правового характера.

Ключевые слова: социализирующий проект, правовая культура подростка, совместная рекомендательно-библиографическая деятельность, правовой веб-сайт школьной библиотеки.

Д.А. Баширов

стр. 80-87

Методы интеллектуальной обработки электронных фольклорных ресурсов

В статье рассматриваются методы интеллектуальной обработки и визуализации фольклорной информации, представленной в разных машинных форматах. Был проработан функционал для
интеллектуализации работы пользователя с фольклорными ресурсами. Предложена матрица соответствия методов трансформации данных типу фольклорного ресурса. Рассмотрены основные средства трансформации данных для оснащения аналитических систем обработки фольклорных ресурсов.

Ключевые слова: интеллектуальная обработка, фольклорное творчество, электронные фольклорные
ресурсы, визуализация, форматы данных.

Э.В. Кузьмина, Н.Г. Пьянкова, М.Ф. Титоренко


Трибуна молодого ученого

стр. 88-91

Традиции Русского романса в отечественной эстрадной песне (к постановке проблемы)

На основе выявления типовых черт русского классического романса прослеживаются
принципы его претворения в отечественной эстрадной песне.

Ключевые слова: романс, эстрадная песня, жанровая классификация, лирика, гармония, мелодия,музыкальная форма.

И.Ш. Айдамирова, Т.Ф. Шак

стр. 91-94

Особенности поэтических и музыкальных средств выразительности в песенном творчестве Тимура Шаова

Рассматривая песенное творчество российского барда Тимура Шаова, автор освещает
особенности претворения им традиций современной авторской песни.

Ключевые слова: авторская песня, советская массовая песня, барды.

Е.В. Покладова

стр. 94-97

Постмодерн как деконструкция архитектоники cистемы К.С. Станиславского в отечественной театральной культуре (культурологический аспект)

В статье рассматриваются деконструктивные изменения в теоретической основе культуры режиссерского театра – системе К.С. Станиславского, происходящие в эпоху постмодерна. Для культурологического осмысления автором предпринят семиологический подход, позволяющий определить наиболее значимые изменения и их культурные последствия.

Ключевые слова: система К.С. Станиславского, театральная культура, постмодерн, семиология.

А.С. Стражина


Культурная жизнь регионов

стр. 98-108

Опыт и проблемы деятельности муниципальных учреждений культуры по гармонизации межнациональных отношений (на примере муниципального образования город-курорт Геленджик)

В гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации важное место
занимает деятельность муниципальных учреждений культуры. В статье проведен анализ их роли на
примере города Геленджика. Показаны направления, имеющийся потенциал и проблемы деятельно-
сти муниципальных учреждений культуры.

Ключевые слова: межнациональные отношения, культурная политика, культура межнационального
общения, муниципальные учреждения культуры, Геленджик.

Е.В. Себелева, И.П. Скворцов

стр. 102-105

Роль хоровых сцен в азербайджанских операх с патриотической тематикой

В представленной статье исследованы некоторые музыкально-драматургические особенности азербайджанских опер с патриотической тематикой и рассмотрены хоровые сцены в контексте
европейской и национальной традиции.

Ключевые слова: азербайджанская музыкальная культура, хоровые сцены, музыкально-драматургические особенности азербайджанских опер.

А.Р. Бабаева

стр. 105-108

Дизайн иллюстрации для обучения детей дошкольного возраста

Предлагается способ создания иллюстрации для обучения детей дошкольного возраста. Обоснована возможность применения иллюстративно-наглядного материала в учебном процессе с целью повышения эффективности усвоения материала дошкольниками.

Ключевые слова: иллюстрация, способ, набор, наглядность, обучение.

Л.Г. Цыбенова, Ж.Б. Цыбенов

стр. 108-111

СМИ в управлении процессом профориентации молодежи

Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной ориентации старшеклассников и роли средств массовой коммуникации в ее решении. Рекламная кампания рассматривается как
рекламное сопровождение процесса профориентации. В практическом плане рассмотрены результаты социологического исследования как ориентир рекламной кампании.

Ключевые слова: профессиональная ориентация, средства массовой коммуникации, социологическое исследование, PR-технологии, рекламная кампания.

И.Б. Шуванов, В.И. Шаповалов

стр. 112-115

Технические и исторические аспекты мелизмов в массовой музыке XX века

На материале творчества исполнителей эстрадно-джазовой музыки XX века анализиру-
ется специфика мелизмов. Приводится краткая хронология развития различных стилей и направлений,
начиная с раннего госпела до музыки соул.

Ключевые слова: мелизмы, госпел, джаз, бибоп, афроамериканская музыка, техника вокальная, соул,
импровизация.

О.П. Леурда

стр. 115-117

Монолог для скрипки соло Хайяма Мирзазаде

В статье поднимается вопрос о культурном значении одного из основных жанров азербайджанской традиционной музыки – мугама. Проведя музыкально-теоретический анализ «Монолога для скрипки соло Хайяма Мирзазаде», автор приходит к выводу, что композитор смог создать особый
вид музыкальной монодраматургии посредством стилизации интонаций старинных народных инструментов и голоса.

Ключевые слова: скрипка, монолог, мугам, мелодия.

У.Р. Абасова

стр. 118-120

Метафорическая составляющая современной женской прозы

В работе представлен анализ современной женской прозы с точки зрения метафорической плотности текста. Автор исследовал метафорический контекст, особенности использования лексем различных тематических групп в составе тропа. Обширный массив материала позволяет сделать
выводы о семантической направленности образов и авторском видении мира.

Ключевые слова: метафора, контекст, тематические группы, компонент.

Н.А. Туранина, Г.А. Кулюпина, И.Ф. Заманова