Культурная жизнь Юга России №1(64), 2017
стр. 1-2
Титул
3
стр. 4-0
Содержание
Теория и история искусства
стр. 7-11
Русская история в музыкальных картинах: к вопросу о прочтении оперы-фрески "Ермак" О.Л. Проститова
В статье анализируется опера-фреска «Ермак» О.Л. Проститова. Раскрывается актуаль-
ность сочинения для нашего времени, выявляется специфика стиля композитора, рассматриваются
смысловые, структурные, драматургические особенности оперы.
Ключевые слова: опера-фреска, жанр, драматургия, harmony-serial, метод композиции.
А.А. Предолякстр. 12-14
Авторский цикл "Литургия Святого Иоанна Златоуста" в творчестве ростовского композитора-регента М.Ю. Скрипникова
В статье впервые проводится музыкальный анализ опубликованного в 1919 году богослу-
жебного цикла «Литургия Святого Иоанна Златоуста» М.Ю. Скрипникова (1881-1967). Прослеживает-
ся преемственность в творчестве композитора «второго плана» традиции нового направления рус-
ской духовной музыки, представленного выдающимися музыкантами XIX-ХХ веков. Актуальность
исследования заключается в непосредственной востребованности сочинений М.Ю. Скрипникова в
настоящее время в богослужении, в программах духовных концертов и фестивалей.
Ключевые слова: церковно-певческое искусство, духовно-музыкальная культура, Ростов-на-Дону,
композиторы-регенты.
стр. 15-20
Концепция и организация цикла «Этюдов-каприсов» ор. 10 г. Венявского
Впервые в отечественном и зарубежном музыкознании рассмотрены «Этюды-каприсы» Г. Венявского ор. 10, выявлены содержательные аспекты и структурные особенности цикла в целом и каждой его части в отдельности, раскрыты их исполнительские ресурсы. Предложены рекомендации по интерпретациям технических средств. Цель данной статьи – выявить концепцию и охарактеризовать закономерности «Этюдов-каприсов» опуса №10 Генрика Венявского как единого цикла со сквозным развитием ряда элементов.
Ключевые слова: каприс, цикл, концепция игры, симфонизация.
С.И. Нестеровстр. 20-22
Творческий портрет Н.К. Метнера в контексте эпохи рубежа ХIХ–ХХ веков
Актуальность исследования обусловлена вкладом Н.К. Метнера в развитие музыкальной
культуры и недостаточной изученностью его творчества. В статье на основе личной переписки
Н.К. Метнера определен круг общения композитора на рубеже ХIХ–ХХ веков. Выявлено взаимное
влияние сочинений Н.К. Метнера и произведений российских символистов того времени. Доказана
схожесть их эстетических взглядов.
Ключевые слова: Метнер, композитор, символисты, искусство.
С.Н. Ходосевичстр. 23-25
Театрализованные представления и театральные постановки: границы размежевания
В статье рассматривается современный педагогический и научный подход к основным
положениям театральной культуры. Автор концептуально обосновывает принципиальные отличия
театрализации в сфере представлений от системы К.С. Станиславского.
Ключевые слова: театрализация, театрализованные представления, система К.С. Станиславского, театральные постановки.
О.И. Марковстр. 26-29
Диалектическая модель творчества как опыт познания
В статье анализируются модели художественного творчества, основанные на дихотомии
дионисийского и аполлонического начал. Научный интерес представляет изучение ментального пространства между сферами «высшей и низшей» реальности («полоса миражей» Вяч. Иванова, «сновидение» П. Флоренского). Обнаруженное созвучие моделей творчества с теорией познания Платона и теорией архетипов К. Юнга открывает перспективу когнитивного подхода к современному визуальному (театральному) искусству через символ.
Ключевые слова: модель творчества, дионисийское, аполлоническое, познание, пространство сновидения, образы-символы.
В.Н. Алесенковастр. 33-35
Эволюция жанровой специфики в творчестве Натальи Гончаровой 1900-1910 гг.
В статье рассматривается эволюция творчества Н. Гончаровой 1900-1910-х гг. в контексте
отечественного искусства рубежа XIX–XX вв.
Ключевые слова: искусство отечественного авангарда, «Бубновый валет», примитивизм, лучизм,пластическое мышление, лубок, русские сезаннисты.
О.А. Королевастр. 36-38
Художественный метод Михаила Ларионова 1900–1910 гг.: синтез предметно-образного и живописного
В статье рассматривается художественный метод М. Ларионова начала 1910-х гг., основным приемом которого видится синтез фабулы и живописной формы. В раннем творчестве художника нашла отражение тенденция, характеризующая искусство начала XX века, – смещение акцента с сюжетного поиска на выразительность пластической формы.
Ключевые слова: искусство XX века, авангард, «Бубновый валет», пластическое мышление, примитивизм, лучизм, русские сезаннисты.
О.А. Королевастр. 39-43
Персонажи русского неоязыческого пантеона в произведениях российских художников: вопросы иконографии и интерпретации
Настоящая статья посвящена иконографии ряда персонажей русского неоязыческого
пантеона, проблеме формирования и интерпретации их образов. Материал для исследования – произведения современных отечественных художников. Автор делает выводы о степени сформированности образов божеств и основных тенденциях.
Ключевые слова: современное язычество, русское неоязычество, славянское родноверие, неоязыческая мифология, современное «языческое искусство», современное изобразительное творчество.
А.И. ГизбрехтКультура и общество
стр. 44-49
Охрана культурного наследия в России в начале ХХ в.: к вопросу о законопроекте «Об охране древностей»
В статье анализируется законопроект, который предлагал государственную систему охраны памятников под эгидой МВД. Ее организационно-правовая структура состояла из центрального и окружных археологических комитетов, куда входили представители научного сообщества и государственных органов. Определялись полномочия комитетов, источники финансирования, виды юридической ответственности.
Ключевые слова: культурное наследие, правовая охрана, законопроект, типы памятников, археологический комитет.
Л.А. КарапетянТеория и история культуры
стр. 50-53
Коммуникация в современном гуманитарном знании: теоретические и методологические основы
Статья посвящена анализу ряда подходов к проблеме коммуникации в науке и философии ХХ века, в которых подчеркивается диалогическая природа коммуникативного взаимодействия. Особое место в статье уделяется рассмотрению семиотического подхода к социокультурной коммуникации в исследованиях Ю.М. Лотмана. Приводится собственное определение коммуникации.
Ключевые слова: коммуникация, культура, знак, код, диалог культур.
И.В. Гаузерстр. 53-56
Генотипические основания западной цивилизации
В данной работе выявлены основные генотипические основания западной цивилизации:
географические, климатические, геополитические, исторические и религиозные. Вследствие влияния
этих факторов были сформированы такие базовые идеи, как идея борьбы, стремление к господству,
индивидуализм, активно действующий субъект и прагматизм.
Ключевые слова: цивилизация, идея, генотипические основания, Европа, талассократия.
Н.П. Монинастр. 56-60
Ф. Ницше И Н.Федоров: противостояние на идейно-культурном поле новейшей истории
В статье анализируются две непримиримые культурно-философские концепции – пессимистическая Ф. Ницше и жизнеутверждающая Н. Федорова. Авторы выявляют генезис ницшеанства и космизма. И если ницшеанство берет свое начало в лжеименном синтезе гностиков, то космизм выражает христианскую идею преображения мироздания. По мысли авторов, Федоров дважды побеждает Ницше в сражениях на идейно-культурном поле Новейшей истории.
Ключевые слова: культура, история, космизм, философия жизни, мировоззрение, гностицизм, смерть,
бессмертие.
стр. 61-63
Запорожское наследие (знамена запорожских казаков в комплексе регалий кубанского казачьего войска)
Статья посвящена знаменам Войска Запорожского Низового периода «Новой Сечи» (1734–1775 гг.), сохранившимся в комплексе регалий Кубанского казачьего войска.
Ключевые слова: вексиллология, регалии, знамена, запорожские казаки, Кубанское казачье войско.
А.В. Чернышовстр. 64-66
Памятник братства по оружию
Статья посвящена знамени Кубанского казачьего дивизиона, уникальному памятнику боевого братства казаков и горцев Кавказа XIX века.
Ключевые слова: вексиллология, регалии, знамена, Кубанское казачье войско.
А.В. Чернышовстр. 66-66
Иллюстрации к статьям А.В. Чернышова "Памятник братства по оружию" и "Запорожское наследие"
А.В. Чернышовстр. 67-73
Метафизика и мифопоэтика женских образов в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Метафизика и мифопоэтика женских оперных образов Н.А. Римского-Корсакова заключает в себе глубинные основания творчества великого русского композитора как яркого выразителя
русского характера и «русской души». В исследовании данной проблемы автор приходит к выводу
о центральном месте оперных героинь Римского-Корсакова в созданной им целостной концептуальной картине мира, где обнаруживается тесная связь человека с природой, с высшими космическими
силами, с Богом, их постоянное взаимодействие. Женские оперные образы Римского-Корсакова,
являясь символом Души Мира и главным стержнем «космического мифа», представлены в биполярности, иерархии и взаимодополнительности светлых и темных сил. Репрезентируемые этими образами смыслы и ценности имеют универсальное значение, способствуют идентификации русского народа
и поиску убедительных ответов на вызовы нашего времени.
Ключевые слова: Н.А. Римский-Корсаков, опера, женские образы, картина мира, миф, аффект, религиозность, культурные смыслы и ценности.
М.В. Коношевскаястр. 74-76
Специфика бытования праздничной эстрады в условиях современной российской провинции
В статье актуализируется специфика бытования праздничной эстрады в условиях современной российской провинции: на примере Белгородской области проводится анализ праздничных
форм эстрады, выявляются негативные и позитивные тенденции, определяется доминантная линия развития праздничной провинциальной эстрады.
Ключевые слова: праздничная культура, российская провинция, праздничная эстрада, народное творчество.
М.В. Литвинова, А.В. ГавриловаБиблиотековедение и документальная информация
стр. 77-80
Внедрение модели проекта «Правовое агентство» в деятельность библиотек, обслуживающих подростков
Статья раскрывает видовую и типологическую структуру модели библиотечного проекта, направленного на формирование правовой культуры подростков, результаты внедрения методики организации совместной рекомендательно-библиографической деятельности подростков в создании веб-сайта инфомационно-правового характера.
Ключевые слова: социализирующий проект, правовая культура подростка, совместная рекомендательно-библиографическая деятельность, правовой веб-сайт школьной библиотеки.
Д.А. Башировстр. 80-87
Методы интеллектуальной обработки электронных фольклорных ресурсов
В статье рассматриваются методы интеллектуальной обработки и визуализации фольклорной информации, представленной в разных машинных форматах. Был проработан функционал для
интеллектуализации работы пользователя с фольклорными ресурсами. Предложена матрица соответствия методов трансформации данных типу фольклорного ресурса. Рассмотрены основные средства трансформации данных для оснащения аналитических систем обработки фольклорных ресурсов.
Ключевые слова: интеллектуальная обработка, фольклорное творчество, электронные фольклорные
ресурсы, визуализация, форматы данных.
Трибуна молодого ученого
стр. 88-91
Традиции Русского романса в отечественной эстрадной песне (к постановке проблемы)
На основе выявления типовых черт русского классического романса прослеживаются
принципы его претворения в отечественной эстрадной песне.
Ключевые слова: романс, эстрадная песня, жанровая классификация, лирика, гармония, мелодия,музыкальная форма.
И.Ш. Айдамирова, Т.Ф. Шакстр. 91-94
Особенности поэтических и музыкальных средств выразительности в песенном творчестве Тимура Шаова
Рассматривая песенное творчество российского барда Тимура Шаова, автор освещает
особенности претворения им традиций современной авторской песни.
Ключевые слова: авторская песня, советская массовая песня, барды.
Е.В. Покладовастр. 94-97
Постмодерн как деконструкция архитектоники cистемы К.С. Станиславского в отечественной театральной культуре (культурологический аспект)
В статье рассматриваются деконструктивные изменения в теоретической основе культуры режиссерского театра – системе К.С. Станиславского, происходящие в эпоху постмодерна. Для культурологического осмысления автором предпринят семиологический подход, позволяющий определить наиболее значимые изменения и их культурные последствия.
Ключевые слова: система К.С. Станиславского, театральная культура, постмодерн, семиология.
А.С. СтражинаКультурная жизнь регионов
стр. 98-108
Опыт и проблемы деятельности муниципальных учреждений культуры по гармонизации межнациональных отношений (на примере муниципального образования город-курорт Геленджик)
В гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации важное место
занимает деятельность муниципальных учреждений культуры. В статье проведен анализ их роли на
примере города Геленджика. Показаны направления, имеющийся потенциал и проблемы деятельно-
сти муниципальных учреждений культуры.
Ключевые слова: межнациональные отношения, культурная политика, культура межнационального
общения, муниципальные учреждения культуры, Геленджик.
стр. 102-105
Роль хоровых сцен в азербайджанских операх с патриотической тематикой
В представленной статье исследованы некоторые музыкально-драматургические особенности азербайджанских опер с патриотической тематикой и рассмотрены хоровые сцены в контексте
европейской и национальной традиции.
Ключевые слова: азербайджанская музыкальная культура, хоровые сцены, музыкально-драматургические особенности азербайджанских опер.
А.Р. Бабаевастр. 105-108
Дизайн иллюстрации для обучения детей дошкольного возраста
Предлагается способ создания иллюстрации для обучения детей дошкольного возраста. Обоснована возможность применения иллюстративно-наглядного материала в учебном процессе с целью повышения эффективности усвоения материала дошкольниками.
Ключевые слова: иллюстрация, способ, набор, наглядность, обучение.
Л.Г. Цыбенова, Ж.Б. Цыбеновстр. 108-111
СМИ в управлении процессом профориентации молодежи
Статья посвящена актуальной проблеме профессиональной ориентации старшеклассников и роли средств массовой коммуникации в ее решении. Рекламная кампания рассматривается как
рекламное сопровождение процесса профориентации. В практическом плане рассмотрены результаты социологического исследования как ориентир рекламной кампании.
Ключевые слова: профессиональная ориентация, средства массовой коммуникации, социологическое исследование, PR-технологии, рекламная кампания.
И.Б. Шуванов, В.И. Шаповаловстр. 112-115
Технические и исторические аспекты мелизмов в массовой музыке XX века
На материале творчества исполнителей эстрадно-джазовой музыки XX века анализиру-
ется специфика мелизмов. Приводится краткая хронология развития различных стилей и направлений,
начиная с раннего госпела до музыки соул.
Ключевые слова: мелизмы, госпел, джаз, бибоп, афроамериканская музыка, техника вокальная, соул,
импровизация.
стр. 115-117
Монолог для скрипки соло Хайяма Мирзазаде
В статье поднимается вопрос о культурном значении одного из основных жанров азербайджанской традиционной музыки – мугама. Проведя музыкально-теоретический анализ «Монолога для скрипки соло Хайяма Мирзазаде», автор приходит к выводу, что композитор смог создать особый
вид музыкальной монодраматургии посредством стилизации интонаций старинных народных инструментов и голоса.
Ключевые слова: скрипка, монолог, мугам, мелодия.
У.Р. Абасовастр. 118-120
Метафорическая составляющая современной женской прозы
В работе представлен анализ современной женской прозы с точки зрения метафорической плотности текста. Автор исследовал метафорический контекст, особенности использования лексем различных тематических групп в составе тропа. Обширный массив материала позволяет сделать
выводы о семантической направленности образов и авторском видении мира.
Ключевые слова: метафора, контекст, тематические группы, компонент.
Н.А. Туранина, Г.А. Кулюпина, И.Ф. Заманова