Культурная жизнь Юга России № 1 (84), 2022
стр. 0-0
Обложка
стр. 1-2
Титул
стр. 3-3
Содержание
стр. 4-4
Contents
Теория и история искусства
стр. 7-15
Классический кроссовер в контексте взаимодействия тенденций Востока и Запада
В статье, основываясь на обзоре литературы по проблеме, выявляются черты классического кроссовера и определяются его характеристики в восточной и западной традиции. На материале анализа вокальных произведений китайской и российской популярной музыки показаны принципы структурирования песенных композиций, репрезентирующих классический кроссовер, через введение цитат академической музыки в эстрадную композицию. Материалом анализа послужили опусы китайского певца Джей Чоу, вокальные композиции Елены Ваенги и Пелагеи.
Ключевые слова: классический кроссовер, популярная музыка, академическая музыка, стиль.
Линь Джефу, Т.Ф. Шакстр. 15-23
Музыка для баяна и аккордеона в отечественном кино: историко-стилевой экскурс
Статья посвящена выявлению особенностей функционирования музыки для баяна и аккордеона в исторической динамике отечественного кино. На основе анализа музыки фильмов режиссеров Л. Быкова, И. Вырыпаева, Н. Губенко, И. Пырьева, С. Ростоцкого, Э. Рязанова, И. Савченко, Ю. Чулюкина и композиторов Б. Александрова, И. Дунаевского, А. Гайнуллина, А. Лепина, Б. Мокроусова, К. Молчанова, А. Пахмутовой, Я. Френкеля доказываются историко-хронологические, образно-поэтические, музыкально-психологические принципы функциональной трактовки музыки для баяна и аккордеона в кино. Определяются стилевые истоки киномузыки для этих инструментов как отражение тенденций современной культуры.
Ключевые слова: киномузыка, медиатекст, баян, аккордеон, тембр, стиль, отечественное кино.
Д.А. Скудневстр. 24-31
Категория «национальное» в музыкальном оформлении фильма «Цветы войны» Чжана Имоу
В центре внимания статьи – категория «национальное» в фильме «Цветы войны» Чжана Имоу. Предмет исследования – работа композитора Чэнь Циган с национальным музыкальным материалом. Методы: комплексный, историко-стилевой, культурологический подходы; методы герменевтики, семантического анализа. Новизна исследования состоит в определении «национального стиля» в виде различных форм сохранения, репрезентации и трансляции культурных ценностей народа, что выводит категорию «национальное» на уровень «мировое» – символа общечеловеческих ценностей.
Ключевые слова: «национальное», «мировое», Чжан Имоу, «Цветы войны», Чэнь Циган, пипа, драматургия, китайский народный напев «Цинь Хуай цзин».
С.А. Мозгот, Хао Вэньтинстр. 31-40
Образно-драматургические функции танго в музыке кино
В статье на материале анализа музыки фильмов «Подранки» (реж. Н. Губенко, комп. В. Панченко), «Фрида» (реж. Д. Тэймор, комп. Э. Голденталь) определяются драматургические функции жанра танго. Доказывается, что тематизм танго, представленный заимствованным материалом или специально сочиненным к фильму, воссоздает эпоху, характеризует персонажи, передает национальный колорит, формирует эмоционально-психологическую атмосферу, выступает в качестве лейтмотивов, становится средством создания кульминаций и фактором драматургии через репрезентацию ключевой идеи.
Ключевые слова: танго, жанр, киномузыка, драматургия, тематизм, функции, кульминация.
М.С. Праченкостр. 40-49
Джаз в контрапункте с поэзией: от Б.А. Циммермана до джаз-рэпа
Предметом исследования настоящей статьи является взаимодействие в художественном произведении «декламируемого» поэтического текста и идиоматики джазовой музыки. Статья написана в опоре на историко-теоретические методы музыкознания. Новизна настоящей работы заключается в том, что впервые в подобном ракурсе рассматриваются неакадемические направления, такие как «jazzpoetry» и «джаз-рэп». Рассмотрены предшествующие явления взаимодействия поэзии и джаза в сочинениях композиторов второй волны авангарда, которые повлияли на становление новых актуальных форм неакадемической музыки.
Ключевые слова: джаз, поэзия, рэп, джаз-рэп, синтез искусств, Б. А. Циммерман, Л. Берио, К. Патчен.
В.С. Чувилкинстр. 50-57
Персонажи средневековых романов в кино XX века: Гавэйн как образец куртуазного рыцаря
Французский кинематограф 1970-х получил в искусствоведении массу противоречивых оценок и осмыслений. До сих пор способы и механизмы обращения режиссеров «Новой волны» к средневековому эпосу не получили теоретических объяснений. Автор статьи выявляет, насколько далеко режиссер фильма «Персеваль Валлиец» Эрик Ромер уходит от традиций экранизации куртуазной литературы. Оригинальные выводы: режиссер свободно варьирует художественные приемы средневековых романов, эпохи модерна и постмодерна. Гиперманьеризм проявляется в ироничном обращении с «пышно» описанными эпизодами сражений, укорачивании «богатых» и распространенных диалогов оригинального романа. Неоэкспрессионизм – в отсылках к немецкому кино 1920-х через характерные декорации. Музыка фильма расставляет важные акценты и обозначает связь между персонажами, обогащая художественную ткань фильма.
Ключевые слова: Эрик Ромер, французское кино, «Новая волна», постмодерн, «Персеваль Валлиец», Король Артур, рыцари Круглого стола, куртуазный роман, Кретьен де Труа, эпос, Средневековье, музыка кино.
М.Е. Зольниковстр. 57-65
«Ревизор» Кристал Пайт: хореографическая интерпретация пьесы Н.В. Гоголя
Статья рассматривает постановку Кристал Пайт и Джонатана Янга «Ревизор» («Revisor», 2019), созданную по мотивам одноименной комедии Н.В. Гоголя, в аспекте проблемы воплощения литературных произведений в хореографии. Проводится сравнительный анализ драматургического решения, композиции и образной структуры оригинальной пьесы и нового спектакля. Автор статьи приходит к выводу, что взаимодействие вербального и пластического языков способно сохранять подтекст, заложенный в первоисточнике, и возводить произведение в новый контекст без освобождения от слова в привычном понимании.
Ключевые слова: Н.В. Гоголь, Кристал Пайт, литературный сюжет, драматургия, хореографическая трактовка, современная хореография, хореографическая драматургия.
Е.С. Приезжевастр. 65-71
Особенности кубанской графики 1910-х – 1920-х годов
Актуальность исследования обусловлена значимостью становления и развития краснодарской графической школы, которая в настоящее время является одной “Теория и история искусства” 6 6 “Культурная жизнь Юга России” № 1 (84), 2022 из ведущих на Юге России. В статье на основе анализа архивных документов и сохранившихся произведений описываются основные особенности в становлении и развитии кубанской графики первой трети ХХ века. Определяется значимость графики в истории искусства Кубани.
Ключевые слова: Кубанская графика, русская графика первых десятилетий ХХ века, русский рисунок, русский пейзаж, русское искусство первых десятилетий ХХ века.
С.М. Гонтарь, Г.Н. Сологубстр. 72-79
Контраст как коммуникативный принцип организации художественного текста (на примере изобразительного искусства).
Статья посвящена уточнению коммуникативной роли контрастов в художественной культуре. Актуальность исследования состоит в уточнении его статуса в искусстве и разведении содержательного и формального контрастов. Определено, что всякая информация становится доступной именно за счет контрастов, а существование художественного текста возможно только благодаря их номенклатуре. В результате данное исследование позволило сделать вывод о том, что контраст как коммуникативный принцип универсален и заключен в основе всякого художественного произведения.
Ключевые слова: коммуникация, контраст, нюанс, принцип, рецепция, сюжет, форма, цвет, экфрасис.
Е.Л. Балкинд, Е.Ю. Пунтусстр. 79-86
К вопросу о фортепианных ансамблях Иоганнеса Брамса
Статья посвящена месту жанра фортепианного ансамбля в творчестве выдающегося немецкого композитора XIX века Иоганнеса Брамса. Отмечается особое внимание композитора к этому жанру: как оригинальным сочинениям, так и значительному количеству переложений собственных произведений для ансамблей в четыре руки. Мастерство Брамса-пианиста нашло отражение в достоинстве этих сочинений, которые занимают в его творчестве такое же важное место, как и оригинальные композиции. В статье содержится разбор ряда переложений, истории их создания. Отмечается вклад Брамса в развитие ансамблевой музыки и исполнительства.
Ключевые слова: фортепиано, ансамбль, фортепианный дуэт, хоральные прелюдии, контрапункт, переложение, Брамс.
Т.В. Сорокина, В.А. Коломиецстр. 86-92
Опера К.В. Молчанова «Зори здесь тихие»: характерные особенности художественных образов
Целью работы является выявление характерных особенностей художественных образов оперы К.В. Молчанова «Зори здесь тихие» в аспекте национального культурного кода. Материалом исследования стал текст оперы, а также комплекс обстоятельств, связанных с ее созданием, и особенности ее сценической интерпретации. Методология предполагает использование историко-сравнительного и структурно-аналитического методов. Выявлены характерные черты художественных образов оперы К.В. Молчанова: ясность музыкальной драматургии, музыкальная фактура, основанная на русской песенности, широкое использование речитации, действенная интонация, система лейтмотивов, характеризующая каждый образ в отдельности, конкретизированная форма сценического костюма, лаконичная сценография, включающая в себя «монтажный» принцип мизансцен, минимальный естественный грим, органичная и реалистичная сценическая пластика.
Ключевые слова: оперное искусство, советская опера, русская музыкальная культура, К.В. Молчанов, «Зори здесь тихие», художественные образы, культурный код.
Е.С. ЛаптевТеория и история культуры
стр. 93-100
Проблема методологического подхода к исследованию спорта как феномена культуры
Авторы обращаются к актуальной проблеме методологического подхода к культурологическому осмыслению феномена спорта. Многообразие направлений исследований данного феномена связано, по мнению авторов, прежде всего с тем, что в зависимости от предпочтения того или иного научного метода сам предмет исследования предстает в специфическом для определенной отрасли научного знания образе. Не претендуя на определение «универсального» метода, авторы рассматривают возможности и продуктивность самой методологии исследований феномена спорта.
Ключевые слова: феномен спорта, методология, культурологические исследования.
Е.А. Найденко, А.В. Тонковидова, Л.Г. Битарова, Т.В. Мишинастр. 101-110
Геймификация как механизм цифровизации подготовки кадров в сфере культуры и искусства
В данной статье представлены новые специальности, которые может получить абитуриент в высших учебных заведениях культуры и искусства. Большинство из данных специальностей до недавнего времени были футуристическими, однако пандемия COVID-19 выявила острую необходимость в подготовке специалистов в тех областях, которые ранее не являлись цифровизированными. В связи с увеличением спроса на специальности IT-технологий можно спрогнозировать снижение бюджетных мест в творческих учебных заведениях. Именно цифровизация рынка труда вносит специфику в образовательный процесс высших учебных заведений сферы культуры и искусств.
Ключевые слова: геймификация, цифровизация, STEAM, эдьютейнмент, культура, искусство, цифромодерн, рынок труда.
Н.С. Норманскийстр. 110-118
Орнаментика молитвенных ковриков балкарцев и карачаевцев
В работе впервые представлены результаты анализа использования балкарцами и карачаевцами домусульманских и исламских символов в орнаментике сакральной атрибутики религиозных практик – намазлыках. Предметом исследования являются изменения способов украшения исследуемых ковриков названными тюркоязычными народами Северного Кавказа. Анализ проведен на основе компаративного метода и метода полевых исследований. Сделан вывод о том, что в орнаментальных композициях намазлыков наблюдались эклектичные процессы как следствия синкретичности их религиозных верований.
Ключевые слова: тюркоязычные народы, религиозный синкретизм, коврики для молитвы, эклектика, язычество, тенгрианство, мусульманство.
Г.В. СеминаТрибуна молодого ученого
стр. 119-130
Стилевая трансформация композиторского творчества Ма Сыцуна
Статья посвящена анализу творческого пути китайского композитора и скрипача Ма Сыцуна, сыгравшего важную роль как в развитии профессиональной скрипичной школы, так и в формировании профессионального скрипичного репертуара китайской академической музыки. В процессе исследования анализируются сочинения композитора разных лет, через которые прослеживается эволюция его творческой парадигмы: от освоения европейской гармонии и академических инструментальных форм – к проявлению национальной идентичности через заимствование фольклорного материала и ассимиляцию определенных метроритмических приемов. Проследив творческую эволюцию китайского композитора Ма Сыцуна, мы можем сделать вывод, что, получив образование в Париже, освоив европейскую гармонию и процессы формообразования, ему удалось достичь органичного соединения европейской техники композиции с основами китайской музыкальной идентичности через включение элементов китайского фольклора во всем его многообразии (широчайший региональный охват народных мелодий различных китайских провинций), что позволило вывести сочинения Ма Сыцуна на международный репертуарный уровень.
Ключевые слова: профессиональная скрипичная школа в Китае, китайская музыка, Ма Сыцун, композиторская эволюция.
Бу Яньвэньстр. 130-137
Опера Тан Дуна «Марко Поло» в контексте постмодернизма
Статья посвящена опере «Марко Поло» китайско-американского композитора Тан Дуна. Предлагая ракурс структурно-стилистического анализа, автор на примере этого произведения рассматривает механизмы взаимодействия различных репрезентантов, в числе которых – интертекстуальность, тембровые и стилистические атрибуции традиционных культур и авангардной музыкальной культуры. Выводом из исследования становится то, что «Марко Поло», прежде всего, постмодернистская опера, сочетающая в себе множество текстов культуры и культурных атрибуций. Этому способствуют как цитаты и аллюзии – литературные, музыкальные, тембровые, стилистические, так и сложная полифоническая композиция, предопределяющая постмодернистскую ризоморфность современной антинарративной оперы.
Ключевые слова: постмодернистская опера, Тан Дун, Марко Поло, интертекстуальность, цитаты, аллюзии, тембровые репрезентации.
Сы ЯнКультурная жизнь регионов
стр. 138-144
Изобразительное искусство Дагестана как текст культуры (на примере произведений дагестанских художников на бытовые темы)
Изобразительное искусство Дагестана (бытовые картины дагестанских художников) представляет собой уникальный пример текста культуры, раскрывающего специфику социальных преобразований первых десятилетий советской власти. Эмпирическую базу исследования составляют картины художников Дагестана 1920-х – 1950-х гг. Этот малоисследованный материал обладает значимой ценностью для культурологического знания в аспекте изучения культуры повседневности.
Ключевые слова: текст культуры, изобразительное искусство Дагестана, 1920-х – 1950-х гг., бытовой жанр, картина как текст культуры.
А.Дж. Магомедов, З.А. Ахмедовастр. 145-146