Культурная жизнь Юга России № 2 (85), 2022

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Теория и история искусства

стр. 7-15

Исторические предпосылки появления двух принципов рассадки симфонического оркестра: к постановке вопроса

Сегодня в оркестровой концертной практике приняты две основные рассадки симфонического оркестра. Традиционным является тип, сформированный в эпоху классицизма и получивший название немецкой рассадки. В 1920-е годы параллельно с этим была предложена американская рассадка. Однако имеющаяся отечественная и зарубежная литература не дает понимания исторических
предпосылок появления как одного, так и второго принципов. Научная новизна работы состоит в том, что на основе анализа различных источников начиная с конца XVI столетия впервые в отечественном музыкознании делается попытка воссоздания пути эволюции расположения оркестра на сцене.

Ключевые слова: симфонический оркестр, немецкая рассадка, американская рассадка, Г. Берлиоз, Л. Стоковский.

С.В. Аникиенко, Т.Н. Александрова, И.В. Понасенко


стр. 16-25

Людвиг ван Бетховен как основоположник жанра Lied в камерном вокальном искусстве

Статья посвящена актуальной теме выявления роли немецкого композитора Людвига ван Бетховена в становлении и развитии камерно-вокальной музыки. В задачу входят освещение и сопоставление камерно-вокального творчества Бетховена как представителя венской классики и Ф. Шуберта как представителя романтизма. Предметом исследования становится проблема эволюции жанра Lied от венских классиков к романтикам. Вокально-камерное творчество Бетховена стало новой моделью, новой формой Lied для последующих композиторов.

Ключевые слова: Lied, Бетховен, Шуберт, вокальные циклы, камерно-вокальный жанр.

Г.А. Бошук, И.В. Кульчинская

стр. 25-35

Чжао Юаньжень: хоровая баллада «Морская Рифма» как символический образ нового времени

В данной статье рассмотрено творчество великого китайского деятеляноватора, композитора и педагога – Чжао Юаньженя. В центре внимания его хоровая баллада – «Морская рифма», ставшая самой амбициозной попыткой китайских композиторов развить китайское музыкознание в области освоения новых техник композиции. Выступая в своем творчестве за свободу и патриотизм, в данном произведении Чжао демонстрирует смелый и новаторский дух как в выборе тематики, так и в раскрытии национального стиля музыки. Данное творение представляет собой переходный этап от школьных песен к масштабным повествовательным хоровым произведениям.

Ключевые слова: Чжао Юаньжень, баллада «Морская рифма», символизм, подтекст, формирование кантатно-ораториального жанра, музыкальная стилистика, китайская хоровая музыка.

Сюй Яньпин

стр. 35-43

Популярная музыка Китая в контексте социокультурных процессов современности

В статье дан обзор истории китайской популярной музыки в соответствии с вехами социокультурных процессов, происходящих в стране. Определяются основные музыкальные особенности каждого периода развития. Выявляются тен- денции взаимодействия национальной специфики китайской популярной музыки с традициями Европы, Японии, Америки. Доказывается, что тенденции глобализации привели к большему распространению европейской и американской музыки, что приводит к утрате национального своеобразия поп-музыки в Китае и вступ- лению ее в эру диверсифицированного развития. 

Ключевые слова: популярная музыка, школьные песни, китайская опера, стили джазовой и танцевальной музыки, этнический стиль, глобализация, диверси- фикация.

Линь Чжефу

стр. 43-50

Графический знак как выразительный образ в традиционном орнаментальном искусстве Кабардино-Балкарии

В статье рассматривается специфика знаково-графических форм в практике традиционного орнаментального искусства Кабардино-Балкарии. На основе анализа этнических орнаментальных комплексов выявлены основные виды знакообразований в традиционном ремесленном творчестве Кабардино-Балкарии. Теоретико-методологической основой исследования явились типологический и культурноисторический подходы. В ходе проведенного исследования были раскрыты и обоснованы закономерности межкультурного взаимодействия орнаментальных знаков в традиционной ремесленной культуре Кабардино-Балкарии.

Ключевые слова: орнаментальное искусство, графический знак, этнокультура, символический образ, Кабардино-Балкария, народные ремесла, тамги.

Н.В. Галимова

стр. 50-58

Философские аспекты в методологии дизайн-проектирования современного костюма

В статье рассматриваются философские аспекты дизайн-проектирования при
создании концепций дизайнерских проектов в дизайне костюма; рассматривается
концепция как основа формообразования, происходящего в идеальной сфере и в
реальности, раскрывается сущностное содержание проектного мышления дизайнера.

Ключевые слова: философия, методология, дизайн костюма, проектирование,
концепция проекта, концепция формообразования, дизайн-концепция.

О.А. Зимина, М.Б. Похлебаева

стр. 59-65

Оптимизация методологии обучения студентов дизайну костюма на основе индустрии моды

В статье рассматривается необходимость оперативной оптимизации образовательных программ и учебных курсов по специальности «Дизайн костюма» и активного включения инновационных технологических и практических разработок в процессе формирования профессиональных компетенций студентов в индустрии моды. Показано, что решение задачи по развитию профессиональных компетен-
ций и творческого мышления у студентов специальности «Дизайн костюма» напрямую связано с изменениями в технологических, поисковых и реализационных решениях в индустрии моды и производстве дизайнерской одежды. Автор делает вывод о том, что интеграция предметов и курсов обучения по профилю «Дизайн костюма» требует активного внедрения инновационных технологических решений в сфере проектирования одежды и использования возможностей вариативного обучения.

Ключевые слова: дизайн костюма, технологии, инновации, индустрия моды,
медиатехнологии, цифровизация, интеграция, интерактивные решения.

М.В. Галкина

стр. 65-72

О взаимосвязи колористических построений в живописи и графике

В статье представлен анализ принципов, методов и приемов построения колорита в графическом произведении, составивших предмет исследования. Обосновывается методологическая взаимосвязь колористических построений в графике и живописи. Приведена новая аргументация соотношения понятий «цветовой строй», «колорит» и рекомендаций по гармонизации цветового состава графического изображения. Делается итоговое заключение: чем ближе графическое изображение к реалистическому, тем более тесной должна быть его взаимосвязь с колористическими построениями в живописи.

Ключевые слова: изобразительное искусство, графика, гравюра, живопись,
цветовой строй, колорит.

С.В. Бурмистрова


Теория и история культуры

стр. 73-85

Социально-культурные аспекты моделирования реальности в творчестве А.В. Лентулова

Статья рассматривает механизмы и суть моделирования социальной реальности в живописи на примере творчества А.В. Лентулова. Разнообразие стилей, техник и тем, в которых он работал, кардинальные изменения в карьере располагают к масштабным выводам по ряду значимых философских вопросов. Многосторонний анализ биографии и творчества художника обнаруживает фундаментальные основы взаимоположения личности и общества, индивида и индивидуальности, творца и его детищ в принципиально меняющихся исторических обстоятельствах, отчасти сходных с современными. 

Ключевые слова: философия искусства, кубизм, сезаннизм, русский авангард, социалистический реализм, «Бубновый валет», Лентулов.

П.В. Назаретян


стр. 86-93

Сходства и различия в охране и повторном использовании промышленного архитектурного наследия в Европе, США, Китае и России: культурологический анализ

Статья посвящена проблеме сохранения и повторного использования промышленного архитектурного наследия в качестве общественного пространства. Даны определения «общественных пространств» в российском и зарубежном исследовательских дискурсах. Рассмотрена история концептуализации и институциализации проблемы сохранения и повторного использования промышленного архитектурного наследия, выявлены сходства и различия подходов Европы, США, Китая и России. 

Ключевые слова: промышленная архитектура, реновация, ревитализация, общественное пространство.

Мао Сян, В.Г. Торосян

стр. 93-100

Охрана нематериального культурного наследия в Китае и России: опыт сравнительного анализа

Китай и Россия имеют многовековую историю, и в ходе тысячелетнего исторического развития в каждой из них сформировалась уникальная национальная культура, обе страны обладают великолепным нематериальным культурным наследием. В процессе его сохранения страны осуществили ряд положительных и полезных практик, накопили определенный опыт в этой сфере деятельности. В данной статье сравниваются и анализируются классификации объектов наследия, деятельность гражданских организаций и конкретные инициативы по охране нематериальных культурных ценностей в двух странах, рассматриваются проблемы, с которыми сталкивается государство и общество в сфере охраны наследия. 

Ключевые слова: нематериальное культурное наследие, классификация, организации гражданского общества, инициативы по сохранению, вызовы и идеи. 

Чэнь Лилун

стр. 100-109

История строительства первого храма Армянской Апостольской церкви в Царицыне (Волгограде)

Статья посвящена комплексному исследованию обстоятельств возведения первого храма Армянской Апостольской церкви в Царицыне (уездный центр Саратовской губернии). Основой исследования являлся исторический подход, благодаря которому автор показал правовые основания возведения храма, историю решения вопроса о его строительстве на всех уровнях и значение данного факта для армянской общины Царицына. Для сбора и систематизации информации автор использовал метод анализа и метод исторической реконструкции. Работа написана с привлечением большого количества архивных документов, значительная часть данных документов в научный оборот вводится впервые, что и обусловило актуальность и новизну данного исследования.

Ключевые слова: церковь во имя Святого Григория Просветителя в Царицыне, Армянская Святая Апостольская Православная Церковь, армянская диаспора, этнокультурная и этноконфессиональная идентичность, армянский язык и письменность.

В.Р. Арутюнян

стр. 109-119

Сакральный аспект тейризма в религиозных практиках балкарцев, карачаевцев и тувинцев

В работе проведен компаративный анализ, позволивший выявить общее и особенное в культово-обрядовых практиках (комплексе культа предков с погребально-ритуальными обрядами), балкарцев, карачаевцев и тувинцев. Сделан вывод, что сакральный аспект тейризма культово-обрядовых практик, сохранившийся до сих пор в данных культурах, является тем характерным базовым элементом, который формирует пространство для культурных взаимодействий на равноправной основе, то есть в межрелигиозной диалоговой форме. 

Ключевые слова: культ предков, погребально-ритуальные обряды, тенгрианство, ислам, шаманизм, тибетский буддизм.

Г.В. Семина

стр. 121-127

Музей «Девяти муз» как эффективное культурно-образовательное пространство Краснодарского государственного института культуры

В статье впервые рассматривается культурно-образовательный потенциал музея «Девяти муз» Краснодарского государственного института культуры. Показаны основные направления деятельности, материально-технические возможности. На основе данных онлайн-опроса сделаны выводы о степени востребованности музея в студенческой среде, возможности индивидуально-личностного и профессионального становления студента. Исходя из полученных сведений, даны рекомендации по наполнению содержания и повышению качества работы музея. 

Ключевые слова: музей «Девяти муз», Краснодарский государственный институт культуры, культурно-образовательное пространство вуза.

Л.А. Жданова


Трибуна молодого ученого

стр. 128-134

Развитие оперного искусства в Китае: к вопросу о влиянии региональных традиционных форм

В центре внимания работы находятся особенности бытования и историческое развитие региональных традиционных опер, повлиявших на формирование национального китайского достояния – пекинской оперы. Предмет исследования – воздействие традиций музыкального искусства и региональных форм художественной культуры на жанр оперы. Методологическая основа: комплексный, системный подходы; историко-стилевой, культурологический подходы; методы герменевтики и семантического анализа. Новизна исследования связана с осмыслением различий и преемственных связей между различными формами регионального оперного искусства. Обосновывается, что жанр оперы в Китае и сегодня выполняет функции сохранения и репрезентации культурно-исторических ценностей народа.

Ключевые слова: жанр оперы, история развития оперы, музыкальная культура, пекинская опера, региональные оперные постановки.

Мэн Яоюй