Культурная жизнь Юга России № 2 (89), 2023

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Актуальные проблемы искусствоведения

стр. 7-12

Культурологические трансформации феномена игры в эпоху постмодерна

В данной статье авторы предпринимают попытку рассмотрения достаточно хорошо изученного феномена игры и его проявления в жизни социума в эпоху постмодерна. Классическое культурологическое и философское осмысление феномена игры уже не способно полностью объяснить трансформации данного феномена в постмодерне, когда само общественное бытие предлагается индивиду в качестве некой игровой ситуации, диктуя поведенческие и мировоззренческие стереотипы отсутствия истины во всех ее проявлениях, «метаиронии», «новой искренности», «метамодернизма» и пр. Подобный подход к исследованию феномена игры определяет его актуальность и научную новизну. В статье анализируются прежде всего культурологические трансформации, однако они могут быть актуализированы в ряде смежных отраслей научного знания – философии, социологии, социальной психологии и т.д., что позволяет говорить о теоретической и практической значимости исследования. Проблематика статьи –  изменения в проявлениях феномена игры в эпоху постмодерна, а соответственно социокультурные факторы существования данного феномена в жизни общества, рассматривается и в известной мере решается авторами посредством метода сравнительного анализа, что также определяет научную новизну исследования.

Ключевые слова: феномен игры, постмодерн, метаирония, новая искренность, метамодерн.

М.К. Найденко, Е.А. Найденко, Т.В. Мишина


Культурное наследие и сохранение исторической памяти

стр. 13-26

Музыкальное наполнение свадебного обряда в хуторе Кубанском Белореченского района Краснодарского края

В статье анализируется свадебный музыкальный фольклор в контексте ритуала хутора Кубанского Белореченского района Краснодарского края на основе современных фольклорно-этнографических материалов, записанных в полевых экспедициях 2022–2023 годов от коренных местных жителей хутора, участников фольклорного коллектива «Кубаночка». При анализе поэтических текстов и напевов используется структурно-типологичесикй метод анализа фольклорных музыкально-поэтических текстов. Отмечаются специфические черты свадебной музыкальной традиции хутора.

Ключевые слова: традиционная народная культура, ритуал, свадебный обряд, фольклор, песни, причитания, функция, структура.

Жиганова С.А., Бургарт А.А.


стр. 26-35

Памятники В. Шукшину в контексте мемориального пейзажа

В статье рассматривается проблема взаимосвязанности мемориального пейзажа и памятников В. Шукшину на Алтае. Автором предпринята попытка расширить представление об образно-пластическом языке скульпторов Н. Звонкова, В. Клыкова, об их творческих поисках. Изучение взаимодействия памятников с окружающим их пространством позволяет осмыслить образно-географические реалии, культурные ландшафты региона. Методика сравнительно-стилистического и семиотического одходов открывает большие перспективы в анализе знаково-символической формы скульптуры. Исследование выявило ее многозначность смыслов, живописно-пластические особенности памятных мест.

Ключевые слова: мемориальный пейзаж, изобразительно-пластический язык, скульптура, памятник, В. Шукшин.

Шестакова И.В.

стр. 35-41

Китай: к проблеме трансформации культурного кода

Предметом исследования является традиционный культурный код Китая и его современные трансформации. Отмечается, что идеологическая формула «Китайская мечта» реализуется на основе использования традиционных кодов и концептов конфуцианства. Традиция дополняется диджитализацией, информатизацией и идеологией социализма с китайской спецификой. Авторы раскрывают современную социодинамику Китая, обращаясь к основным трендам современной моды,
интегрирующей направления социальной энергии и интенции кодовой модификации.

Ключевые слова: культурные коды, стратагемы, «Китайская мечта», диалектика традиций и инноваций.

Данильченко Т.Ю., Синь Юйфэн, Ши Цюн

стр. 41-49

Влияние пьес А.П. Чехова на театральное искусство Китая в XX–XXI вв.

Предмет исследования – история взаимодействия деятелей китайской культуры с художественно-литературным наследием русского писателя и то влияние, которое на них оказало творческое освоение этого наследия. Изучена история интеграции чеховских пьес в театральное пространство Китая на протяжении XX – начала XXI века. Авторы приходят к выводу, что 1950-е – 1960-е годы – время, когда в рамках развития отношений Китая с Советским Союзом чеховские постановки вошли в репертуар многих китайских театров, а также стали базовым материалом для подготовки будущих театральных специалистов. С 1970-х годов и по настоящее время наступил период, когда А.П. Чехов как драматург был открыт и переосмыслен заново, в том числе на фоне современного увеличения культурных контактов Китая с Россией. 

Ключевые слова: А.П. Чехов, чеховская драматургия, русская культура, китайская драма, китайский театр XX–XXI вв., новаторство, интерпретация.

Ма Цзыхань


Теория и история культуры, искусства

стр. 50-57

Внутренняя сторона культуры: немецкий след в концептуальных теориях романтизма и неоромантизма

В статье рассматриваются вопросы проблематики, связанной с началом осмысления внутренней стороны культуры в ее отношении к внешним проявлениям социокультурной динамики. В общеевропейском культурном поле выделяется немецкая культура, как изначально склонная к анализу внутренней стороны бытия. На примере концепций конкретных представителей романтического и неоромантического течений делается вывод о том, что в истоках немецкой национальной культуры содержится символика, отраженная в исследованиях, посвященных изучению внутренних процессов, определяющих внешние проявления деятельности человека в общеевропейском культурном поле.


Ключевые слова: внутреннее в культуре, романтизм, неоромантизм, мифология, иррациональное, бессознательное, Новалис, Вагнер, Юнг, Ницше.

С.В. Кудряшов


стр. 51-65

Место регионального абстракционизма в истории мирового нон-фигуративизма

В статье рассматриваются вопросы развития регионального абстракционизма с позиции характеристики методов абстрагирования и исторического процесса развития нон-фигуративизма в искусстве ХХ века. Автор статьи представил этапы творческого пути трех сибирских художников: Н.Д. Грицюка, Т.Н. Грицюк, А.В. Насонова, поместив их в исторический контекст развития абстрактной живописи в Сибири. В результате исследования были сделаны выводы об использовании этими художниками приемов формализма, структурализма и феноменологического подхода. 

Ключевые слова: региональное искусство, абстрактная живопись, искусство Сибири, постсоветская живопись. 

Н.С. Попова

стр. 65-71

Культурная интеграция как тренд современной философии

Cовременная гуманистическая философия в своих лучших проявлениях имеет тенденцию к межкультурной интеграции. В статье рассматриваются взгляды М. Бахтина, Э. Деменчонка, Р. Бетанкура, Ф. Виммера и других современных философов, реализующих идею межкультурной философии. Одной из главных передовых тенденций современной мировой философии рассматривается диалогизм. Делается вывод, что современная философия не терпит гегемонизма, а включает в себя принципы, выработанные представителями разных культур. Стремление к универсальному диалогу служит основой развития гармоничных социальных отношений как отдельных стран, так и человеческой цивилизации в целом. 

Ключевые слова: философия, культура, межкультурный диалог, межкультурная философия. 

В.П. Гриценко, Синь Юйфэн

стр. 71-80

Гао Пин и его фортепианная соната № 1 «Плывущие тени»

До вступления Китая в современную эпоху буддистски-мифологическая мировоззренческая концепция вневременного единства Неба и человека была базовой для сознания китайского общества. Однако в XX–XXI столетиях ситуация резко изменилась. Целесообразность капитализма подвергла отрицанию переживание круговорота, принеся на его место модернистское и постмодернистское сознание. Оказавшись в потоке трансформаций, китайские музыканты почувствовали необходимость выработать адекватную современности духовность. Постмодерн в китайской культуре в таковых условиях стремится реконструировать традиционную китайскую культуру в условиях осознания деконструирующего действия исторического процесса. Фортепианная соната № 1 Гао Пина1, программно обозначенная композитором – «Плывущие тени», показательно иллюстрирует этот процесс.

Ключевые слова: Гао Пин, музыка XXI века, постмодернизм, семантика сонатности, фортепианные произведения китайских композиторов.

Цзянь Ай, Б.П. Борисов

стр. 80-88

Музыка анимационного фильма «Золушка» режиссера И. Аксенчука, композитора И. Цветкова: особенности тематизма и тембровых характеристик персонажей.

В статье рассматривается отечественный анимационный фильм «Золушка», созданный творческим тандемом режиссера И. Аксенчука и композитора И. Цветкова. Предметом изучения является музыкальная составляющая экранной версии сказки. Авторы отмечают наличие лейтмотивной системы. Особое внимание уделяется музыкальным характеристикам персонажей мультфильма. В процессе анализа выявляется специфика варьирования тематизма, подчеркивается роль отдельных инструментальных тембров в создании звуковой атмосферы произведения. 

Ключевые слова: музыкальная интерпретация сказки «Золушка», лейтмотив, лейттембр, Шарль Перро, режиссер И. Аксенчук, композитор И. Цветков, Л. Сенчина. 

Е.В. Бабенко, Е.З. Нискогуз

стр. 88-96

Полифункциональность музыкального материала цитаты в медиажанрах

В данной статье рассматривается использование гимна Российской Федерации в качестве материала для цитирования в различных медиажанрах. На примере работ режиссеров художественного и документального кинематографа, анимационных фильмов и компьютерных игр приводятся свидетельства того, что гимн РФ является популярным материалом для цитирования, изучаются принципы его введения и бытования в медиатексте. Доказывается, что музыкальный материал цитаты обладает впечатляющей пластичностью, выполняя иллюстративную, характеристическую и драматургическую функции в различных рядах медиатекста. 

Ключевые слова: медиатекст, цитата, функции музыки, художественное кино, документальное кино, мультфильм, компьютерная игра, гимн России, гимн СССР

А.С. Кремененко

стр. 96-105

Особенности становления системы руководства сферой культуры на Дальнем Востоке в 1920–1927 гг.

В статье рассматривается процесс централизации системы управления искусством и культурой на Дальнем Востоке России в 1920–1927 гг. Впервые предметом исследования становится деятельность Министерства народного просвещения при правительстве ДВР, а также работа Дальневосточного отдела народного образования, созданного в 1922 г., а именно его деятельность по борьбе с частным сектором в сфере искусства и популяризации идей большевиков в рамках создаваемых новых учреждений культуры. В заключение автор приходит к выводу, что лишь финансовая ограниченность местных бюджетов не позволила полностью провести огосударствление данной сферы в указанный период. 

Ключевые слова: антреприза, губернские отделы народного образования, Министерство просвещения ДВР, Дальневосточная республика, союз сценических деятелей, Наркомпрос, краевое театральное объединение. 

С.Ю. Гамалей, А.А. Гамалей


Трибуна молодого ученого

стр. 105-114

Краткий обзор истории китайского вокального искусства

Цель данной статьи: систематизировать имеющиеся в науке сведения по истории китайского вокального искусства, расположив их в хронологическом порядке. Научная новизна состоит в представлении полной исторической картины развития вокального искусства Китая на русском языке. Для проведения исследования были использованы классические методы: анализ, синтез, обобщение, а также описательный метод. Изучение использованных источников позволило выделить два больших этапа в истории китайского вокала. 

Ключевые слова: китайское вокальное искусство, история вокального искусства Китая, китайский бельканто, китайское новое народное пение, Пекинская опера, Мао Цзэдун. 

Ма Чао


стр. 114-121

Китайское подворье Московского патриархата в управлении православной богослужебно-певческой деятельностью

Статья посвящена деятельности Китайского подворья Московского Патриархата в сохранении канонического единства православного богослужения в храмах Китая, а также специфике реализации певческого компонента за богослужением. Затрагиваются вопросы стилистики песнопений, заботы церковнослужителей о репертуаре хоров, исполняющих песнопения на китайском языке. Представлен также образовательный контент сайта храма святителя Николая в Голутвине, где базируется подворье, его структура и содержательные аспекты. Выявляется роль подобной миссионерской и просветительской деятельности прихода и высказывается предположение о возрастании его роли в контексте расширения политических и социокультурных связей Китая и России. 

Ключевые слова: Китайское подворье Патриарха Московского и всея Руси, православная певческая традиция в Китае, песнопения китайской Литургии, межкультурные связи Китая и России. 

Чжен Юйтсинь

стр. 121-127

Особенности исполнения Инь Чэнцзуном сочинений для фортепиано китайских композиторов

В статье рассматриваются особенности исполнения Инь Чэнцзуном сочинений для фортепиано китайских композиторов. Автор статьи отмечает, что в репертуарном багаже выдающегося китайского композитора и исполнителя Инь Чэнцузна имеются произведения разных эпох и стилей. Он блестяще исполняет как европейскую, русскую, так и национальную музыку китайских композиторов. Автор отмечает, что исполнение Инь Чэнцузна не только являет собой пример удивительно тонкого владения широким звуковым спектром, но и высочайшего уровня виртуозности. Кроме того, автор исследования отмечает, что большой заслугой Инь Чэнцзуна стало то, что он является одним из самых ярких интерпретаторов большого количества сочинений китайских композиторов. 

Ключевые слова: китайская фортепианная школа, Инь Чэнцзун, исполнительская интерпретация, музыкальная форма, виртуозный пианизм, кантилена.

Чжэн Цзинюань

стр. 127-133

Неофольклорные тенденции в творчестве Чен И

Статья посвящена рассмотрению неофольклорных тенденций в китайской музыке конца XX – начала XXI века на примере творчества китайско-американского композитора Чен И. Автор статьи в ходе исследования определяет сущность неофольклоризма в китайской музыке и выделяет характерные качества, присущие неофольклорной тенденции Чен И. В ходе исследования определяется характер работы Чен И с фольклорными источниками, которые получают у композитора свободное претворение. В результате выявляются свойственные автору трактовка ладовой основы, тембровые решения, особенности применения современных западных техник композиции. 
Ключевые слова: неофольклоризм, китайская музыка, фольклор, «новая волна», китайские ритмы, Чен И.

Фу Ичен


Сведения об авторах