Культурная жизнь Юга России № 2 (93), 2024
стр. 0-0
Обложка
стр. 1-2
Титул
стр. 3-3
Содержание
ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА
стр. 7-15
Изучение роли традиционной культуры в укреплении этнической идентичности в Китае и России
В статье рассматривается роль традиционной культуры в укреплении этнической идентичности в Китае и России. Отмечается, что в условиях глобализации и противоречивых международных и межцивилизационных отношений, межкультурные коммуникации между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой из года в год становятся прочнее. Между странами динамично развивается многостороннее сотрудничество, а диалог культур выходит на самый высокий уровень. Анализ двухсторонних российско-китайских культурных отношений позволяет сделать вывод об укрепляющей государство роли традиционных культур как во внутренней политике стран, так и во внешних связях под мощным воздействием «мягкой силы» культуры.
Ключевые слова: традиционная культура Китая; культурное пространство России; диалог культур; этническая идентичность; восточные традиции; русский мир.
Денисов Н.Г., Юань Цзяли, Марченко Н.О.стр. 15-20
Межкультурная коммуникация России и Китая в сфере научно-технического обмена в рамках инициативы «Один пояс, один путь»
Настоящая работа направлена на изучение обмена научными знаниями и технологическими достижениями между государствами в свете реализации глобальной инициативы «Один пояс, один путь». Актуальность темы обусловлена растущим значением межкультурного взаимодействия и научной дипломатии в укреплении сотрудничества между странами-участницами этого глобального проекта. Основная цель исследования – выявить ключевые направления, механизмы и перспективы научно-технического сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Методологическую основу составляют сравнительно-исторический и системный подходы.
Ключевые слова: инициатива «Один пояс, один путь», Шелковый путь, научно-техническое сотрудничество, научная дипломатия, совместные исследовательские центры.
Ван Линь, Акоева Н.Б.стр. 21-28
Социокультурные практики в контексте современной действительности
В статье рассмотрены социокультурные практики как повседневные действия, нормы и обычаи, которые, будучи частью культурной жизни общества, выступают ретранслятором базовых ценностей, формирующих архитектуру современных социокультурных отношений. Показано, что культурные практики не являются статичными образованиями. Они изменяются, эволюционируют и приобретают все новые и новые формы в соответствии с изменяющимися потребностями и условиями. Так, глобализация ведет к унификации и в какой-то степени к деконструкции ранее сформировавшейся ценностной системы, что актуализирует вопрос изучения современной специфики социокультурных практик.
Ключевые слова: практика, социокультурная практика, социальное действие, интерес, культура.
Горенкин В.А., Гаспарян Л.С., Швецова А.В.стр. 28-39
Проблема социокультурной идентичности российской цивилизации
В статье предпринят анализ концептуальных подходов к проблеме социокультурной идентичности российской цивилизации в современном отечественном науучном дискурсе. По способу решения этой проблемы установлено пять основных подходов: моноредукционистский подход, модель диады, антиномично-дуальный подход, модель триады и полиэлементный подход. Дана характеристика эвристических возможностей и ограничений каждого из подходов на примере их отдельных представителей. Обосновано, что социкультурный код российской цивилизации включает в себя три интегральных инварианта: державность, духовность, соборность.
Ключевые слова: российская цивилизация, социокультурная идентичность, державность, духовность, соборность, российский социокультурный код.
Поломошнов А.Ф., Лыкова А.В., Лугуценко Т.В.АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
стр. 40-54
Тема Великой Отечественной войны в скульптуре Ленинграда 1960–1970-х гг. (на примере проектов из архива В.А. Сохина)
В статье на примере проектов из личного архива архитектора В.А. Сохина (1925–1995), через характеристику особенностей взаимодействия двух видов искусства – скульптуры и архитектуры, исследуется процесс увековечения образов героев Великой Отечественной войны в творчестве авторских коллективов из Ленинграда в 1960–1970-е гг. Проблема синтеза искусств в монументальной скульптуре раскрывается в статье с необычного ракурса, через творчество архитектора, который сотрудничал с различными скульпторами. Одной из задач статьи является введение в научный оборот сведений о биографии В.А. Сохина.
Ключевые слова: монументальная скульптура, монументы, мемориалы, Великая Отечественная война, В.А. Сохин.
Андреев Д.Н.стр. 54-61
Симфоническая вокальная сюита «Великая китайская стена» Ду Минсиня как воплощение героико-патриотической эстетики в китайском музыкальном искусстве ХХ века
Статья содержит анализ биографии, истоков творческой деятельности и особенностей музыкального стиля китайского композитора Ду Минсиня. На основе историко-биографического и музыковедческого анализа были определены структурные и стилевые особенности современной китайской музыки. В рамках практического исследования изучена героико-патриотическая эстетика вокальной сюиты Ду Минсиня «Великая китайская стена». Автор приходит к выводу о растущей актуальности и необходимости углубленного исследования стилевых особенностей творчества композитора.
Ключевые слова: симфоническая вокальная сюита «Великая китайская стена», Ду Минсинь, героико-патриотическая эстетика.
Ван Итун, Назарова Е.О.стр. 61-68
Скрипичная музыка в России и в Китае: опыт сравнительного анализа
Статья посвящена сравнительному анализу характерных особенностей скрипичного исполнительства на разных периодах его развития в России и в Китае. Цель данного исследования заключается в определении роли российской и западной скрипичных школ в развитии музыкальной культуры КНР. Автором статьи сделан вывод, что становление и развитие скрипичного искусства в России и в Китае совершалось в рамках формирования национальной музыкальной культуры каждой страны. Тем не менее, высокая квалификация педагогического состава и современных исполнителей Китая в значительной мере обусловлена влиянием российских и европейских музыкально-педагогических и исполнительских традиций.
Ключевые слова: скрипка, скрипичный исполнитель, мировая музыкальная культура, Россия, Китай.
Сунь ЦзияоАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
стр. 68-75
13 вариаций на тему ариетты из зингшпиля К. Диттерсдорфа «Красная шапочка» WoO 66 A-dur в контексте проблемы финала в программных вариациях Л. ван Бетховена
В статье рассматривается динамизирующая роль финальной фазы в драматургии программных вариаций Л. Ван Бетховена. В фокусе внимания – цикл на тему ариетты из зингшпиля К. Диттерсдорфа «Красная шапочка». Большое значение в решении проблемы финала имеет кода. Один из векторов усиления ее роли – влияние концертно-виртуозной практики пианистов. Другая тенденция связана с влиянием на вариационный процесс динамических свойств сонатности. В статье дается обзор программных вариационных циклов Л. ван Бетховена в ракурсе проблемы финала.
Ключевые слова. Л. ван Бетховен, вариационный цикл, программность, драматургия, финал, кода.
Шмакова О.В., Пархоменко Г.В.стр. 76-83
Особенности музыкальных характеристик героев в зарубежных киноинтерпретациях романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»
В статье рассматриваются музыкальные характеристики главных героев зарубежных экранизаций романа Л. Толстого «Анна Каренина», впервые проводится сравнительный анализ музыкальной интерпретации образов и прослеживается их динамика. Основой для изучения стали киноинтерпретации, в которых присутствуют лейтмотивы указанных персонажей. В результате доказывается влияние музыки на создание образа персонажей, раскрытие их душевных качеств, скрытых чувств, помыслов.
Ключевые слова: «Анна Каренина», роман, музыка, кино, лейтмотив, киноинтерпретация.
Александрова Д.Астр. 83-91
Феномен телесности в искусстве современного танца
Основные положения статьи относятся к области современного танца и восприятия его зрителем, которое становится полноценным при соответствующей танцевально-исполнительской культуре. Тема работы затрагивает эстетическую функцию хореографии, во многом связанную с репрезентацией современного танца в обществе. В данном проблемном поле вскрывается противоречие сторон исполнителя и зрителя в их недостаточной способности к коммуникации через искусство современного танца, отражающееся в его трактовке, системе сценических ценностей и, как итог, – в понимании друг друга в целом. Через постановку данной проблематики рассматривается роль телесности в раскрытии образа исполнителя и трансляции смыслов в искусстве современного танца, ее применение как подсознательного средства кинестетической коммуникации и воздействия на зрителя.
Ключевые слова: телесность, хореография, кинестетика, современный танец.
Татаринцев А.Ю., Соловьёв Н.А.стр. 91-97
Хуан Цзы и мир детства: особенности отражения образа человека в школьных песнях
В центре внимания статьи – камерно-вокальное и хоровое творчество Хуан Цзы – композитора, теоретика, стоящего у истоков профессионального музыкального образования в Китае. Предмет исследования – воплощение образа человека в музыке Мастера. Методы и подходы: историко-стилевой, системный; методы герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в изучения образно-художественного мира композитора как системы, отражающей исторические и культурные факторы изменяющейся реальности.
Ключевые слова: Хуан Цзы, «Потешки», «Убеждать учиться», «Пробираясь по снегу в поисках цветущей сливы», «Песня сопротивления врагу», жанровые основы, музыка для детей,стилистический синтез.
У Мина, Чэнь СинюйАКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВОВЕДЕНИЯ
стр. 97-110
Авторские стили хоровых обработок народных песен из репертуара Государственного академического Кубанского казачьего хора
В XX веке хоровая аранжировка становится главным инструментом преобразования народной песни, предназначенной для сценического исполнения. В течение нескольких десятилетий были выработаны основные методы народно-хоровой аранжировки фольклорного материала и апробированы в творчестве музыкантов-хоровиков. В результате современное хоровое народно-певческое искусство отличает не только значительное жанровое и стилевое разнообразие, но и многообразие авторских стилей народно-хоровой обработки. В статье анализируются авторские стили аранжировки (обработки) народных песен из репертуара Государственного академического Кубанского казачьего хора, принадлежащие разным хормейстерам, выявляются стилевые особенности аранжировок.
Ключевые слова: народная песня, Кубанский казачий хор, аранжировка, обработка, структура, ритм, фактура, гармония.
Жиганова С.А., Козуб Д.В.стр. 110-120
Художественная жизнь Ростова и Нахичевани-на-Дону в начале ХХ века, ее формы и направления
В статье на основе архивных документов и материалов ретроспективных периодических изданий рассматривается художественная жизнь двух городов Дона: Нахичевани и Ростова в начале ХХ века. Научная новизна исследования состоит во введении в искусствоведение ранее неизвестных данных о функционировавших в начале ХХ столетия в Нахичевани и Ростове художественных объединениях, классах, школах, мастерских, художниках-педагогах. Предмет исследования – формы художественной жизни Ростова и Нахичевани-на-Дону. В ходе работы использованы диахронный, компаративный, биографический методы, а также метод реконструкции.
Ключевые слова: художественная жизнь, Ростовское-на-Дону артистическое общество, Ростовско-Нахичеванское-на-Дону общество изящных искусств, Художественно-ремесленная учебная мастерская им. М.В. Попова, А.С. Чиненов, И.С. Богатырёв, С.Г. Недлер.
Махно Н.В.ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
стр. 121-127
Образ медведя в русской глиняной игрушке
Предметом исследования является художественный образ медведя в русской народной глиняной игрушке. Целью работы стало выявление основных локальных и универсальных черт в трактовке персонажа мастерами крупнейших центров народных промыслов. На сегодняшний день эти вопросы мало освещены, чем обусловлена актуальность и новизна обращения к данной теме. В результате исследования определена главная особенность образа медведя в глиняной пластике – дуализм семантики персонажа, который проявляется в сочетании зооморфных и антропоморфных характеристик.
Ключевые слова: медведь, русская глиняная игрушка, художественные промыслы, декоративно-прикладное искусство, художественный образ.
Митина М.Н.стр. 127-138
Понятие «музыкальная культура региона» в музыкальной регионалистике
В статье обобщены научные представления о музыкальной культуре региона. Автор акцентирует внимание на общих основаниях трактовки понятия данного социокультурного явления в научной литературе. На основе синтеза метакоммуникативного и структурно-функционального подходов автор трактует понятие музыкальной культуры региона как социокультурного фронтира и определяет фактор, при котором музыкальная культура является особой формой системной деятельности, в которой важнейшую роль играет композиторское творчество.
Ключевые слова: регион, региональная культура, музыкальная культура, музыкальная регионалистика, этномузыкология, межкультурная коммуникация, музыкальная культура региона, композиторское творчество.
Полюшкина К.Встр. 138-145
«Дочь партии»: к усвоению опыта воплощения героико-патриотической оперы европейского типа с китайской национальной спецификой
В статье рассматривается специфика воплощения героико-патриотической темы в китайской опере «Дочь партии». Акцентируется внимание на том, что этот жанр, считающийся высшей формой всеобъемлющего театрального искусства, в Китае сформировался благодаря интеграции элементов различных национальных культур, в числе которых – синтез принципов вокального звукоизвлечения belcanto и технологии исполнения, свойственные традиционному певческому искусству. Китайская опера – жанр, порожденный взаимодействием восточной и западной музыкальных культур XX века, в художественной концепции которого, как правило, отражаются важнейшие тенденции политической жизни страны.
Ключевые слова: «Дочь партии», героико-патриотическая опера европейского типа, восточные и западные тенденции в музыкальной культуре Китая, отражение политической жизни в искусстве.
Е Цзяхуэйстр. 145-154
К вопросу конституирования смыслов музыкальной культуры: структурнофункциональный и семиотический подходы
В статье рассматриваются функционально-смысловые аспекты музыкальной культуры. Систематизация теоретических и эмпирических материалов продемонстрировала возможности структурно-функционального подхода в вопросе анализа социального функционирования музыкальной культуры, а семиотического подхода − в выявлении ее смыслового наполнения. Взаимодействие структурно-функционального и семиотического подходов позволило исследовать содержательные аспекты музыкальной культуры в парадигме выполняемых ею функций, значимых для конкретной социальной группы.
Ключевые слова: музыкальная культура, музыка, культура, функции, смысл, структурно-функциональный подход, семиотический подход, культурологическая парадигма.
Мудрян Н.С.стр. 155-157