Культурная жизнь Юга России № 3 (74), 2019

стр. 1-2

Титул

стр. 3-4

Содержание

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Передовые статьи

стр. 7-9

Федеральный проект «Творческие люди» – новый субъект профессионального роста работников культуры

Автор раскрывает федеральный проект «Творческие люди» национального проекта «Культура» как инновационное направление национальной системы профессионального роста работников культуры на примере деятельности Краснодарского государственного института культуры.

Ключевые слова: национальный проект, культура, творческие люди, профессиональный рост.

Н.Г. Денисов


Теория и история искусства

стр. 10-16

Метод первичной ситуации в неигровом кино и на телевидении

Анализируются способы использования метода первичной ситуации в режиссуре документального кино – организация встреч, поездок, формирование ситуаций, которые помогут ярко и остро раскрыть персонажа. Выявляются режиссерские задачи и сверхзадачи при использовании метода первичной ситуации. Сравнивается специфика использования этого метода в кино и на телевидении. Анализируются жанры и форматы, комплементарные для работы с методом первичной ситуации. Метод анализируется на примере работ лучших режиссеров зарубежного и отечественного кино – Роберта Флаэрти, Виктора Лисаковича. Также исследуется современный фестивальный кинематограф – «Согласные на все исправляют мир» (реж. Э. Бичлбаум, М. Бонанно, К. Энгфер), «Пицца в Освенциме» (реж. М. Циммерман).

Ключевые слова: неигровое кино, документальное кино, герой, кинодраматургия, метод первичной ситуации, режиссерская провокация, скрытая камера.


Е.С. Трусевич


стр. 16-19

Семиотическая составляющая внешних выразительных элементов актерского мастерства

Актуальность проблемы вызвана перераспределением внешних выразительных театральных средств в сторону вещественных знаков в ущерб семиотической составляющей элементов актерского мастерства. Цель статьи – попытка анализа проблемы сознательного построения семиотических знаков спектакля.

Ключевые слова: семиотика, внешние выразительные средства, режиссер, актер.

Н.Н. Васильченко

стр. 20-23

Рыцарская опера в русском музыкальном театре первой половины XIX века

Статья представляет малоизвестные, но ценные в исследовательском плане оперы русскихк омпозиторов «второго ряда»: «Волшебную розу» Ф. Шольца и «Женевьеву Брабантскую» Д. Шелехова. Отдельные особенности их оригинальной художественной концепции (сюжеты, образы и их трактовка, идеи, символы, контрасты в драматургии, оперные номера, музыкальная стилистика) рассмотрены в аспекте связей с поэтикой немецкой романтической «рыцарской» оперы. Отмечен ряд европейских и отечественных музыкально-театральных «аналогов» рассматриваемого оперного феномена.

Ключевые слова: Фридрих Шольц, «Волшебная роза», Дмитрий Шелехов, «Женевьева Брабантская», рыцарская опера, поэтика романтизма.

Е.В. Смагина

стр. 23-26

Проблема национальной идентичности и русский классический романс

В условиях современной глобализации существует угроза нивелирования культурной идентичности. В статье показано, что сохранение русской цивилизации коррелирует с процессом изучения и актуализации культурного наследия. Делается вывод о значимости константы «родная земля» в формировании ментальных скреп между русской культурой и русским романсом.

Ключевые слова: глобализация, национальная идентичность, константы русской культуры, русский романс.

И.М. Кривошей

стр. 27-31

Музыкальная культура довоенного Сталинграда: развитие театральных и филармонических традиций

Статья освещает малоизученный вопрос о становлении профессиональных основ в развитии музыкальной культуры довоенного Сталинграда. Указан ряд проблем историко-культурного развития Царицына, обусловивших сложный путь становления театральных и филармонических традиций. Отмечены важнейшие вехи в развитии музыкального театра, охарактеризована творческая деятельность Сталинградского филармонического оркестра. Особо подчеркнут фактор культурной политики, проводимой государством в 1930-е годы.

Ключевые слова: Сталинградский театр музыкальной комедии, Сталинградское отделение Государственной филармонии, И.М. Варейкис, Ю.Д. Ерофеев, К. Мазур, Г.Я. Юдин, Б.И. Берман.

Е.В. Смагина, М.В. Сиксимова, И.А. Смагина

стр. 32-35

Песни Г. Пономаренко как компонент музыки кино

В статье на материале анализа фильмов «Мачеха» (Мосфильм, 1973, реж. О. Бондарев)» и «Безотцовщина» (Мосфильм, 1976, реж. В. Шамшурин) рассматривается роль музыки композитора Г. Пономаренко в целостной драматургии кинотекста, реализуемой через жанр песни.

Ключевые слова: музыка кино, лирическая песня, кинокомпозитор, музыкальная драматургия, кульминация, мелодия, инструментовка.

Т.Ф. Шак, Д.Д. Бондаренко

стр. 35-38

Пейзаж в русском фарфоре второй половины XIX века

Актуальность исследования обусловлена значимостью русского фарфора в истории декоративно-прикладного искусства и его атрибуции. В статье, на основе анализа фарфоровых предметов, описываются основные элементы представления пейзажа в русском фарфоре второй половины XIX века. Показано его изменение в соответствии с эволюцией художественных взглядов.

Ключевые слова: русский фарфор, декоративно-прикладное искусство, пейзаж, русское искусство второй половины XIX века.

С.М. Гонтарь

стр. 38-43

Исторические аспекты становления и развития литья художественных интерьерных изделий

В статье рассматриваются основные этапы развития литья художественных интерьерных изделий г. Куса. Проанализированы и представлены основные этапы возникновения данного вида литья и его становления как промысла; изучено влияние внешних и внутренних факторов развития художественного литья.

Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство Урала, чугунное литье, художественный металл.

Т.А. Аверьянова, Г.А. Касатова, Ю.В. Лымарева

стр. 44-49

Иконологическая программа сооружений Кваренги в Царском Селе и переводческое творчество Пушкина

В статье рассмотрена иконологическая программа двух тесно связанных построек Дж. Кваренги в Царском селе. Доказывается, что эти сооружения принадлежали новой мифологии галантного века. На Пушкина эти сооружения произвели впечатление, прочтение его переводов в контексте иконологии Кваренги и анализ его работы с мифологическими и пластическими образами, его воображения о воображении, позволяют уточнить вклад Кваренги в самобытную русскую культуру.

Ключевые слова: Кваренги, Екатерина II, галантный век, новая мифология, Пушкин.

А.В. Марков

стр. 50-53

Применение векторных изображений в современном графическом дизайне

 В статье представлены основные тенденции в области применения векторных изображений в современном графическом дизайне. Рассмотрены особенности векторных изображений, преимущества векторной графики.

Ключевые слова: графический дизайн, векторные изображения, компьютерная графика, дизайн.

С.Г. Ажгихин, М.Е. Карагодина

стр. 53-61

Волгоградская станковая печатная графика периода оттепели: 1958-1967 годы

В статье впервые приводится обзор творчества волгоградских художников-графиков, работавших в технике станковой печатной графики. Хронологические рамки статьи охватывают период так называемой оттепели – 1958-1967 годы. Рассмотрены гравюры А.И. Печенникова, А.П. Легенченко, Г.И. Печенникова, П.Ф. Гречкина, А.М. Николаева, Н.Д. Пироговой, Л.А. Голуб из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова.

Ключевые слова: печатная графика, линогравюра, Сталинград, Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова, А.И. Печенников, А.П. Легенченко, Г.И. Печенников, Н.Д. Пирогова. 

А.В. Филимонова

стр. 61-65

Синтетический пейзаж: от гармонии к проблеме

В статье уточнена типология пейзажа как жанра. Введено понятие «синтетический пейзаж» и актуализирована его роль. Прослежена динамика развития синтетического пейзажа в разных культурных хронотопах как художественного мировосприятия. Рассмотрен ряд примеров из мировой художественной культуры, иллюстрирующий основные положения статьи.

Ключевые слова: гармония, жанр, индустриальный пейзаж, синтез, синтетический пейзаж.

Е.Л. Балкинд, Л.В. Балкинд

стр. 65-69

Новейшие тенденции в развитии дизайна жилого интерьера

Статья определяет основные концептуальные пути развития современного дизайна жилого интерьера. Выделены главные особенности художественно-пространственной организации интерьера, характеризующие новые стилевые направления.

Ключевые слова: интерьер, предметно-пространственная среда, стиль, стилевое направление, инновации в дизайне, экологический подход.

Г.Ф. Терещенко


Теория и история культуры



стр. 73-75

Гражданская культура в системе государственно-частного партнерства

Статья посвящена роли гражданской культуры и гражданского участия некоммерческих общественных организаций и волонтеров в системе концептуализации и продвижения общественных инициатив в создании и реализации проектов в сфере культуры в области государственной политики частно-государственного партнерства.

Ключевые слова: государственная культурная политика, частно-государственное партнерство, проектная деятельность, гражданская культура.

С.А. Морозов

стр. 76-79

К вопросу о теории и практике фондовой работы музеев в 20-30-е годы ХХ в. в контексте сохранения и актуализации культурного наследия

Дан краткий анализ теории и практики фондовой работы. Особое внимание уделено проблемам учета и научного изучения музейного собрания. Отмечается, что вне фондов музея невозможно выполнение музеем своей миссии, в том числе актуализации культурного наследия как естественного компонента реализации национальных проектов.

Ключевые слова: музей, фонд, учет, музейный предмет, научное изучение, культурное наследие.

Л.А. Карапетян


Культура и общество

стр. 80-83

В поисках образа постчеловека: философско-культурологическое эссе

В статье анализируется программа лазерного шоу в г. Шанхае. В шоу схватывается нечто схожее с впечатлением от созерцания пирамид античного Египта глазами их современников. Различие в том, что на место Богочеловека пришел образ «неизбежного исторического будущего». Таким проблематичным образом способно видеть симулякр лазерного шоу постмодернистски настроенное культурологическое сознание.

Ключевые слова: архитектура, будущее, категория возвышенного, лазерное шоу, постчеловек, туризм, Шанхай.

Б.П. Борисов


стр. 83-86

Роль досуговых практик в формировании культурной картины мира студенческой молодежи

Объект исследования – культурная картина мира студенческой молодежи. В научном поле на сегодняшний день неоднозначно рассматривается понятие «культурная картина мира». Проведенное авторами анкетирование студентов единственного творческого вуза в Республике Крым – Крымского университета культуры, искусств и туризма позволило выявить представление студентами следующих понятий: «досуг», «свободное время», «культурная картина мира», «культурный человек».

Ключевые слова: культурная картина мира, досуг, досуговые практики, студенческая молодежь.

А.В. Норманская, О.В. Резник


Культура и образование



Трибуна молодого ученого

стр. 91-94

Юлий Энгель. Неизвестные страницы

В центре статьи – фигура выдающегося музыкального критика, композитора и фольклориста Ю. Энгеля. На основе уникальных архивных материалов фонда Российского национального музея музыки рассматривается жизнь и творчество музыканта, а также дается краткий обзор его этномузыкологической деятельности.

Ключевые слова: Юлий Энгель, музыкальная критика, музыкальный фольклор, П.И. Чайковский, общество еврейской народной музыки, еврейская народная песня.

Э.А. Луганская


Информационные системы и процессы

стр. 95-100

Лингвистическое обеспечение дистанционных обучающих систем при рецензировании практических творческих работ в области дизайна

В данной статье исследуется актуальность дистанционных мультимедийных обучающих систем, их потенциал и перспективы развития. В статье поставлена задача, показать возможность дистанционного обучения творческим специальностям, в частности дизайну. Предложена разработка модели лингвистического обеспечения для проектирования дистанционных обучающих систем.

Ключевые слова: дистанционное образование, лингвистическое обеспечение, дизайн, машинное обучение, экспертные системы, мультимедиа.

Н.М. Юхта


Культурная жизнь регионов

стр. 101-106

Проблемы заселения кубанских земель в 1820-е – 1860-е гг. (на примере станицы Новодонецкой)

В статье освещаются проблемы формирования кордонной линии казаками линейного войска, различные пути заселения кубанских земель для их хозяйственного освоения и укрепления южных границ страны.

Ключевые слова: казаки, государственные крестьяне, дворяне, отставные и служащие солдаты, казачьи войска, переселение, освоение новых земель.

Н.Б. Акоева


стр. 106-109

Многоуровневая российская культурная идентичность как фактор национальной безопасности

В статье раскрываются особенности многоуровневой российской культурной идентичности в современных условиях формирования многополюсного мира и ее значение для сохранения цивилизационного суверенитета в целях обеспечения национальной безопасности страны.

Ключевые слова: культурная идентичность, глобализация, цивилизация, многополюсный мир, суверенитет, национальная безопасность.

Р.С. Лаво

стр. 109-113

К вопросу о теоретико-информационной модели культурогенеза в исследовании Кубани

Статья посвящена проблеме формирования теоретико-информационной модели культурогенеза и определению ее места в исследовании Кубани. Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом к культуре этого региона России. На основе многочисленных источников выделены три фазы или стадии эволюции ресурсно-информационных взаимоотношений человека как носителя информации и региона, в котором происходит их взаимодействие, а также особенности формирования информационных процессов в рамках этого концепта.

Ключевые слова: теоретико-информационная модель культурогенеза, Кубань, система, среда, исследование, стадии эволюции.

В.И. Лях

стр. 113-117

Формирование дизайна интерьера в контексте развития современных научных направлений: концептуальные подходы

В статье рассматриваются наиболее распространенные подходы, используемые дизайнерами в создании современного интерьера в рамках исследования формирования внутренней среды зрелищных сооружений ХХI века. Проанализированы концептуальные подходы и методы формообразования в контексте развития новейших технологий.

Ключевые слова: концептуальные подходы, дизайн интерьера, формообразование.

Н.В. Котляревская

стр. 117-121

Туристические маршруты Ростовской области для иностранцев во второй половине 60-х гг. XX в: директивы и рекомендации

В статье рассмотрен процесс становления туризма в Ростовской области. Впервые анализируются архивные документы государственной и исполнительной власти, оказавшие влияние на формирование туристических маршрутов для иностранцев в Донском крае. Показаны особенности влияния советской идеологии на сферу развития туризма. Представлены объекты показа – промышленные и сельскохозяйственные предприятия, – демонстрация которых была предпочтительнее объектов историко-культурного значения.

Ключевые слова: туристические маршруты, иностранные туристы, объекты туристического показа Донского края, Ростовская область, архивные документы, ВООПИиК.

О.В. Семенова, А.А. Резванов

стр. 122-127

Стилистические особенности вокальных циклов Г.В. Свиридова 1930-х годов (романсы на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова)

В статье рассматриваются стилистические особенности вокальных циклов Г.В. Свиридова на стихи А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Путем сравнительного анализа осуществляется попытка выявить тип героя, жанровые особенности романсов, роль фортепианной партии, специфику мелодии и гармонии, музыкальной формы, характерные черты стиля Г.В. Свиридова.

Ключевые слова: вокальный цикл, Г.В. Свиридов, музыкальная форма, мелодия, интонация, гармония, песенность.

А.А. Предоляк

стр. 128-131

Культурное пространство Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника как место пересечения истории Крыма и истории повседневности

В данной статье Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник рассматривается как культурное пространство, место пересечения истории Крыма и истории повседневности, конструирующей стиль и образ жизни, эмоциональные реакции на частные и переломные события послереволюционного периода 20-30 гг. ХХ века и оккупации полуострова в 1941-1944 гг. Культурно-исторические события данных периодов исследуются во взаимосвязи с этапами формирования художественной коллекции музея.

Ключевые слова: культурное пространство, история Крыма, история повседневности, художественная коллекция, Алупкинский дворец-музей.

Г.А. Абрашкевичус, О.В. Резник

стр. 131-134

Перспективы развития взаимодействия культур России и Китая

В условиях глобализации обостряется проблема культурного взаимодействия цивилизационных центров. Экспансивной агональной западной модели взаимодействия культур, которая неминуемо ведет к конкурентному столкновению, могут быть противопоставлены только диалогические модели, подразумевающие медиационную логику разрешения диалектических противоречий. Диалогическое взаимодействие культур России и Китая предполагает взаимодополняемость и синтез доктрин глобального стабильного развития, ноосферных этических императивов и новейшей китайской экономической доктрины глобального сотрудничества «Один пояс – один путь». Сравнительно-исторический анализ традиционных типов взаимодействия культур России и Китая раскрывает перспективы присоединения к партнерству двух цивилизационных центров множества стран и народов, при условии нивелирования присущего европейской культуре крайнего антропоцентризма и индивидуализма.

Ключевые слова: глобализация, взаимодействие культур, социальные технологии, ценность, экология.

К.К. Горшенев


Рецензии

стр. 135-138

О траектории романтической баллады в антологии Дж. Паракиласа «The nineteenth century piano ballade»

В рецензии рассматривается «Антология фортепианной баллады XIX – начала XX веков» под редакцией Дж. Паракиласа, выпущенная в США и входящая в фонды трехсот тридцати шести библиотек мира. Несмотря на то, что книга через два года отметит свое тридцатилетие, отечественным пианистам и музыковедам она до сих пор неизвестна, о чем свидетельствует отсутствие исполнительской и научной рефлексии на этот труд. В рецензии на антологию включен раздел критического обзора образцов балладного жанра, подчеркнута значимость этого зарубежного издания для музыкального исполнительства в России.

Ключевые слова: баллада, антология, романтическая культура, Дж. Паракилас.

О.В. Бегичева


стр. 139-142

Музей кобзарства Крыма и Кубани имени Алексея Федоровича Нырко (1926-2005) (к 35-летию создания)

В статье изложена история создания и деятельность уникального Музея кобзарства Крыма и Кубани имени А.Ф. Нырко. Осенью 2019 г. исполняется 35 лет его функционирования. Дана характеристика коллекции старинных бандур, которую создал исследователь кобзарского искусства – А.Ф. Нырко.

Ключевые слова: музей, кобзари, бандуристы, Крым, Кубань, экспозиция, фонды музея, фольклор.

И.Р. Куровская