Культурная жизнь Юга России № 4 (83), 2021

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 4-4

Contents

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Теория и история искусства

стр. 7-17

Концерт для саксофона-альта и струнного оркестра А. Глазунова: традиции и новации

В статье с позиции выявления традиционных и новаторских черт анализируется одно из наиболее исполняемых мировым саксофонным сообществом сочинений – Концерт для саксофона А. Глазунова. Затронутая автором проблема традиций и обновления, несмотря на существующий на настоящий момент значительный пласт научной литературы, посвященной различным вопросам саксофонного исполнительства, не получила до сегодняшних дней должного освещения, что и обусловило актуальность и новизну предпринятого исследования. Обозначенные в выводах новации опуса отразили специфику мышления композитора. 

Ключевые слова: саксофон, концерт, А. Глазунов, жанр концерта, концерт для саксофона, традиции и новации, Концерт для саксофона А. Глазунова, традиции и новации. 

А.М. Понькина, В.Н. Авилов


стр. 18-25

Экуменические тенденции в современном музыкальном искусстве

В статье рассматриваются экуменические идеи и их проявление в музыкальном искусстве последней трети XX – начала XXI веков. На основе музыковедческого анализа выявляются особенности проявления экуменической идеи в хоровой коде Четвертой симфонии А. Шнитке, заключающейся в объединении разных ладов, соответствующих четырем конфессиям. «Экуменический акт» представлен в песне «Свет и радость» С. Намина, где с эстрадной песней соединяются традиционные молитвы пяти мировых конфессий. В результате установлено, что в музыкальном искусстве обнаруживается типологическое сходство методов для выражения экуменических идей, при этом концепции сочинений могут быть различными. 

Ключевые слова: экуменические тенденции в музыке, митрополит Иларион (Алфеев), Альфред Шнитке, Стас Намин, группа «Цветы», молитвенные песнопения. 

А.А. Пантелеева, С.И. Хватова

стр. 25-32

Искусство инструментального исполнительства Сахалинского региона

Статья посвящена развитию искусства инструментального исполнительства Сахалинского региона. Впервые систематизируются сведения о самодеятельных и профессиональных творческих коллективах, а также направленность их репертуара, обозначаются тенденции развития инструментального искусства островного региона. На основе источниковедческой работы впервые представляется жанровая панорама инструментального исполнительского искусства. Описывается многообразие проявлений традиции инструментального исполнительства Сахалинской области. 

Ключевые слова: музыкальная культура Сахалина, инструментальное исполнительство, фольклор, традиционное музицирование, концертно-фестивальная деятельность, творчество коренных малых народов Севера. 

Н.В. Садыкова

стр. 32-41

Темы, сюжеты и образы оперного творчества Брайта Шенга

В статье впервые в российском музыкознании рассматривается оперное творчество современного китайско-американского композитора Брайта Шенга. Предпринята попытка осмысления образно-тематических векторов его оперного театра, репрезентирующих различные ответвления музыкально-сценического искусства конца ХХ – начала ХХI века. Отмечен интерес Брайта Шенга к историческим и легендарным сюжетам: литературной основой его опер послужили мифы («Песнь Меджнуна» и «Серебряная река»), классический роман-эпопея («Сон в красном тереме»), события современной китайской истории («Мадам Мао»). В статье проанализированы особенности интерпретации перечисленных сюжетов. Сделаны выводы об особенностях оперной эстетики композитора, объединяющей традиции западноевропейского оперного театра с вкраплением элементов Пекинской оперы. 

Ключевые слова: Брайт Шенг, композитор, опера, Пекинская опера, либретто, сюжет, творчество. 

Цуй Шо

стр. 41-51

Жанр телевизионного балета в творчестве М.Л. Лавровского: проблемы хореографии и исполнительства

Цель статьи – впервые обобщить исполнительскую и хореографическую деятельность М.Л. Лавровского, премьера и педагога Большого театра России в жанре телевизионного балета. Это направление его творчества охватило. В нем отразилась эволюция эстетических подходов к хореографии, типологии героического амплуа в мужском исполнительстве. Прослеживается процесс расширения творческих интересов балетного премьера через новые выразительные возможности телевидения. Методологически статья строится именно на этом аспекте, который ранее не находил отражения в научной литературе применительно к этому танцовщику: соединение традиций классического танца с техническими возможностями его фиксации телекамерой. В сочинениях, взятых к рассмотрению, автор отмечает новое качество художественного синтеза. Выводы статьи актуальны и имеют практическое значение: взаимодействие разных видов искусств, осмысление жанрово-тематической специфики телебалетов (литературоцентричность), создания нового кинообраза известных деятелей балета, интерес профессионального балетного сообщества к новым формам и методам создания хореографических сочинений. 

Ключевые слова: балет, Большой театр, М.Л. Лавровский, телевидение, синтез, амплуа, хореография, выразительность, классический и современный танец.

Л.А. Кочеткова

стр. 52-59

Русский мюзикл как уникальный феномен искусства

Предмет исследования – мюзикл как самобытное явление отечественного искусства. В работе использованы методы: аналитический; классификационный; контент-анализа; биографический; искусствоведческий. Научная новизна подтверждается проведением комплексной характеристики российских мюзиклов в процессе эволюции жанра во второй половине ХХ – начале XXI века. Выводы исследования позволяют констатировать, что русский мюзикл как синтетический музыкально-театральный жанр не изучен полноценно и заслуживает специального внимания со стороны искусствоведов. 

Ключевые слова: Русский мюзикл, вторая половина XX – начала XXI столетий, жанр, сценическое искусство, музыкальная комедия, рок-опера. 

Е.А. Трухачева

стр. 60-68

Особенности развития жанра степ-танца в шоу-представлениях начала XX века

Целью исследования статьи стал анализ особенностей развития жанра степ-танца в шоу-представлениях начала XX века. Новизна выразилась в том, что в работе были выявлены исторические корни возникновения форм шоу-представлений, а также их развитие и трансформация в современных социокультурных условиях. Результатом исследования, включившим в себя эмпирические и теоретические методы, явилось выявление того, что основу для развития жанра заложила музыкально-комедийная форма водевиля. 

Ключевые слова: шоу-представление; эстрадный жанр; степ-танец; стиль; водевиль; техника исполнения; музыкально-театральный танец; кордебалет. 

Р.В. Трофимов, О.Б. Буксикова, И.А. Климова

стр. 69-77

Песенный репертуар фольклорных коллективов Белоглинского района как способ сохранения нематериального культурного наследия

Предметом настоящего исследования являются фольклорные традиции Белоглинского района Краснодарского края. Заявленная тематика связана с изучением особенностей культурных традиций района, зависящих от экономических, социальных, политических факторов повседневной жизни населения, что определяет новизну исследования. В основу исследования положен системный подход, позволивший рассмотреть традиции в их связи с повседневной хозяйственной, политической, культурной жизнью селян. Культурно-исторический подход способствовал изучению фольклорных традиций как части культурной среды села Белая Глина, оценке процесса формирования фольклорных традиций в контексте того времени, в котором события происходили. Для сбора и систематизации информации использованы методы анализа документов, включенное наблюдение и интервью, позволившие собрать уникальные материалы для исследования, например, воспоминания участников первого состава фольклорного ансамбля села Белая Глина. 

Ключевые слова: региональная культура, фольклор, народное творчество, традиции, культурное наследие. 

Е.Н. Шевердинова, Н.Б. Акоева

стр. 77-83

Создание частной музыкальной библиотеки как одна из граней научной деятельности Падре Мартини

Частные книжные музыкальные архивы XVIII века являются важной основой фондов Национальных библиотек Европы. Ярким примером этого может послужить Библиотека падре Мартини, насчитывающая к 1700 году уже более 17.000 томов различных трактатов, нотных изданий и всевозможных рукописей (не считая галерею портретов известных музыкантов). В данной статье рассматривается роль библиотеки падре Мартини в его научной деятельности музыковеда, историка, исследователя в области контрапункта и фуги, затрагиваются вопросы формирования данного собрания и его развития вплоть до настоящего времени. В выводах раскрывается важная сторона его деятельности ученого-коллекционера, не только пополняющего бесценными собраниями свою библиотеку, но и применяющего этот материал для собственных исследований в области теории музыки, ее истории и композиции. 

Ключевые слова: Библиотека падре Мартини, частные библиотеки, музыкальные архивы XVIII века, коллекция Джованни Баттиста Мартини, Музей и Библиотека музыки Болоньи. 

А.С. Козубова

стр. 83-92

Символический портрет в творчестве О.А. Кипренского

В статье рассматриваются три портрета работы О.А. Кипренского 1820-х годов: Е.С. Авдулиной, А.М. Голицына и А.С. Пушкина. Анализируются их содержательные и формальные особенности. Учитывая образную усложненность этих произведений, отличных от большинства портретной продукции этого времени, предлагается считать подобные портреты символическими. Кратко рассматривается отличие аллегории от символа в романтическую эпоху. Предпринимаются попытки расшифровать идею указанных работ, выявляются возможные источники, повлиявшие на создание портретных образов. На основе журнальной литературы 1820-х годов рассматривается восприятие его творчества современниками, как необычное по содержанию и исполнению. Основными методами исследования в настоящей статье стали формально-стилистический и сравнительный. 

Ключевые слова: О.А. Кипренский, символический портрет в эпоху романтизма, аллегория и символ, портрет А.С. Пушкина, портрет Е.С. Авдулиной, портрет Голицына. 

Ю.Ю. Гудыменко

стр. 92-104

Образ города в изобразительном искусстве Кубани

В статье на основе широкой эмпирической базы рассматривается в художественном аспекте проблема изучения «образа города» как феномена городского пространства. Показаны основные тенденции развития жанра «городской пейзаж» в истории изобразительного искусства Кубани советского/постсоветского периодов. Анализируются специфические разновидности жанра, характер интерпретации образа города в живописных и графических произведениях кубанских художников, выявляется многообразие вариантов и стилистических приемов его воплощения. 

Ключевые слова: изобразительное искусство Кубани, пейзажный жанр, городской пейзаж, образ города. 

Н.А. Гангур, М.В. Комиссарова


Теория и история культуры

стр. 105-114

Актуализация культурного наследия советской эпохи в музеях Казани и Рыбинска

В сравнительном аспекте рассматриваются примеры актуализации культурного наследия советской эпохи на уровне названий, составов коллекций, метода организации экспозиции и интерактивных приемов работы с посетителями. В качестве образцов выбраны музеи Рыбинска и Казани, как тяготеющие к гуманитарному типу музейной коммуникации, основанному на вовлеченности посетителя в постижение музейных артефактов. Музей в Рыбинске представляет собой масштабный музейный проект, который выходит за рамки производственной сферы, обозначенной в названии музея. Казанский музей, являясь частным музеем, отражает вкусы и интересы своего создателя. 

Ключевые слова: культурное наследие, советская эпоха, актуализация, музей «Советская эпоха. Рыбинск ГЭС», «Музей социалистического быта», Казань, Рыбинск. 

С.А. Добрецова


стр. 114-126

Античные монеты Боспорского царства: культурологическое исследование

В статье на основе обширного круга различного рода схематических рисунков, примеров из археологических памятников Европы разных эпох, а также нумизматических источников проведен культурологический анализ архаических символов на монетах боспорской чеканки. Интерпретированы углубления на реверсах ранних боспорских монет – т.н. quadratumincusum – в качестве свастичных символов в теории и истории культуры, что позволило расширить исследовательское поле изучаемого феномена и выявить новые аспекты исследуемой проблемы. 

Ключевые слова: культурология, нумизматика, символ, Боспорское царство, Великая Богиня. 

О.В. Галут, В.И. Лях

стр. 126-138

Сакрализация культурной памяти о Великой Отечественной войне в современном российском кинематографе

В статье анализируется феномен культурной памяти, представленный в аспекте сакрализации. Предметом исследования стал современный отечественный кинематограф в аспекте сакрализации культурной памяти о Великой Отечественной войне. Опираясь на научную традицию изучения феномена культурной памяти, семиотический и социокультурный методы анализа явлений культуры, автор выделяет основные мифологемы, моделирующие архетип Священной войны. В выводах обозначены задачи, средства и функции сакрализации культурной памяти, отмечен ее амбивалентный характер. 

Ключевые слова: культурная память, сакрализация, мифологизация, отечественный кинематограф, героизация, Великая Отечественная война. 

Т.И. Ерохина

стр. 138-146

К вопросу об актуализации музея И.С. Шмелева в контексте литературных музеев Крыма

В статье впервые представлен целостный взгляд на сохранение и актуализацию музейного культурного наследия, связанного с именем Ивана Сергеевича Шмелева (1873–1950), в контексте анализа деятельности литературных музеев Крыма. В творчестве И.С. Шмелева освещено как дореволюционное время, так и период трагических событий в советской России. Музей выполняет важную социальную функцию по воспитанию исторической памяти и национального самосознания народа на основе специальных аксиологического (ценностного) и коммуникационного методов музеологии. Последний понимается как многоуровневое явление и исходит из субъект-субъектных отношений в отличие субъект-объектных отношений советского периода. Такой подход повышает эффективность деятельности и социальную значимость музея. 

Ключевые слова: литературные музеи, популяризация творчества, открытие музея, музей Сергеева-Ценского, музей Шмелева, образовательные программы, коммуникационный подход. 

О.С. Туривненко, Л.А. Карапетян