Культурная жизнь Юга России № 4 (87), 2022

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-4

Содержание

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Теория и история искусства

стр. 7-13

Аудиоморфинг как процесс моделирования звука: история, технологии, практика

В статье рассматривается метод аудиоморфинга, этимология понятий «тембр», «тембральный морфинг». Анализируется взаимосвязь морфинга с тембрами музыкальных инструментов, сэмплами, VST-плагинами. Область синтеза звука позволила выявить основные позиции работы методом морфинга: интерполяция сигнала, синусоидальное моделирование, кодирование аудио, процесс
преобразования вокала. Цифровая среда морфинга связана с позициями сэмплирования звука, программным обеспечением, секвенсорами. Анализ звуковой коммутации и эмуляции двух записанных сигналов позволил выявить основные его этапы – создание главной дорожки, поиск сигнала, определение модулятора, нужного алгоритма работы плагина, процесс настройки оборудования для получения нужного результата. Путем анализа модуляции двух «живых» сигналов в режиме реального времени был исследован алгоритм преобразования путем синтеза звука – подключение инструментов к свободным каналам звуковой карты, подключение к рабочей станции, создание дорожки сигналов инструментов для получения нужного результата. Ключевые слова: морфинг, вокодер, сигнал, плагин, сэмпл, тембр, эмуляция, музыкальные инструменты, вокал, синтез звука.

Предоляк А.А, Курлыкин И.С., Березенкова В.В.


стр. 14-19

Классическая европейская скрипка и китайский народный инструмент эрху как представители струнных инструментов Востока и Запада

Проникновение европейской культуры в музыкальное пространство Китая вызвало необходимость адаптировать ряд классических произведений к исполнению на традиционных национальных инструментах. Одним из первых подобных опытов в ХХ веке был произведен с эрху, конструкция которого схожа с европейской скрипкой. Сегодня оба этих струнных смычковых инструмента
являются яркими «звездами» китайской и западноевропейской музыкальной сцены соответственно. В данной статье рассматриваются отношения между эрху и скрипкой с точки зрения сравнительного исследования, используя документальный анализ, историю эрху и скрипки, их формы и основные техники игры. Выявляется общее и особенное в конструкции эрху и скрипки, производится
сравнительный анализ этих инструментов, а также способов игры на них. Делается вывод, что эрху заимствовал некоторые скрипичные приемы игры, сильно ограниченные из-за его конструкции. При этом обладающие высокой степенью выразительности, оба инструмента с точки зрения стиля имеют много различий. Однако это в определенной мере служит причиной их дальнейшего
взаимовлияния друг на друга.


Ключевые слова: скрипка, эрху, музыка Китая, конструкция музыкального инструмента, техника игры на музыкальном инструменте.

Лю Хуэйцзюань, Аникиенко С.В.

стр. 19-28

Полистилистика в оркестровой музыке североамериканских композиторов начала XX века

Многогранность музыкального искусства Северной Америки формировалась через генетически разнородные корни, сливающиеся в борьбе за национальное самоопределение на политическом уровне. Характер межнациональных взаимоотношений, способ взаимопроникновения определил специфику новой музыки с обозначающими её чертами – контрастностью, дисгармоничностью, полистилистикой. Изучаемым материалом послужила американская оркестровая музыка
первой половины и середины XX века на основе нотных источников, аудио- и видеоматериалов. На первый план музыковедческого анализа выведено творчество композиторов Сэмюэла Барбера, Мортона Гулда, Лероя Андерсона, Ферде Грофе. Анализ оркестрового творчества североамериканских композиторов позволил выделить стилистические черты, установить особенности формы в их
циклических произведениях, выявить роль подлинно американского тематизма в содержании музыки.


Ключевые слова: полистилистика, оркестровая музыка, североамериканские композиторы, Сэмюэл Барбер, Лерой Андерсон, Ферде Грофе, Мортон Гулд.

О.Н. Безниско, Д.А. Крбашян

стр. 28-35

Образ рыцаря в фортепианном творчестве Н.К. Метнера

Программность музыки Н.К. Метнера является неотъемлемой частью стиля композитора. Статья посвящена воплощению образа рыцаря в фортепианных сочинениях русского композитора. На основе анализа нотного текста доказывается общность музыкальных средств выразительности, характерных для выбранных пьес. Приводятся примеры полифонической разработки тематического материала как одного из главных творческих методов композитора. Рассматривается бытование выбранных пьес в концертном репертуаре пианистов.


Ключевые слова: программность, образ рыцаря, сказка для фортепиано, Н.К. Метнер, контрапункт.

С.Н. Герасимова

стр. 36-45

Музыка для флейты Яна Кларка в контексте композиторского и исполнительского стилей

В статье рассматривается творчество современного английского композитора Яна Кларка, обозначаются черты его авторского и исполнительского стилей. Дается классификация его произведений по нескольким параметрам, а также проводится анализ взаимодействия новых техник исполнительства на флейте с программным замыслом его произведений. Характеризуется важность такого явления, как исполнительская интерпретация. На примере творчества композитора раскрывается самобытность и уникальность его флейтового репертуара. 

Ключевые слова: Ян Кларк, флейта, современные приемы письма, программность, исполнительская интерпретация, стиль. 

Т.Ф. Шак, Т.П. Иваненко

стр. 45-58

Развитие самодеятельного изобразительного творчества на Кубани в 1950-1970-е гг.

В статье на основе значительного корпуса архивных документов, в том числе и материалов из личного фонда, рассматриваются в диахронном срезе вопросы развития художественной самодеятельности в регионе и конкретно изобразительной самодеятельности. В общероссийском контексте выявляются
условия и факторы ее развития в Краснодарском крае, динамика количественных и качественных изменений, формы функционирования и вовлечения населения в самодеятельное художественное творчество, роль специализированных институций.

Ключевые слова: советская культура, Краснодарский край, смотры, фестивали, конкурсы художественной самодеятельности, изобразительное самодеятельное искусство, изобразительная самодеятельность.

Н.А. Гангур, Е.А. Кабанок

стр. 59-72

Город и его символы в изобразительном искусстве Кубани (на материале города Краснодара)

В статье в рамках актуализировавшийся в последние годы проблемы сохранения культурного наследия города Краснодара и его исторического центра выявляется специфика отображения образно-пространственных характеристик городской среды и ее знаков-символов в произведениях краснодарских художников, рассматриваемых с позиций семиотики визуального текста. Наиболее концентрированное выражение данный аспект находит в пейзаже, в котором разнообразно представлены различные типы семиотически значимых пространств, формирующих парадный или камерный портрет города. Анализ и интерпретация произведений живописи, графики мастеров различного творческого диапазона, школ, направлений позволила выявить общее и особенное в отображении архитектурной компоненты городского текста и его отдельных элементов.

Ключевые слова: изобразительное искусство Кубани, образы-символы города, пейзаж, знаковые пространства и объекты, публичное пространство.

Д.И. Гангур


Теория и история культуры

стр. 73-81

Постдраматический театр: о новом вызове отечественной театральной культуре

В данной статье авторы в известной мере продолжают ранее предпринятое исследование театральной культуры эпохи постмодерна. Но если в нем прежде всего рассматривались вопросы, связанные с отсутствием теоретических основ современного театра, то в настоящем исследовании речь идет о
замещении основополагающих понятий отечественной театральной теории и практики неприемлемыми для них заимствованиями, из западноевропейской культуры, претендующими на статус научно обоснованного понятийного аппарата. Более того, складывается впечатление, что зарубежные исследования, драматургия, режиссура, определяют современный творческий и теоретический процессы в отечественном театре. В статье предпринята попытка проанализировать данную ситуацию, представляющую несомненную актуальность для отечественной театральной культуры. Используемый авторами метод сравнительного анализа позволяет в известной мере решить поставленную проблему, что и определяет научную новизну исследования.

Ключевые слова: постдраматический театр, театральная культура, традиция отечественного театра, постмодерн.

М.К. Найденко, С.В. Михеева, Е.А. Гончарова, А.М. Кирсанова


стр. 81-88

Музей Н. Островского: традиции и новации в современных условиях

В статье впервые дан анализ внедрения новых ивент-практик в научно-просветительскую деятельность Музея Н. Островского. На основе результатов исследования и обобщения опыта организации событийных мероприятий сочинского музея сделаны выводы о влиянии специальных событий на формирование основ нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: Музей Н. Островского, культурное наследие, сохранение исторического наследия, историческая память, традиции, ценностные ориентации, событийное мероприятие.

Н.Г. Денисов, В.В. Яковлева


Культурная жизнь регионов

стр. 89-99

Современные принципы организации музейного учета и хранения в музеях Российской Федерации

Предметом исследования являются актуальные подходы к работе с музейными предметами и коллекциями. Тема раскрывается на основе использования метода сравнения и анализа двух документов – Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, и Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций. Исследование актуально в связи с вступлением в силу новой редакции Единых правил с 1 сентября 2022 года. Автором сформулированы главные черты современной фондовой работы. 

Ключевые слова: учет и хранение музейных предметов, документы, законодательство, музеология, цифровизация. 

А.И. Евсюкова


стр. 99-114

Музеи нового типа в Ростовской области: общее и особенное

В статье проводится социокультурный анализ новых музеев Ростовской области. Выделяются направления исследовательской деятельности этих учреждений. Описываются практики сотрудничества с государственными, образовательными и общественными организациями. Используя сравнительный и аналитический методы, автор определяет функции музеев, формы и методы работы с посетителями. Приходит к выводу, что, занимаясь музеефикацией и сохраняя историко-культурное наследие, музеи создают новые традиции в обществе, оказывая информационное и образовательное влияние. 

Ключевые слова: Ростовская область, историко-культурное наследие, музеи, музеефикация. 

О.В. Семенова

стр. 114-120

Мифологический образ Самрук в музыкальной сказке А. Абдинурова

Статья посвящена мифологическому образу Самрук и его претворению в музыкальной сказке казахстанского композитора Алиби Абдинурова. Исследования мифологических образов в композиторском творчестве имеют существенное значение для изучения современного музыкального пространства и понимания национального культурного наследия. Смысловое содержание мифологического образа, посредством претворения в музыкальной сказке, представляется актуальным в процессе духовного развития подрастающего поколения и воспитании любви к искусству.

Ключевые слова: миф, мифологический образ, музыкальная сказка, Самрук, казахская культура, композитор Алиби Абдинуров.

Г.Т. Альпеисова, Д.А. Нургалиева


Сведения об авторах