Культурная жизнь Юга России № 2 (81), 2021

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-3

Содержание

стр. 4-4

Content

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Передовая статья

стр. 7-15

Представительство России в нобелевском пантеоне: социокультурная составляющая присужденных и неприсужденных премий

Столетний юбилей А.Д. Сахарова, выдающегося ученого и борца за мир, отмечаемый в мае 2021 г., вновь привлек внимание не только к сложной эволюции его гражданской позиции, но и к особенностям присуждения и неприсуждения Нобелевских премий в области как науки, так и литературы и миротворческой деятельности. В статье анализируются социокультурные, а в последнее время и отчетливо геополитические составляющие выдвижения претендентов и последующих решений Нобелевского комитета, буквально с первых лет учреждения премии. Эмпирическим материалом теоретического анализа послужила хронология Нобелевских премий в корреляции с социокультурными особенностями/обстоятельствами соответствующих периодов политической истории. 

Ключевые слова: Нобелевская премия, критерии выдвижения и присуждения, социокультурная и геополитическая составляющая. 

В.Г. Торосян, Н.К. Тыма


стр. 16-24

Русский музыкальный миф: история национального самосознания

Задача статьи – исходя из мифологических построений А.Ф. Лосева, проследить путь русской музыкальной классики в становлении гармонической и кризисной форм национального самосознания. Теоретическая значимость работы состоит в открытии новых уровней смысловой интерпретации национальных музыкальных шедевров, связанных с применением мифолого-символического подхода. Результатом становится выведение принципа мифологического культурного цикла русской музыки ХIХ – первой трети ХХ века. 

Ключевые слова: русский музыкальный миф, история самосознания, метафизическая история музыки, гармония, кризис, культурный цикл. 

Н.В. Бекетова

стр. 24-31

Коммуникативные функции музыкальной интонации в восприятии произведений современной музыки для кларнета в Китае

В центре внимания работы находятся сочинения для кларнета, созданные в ХХ веке с использованием экспериментальных техник и приемов исполнения. Предмет исследования – особенности восприятия «иностилевых» и собственных этнических музыкальных произведений в современном искусстве Китая. Методологическая основа: комплексный, семантический, компаративистский, культурологический, герменевтический подходы. Новизна исследования состоит в выявлении путей восприятия современной западноевропейской музыки в Китае. Обосновывается, что музыкальная интонация, благодаря своей коммуникативной функции, может «расшифровываться» как слово, помогая воссоздавать и хранить общее содержание музыкального произведения в сознании. 

Ключевые слова: музыкальное восприятие, экспериментальные техники композиции, исполнительские приемы, авторские ремарки, произведения для кларнета.

Ян Лю, С.А. Мозгот

стр. 31-39

Буддизм и эстетика музыки Тань Дуня

Работа посвящена творчеству Тань Дуня, современному китайскому композитору, дирижеру, исполнителю, получившему мировое признание в области киномузыки, а также жанрах симфонической, оперной, медийной музыки. Изучение интервью композитора, компаративный анализ его музыки к кинофильму «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» и оркестровой Пассакальи «Тайна ветра и птиц» позволили установить стилевые особенности, раскрыть аспекты эстетики его произведений, провести параллели между архитектоникой, тембровой палитрой композиций и философией дзен-буддизма.

Ключевые слова: Тань Дунь, буддизм, «органическая музыка», киномузыка, принцип пространственности, темброформа, варьирование. 

О.Н. Безниско, Шуюй Чжоу

стр. 39-47

Концертный русский народный оркестр «Виртуозы Кубани»: история становления и специфика творческого облика

Статья посвящена русскому народному оркестру «Виртуозы Кубани». Это первая попытка научного осмысления творческой деятельности коллектива. Авторы обращаются к истории возникновения оркестра. В связи с этим упоминаются интересные факты – от выбора названия коллектива, решения организационных проблем до первых репетиций и выступлений оркестра. Характеризуя творческий облик коллектива, авторы рассматривают некоторые черты исполнительского стиля. При этом затрагивается специфика репертуара оркестра, отмечается роль визуального компонента, уточняется содержание статуса коллектива, обозначенного как «концертный». “Теория и история искусства”.

Ключевые слова: народное инструментальное исполнительство, А.Я. Винокур, русский народный оркестр «Виртуозы Кубани», музыкальная культура Кубани, краснодарская филармония. 

Е.В. Бабенко, А.П. Коваленко

стр. 48-53

Адыгская (черкесская) тема в творчестве В.Л. Мессмана

В статье анализируются три симфонических произведения В.Л. Мессмана – «Элегия-марш», «Первая адыгейская рапсодия», «Воспоминание об Адыгее», созданные в результате знакомства с адыгской музыкальной традиционной культурой в период многочисленных этнографических экспедиций в регионы страны. 

Ключевые слова: В.Л. Мессман, симфоническое творчество, адыгский фольклор, «культурный десант», этнографическая экспедиция. 

З.В. Бахтина

стр. 53-62

М.Л. Лавровский – Ю.Н. Григорович: к истории творческих взаимоотношений в работе над балетом «Иван Грозный» на музыку С.С. Прокофьева

Предмет исследования – театральная премьера оперы «Кармен» Ж. Бизе, которая прошла на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского (апрель, 2021), где в качестве приглашенного режиссера выступил Константин Богомолов. Ее осмысление авторы осуществляют на фоне кинематографа, балетных спектаклей, хореографии, других оперных постановок в опоре на методы интерпретации либо реинтерпретации, а также интертекстуальный анализ. Новизна работы обусловлена тем, что впервые режиссерская работа К. Богомолова оказывается в центре искусствоведческой рефлексии. 

Ключевые слова: Кармен, интерпретация, реинтерпретация, общество потребления, симуляция.

Л.А. Кочеткова

стр. 63-68

Традиции и новации в современной интерпретации классического искусства

Предмет исследования – театральная премьера оперы «Кармен» Ж. Бизе, которая прошла на сцене Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского (апрель, 2021), где в качестве приглашенного режиссера выступил Константин Богомолов. Ее осмысление авторы осуществляют на фоне кинематографа, балетных спектаклей, хореографии, других оперных постановок в опоре на методы интерпретации либо реинтерпретации, а также интертекстуальный анализ. Новизна работы обусловлена тем, что впервые режиссерская работа К. Богомолова оказывается в центре искусствоведческой рефлексии. 

Ключевые слова: Кармен, интерпретация, реинтерпретация, общество потребления, симуляция.

О.В. Рыжанкова, Хуан Цзэхуань, Н.Б. Акоева

стр. 69-79

Использование технологии виртуальной реальности в хореографическом искусстве

В статье рассмотрены особенности применения технологии виртуальной реальности в современных хореографических постановках и процессе подготовки артистов балета. Уточнено понятие «виртуальная реальность», представлена классификация субтехнологий виртуальной реальности и программно-аппаратных средств, используемых при создании современных хореографических постановок в пространстве виртуальной реальности, определены этапы создания и реализации. На основании проведенного исследования определены особенности хореографических постановок, использующих технологию виртуальной реальности. 

Ключевые слова: искусствоведение, виртуальная реальность, субтехнологии, 3D-формат, специализированная гарнитура, хореографические постановки, балет, танцевальное искусство. 

Н.Г. Полицковая, В.П. Прокопцова

стр. 79-87

Экслибрисы женщин-художниц в коллекции Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко

Статья посвящена изучению созданных женщинами-художницами экслибрисов, хранящихся в фондах Краснодарского краевого художественного музея имени Ф.А. Коваленко. В ходе исследования авторами проведена классификация, систематизация коллекции и атрибуция некоторых произведений. Произведения из фондов позволяют проследить общую тенденцию развития искусства экслибриса XX века, определить особенности тематики и творческой манеры женщин-художниц. Вводятся в научный оборот личные коллекции В.А. Пташинского и А.И. Слуцкого, переданные в дар музею или приобретенные, имеющие региональное значение.

Ключевые слова: музей, экслибрис, женщины-художницы, изучение фондов, коллекционер. 

Д.И. Конкина, М.П. Соболь

стр. 88-95

Кавказские пейзажи А.А. Киселева: к вопросу об их значении в культуре региона

Статья посвящена влиянию впечатлений от Кавказа и Черноморского побережья России на творческий процесс художника А.А. Киселева (1838–1911). В статье описывается, как жизнь и работа в этом регионе отразились в целом на творчестве и деятельности художника. Осмыслены и представлены изученные и установленные сведения об имеющихся живописных произведениях кавказского периода творчества А.А. Киселева. Охарактеризовано культурное наследие данного периода его жизни и деятельности. Показана роль художника в развитии посада Туапсе на рубеже ХIХ– ХХ веков. Оценивается значимость дальнейших исследований живописи А.А. Киселева. 

Ключевые слова: Кавказ, Черноморское побережье, культурное наследие, А.А. Киселев, Туапсе, живопись. 

Е.М. Уткина, В.В. Латкин

стр. 95-102

Междисциплинарный синтез теории и практики в муляжировании костюма

Проведено исследование сложных форм и конструкций костюма методом наколки. Освоены теоретические и практические способы образования различных форм костюма, изменение геометрии его линий в зависимости от направления нитей основы в деталях кроя, конфигурации лекал и свойств применяемых материалов. Муляжный метод позволяет синтезировать междисциплинарные знания основных процессов проектирования и существенно расширить границы творческого мышления дизайнера в области практического моделирования. Получены лекала сложной формы, эксклюзивный косой крой уникальной конструкции платья, которое представлено сегодня в Институте костюма музея Метрополитен. 

Ключевые слова: Муляжный метод, проектирование, одежда, коллекция, дизайн, костюм, макет. 

И.Н. Иващенко, У.Д. Васенкова


Теория и история культуры

стр. 103-111

Проблема культурологического измерения спорта как социокультурного феномена

Посредством культурологического подхода в статье анализируется социокультурный феномен спорта. Проблема научного осмысления данного феномена и его современное состояние определяют актуальность обращения к данному исследованию, а рассматриваемый методологический инструментарий и выводы о его возможностях определяют научную новизну статьи. Анализируемые авторами культурологические измерения способны определить вектор дальнейших исследований социокультурного феномена спорта. 

Ключевые слова: феномен спорта, культурологические измерения, концептуальный подход, интерпретации, постмодерн, аксиология. 

М.К. Найденко, Е.А. Найденко, А.В. Тонковидова


стр. 111-118

Клубная деятельность и синергетические механизмы культуры

Предметом исследования в статье являются синергетические механизмы общества на основе культуры. Этому способствует использование эволюционного и системного подходов, включающих структурный, функциональный и институциональный аспекты. Доктринерская практика революционного преобразования социума привела к переоценке принудительных и административных методов управления и недооценке синергетических механизмов. Показана важная роль корпоративной культуры, вырабатываемой клубами и включавшей в себя когнитивно-адаптационную, смыслообразующую, коммуникативную, регулирующую, рекреативную, нормативно-культурную, интегративную функции. Корпоративная культура организации и самоорганизации превращала клубы в посредники между государством, органами местного самоуправления и населением в социокультурной сфере. Проанализированы особенности воспроизводства традиционной и массовой культуры, модели культурных практик, роль клубных учреждений в реализации государственной политики, типы перспективных моделей и методов управления. 

Ключевые слова: клубная деятельность, досуг, гражданское общество, культура, социальная синергетика. 

С.И. Шошина

стр. 118-125

Изобразительное искусство малых народов, занимающихся лесной охотой в бассейне реки Амур

Объектом исследования является совокупность ценностных ориентиров студентов-волонтеров Кабардино-Балкарии как результат их культурной деятельности. Основной метод – сравнение мотиваций участия/неучастия в волонтерской деятельности с затраченным на нее студентами временем. В центре внимания характеристика культуры региона, данная посредством анализа ценностных ориентиров (приоритетов) студентов-волонтеров на базе адаптированных к задачам культурологического исследования распространенных социологических опросных методик. 

Ключевые слова: теория культуры, культура региона, ценностные ориентиры, молодежная культура, приоритеты, студенты, волонтеры, мотивация, методология. 

Чжунфэн Фу, Го Ян

стр. 125-143

Приоритеты студента-волонтера в культуре региона: на примере опроса студентов Кабардино-Балкарии

Объектом исследования является совокупность ценностных ориентиров студентов-волонтеров Кабардино-Балкарии как результат их культурной деятельности. Основной метод – сравнение мотиваций участия/неучастия в волонтерской деятельности с затраченным на нее студентами временем. В центре внимания характеристика культуры региона, данная посредством анализа ценностных ориентиров (приоритетов) студентов-волонтеров на базе адаптированных к задачам культурологического исследования распространенных социологических опросных методик.

Ключевые слова: теория культуры, культура региона, ценностные ориентиры, молодежная культура, приоритеты, студенты, волонтеры, мотивация, методология. 

Ф.В. Цраева, А.И. Рахаев