Культурная жизнь Юга России № 3 (78), 2020

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-4

Содержание

стр. 5-6

Contents

стр. 7-8

От редактора

Задача сохранения этнических культурных традиций и поддержка основанного на них народного творчества, согласно «Основам государственной культурной политики», является одной из приоритетных. Большое внимание данному вопросу уделяется и на Кубани, здесь уже много лет действует закон «О государственной политике в сфере сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском крае». Такая поддержка необходима, поскольку народное художественное творчество сегодня вынуждено конкурировать с массовой культурой.

С.С. Зенгин


Теория и история искусства

стр. 9-14

Чайковский и трагедия-сатира ХХ века: метафизика зла (cтатья 2)

В статье впервые комплексно рассматривается историческое движение отечественной трагедийной концепции от века ХIХ к ХХ, от музыкальных трагедий Чайковского к трагедийно-сатирическим шедеврам Прокофьева и Шостаковича. Теоретическая значимость статьи определяется представленной в ней типологией образов зла, исследованием логики музыкально-гротескового процесса. Сложная структура трагедийно-гротескового противоречия, которым комплексно оформляется музыкальное целое трагедий-сатир, во всех своих составных признается производной от музыкальных откровений ХIХ века. 

Ключевые слова: «фантастический реализм», трагический гротеск, трагедийный музыкальный процесс, типология зла, трагедийно-сатирическая поэтика.

Н.В. Бекетова


стр. 15-21

Десять романтических пьес для фортепиано В.Г. Комиссинского: жанрово-стилевой аспект

Статья посвящена композиторскому творчеству известного кубанского музыковеда-исследователя, просветителя, педагога, талантливого композитора В.Г. Комиссинского. Это первая попытка научного осмысления фортепианной музыки автора, представленной миниатюрами, объединенными под названием «Десять романтических пьес». Затрагивая историю создания произведений, авторы высказывают предположение о наличии в логике расположения пьес признаков цикличности. В публикации освещается круг представленных жанров, содержится классификация пьес в соответствии с их принадлежностью к различным образным сферам, прослеживается отражение романтических тенденций на уровне содержания и музыкального языка пьес. 

Ключевые слова: композиторы Кубани, В.Г. Комиссинский, фортепианная миниатюра, «Десять романических пьес для фортепиано» В.Г. Комиссинского.

Е.В. Бабенко, М.А. Попова

стр. 21-31

Символика и геометрия подкупольного архитектурно-декоративного мотива эпохи Ивана Грозного

В статье рассматриваются элементы внутреннего убранства трех церквей московского Собора Покрова на Рву. Подкупольные спирали Троицкой церкви, церкви прп. Александра Свирского и церкви сщмч. Григория Армянского имеют конструктивный и декоративный характер. Анализируется символика и трактовки данного архитектурно-декоративного мотива. Высказывается предположение, что геометрия данных изображений подчинена строгой математической закономерности, в основе которой спираль Золотого сечения, или спираль Фибоначчи. Делается вывод о возможном соотнесении данных изображений с попыткой символического отображения догмата о Троичности Бога, что характеризует эпоху Ивана Грозного как время напряженных богословских исканий и новаторских художественных решений. 

Ключевые слова: Собор Покрова на Рву, спираль Золотого сечения, ряд Фибоначчи, Иван Грозный, митрополит Макарий.

Р.А. Суслова

стр. 32-42

Творческое объединение «Босхомджи» в изобразительном искусстве Калмыкии XXI в.: традиции и новации

Статья посвящена творчеству молодых художников Калмыкии, развивающемуся в условиях глобализации и интеграции культуры постмодернизма. Изобразительное искусство Калмыкии в XXI в. анализируется как социокультурное явление в произведениях объединения «Босхомджи». В междисциплинарном исследовании материала молодежных выставок 2017-2019 гг. ставится целью определить виды и жанры, выявить традиции и новации методами искусствознания, этносоциологии, культурологии. Обобщен и систематизирован фактографический материал произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного, театрально-декорационного, анимации и «digital art». Одним из основных выводов является сохраняющаяся историческая преемственность изобразительного искусства Калмыкии XXI века, характеризуемая традиционной связью поколений в современном художественном процессе. 

Ключевые слова: культура, изобразительное искусство Калмыкии, история, традиции, новации, постмодернизм, выставки, художники.

С.Г. Батырева

стр. 42-50

Монументально-декоративная мозаика конца 80-х – начала 90-х годов ХХ века в Калмыкии

Впервые предметом изучения являются мозаичные панно из смальты живописцев-монументалистов Санала Каниевича Болдырева (1961) и Эдуарда Эльтаевича Сангаджиева (1962), созданные в годы перестройки. Рассматриваются актуальные вопросы художественной интерпретации этнической проблематики в дискурсе этнографически ориентированной живописи Калмыкии. Выявлено влияние принципов буддийской иконографии на композиционное решение мозаичных панно. Сделан вывод, что смысловые и формальные изменения в мозаичных композициях усилились вследствие отклика авторов на повышение интереса общества к проблеме национальной идентичности. 

Ключевые слова: монументально-декоративная живопись, мозаичное панно, искусство Калмыкии, Санал Болдырев, Эдуард Сангаджиев.

Д.В. Сангаджиева

стр. 50-58

Кинокомедия в массовой культуре первой половины 90-х годов XX века (на примере кинематографа США)

Предмет анализа статьи – американские кинокомедии 90-х годов ХХ века как воплощение массовой культуры. Методы – компаративный метод, методы анализа и синтеза. Новизна исследования: в статье раскрывается знаково-символическая сторона комедийного кинематографа как феномена, преимущественно относящегося к массовой культуре. По итогам исследования сделаны следующие выводы: кинокомедии преимущественно относятся к массовой культуре, распространение фильмов данного жанра отражает ситуацию постмодерна в культуре. Комедии как элемент масскульта, в отличие от комедий как части элитарного кино, отличаются простотой и бедностью языка. 

Ключевые слова: кинокомедия, культура, массовое сознание, семиотика, постмодерн, киноязык.

В.Н. Беденко

стр. 59-68

Достоверность вымышленных образов в фильмах жанра фэнтези (на примере образа дракона)

Объектом анализа являются персонажи, созданные при помощи компьютерной графики, включенные в образный строй игровых лент жанра фэнтези. В качестве предмета исследования выступает образ дракона. Новизна работы заключается в выявлении наиболее успешных режиссерских, художественных и технологических приемов придания убедительности данным персонажам, что может быть использовано при создании фэнтезийных персонажей. 

Ключевые слова: жанр фэнтези, кинематограф, компьютерная графика, анимация, синтез, дракон. 

М.А. Галкина

стр. 68-75

Героини средневековых куртуазных романов в современном кино: образные средства, режиссерские приемы, эстетика (Изольда Кевина Рейнольдса)

В центре внимания статьи – особенности трактовки образа главной героини в фильме «Тристан и Изольда» (2006) американского режиссера Кевина Рейнольдса. Лента впервые в отечественном искусствоведении становится предметом междисциплинарного анализа, авторы сопоставляют сценарий фильма с его историко-культурной основой – романом Готфрида Страсбургского и выявляют приемы и способы актуализации материала, приходя к новым заключениям (режиссер, опираясь на роман, постмодернистски разнопланово и свободно обра- 6 9 № 3 (78), 2020 щается с его содержанием, трактовкой персонажей). Важные наблюдения сделаны относительно эстетико-художественных ориентиров режиссера (в фильме эстетически и драматургически искусно сплетены и актуализированы в современном ключе события эпохи Великого переселения народов, средневекового рыцарского прошлого, позднего Возрождения и начала барокко), проведен анализ средств выразительности, включая музыку фильма, которая вырастает в яркий самостоятельный «текст», углубляющий и разворачивающий культурное пространство фильма. Авторы прибегают к методам историко-киноведческого, семиотического, музыкального, сравнительного анализа. Основные выводы: режиссер перекладывает многие функции второстепенных персонажей романа на главную героиню, дополняя ее характеристику неустрашимостью, непокорностью, действиями наперекор отцу, высокой образованностью и духовностью, философскими настроениями. Изольда превращается в активного персонажа. Она мощно влияет на Тристана, обогащает его духовный мир, меняет его. Кроме того, ее образ вырастает до символического олицетворения природы и ее чудодейственной силы. 

Ключевые слова: эпос, «Тристан и Изольда», Готфрид Страсбургский, куртуазный роман, Кевин Рейнольдс, киноискусство, киномузыка. 

Зольников М.Е., Александрова Д.А.

стр. 75-81

Утраченные памятники средневекового храмового зодчества в ходе развития Сочинского региона

Статья посвящена утраченному средневековому христианскому наследию на территории Сочинского региона. Определены места расположения и типологизация храмов с анализом причин, повлекшим данные негативные последствия. В исследовании приведены и кратко описаны входящие в это число храмовые сооружения, в том числе уникальные. Отмечено, что они расположены в приморской зоне, где с начала 20-го века активно велись масштабные строительные работы: прокладка железнодорожной трассы, сооружение объектов сельского хозяйства и туризма. В статье обращается внимание на необходимость учитывать утраченные памятники при общей оценке глубины христианизации региона в раннем Средневековье. Делается вывод о значительном христианском влиянии на пограничье Абхазского царства и Западной Алании в IX-X веках. Отмечается негативная роль строительно-хозяйственной деятельности в районе Большого Сочи в течение последних полутора веков, поставившей под угрозу исчезновения памятники раннехристианского зодчества в регионе. 

Ключевые слова: базилика, христианизация, археология, памятник, Сочинский регион, храм, раннее Средневековье. 

Берлизов Н.Е, Марков Д.Н.

стр. 81-87

Драматургические функции музыки в документальном кино (на примере фильма «Земля 2100», реж. Руди Беднар)

В данной статье на основе анализа документального фильма «Земля 2100» (реж. Руди Беднар) автор выявляет, что музыка документального кино, как и художественного, обладает целым рядом драматургических функций (иллюстративная, характеристичная, подтекстовая, драматургическая). Исследование показало, что музыкальная драматургия картины возникает на уровне идейно-художественной концепции, выраженной дихотомией «темы Детства» и «темы Смерти». Определено, что тип драматургии эпический, что объясняется преобладанием событийности. 

Ключевые слова: киномузыка, функции музыки в медиатексте, документальное кино, музыкальная драматургия, режиссер Руди Беднар.

Шак Т.Ф., Кремененко А.С.


Теория и история культуры

стр. 88-97

Проблемы начального этапа включения Крыма в общеимперское пространство России

В статье рассматривается ситуация накануне вхождения Крыма в состав Российской империи, особенности начального этапа освоения региона. Автор показывает трудности вхождения земель Тавриды в российское пространство, вызванные социокультурными различиями населения полуострова. Здесь сказались особенности землевладения в Крыму, настроения населения. Важным аспектом явились конфессиональные различия местного населения и новых переселенцев, которые российской власти удалось нивелировать своей гибкой продуманной политикой. В статье выявлен высокий экономический потенциал новых крымских земель. 

Ключевые слова: Крымский полуостров, освоение земель, хозяйство, переселенческая политика, конфессии. 

Н.Б. Акоева


стр. 97-103

Тема кризиса западной цивилизации в историософии Ф.И. Тютчева и Н.А. Бердяева

Предметом исследования в данной статье является тема кризиса западной цивилизации в историософских работах Ф.И. Тютчева и Н.А. Бердяева. Методологической основой исследования выступают общефилософские методы, а также методы культурологического анализа. Новизна исследования предполагает выявление аксиологических оснований причин кризиса Запада в трудах Ф.И. Тютчева и Н.А. Бердяева. Выводы, к которым приходит автор, свидетельствуют о том, что философы видели основную причину кризиса западной цивилизации в элиминации христианских ценностей и примате материальных, тварных ценностей. 

Ключевые слова: цивилизация, ценности, аксиология, христианство, религия, революция. 

Н.П. Монина

стр. 103-110

Истоки российского клуба

В центре внимания исторические истоки российского клуба. Культурологическая атрибуция элементов клубной жизни, усиленная сравнительно-историческим методом и элементами историко-этимологического анализа, позволила уточнить европейские и русские истоки клуба, сформировавшиеся как устойчивые формы организации досуга (протоклубы). В качестве протоклуба русской культуры обозначены «посиделки», об исконности и древнейшем происхождении которых свидетельствует традиция пересказов старины (былин), известных по древнерусским литературным памятникам XIII в. 

Ключевые слова: культура, социокультурная деятельность, клуб, досуг, свободное время, культурологическая атрибуция, протоклуб.

С.И. Шошина


Культура и общество

стр. 111-118

Информация и информациональное общество: к вопросу о формировании информационального капитала

В статье формулируется концепт одной из нематериальных форм капитала – информационального капитала. Автор рассматривает информациональный капитал как социокультурный феномен в целях уточнения его роли в современном обществе. Так, формулировки «информациональный капитал» и «информациональное общество» сопоставляются с устоявшимися терминами «информационный капитал» и «информационное общество», в целях уточнения их различий, в связи с чем автор описывает эволюцию методологии познания информационального капитала как нового социокультурного явления. Содержательно работа ориентирована на раскрытие общеизвестной концепции Мануэля Кастельса об информациональном обществе, наиболее адекватно отражающей современную эпоху цифровизации. Однако автор идет дальше, предлагая к употреблению информациональный капитал, понимаемый как результат интеграции информационно-коммуникативного капитала с цифровыми технологиями. Ученый стремится обосновать рациональность применения данного термина не в ущерб устоявшимся формулировкам, в связи с чем характеризует и сравнивает авторитетные концепции и знания об информационном обществе, информационном капитале, а также самой информации как производительной силе, товаре, валюте, универсуме. Предлагаемый автором концепт подкрепляется обзором накопленного сегодня отечественными и зарубежными исследователями опыта изучения различных аспектов информационального капитала. 

Ключевые слова: информация, информационное общество, информациональный капитал, информационные ресурсы, социально-экономическая деятельность, коммуникация. 

А.В. Штратникова


стр. 118-128

Новые памятники о прошлом: Ростовские сюжеты о Великой Отечественной войне

Статья посвящена анализу осознания исторических процессов, связанных с Великой Отечественной войной, осуществляемому на материалах Ростовской области. В частности, приводятся данные по количеству новых памятников, установленных в 2010-2020 гг. и посвященных военным событиям в г. Ростове-на-Дону. Авторы статьи, используя сравнительный и аналитический методы, выделяют современные тенденции в художественной, научной и общественной жизни города, тесно связанные с памятью о Великой Отечественной войне. Впервые собран материал о мемориальных комплексах, местах памяти и памятниках военным событиям. Авторы приходят к выводу, что, являясь продуктом общественного развития, памятники одновременно активным образом оказывают воздействие на само общество, его группы и страты. 

Ключевые слова: Ростовская область, памятники, памятные места, мемориалы, Великая Отечественная война, историческая память, функции искусства. 

О.В. Семенова, В.И. Афанасенко

стр. 129-142

Трансформация института брака в истории и культуре Ирана

Институт брака в социальной истории иранского народа имеет давние корни и в различные исторические периоды подвергался культурным переменам. Целью данной статьи является выявление динамики развития института брака и его взаимокультурных влияний в различные исторические периоды (Древний Иран; от прихода ислама в Иран до Исламской Революции; Исламская Республика). В статье применяются описательный и исторический методы, впервые показано, что транскультурная диахронная трансформация иранского института брака прежде всего зависит от фактора доминирующей религии и сопутствующих ей социокультурных феноменов, изменяющих функции семейно-брачных отношений и их роль в обществе. 

Ключевые слова: брак, Иран, культурные преобразования, история, семья, женщина, религия ислам. 

С.Р. Мохтари

стр. 142-150

Творческое наследие М.А. Шолохова в социокультурном восприятии датчан

В статье анализируется восприятие произведений М.А. Шолохова в Дании на фоне таких исторических событий ХХ века, как Октябрьская революция в России, Вторая мировая война. Осмысление позиции М.А. Шолохова как культурного посредника между Россией и Скандинавскими странами является неисследованным феноменом, требующим пристального внимания. Автор делает вывод об общности взглядов русского писателя и датского народа на ценностные ориентиры, о принятии датчанами утверждаемых в произведениях и выступлениях Шолохова идеях народности, неразрывной связи человека с землей, где он родился, человеческой жизни как высшей ценности. 

Ключевые слова: Дания, Скандинавские страны, диалог культур, Советский Союз, реализм, Движение Сопротивления, социализм, Шолохов, ценностные ориентиры. 

Л.М. Слюсаренко


Культурная жизнь регионов

стр. 151-159

Общее и особенное танцевальных направлений у молодежи сельской и городской местности (на примере Ставропольского края)

В статье рассматриваются различия в предпочтениях между танцевальными направлениями среди молодежи в сельской и городской местности. Авторами выполнен критический обзор публикаций ученых по данной теме, а также представлены результаты собственного исследования предпочтений молодых людей из возрастной когорты 15-25 лет в Ставропольском крае. Проведен анализ танцевальных предпочтений, сопоставлены мнения сельской и городской молодежи. Результаты исследования представлены в виде выводов, статистических данных и диаграмм. 

Ключевые слова: хореография, танцевальные предпочтения, культура, молодежь. 

В.Н. Карпенко, Ю.А. Редько