Культурная жизнь Юга России № 4 (71), 2018

стр. 1-2

Титул

стр. 3-4

Содержание

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Теория и история культуры

стр. 7-10

Концепт российской нации: опыт культурологического осмысления законодательно-нормативных практик

В статье проводится культурологический анализ конструктивистского концепта российской нации, законодательно-нормативные попытки внедрения которого приобретают важное социокультурное значение. Авторы обращают внимание на необходимость совершенствования правовой культуры в связи с необходимостью мировоззренчески осваивать рассматриваемый концепт и преодолевать лакуны идентичности.
Ключевые слова: национально-культурная идентичность, концепт российской нации, гражданская
нация.

В.П. Гриценко, Т.Ю. Данильченко, А.А. Литвинов


стр. 10-13

Ф. Фукуяма: Культурная традиция в экономической деятельности

Статья посвящена анализу взглядов американского социолога Ф. Фукуямы, касающихся проблемы влияния культурной традиции на экономическую сферу.
Ключевые слова: культурная традиция, мораль, корпоративная солидарность, доверие, экономическая деятельность.

Е.А. Найденко, Т.В. Куракова

стр. 17-21

Роль государственного и народного патриотизма в сохранении культуры и русской цивилизации

В представленной статье проведен философско-исторический и культурологический
анализ приоритетных форм проявления патриотизма в России и обозначена роль патриотической
памяти в процессах сохранения культуры и цивилизации.
Ключевые слова: государственный, народный и политический патриотизм, советский и российский патриотизм, патриотическая память, справедливость, просвещенность, русская цивилизация.

Т.В. Беспалова

стр. 22-27

Идентичность в контексте философского дискурса

В статье анализируется дискурс темы идентичности в философско-антропологической
дисциплинарной парадигме. В рамках философско-антропологического подхода выделены четыре
линии исследования темы идентичности. Дискурс конца XIX – начала XX века наметил две альтернативных линии: первая отдавала приоритет индивидуальности, а вторая социальности. С середины XX в. в философском дискурсе темы идентичности наметились две новые тенденции: 1) попытки интеграции социальности и индивидуальности идентичности и 2) постмодернистская деконструкция личности и идентичности.
Ключевые слова: личность, идентичность, идентификация, социальная идентичность, индивидуаль-
ная идентичность, самосознание.

Е.С. Маслова

стр. 27-31

Образ Короля Артура в средневековых летописях: историко-культурный анализ

Начиная с раннего Средневековья образ короля Артура в летописных источниках детерминирован текущей политической, идеологической и прежде всего культурной ситуацией. В связи с этим от первого фактического упоминания в работе Ненния (IX век) до художественно переосмысленной полной биографии в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского образ Артура претерпел значительные изменения: из военного вождя он превратился в короля всей Британии и императора Запада.
Ключевые слова: Средние века, король Артур, хроники, средневековая культура, идеология Плантагенетов.

В.Ю. Новикова


Культура и общество

стр. 32-35

Арт-объекты в коммуникационном пространстве массовых мероприятий

В условиях информационного пресыщения социума в проведении массовых мероприятий требуются нетривиальные инструменты взаимодействия с целевой общественностью. Новый
виток развития в событийные коммуникации привносит практика установки арт-объектов. Актуальность приобретают событийные арт-коммуникации, понимаемые как презентация «мэсседжа»
ивентов через уникальные произведения искусства. Авторами сделана попытка выявления потенциала арт-объекта как коммуникационного инструмента и его особенностей в современной event-индустрии.
Ключевые слова: арт-объекты, массовые мероприятия, событийные коммуникации, арт-коммуникации.

И.Б. Шуванов, М.С. Круглова, В.П. Шуванова


стр. 35-40

Проблема постантропоцена в современной западной философии и актуальном искусстве (на примере 7-й Московской биеннале современного искусства)

Статья посвящена возникновению новой терминологии в естественном и гуманитарном знании сегодняшнего дня. На фоне возникновения нового понятия «антропоцен» в геологии, т.е. эпохи с возрастающим уровнем человеческой активности, в философии и культурологии возникают модификации этого термина – плантациоцен, капиталоцен и постантропоцен. По поводу последнего в современном философском знании идет активная дискуссия, но все исследователи признают разрушение гуманитарной модели культуры и ее трансформацию в технологичный, цифровой капитализированный мир, где человеку отводится роль либо ресурса (биологического, генного и т.д.), либо потребителя (преимущественно виртуальных технологий). Как отражение этого в статье рассматривается концепция и экспонаты 7-й Московской биеннале современного искусства.

Ключевые слова: антропоцен, постантропоцен, кризис гуманизма, биотехнологии, Московская биеннале современного искусства.

Р.А. Суслова


Культура и образование

стр. 41-45

Массовая культура и музыкальное профессиональное образование: пути интеграции

Статья посвящена вопросам современного профессионального образования в области музыкознания и музыкально-прикладного искусства. Внимание уделено профилям, связанным с музыкально-прикладным искусством и современными мультимедийными и креативными технологиями в обучении, при сохранении акцента на особой важности базового, общепрофессионального музыкального образования, а именно музыкально-теоретических дисциплин. Связь с творческими объединениями, такими как продюсерские центры, профессиональные театры и концертные площадки, детские общеобразовательные и музыкальные школы, дает возможность проецировать работу студента на дальнейшую профессиональную деятельность в области музыкального искусства.

Ключевые слова: музыкознание и музыкально-прикладное искусство, детский музыкальный театр,
музыкальное образование в современной России.

Е.Л. Рыбакова


стр. 45-49

Проблема преемственности среднего профессионального и высшего образования в подготовке библиотечных специалистов

Статья посвящена актуальной проблеме обеспечения преемственности профессионального образования в подготовке библиотечных специалистов. Рассматривая среднее профессиональное и высшее образование, автор подчеркивает значимость реализуемых вузом образовательных
стандартов третьего поколения, а также обращает внимание на важность получения специализации или профиля подготовки обучающихся.

Ключевые слова: преемственность, среднее профессиональное образование, высшее образование,
библиотечное образование, библиотечные специалисты.

Н.Г. Магомедова


Ткория и история искусства

стр. 50-57

Образный и музыкально-стилистический язык живописных произведений Н.М. Гущина (1950-е – начало 1960-х гг.)

В статье впервые системно исследуется вклад художника-репатрианта Н.М. Гущина, представителя неформального искусства первой половины-середины ХХ в., в развитие саратовского изобразительного искусства, прежде недостаточно изученный. Проанализирован яркий и сложный саратовский цикл (композиции, пейзажи, автопортреты) живописных произведений художника (1950-1960 гг.), позволивший выявить истоки и особенности их художественного языка, прежде всего тяготеющего к романтизму и символизму, степень сопряженности картин с музыкальными пристрастиями, нашедшими отражение в тематике, и творческими убеждениями мастера.

Ключевые слова: Гущин, романтизм, символизм, симфония, баллада, ноктюрн, музыка.

Е.А. Дорогина, Н.И. Девятайкина, М.Е. Зольников


стр. 58-60

Музыкальный фольклор в научном наследии З.М. Налоева

В настоящей статье дана характеристика креативной научной деятельности З.М. Налоева, одного из представителей адыгской фольклористики, вписавшего яркие страницы в изучение различных сторон традиционной культуры адыгов от полевой экспедиционной работы до научных исследований неизученных пластов народного творчества, документирования и публикаций текстов. Особая ценность его изысканий заключается в многоаспектном раскрытии специфики института народных мыслителей-носителей фольклорного наследия адыгов, жанровой стратификации.

Ключевые слова: З.М. Налоев, ученый-фольклорист, устно-поэтический фольклор, стратификация,
жанровая система.

Б.Г. Ашхотов

стр. 61-63

Вклад Л.В. Варавиной в популяризацию музыки ростовских композиторов

В статье освещена деятельность заслуженного работника высшей школы РФ, заведующей кафедрой баяна и аккордеона Ростовской государственной консерватории им. С.В. Рахманинова профессора Людмилы Васильевны Варавиной. Анализ обширной педагогической, научно-исследовательской, организационно-методической деятельности в плане многолетнего сотрудничества с Ростовской региональной организацией Союза композиторов России позволил определить весомость вклада Л.В. Варавиной в популяризацию баянных произведений ростовских композиторов. В ранее опубликованных статьях, посвященных Л.В. Варавиной [1; 2], данное направление ее деятельности не было освещено. Вместе с тем значимость и масштаб проводимой ею работы в данной области заслуживает отдельного исследования.

Ключевые слова: Ростовская консерватория, Людмила Варавина, баянное исполнительство на Дону, творчество ростовских композиторов.

Л.А. Бурякова

стр. 64-70

Воплощение эстрадно-джазовой стилистики на аккордеоне и баяне: к вопросу о методах трансформации

Статья посвящена актуальной для музыкознания проблеме адаптации аккордеона и баяна к жанрово-стилевым условиям джаза. Автор рассматривает ее в контексте аранжировки как метода преобразования и одновременно – элемента исполнительской культуры. Детально рассматривается комплекс специфических приемов изложения гармонической вертикали, звукоизвлечения и артикуляции, отражающих эстрадно-джазовую стилистику на этих инструментах. Затронуты технологии тембровой трансформации, обогащающие колористическую палитру выразительных средств. Значительное внимание уделено интерпретации некоторых стилевых моделей джаза.

Ключевые слова: аккордеон, баян, джаз, аранжировка, стилевая адаптация, тембровая трансформация.

А.В, Пчелинцев

стр. 71-74

Региональная специфика традиционной музыкальной культуры Песчанокопского района Ростовской области

История и состав традиционной музыкальной культуры Песчанокопского района Ростовской области не получил пока системного описания. Статья написана на основе анализа фольклорно-этнографических материалов, собранных автором в пяти старейших селах района и посвящена выявлению региональной специфики исследуемой народно-музыкальной традиции, а также особенностей функционирования музыкальных жанров.

Ключевые слова: заселение, старообрядчество, традиционная народная культура, музыкальный фольклор, функционирование музыкальных жанров, колядки, щедровки, лирические песни.

С.А. Жиганова, А.С. Семенова

стр. 74-77

Хоровое общество Кубани в документах эпохи (1958-1987 гг.)

В статье впервые делается обзор и анализ документов, хранящихся в фондах Государственного архива Краснодарского края, раскрывающих становление и развитие хорового общества в истории музыкальной культуры Кубани.

Ключевые слова: Хоровое общество, Краснодарский край, Государственный архив, развитие и становление, хоровое искусство.

А.А. Дженжеря, Е.В. Лащева

стр. 78-81

Народно-музыкальная культура Новоалександровского района Ставропольского края: жанровый состав, музыкальная стилистика

В статье разбираются жанровые и стилевые особенности народных песен, записанных от участников современных фольклорных коллективов в станицах Григорополисской, Расшеватской, Кармалиновской Новоалександровского района Ставропольского края.

Ключевые слова: традиционная музыкальная культура, кубанское казачество, линейные казачьи станицы, воинский фольклор, обрядовые, протяжные, плясовые песни, музыкально-ритмическая, звуковысотная организация.

С.А. Жиганова, Н.А. Кузнецова

стр. 81-88

«Снова зазвучали произведения свободного советского искусства»: театр в культурной жизни Краснодарского края 1943-1945 гг.

В статье рассмотрены особенности культурной жизни Краснодарского края после его освобождения от фашисткой оккупации. В центре внимания авторов – деятельность Краснодарского краевого драматического театра имени М. Горького. Произведены историко-культурные реконструкции некоторых спектаклей театра 1943-1945 гг., восстановлен его репертуар. Большинство источников вводится в научный оборот впервые.

Ключевые слова: культурная жизнь, театральное искусство, Краснодарский край, Великая Отечественная война, Краснодарский краевой театр драмы имени М. Горького, историко-культурная реконструкция.

Т.В. Коваленко, Ю.Е. Архангельский, М.К. Найденко

стр. 89-92

Музыка и документальная эстетика

В статье обосновывается ряд аспектов, связанных с влиянием музыки и звука в целом на эстетику документального кино. Определяются драматургические, формообразующие и стиевые функции музыки в документальном фильме.

Ключевые слова: документальная эстетика, авторский замысел, средства музыкальной выразительности, анализ, аудиовизуальная синхронность, жанр, стиль.

Э.А. Девликамова

стр. 92-96

Постопера и проблемы ее осмысления в современной музыкальной науке

В статье исследуется процесс преобразования оперного жанра под воздействием явлений художественной и массовой культуры, с активно развивающимися технологиями, обсуждается вопрос актуальности существующей терминологии применительно к экспериментальным оперным спектаклям и изменения методологии их анализа.

Ключевые слова: опера, медиатехнологии в искусстве, экспериментальный музыкальный театр,
методология анализа оперного спектакля.

А.В. Шорникова

стр. 96-100

Влияние визуально воспринимаемых показателей городской среды на физическое и эмоциональное здоровье горожан (на примере южного мегаполиса)

В статье идет речь о влиянии визуально воспринимаемых показателей городской среды на качество жизни людей. Недостатки благоустройства городских пространств и проблемы озеленения города ухудшают качество жизни и визуальную среду современного города. Устранение этих недостатков приведет к взаимовлиянию и улучшит не только визуальную картину города, но и его безопасность и комфортность для жителей.

Ключевые слова: городская среда, благоустройство, озеленение, город, дизайн.

А.И. Чалая, Н.В. Анисимов

стр. 101-104

Танцевальная импровизация как феномен танцевальной культуры: генезис и современность

Проблематика данной статьи определяется современными реалиями хореографического искусства, а именно разночтениями концепта импровизации в его культурологическом осмыслении. Обращаясь к теории и истории культуры хореографии, авторы рассматривают импровизацию как универсальный прием определения новизны хореографического текста.

Ключевые слова: танец, движение, импровизация, исполнитель.

В.Н. Карпенко, И.А. Карпенко


Библиотековедение и документальная информация

стр. 105-107

Расширение библиотечного пространства в контексте программы «информационное общество»

В статье представлено обоснование расширения библиотечного пространства с использованием современных информационно-технологических возможностей и на основе положений государственной программы «Информационное общество» (2011-2020 годы). В работе заявлены итоги по поставленным задачам, сформулированы рекомендации по реализации сервисов, расширяющих библиотечное пространство.

Ключевые слова: сервис, библиотека, библиотечное пространство, читательский билет, сетецентризм.

В.А. Кирий, К.В. Бакаева


Культурная жизнь регионов

стр. 108-113

Дореволюционная историография биографии историка, этнографа и генерала Кубанского казачьего войска И.Д. Попко

Автор характеризует творческое наследие и биографию известного историка, автора первой книги о черноморских казаках генерала Кубанского казачьего войска И.Д. Попко с историографической точки зрения.

Ключевые слова: И.Д. Попко, история казачества, досоветская историография, наука, этнография, первая книга, творческое наследие, Черномория, пластуны.

Б.А. Трехбратов


стр. 113-117

Контакты Боспорского царства с Южно-Понтийскими государствами III-II вв. до н.э. в археологических находках

Взаимодействие Понтийского царства с Северным Причерноморьем остается одним из самых актуальных вопросов антиковедения. В работе на основе данных археологии рассматриваются торгово-политические контакты между Понтом и Северным Причерноморьем в III-II вв. до н.э.

Ключевые слова: нумизматика, археология, памятник, монеты, Боспор, Крым, Северное Причерноморье.

А.А. Радев, Н.Е. Берлизов

стр. 117-120

Исследование памятников первобытной археологии адыгов из фондов Национального музея Республики Адыгея

В статье приводится описание первобытных памятников, расположенных на территории современной Республики Адыгея: поселения Мешоко, Ясеновая поляна, Псекупский могильник № 1, погребение № 2, раскоп II, хранящихся в фондах Национального музея Республики Адыгея.

Ключевые слова: первобытная археология, адыги, Майкопская культура, накольчатая жемчужная керамика, первобытные памятники, археологические комплексы.

Г.И. Никулина, А.Ю. Чирг

стр. 120-123

По следам публикации неизвестных ранее текстов Елены Рерих

Наблюдения за поведением членов одного из направлений рерихианства разновидность неоязычества) привели к выводу об определяющем влиянии личных установок членов групп на дальнейшее развитие их вероучения.

Ключевые слова: манихейство, рериховская секта, сакрализация, новое язычество, культ, Новый Век, психология религии, Агни-Йога, Живая Этика, изменение способа вероисповедания.

К.Е. Рыбак, Ю.С. Избачков

стр. 124-125

Деятельность Н.Н. Кармалина по организации Кубанского Войскового музея как исследовательского и просветительского центра

Актуальность исследования обусловлена недостаточностью исследования деятельности атамана Кубанского казачьего войска и начальника Кубанской области Николая Николаевича Кармалина по созданию Кубанского войскового этнографического и естественно-исторического музея. В статье на основе архивных источников и литературы проанализировано его участие в организации этого исследовательского и просветительского центра. Доказана необходимость дальнейшего изучения этой проблемы в культурологии.

Ключевые слова: история, краеведение, культурология, Н.Н. Кармалин, Кубанский областной статистический комитет, Е.Д. Фелицын, Кубанский Войсковой музей, Кубанская область.

В.И. Лях

стр. 127-129

Особенности воплощения принципов авангардного театра в оперном творчестве Мередит Монк

В статье изучается тенденция обновления оперного жанра, ярко проявившаяся в музыкальном театре рубежа XX-XXI вв. На примере сочинений Мередит Монк – одного из крупнейших композиторов США, представителя музыкального постминимализма, рассматривается специфика трактовки академической оперы в американской культуре. В центре внимания автора находится проблема претворения художественных принципов авангардного театра Б. Брехта, К. Вайля. Оригинальная творческая концепция, воплощенная в операх М. Монк, рассматривается с точки зрения преломления идеи жестуальности.

Ключевые слова: современный музыкальный театр, оперы Мередит Монк, авангардные традиции.

В.Ю. Кисеев


Рецензии

стр. 130-134

Кубанская книга о Чехове

Вышедшая в издательстве Кубанского университета новая книга об Антоне Павловиче Чехове рождена притяжением к личности гениального писателя. 

Е.Ю. Третьякова