Культурная жизнь Юга России № 1 (76), 2020

стр. 0-0

Обложка

стр. 1-2

Титул

стр. 3-4

Содержание

стр. 5-6

От редактора

С.С. Зенгин


Передовые статьи

стр. 7-10

Возможности учебного театра в системе высшего специального образования

Актуальность статьи определяется проблематикой качественно нового взаимодействия театрального образования и театра как работодателя. Авторы предлагают концептуально оригинальный подход к сущности понятия «учебный театр» и рассматривают его возможности в контексте современности.

Ключевые слова: учебный театр, театральная школа, профориентация, взаимодействие с работодателем.

М.К. Найденко, А.С. Горгуль, Н.Н. Васильченко


Теория и история искусства

стр. 11-14

Историческая динамика софийности в русской опере ХIХ века

 Русская опера ХIХ века представлена в статье как процесс становления национального самосознания (ракурс сколь актуальный, столь и малоразработанный в музыкознании). Чередование гармонического и кризисного типов музыкальной концепции, образующее оперный цикл, рассматривается автором сквозь призму соотношения мужского и женского начал, имеющего исторически выраженную софийную направленность. Показано, что этот процесс, отражающий общекультурную ситуацию России ХIХ века, находится в прямой связи с проблемой личной духовности, широко разработанной русской религиозной мыслью и последовательно воплощенной в русской опере.

Ключевые слова: русский оперный цикл, национальное самосознание, личная духовность, София- Премудрость.

Н.В. Бекетова


стр. 14-17

Исторический контекст вокальной интерпретации

В статье освещается вопрос актуальности изучения исполнительской интерпретации классического вокального репертуара для науки и практики обучения певцов. В связи с «устареванием» интонационной стилистики рассматривается проблема динамики вокального интонирования в историческом контексте. В концертном исполнении оперных фрагментов и камерной вокальной музыки отражаются речевые традиции, характерные черты речи в драматическом театре и кино. Постановка проблемы иллюстрируется анализом стилей интонирования А. Вертинского и Б. Окуджавы, а также исполнительскими версиями романса С. Рахманинова «Не пой, красавица, при мне». 

Ключевые слова: вокальная интерпретация, сравнительный анализ исполнения, речевые традиции, исторический контекст исполнения.

Т.С. Горбенко, Г.Р. Тараева

стр. 17-23

К вопросу интерпретации старинной музыки на примере I части Сонаты для флейты a-moll Ф.Э. Баха

В данной статье рассматривается проблематика исполнительской интерпретации с точки зрения семиотики музыкального содержания. Вариантная множественность произведения является следствием диалектического взаимодействия стабильных и мобильных элементов в любой интерпретации. На примере I части Сонаты a-moll для флейты соло Ф.Э. Баха автор статьи анализирует влияние стабильных элементов в виде риторических фигур на формирование адекватного замыслу композитора образного содержания.

Ключевые слова: исполнительская интерпретация, риторические фигуры, исполнительские средства, композиционные структуры, Ф.Э. Бах, музыкальный образ, образно-ассоциативное пространство. 

И.В. Стачинская

стр. 23-27

Баянное искусство в эстрадно-джазовом направлении

Статья посвящена исследованию академического баянного искусства в аспекте эстрадно-джазового направления. Баянное искусство воплощается на новом уровне в популярной сфере, но вмещая самодостаточный художественный эффект воплощения ансамблево-джазовых качеств звучания. Баянная экспансия в джазе составляет творческий прецедент для композиторов, стремящихся к обновлению темброво-фактурных характеристик инструмента, и для исполнителей, осознающих первичную театральность джазового стиля игры.

Ключевые слова: эстрадно-джазовое направление, баянное искусство, эстрадно-джазовый стиль, джазовая баянная фактура. 

С.Я. Мамбетов

стр. 28-32

Артистизм как составляющая исполнительской культуры музыканта

Актуальность исследования обусловлена повышенным научным интересом к эмоционально-экспрессивным и психологическим аспектам музыкального исполнительства, вопросам исполнительской интерпретации в целом и феномену артистизма в частности. В результате анализа и сравнения современных научных концепций выявляется место артистических качеств в структуре исполнительской культуры, изучаются критерии артистизма и способы его развития. Практическая значимость работы определяется изучением проблемы артистизма в контексте исполнительской компетентности музыканта.

Ключевые слова: исполнительская культура, артистизм, артистические качества, исполнительский процесс, интерпретация.

Э.Ш. Абдувелиева, Э.Н. Сеит-Абдулов

стр. 32-37

Биографии и автобиографии рок-музыкантов как культурный феномен

В статье рассматриваются биографии рок-музыкантов в качестве особого сегмента совокупности текстов, созданных в рамках биографического жанра. Путем структурно-функционального анализа, применяемого к текстам, выделяются преобладающие в рок-биографиях повествовательные линии. Это нарративы девиаций, избыточной сексуальности, протеста, таланта и успеха, а также нарратив перманентного творчества. Переплетение данных типов повествования способствует формированию гармонизации и устранению конфликта между субъектом и историко-культурным процессом.

Ключевые слова: рок-культура, биография, нарратив, девиация, сексуальность, историко-культурный контекст.

С.Г. Дюкин

стр. 37-40

Возрождение искусства исполнения на традиционном китайском духовом инструменте бамбуковая флейта ди

Возрождение интереса к китайским традиционным духовым инструментам инициировало восстановление производства по изготовлению инструментов, развитие северной и южной исполнительской школ на бамбуковой флейте ди. В статье затрагивается роль выдающихся представителей музыкальной культуры Китая второй половины ХХ века, среди которых Фэн Цзыцунь, Лю Гуаньюэ, Кун Цзяньхуа, Ван Течуй, Лю Сэн, Лу Чуньлин и Чжао Сунтина и высказывается гипотеза о том, что поэтика инструмента еще раскрыта не в полной мере.

Ключевые слова: китайская музыкальная культура, инструментальное исполнительство, традиционные духовые инструменты Китая.

Хуан Шуай, С.И. Хватова

стр. 41-48

Купец 3-й гильдии Петр Кривоносов, капельмейстер музыкантского хора Черноморского казачьего войска (из материалов архивохранилищ)

В статье на основе архивных материалов анализируются обстоятельства, предшествующие утверждению в 1844 г. купца 3-й гильдии П. Кривоносова руководителем оркестра Черноморского казачьего войска. Все документы впервые вводятся в научный оборот. Установлены новые факты. Также выявлено несоответствие некоторых фактов, указанных в известной работе И. Кияшко (1911) об истории Кубанских войсковых оркестра и хора. 

Ключевые слова: войсковой оркестр Кубанского казачьего войска, П.Л. Кривоносов, история оркестрового исполнительства, архивные документы.

С.В. Аникиенко

стр. 48-51

Развитие главных драматургических линий в лайт-опере А. Пантыкина «Гоголь. Чичиков. Души»

Статья посвящена особенностям музыкальной драматургии лайт-оперы А. Пантыкина «Гоголь. Чичиков. Души». В процессе анализа драматургических линий авторы выявляют основные ее составляющие, обусловленные новаторской интерпретацией поэмы Н.В. Гоголя. 

Ключевые слова: А. Пантыкин, опера, оперетта, мюзикл, драматургия.

Е.В. Покладова, А.А. Лукьянова

стр. 51-56

Новые грани синтеза в отечественном музыкальном театре (на материале драмы-оперы-балета «Кармен. Полиформа» П. Каплевича)

В статье рассматриваются тенденции, способствующие синтетическим явлениям в пространстве отечественного музыкального театра. Посредством анализа драмы-оперы-балета «Кармен. Полиформа» выявляются новые грани синтеза, значение главных героев действа, роль музыки как сквозного драматургического стержня. Актуализируется специфика современных форм музыкального спектакля. 

Ключевые слова: полиформа, синтез, музыкальный театр, действо, опера, «Кармен».

О.А. Палий

стр. 57-61

Репрезентация образов пермского анималистического стиля в современном городском пространстве

В статье исследуются перспективы репрезентации образов пермского анималистического стиля в уличных пространствах уральских городов. Создание художественного образа пешеходных улиц города представляется социально значимой деятельностью, адресованной местным сообществам и ориентированной на культурно-познавательные интересы горожан. В настоящее время в современной репрезентации образов анималистического стиля в архитектуре, скульптуре и дизайне городской среды произведения авторов-творцов скорее ориентированы на феноменальное «ядро» (мифы, легенды, предания), чем на исторические факты. Автор полагает, что идейно-художественная основа проектного решения должна основываться на исторически-событийном и философско-культурологическом контекстах. Для демонстрации возможных вариантов были разработаны авторские проектные предложения для их практического внедрения в городскую среду Перми. 

Ключевые слова: культурные традиции, пермский анималистический стиль, предметно-пространственная среда, креативный город, проектирование, арт-объект, пешеходная улица.

Ю.В. Дианова

стр. 62-65

Особенности проектирования графического шрифта для визуализации мифов и легенд

В статье рассмотрены особенности дизайн-проектирования графического шрифта на основе форм и элементов библского письма. Описаны особенности разработки авторского шрифта «GeGa», ориентированного на визуализацию образов мифов и легенд Абхазии. 

Ключевые слова: графический дизайн, дизайн шрифта, компьютерная графика, дизайн.

М.Н. Марченко, Ф.Д. Сангулия

стр. 66-71

Станковая печатная графика в Волгоградской области: 1968-1979 гг.

В статье проводится анализ состояния станковой печатной графики в Волгоградской области в период с 1968 по 1979 год. Рассмотрены экслибрисы Р.В. Копылова и Е.Г. Синилова, гравюры В.В. Киселева, В.В. Бурылова из собрания Картинной галереи г. Волжского и личной коллекции Л.М. Вязовикова.

Ключевые слова: печатная графика, линогравюра, экслибрис, Картинная галерея г. Волжского, В.В. Бурылов, Е.Г. Синилов, Р.В. Копылов, В.В. Киселев.

А.В. Филимонова

стр. 71-74

Ностальгия как способ воздействия на потребителей в дизайне рекламы

В статье проанализировано явление ностальгии в сфере общественного восприятия и дизайна коммерческих коммуникаций. Выявлены материальные носители, отражающие феномен. Определено значение явления как для потребителей, так и дизайнеров. Выявлены художественные особенности, при помощи которых появляется возможность вызвать проявление эффекта ностальгии. 

Ключевые слова: ностальгия, дизайн рекламы, реклама, графический дизайн, процессы проектирования.

С.Г. Ажгихин, Е.И. Грицык

стр. 75-80

Российские адаптации корейских сериалов дорама как феномен слияния культур

В статье с искусствоведческих позиций рассмотрены особенности отечественной адаптации корейских сериалов дорама, имеющих многомиллионную аудиторию. Также изучены трудности, возникающие в процессе их адаптации. Систематизированы и сформулированы понятия и особенности драматургии корейских сериалов дорама. Проведен анализ популярных корейских сериалов дорама, выявлены критерии успешности. 

Ключевые слова: дорама, российские адаптации, сериал, адаптация сериала, современная массовая культура, корейские сериалы.

С.В. Лузянин

стр. 81-84

Заимствованный музыкальный материал в структуре документального фильма: принципы функционирования

В статье на материале анализа авторского документального проекта режиссера С. Соловьева «САС. Те, с которыми я» (Россия, 2010-2014) выявляется роль музыкального материала, представленного заимствованными фрагментами из киномузыки или классических произведений в целостной структуре кинотекста. Намечаются черты сходства и отличия в принципах функционирования цитатного музыкального материала в художественном и документальном кино в контексте стиля режиссера С. Соловьева. 

Ключевые слова: документальный фильм, цитата, заимствованная музыка, функции, драматургия, жанр. 

Э.А. Девликамова, Т.Ф. Шак


Теория и история культуры

стр. 85-88

Философия самопознания Н.А. Бердяева

В статье рассматриваются концептуальные положения философии Н.А. Бердяева. В современных исследованиях недостаточно используется опыт обращения к воззрениям русских философов переломного периода отечественной истории. Наше исследование позволяет в известной мере восполнить этот пробел и сделать выводы в сопоставлении с реалиями современности. 

Ключевые слова: философия Н.А. Бердяева, самопознание, русский культурный ренессанс, Россия и мир Запада.

Е.А. Найденко, А.В. Тонковидова, Л.Г. Битарова


стр. 88-93

Прекрасное против безобразного. Переход к новой культурной эпохе в XXI веке

В статье исследуются важнейшие факторы, определяющие выход из эпохи постмодерна, главный из которых – противоборство прекрасного с безобразным как специфический источник импульса перехода к новой культурной эпохе. Рассмотрены эстетические и постэстетические трактовки прекрасного и безобразного в современной культуре и их аксиологическое значение. 

Ключевые слова: прекрасное, безобразное, постмодернизм, новая культурная эпоха, гештальт. 

Е.В. Донская

стр. 93-99

Культурный ландшафт как объект культурной политики

Одним из способов сохранения культуры является регулирование процессов ее организации на уровне культурных ландшафтов, представляющих органическую систему культурных и природных факторов. Автором проведено исследование культурного ландшафта как объекта культурной политики, рассмотрены условия его сохранения и развития. Рассмотрен соответствующий опыт государственной культурной политики, а также проведен анализ нормативной правовой базы. В статье предложены важнейшие векторы культурной политики, направленные на сохранение культурного ландшафта.

Ключевые слова: культурная политика, ландшафт, культурный ландшафт, историко-культурное наследие, культура территории, регион.

В.В. Новосельская

стр. 99-103

Противоречивость политики советской власти в деле охраны памятников культуры в 1920-е гг. на Юге России

В статье рассматриваются вопросы становления законодательной базы охраны памятников культуры в 1920-е г. и их практическая реализация на Кубани. Архивные материалы, впервые введенные в научный оборот, позволили выявить новые аспекты в научной деятельности профессоров В.А. Пархоменко, Г.Г. Григора, С.Г. Остроумова, архитектора А.П. Вайтенса и других подвижников в деле охраны памятников истории и культуры. Благодаря этому удалось проанализировать политику большевиков в отношении к памятникам, поставленным прежней властью, и создание новых монументов, соответствующих большевистской идеологии. Показаны противоречия в деятельности органов советской власти на Кубани в этом вопросе. 

Ключевые слова: декреты советской власти, музейный отдел, музеи, археологические раскопки, охрана памятников культуры, охрана памятников природы.

Н.Б. Акоева


Культура и общество

стр. 104-107

Специфика восприятия молодежной культуры различными категориями населения

 В данной статье рассматривается специфика восприятия молодежной культуры как популярного бренда в современном социокультурном пространстве. Культурные продукты, кластеры и индустрии молодежной культуры являются эффективными показателями востребованности на рынке у потребителей культуры разных возрастных и социальных групп. В данном контексте актуальной проблемой является сложность дифференциации понимания и, как следствие, восприятия молодежной культуры различными категориями населения, особенно с точки зрения не моды и маркетинга, а нравственных ценностей и жизненных приоритетов потребителей культуры разных поколений. 

Ключевые слова: молодежная культура, молодость, бренд, восприятие, культура потребления, культурный продукт. 

А.В. Норманская


стр. 107-112

Культурная экономика и детерминанты изменений социокультурных систем

Социокультурный капитал является важнейшим ресурсом и источником изменения социокультурных систем, в том числе и взаимосвязанных с ними социально-экономических подсистем, которые в современной экономике проявляются в феномене «культурной экономики». Как ресурс сохранения и трансформации социокультурных систем социокультурный капитал реализуется в форме традиций и инноваций. Зоны бифуркации социокультурных систем проявляются в периферийных областях массовой культуры, служащих своеобразными мембранами, адаптирующими кросс-культурные влияния на массовые социокультурные практики, которые могут приводить как к модернизационным, так и архаизирующим процессам в развитии социокультурных систем и, соответственно, всего общества.

Ключевые слова: социокультурная система, социокультурный капитал, культурная экономика, модернизация, архаизация, периферия социокультурных систем.

А.В. Кудинова

стр. 112-117

Меценатство как элемент культурной политики

В статье рассмотрены происхождение и сущность, побудительные причины меценатства. Подчеркивается, что меценатство в современной России является фактором преемственности культурной традиции. Аргументируется вывод о том, что распространение меценатства свидетельствует о росте гражданского самосознания и патриотизма и имеет реальные перспективы, став важным элементом культурной политики, перерасти в социокультурное явление с соответствующей идеологией, кодексом поведения и чести. 

Ключевые слова: меценат, культурная традиция, безвозмездная основа, призвание, расчет, социокультурная атмосфера.

И.А. Левченко, В.Г. Торосян


Трибуна молодого ученого

стр. 118-122

Функции масок комедии dell’arte в опере Р. Леонкавалло «Паяцы»

Статья посвящена исследованию художественных смыслов драматургии оперы «Паяцы» Р. Леонкавалло. Объектом исследования выбраны функции масок комедии dell’arte. Доказано, что маски понимаются композитором в их позднем, аристократическом французском стиле. В таком контексте углубляется идея оперы, которая связана с осмыслением противоречий старой и новой социальной действительности. История жизни Паяца предстает лакмусом социально-психологических конфликтов, которые сопутствовали перестройке сознания большей части современного автору итальянского общества. 

Ключевые слова: Р. Леонкавалло, веризм, «Паяцы», маски, комедия dell’arte, Коломбина, Арлекин, Пьеро, приемы театральной драматургии.

Сюйцзюнь Чжэн


стр. 124-126

Жанровый синтез как принцип композиции сочинений А.К. Нехая (на материале «Нартской Симфонии»)

В статье рассматриваются проблемы синтеза жанров в произведениях адыгского композитора А. Нехая. На примере концертной программы «Нартская симфония» определяются основные принципы композиции сочинений автора. Выявляются первичные признаки жанров на уровне конструктивной композиции концертного действа. 

Ключевые слова: Нартская симфония, жанровый синтез, композиторский фольклоризм, А. Нехай, адыгский фольклор.

З.В. Бахтина


Культурная жизнь регионов

стр. 127-130

Основания для систематизации музейной коллекции механических пишущих машин (на примере коллекции Ставропольского государственного музея-заповедника)

Актуальность статьи определяется проблемой описания музейной коллекции механических пишущих машин производства конца XIX – начала XX века. Систематизация пишущих машин проводится по типу и движению литероносителей и по типу клавиатуры. 

Ключевые слова: пишущая машина, литероноситель, монолит, наборный, съемный, корзиночный, сегментный, рычажный, клавиатура.

М.Г. Чесняк


стр. 131-135

Исторические традиции гравировки в ювелирном искусстве Дагестана

Приемы гравировки относятся к ярким явлениям традиционного ювелирного дела Дагестана. В статье на основе новых этнографических (полевых) материалов, сравнительных данных по традициям других народов углублены научные представления об этом виде декоративной техники ювелирного дела.

Ключевые слова: история Дагестана, традиционные художественные промыслы, гравировка, ювелирное дело, художественная обработка меди.

А.Дж. Магомедов

стр. 136-140

Психологические особенности восприятия хореографического произведения

Хореографическое произведение является особым видом искусства, в котором происходит непосредственное перцептивное взаимодействие зрителя и танцовщика. Кроме того, в этой цепочке взаимодействий особая роль принадлежит постановщику хореографического произведения, вкладывающему свой особый смысл и идею в танец и добивающемуся постижения этой идеи зрителем через пластические возможности танцоров и создание особых условий для нужного восприятия хореографического произведения. Статья посвящена рассмотрению психологических особенностей восприятия хореографического произведения, что предполагает участие зрителя как субъекта сотворчества создаваемого на его глазах произведения хореографического искусства. Восприятие является сложнейшим психофизиологическим феноменом, в данной статье рассматриваются выделенные в нем психологические особенности. Обосновывается концепция триединства факторов, способствующих максимальному совпадению идей, заложенных в хореографическом произведении с его наиболее полным смысловым восприятием зрителем. 

Ключевые слова: восприятие, психологические особенности, хореографическое произведение, хореографический язык.

В.Н. Карпенко, Е.С. Артемова

стр. 141-146

Становление профессионального музыкального образования в Кабардино-Балкарии: проблемы и перспективы развития

Статья посвящена исследованию системы профессионального музыкального образования в одном из регионов России – Кабардино-Балкарской Республике. Прослежено становление и эволюционный путь системы музыкального образования в КБР с выявлением основных проблем и тенденций развития. Полученные результаты могут послужить материалом для проведения исследований в области культурологии, искусствоведения, музыковедения, социологии, истории. 

Ключевые слова: музыкальное образование, Кабардино-Балкария, трехуровневая модель образования, музыкальная школа, школа искусств, колледж, вуз, профессиональное образование. 

О.А. Сижажева

стр. 146-149

Черты перформанса в музыкальном видеотеатре С. Райха (к вопросу специфики либретто)

В статье, на основе музыкально-театральных сочинений С. Райха, исследуется малоизученный в современном музыкознании вопрос проявления черт перформативности на уровне литературной основы оперного сочинения. Анализируется принцип визуальной и вокальной подачи текста, выявляются специфические приемы, благодаря которым реализовано качество перформативности в тексте либретто. 

Ключевые слова: Стив Райх, видеоопера, перформанс, либретто.

А.В. Шорникова


Обзоры

стр. 150-152

В.А. Фролкин – советский ученый, исследователь музыкальной культуры эпохи Возрождения: к 80-летию со дня рождения

Виктор Александрович Фролкин был советским ученым, который в условиях «железного занавеса» создавал научные исследования, опирающиеся на глобальные информационные ресурсы. Это был его подвиг. 

Ключевые слова: музыка, Ренессанс, железный занавес, музыковедение в СССР, В.А. Фролкин.

Б.П. Борисов


стр. 152-157

Особенности образа и стиля в работах художника Светланы Демкиной

Статья является первым опытом научного обобщения творчества краснодарского художника Светланы Демкиной. Автор прослеживает степень влияния русских и зарубежных мастеров на формирование таланта Демкиной, а также выявляет особенности образных характеристик и авторского стиля мастера.

Ключевые слова: искусство Юга России; творчество Светланы Демкиной; особенности индивидуальной манеры в монументально-декоративных и станковых произведениях; специфика образной выразительности.

С.Л. Дмитриева

стр. 157-160

Сохраняя гнесинские традиции (из опыта работы ансамблевых кафедр вузов Красноярска и Краснодара)

Статья посвящена деятельности одного из выдающихся ансамблистов А.Д. Готлиба и кафедры камерного ансамбля РАМ им. Гнесиных. Рассматриваются принципы ансамблевой педагогики и претворение гнесинских традиций в работе ансамблевых кафедр институтов Красноярска и Краснодара. 

Ключевые слова: музыкальная педагогика, камерный ансамбль, фортепианный дуэт, традиции, просветительство. 

Т.В. Сорокина, О.Ч. Мусорин