Культурная жизнь Юга России № 2 (65), 2017
стр. 1-2
Титул
стр. 3-4
Содержание
Теория и история искусства
стр. 7-12
Костюм в "национальном стиле" на русской театральной сцене второй половины XIX века
В статье на основе различных источников рассматривается театральный костюм в «национальном стиле». Из всего многообразия форм выделен костюм в «боярском стиле», утвердившийся на русской сцене второй половины XIX века, особенно в исторических спектаклях. Широко привлекая документальный материал, авторы анализируют его как идеологический и художественный конструкт периода Историзма.
Ключевые слова: русское декорационное искусство, историзм, археологизм, исторический спектакль, костюм в «национальном стиле», боярский стиль.
Н.А. Гангур, А.А. Комаревцевастр. 13-17
Связь меры условности и смысла в изобразительном искусстве
Художественная условность изобразительного искусства, мера его условности и ее типы в настоящее время остаются недостаточно исследованными. Статья посвящена изучению характера связи между мерой условности и смысловым наполнением в разных видах изобразительного искусства. Рассмотрен конкретный культурологический материал, иллюстрирующий основные положения статьи. Приведены результаты исследования, которые открывают перспективы дальнейшего изучения вопроса.
Ключевые слова: вымысел, изобразительное искусство, смысл, условность, форма.
Е.Л. Балкиндстр. 17-20
Особенности периодизации натюрмортного творчества Ильи Машкова
Статья посвящена раннему натюрмортному творчеству Машкова, в котором определены
несколько магистральных направлений. В рамках каждого из них акцентирован анализ живописно-
пластических характеристик произведений, амбивалентная специфика которых как индивидуализиру-
ет художника, так и вводит его в контекст парадигмы искусства начала XX в.
Ключевые слова: искусство отечественного авангарда, «Бубновый валет», примитивизм, натюрморт,
пластическое мышление, русские сезаннисты.
стр. 20-23
Системный принцип организации музыкального тематизма: от оперы к кинематографу
В статье на основе анализа музыки фильма «Сибирский цирюльник» (режиссер Н. Михалков, композитор Э. Артемьев) выявляется системный принцип организации музыкального тематизма как прием, пришедший в прикладную музыку из классической оперной драматургии.
Ключевые слова: музыкальный тематизм, оперная драматургия, кинодраматургия, киномузыка,
кинокомпозитор.
стр. 23-28
Новые тенденции в концерте для саксофона 70-х - 90-х годов XX в.
Статья посвящена анализу новых тенденций в концерте для саксофона отечественных и зарубежных композиторов 70-х – 90-х годов ХХ столетия. Данный период характеризуется освоением новой композиторской техники и обновлением музыкального языка, что привело к включению в партию солиста новых (нетрадиционных) исполнительских приемов, суть которых заключалась в изменении тембрального звучания инструмента. Тембровое экспериментирование, затронувшее все инструментальные пласты, способствовало расширению образной сферы и жанровой палитры концерта для саксофона и привело к появлению его новых разновидностей.
Ключевые слова: саксофон, жанр, концерт, эволюция, эволюция жанра, жанр концерта для саксофона, исполнительство на саксофоне, академическая музыка для саксофона.
А.М. Понькинастр. 28-32
Французская инструментальная школа XVIII-XIX веков: аспекты национальной стилистики
В статье рассмотрены процессы становления французской камерно-инструментальной школы XVIII – XIX веков, которая послужила фундаментом для развития и расцвета этого видового стиля в творчестве композиторов Новейшего времени (от К. Дебюсси до членов группы «Les Six» и Д. Мийо). Отмечено, что Ренессанс французского инструментального стиля приходится в четко обозначенных художественно-эстетических параметрах на музыку Новейшего времени, отсчет которого начинается с последнего десятилетия XIX века. Определяющую роль здесь играли великие французские композиторы, создавшие стиль музыкального импрессионизма, – К. Дебюсси и М. Равель. В их творчестве, направленном не только на новации, но и на возрождение национальных традиций, сложился новый музыкальный язык, определивший значение французского инструментального стиля в области его влияния на мировую инструментальную практику последующего времени. Процесс стилистического обновления, однако, был начат во французской инструментальной школе еще раньше – в творчестве композиторов XVIII – XIX вв., репрезентировавших «французское» в системе европейского инструментализма (от Ж.-Б. Люлли до К. Сен-Санса). Новизна предложенного в данной статье подхода к изучению французской музыкальной школы заключается в систематизации и определении критериев ее изучения как эстетико-коммуникативной парадигмы, обогатившей своим влиянием мировую практику этого рода музыкального искусства.
Ключевые слова: инструментализм как музыкально-художественный феномен, камерный инструментализм, инструментальная школа, национальный аспект инструментальной школы, французская инструментальная школа XVIII – XIX веков.
Д.А. Рубцовастр. 32-37
Пути достижения коммуникативного единства исполнителей
Исследование представляет собой последовательное вычленение феномена музыкальной коммуникации в ансамбле из общей структуры коммуникативных процессов в искусстве, с формулированием ее специфических особенностей и регламентацией путей их формирования посредством осуществления совместной ансамблевой работы исполнительского дуэта солиста и концертмейстера над камерно-вокальными произведениями П.И. Чайковского. Суть статьи состоит в представлении целостного обзора явления музыкальной коммуникативности – в качестве контекста для акцентуации особого типа взаимодействия между партнерами камерного ансамбля, на примере работы с указанным материалом.
Ключевые слова: музыкальная коммуникация, камерно-вокальный дуэт, ансамбль, романсы П.И. Чайковского, взаимодействие исполнителей.
В.С. Исаевстр. 37-40
Трактовка голоса в композициях Стива Райха 1970-х годов
Исследование представляет собой последовательное вычленение феномена музыкальной
коммуникации в ансамбле из общей структуры коммуникативных процессов в искусстве, с форму-
лированием ее специфических особенностей и регламентацией путей их формирования посредством
осуществления совместной ансамблевой работы исполнительского дуэта солиста и концертмейстера
над камерно-вокальными произведениями П.И. Чайковского. Суть статьи состоит в представлении
целостного обзора явления музыкальной коммуникативности – в качестве контекста для акцентуации
особого типа взаимодействия между партнерами камерного ансамбля, на примере работы с указанным материалом.
Ключевые слова: музыкальная коммуникация, камерно-вокальный дуэт, ансамбль, романсы П.И. Чай-
ковского, взаимодействие исполнителей.
стр. 40-44
Истоки джаза в этнокультурном аспекте исследования
В статье рассматривается этнокультурный подход при изучении истоков американского
джаза в единстве этнографического и социального.
Ключевые слова: джаз, этнокультурный аспект, world music, аутентичная музыка.
Е.В. Семенченкостр. 44-47
Основные тенденции современной звукорежиссуры
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием отрасли звукорежиссуры в современном мире. Автором проанализированы основные тенденции формирования и развития звукорежиссуры как творческой деятельности. В статье описана роль звукорежиссера в создании звуковых образов, а также основные компетенции звукорежиссеров современности. Обозначены
основные направления развития работы со звуком в современных экранных искусствах.
Ключевые слова: экранные искусства, саунд-дизайн, звукорежиссура, звукозапись, звукорежиссер.
Е.Ю. КлючковаТеория и история культуры
стр. 48-53
Культурные ценности в условиях социальных потрясений
В статье исследуется аспект вооруженных конфликтов, касающийся судьбы культурных
ценностей, сделана попытка выявить контуры террористического акта в отношении культурных цен-
ностей как отдельного вида террористической деятельности, рассмотрены некоторые основания для
создания концепции защиты культурного наследия в условиях социальных конфликтов.
Ключевые слова: культурные ценности, террористический акт, защита культурного наследия.
В.Г. Торосян, И.В. Пальцевастр. 53-58
Информационная культура как фактор трансформации идентификационной парадигмы
В статье исследуется аспект вооруженных конфликтов, касающийся судьбы культурных
ценностей, сделана попытка выявить контуры террористического акта в отношении культурных цен-
ностей как отдельного вида террористической деятельности, рассмотрены некоторые основания для
создания концепции защиты культурного наследия в условиях социальных конфликтов.
Ключевые слова: культурные ценности, террористический акт, защита культурного наследия.
А.А. Лисенковастр. 58-64
Есть ли у всемирной истории конечная цель развития
В статье рассматриваются пути, формы и перспективы развития человеческой цивилизации, а также анализируется возможность достижения конечной цели всемирного культурно-исторического процесса. Высказывается идея о том, что вопрос о конечной цели исторического развития человечества должен быть рассмотрен в контексте концепции «ритмов истории» и многоуровневого характера Бытия. Делается предположение о том, что смыслом развития всемирной истории является повышение уровня духовности человечества; что содержание мировой истории проявляется в диалектической взаимосвязи и чередование ее «духовных» и «материальных» эпох; что исторический процесс направлен к достижению некоей «финишной» точки, за которой последует качественно новое состояние человечества.
Ключевые слова: мировая история, общественный прогресс, телеология, духовность, Апокалипсис,
ритмы истории, новый эон.
Культура и общество
стр. 65-67
Прославление Родины и ее защитников в музыкально-поэтических текстах праздника Победы 1945 г.
В статье рассматривается проблема преемственности традиций военных праздничных
церемониалов дореволюционной и Советской России, выявляется общность идеологических оснований и их отражение в художественном компоненте празднества. Изучаются нарративные и панегирические тексты, образы Родины и ее защитников, созданные средствами искусств победного триумфа. Материалом исследования избраны документальные фильмы о параде Победы, нотные и аудиозаписи его музыки.
Ключевые слова: военная история России, Парад Победы, образ Родины, гимн.
стр. 68-73
Тема национальной самобытности народов в философии Просвещения
В статье исследуется теоретический потенциал концепций национальной самобытности народов в философии Просвещения. Актуальность работы связана с анализом сложившихся в этот период парадигм исследования национальной идентичности исторических субъектов. Концепции Д. Юма и Ш. Монтескье, И. Канта выдержаны в русле этнопсихологической парадигмы. Концепция национального характера К. Гельвеция содержит в себе зачатки культурологической и философско-исторической парадигм исследования национальной самобытности. У И. Гердера в начальной, смешанной форме представлены культурологическая и философско-историческая парадигмы исследования темы национальной самобытности народов.
Ключевые слова: национальная идентичность, самобытность народа, национальный характер, дух
народа, Просвещение, Д. Юм, И. Кант, К. Гельвеций, И. Гердер, Ш. Монтескье.
стр. 72-75
Талисман в структуре олимпийской культуры
Анализируется талисман как элемент олимпийской культуры, который с каждой новой Олимпиадой приобретает новые черты и характеристику и является символом этого спортивного праздника.
Ключевые слова: Олимпийские игры, талисман, культура, праздник.
М.А. Филимонова, В.И. ЛяхТрибуна молодого ученого
стр. 76-78
Синтез цвета, звука и динамики в пространственных построениях Аристарха Лентулова
В статье рассматривается сквозной принцип предметно-пространственных построений раннего Лентулова – цветодинамика, заключающаяся в синтезе цвета, звука и структуры. Акцент сделан
на семантике приема, а также индивидуальных живописно-пластических средствах, используемых
автором при создании образа.
Ключевые слова: искусство отечественного авангарда, «Бубновый валет», примитивизм, натюрморт,
пластическое мышление, русские сезаннисты, цветодинамика.
Библиотековедение и документальная информация
стр. 79-85
Современные российские ученые в области естествознания - популяризаторы науки и писатели
На примерах издательского опыта современных отечественных авторов – А.Ю. Закгейма,
М.И. Кацнельсона, А.В. Маркова рассмотрен феномен сочетания научно-исследовательской работы
в области естествознания, педагогической деятельности, популяризации естественных наук и литературно-художественного творчества. Выявлены закономерности их авторской деятельности. Литературно-художественные произведения ученых и педагогов представлены фантастикой и поэзией, публикуемыми в газетах, журналах и коллективных сборниках. Научно-популярные произведения издаются в рамках монографий.
Ключевые слова: автор, естественные науки, научная литература, учебная литература, научно-популярная литература, художественная литература.
И.С. Соколовастр. 85-88
К проблеме библиотеки как системы
В статье рассматривается сущность библиотеки как системы с точки зрения современных
достижений системного подхода в нашей стране. Существенной новизной представленной в работе
концепции является рассмотрение библиотеки с точки зрения категории взаимодействия – ключевым
понятием синергетики. Сущность библиотеки как системы заключается в исключительно двухконтурной системе, ведущими категориями которой являются синергетические понятия субъекта и объекта
или пользователя библиотеки и документа в условиях реальной библиотечной деятельности. Перспективой развития этой темы будет ее дальнейшее исследование с точки зрения теории и практики
библиотечной деятельности.
Ключевые слова: библиотека, система, взаимодействие, субъект, объект, двухконтурность.
Е.А. Евтюхинастр. 89-91
О психологических особенностях восприятия электронного документа
Предметом анализа данной статьи является электронный документ. Основная цель –
охарактеризовать специфику работы с текстами такого рода. Особое внимание обращается на их
использование в педагогическом процессе.
Ключевые слова: электронный документ, метаданные, психологические особенности восприятия.
О.К. СолохьянцКультура и образование
стр. 92-95
Ведущие тенденции подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования
В статье рассматриваются современные тенденции подготовки студентов-музыкантов вуза:
общепрофессиональная подготовка, предусматривающая сочетание фундаментальных теоретических
и прикладных аспектов содержания с ориентацией на формирование целостного представления о
профессиональной деятельности; индивидуализация обучения, предусматривающая осознание осо-
бенностей каждого студента, его специфичность, неповторимость, задатки, склонности; информатизация, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную работу по удовлетворению индивидуальных информационных потребностей.
Ключевые слова: тенденции, музыкальное образование, гуманитаризация, индивидуализация, информатизация.
В.П. Сраджев, И.Б. Игнатова, Н.Р. Туравецстр. 95-98
Феномен педагогического интонирования в теории и практике организации образовательного процесса
В статье рассматривается проблемность организации образовательного процесса, который по смыслу совпадает со многими лежащими в основе функционирования закономерностями музыкального искусства. По мнению авторов, успешное выполнение задач обеспечивается совокупностью интегративных действий педагога, которые составляют основу педагогического интонирования, определяемого нами в качестве важнейшего элемента его профессионального мастерства.
Ключевые слова: интонирование, интонация, педагогическое мастерство, образовательный процесс.
О.Ю. Солопанова, Б.М. ЦелковниковКультурная жизнь регионов
стр. 99-103
Музыкальные ремарки А.В. Затаевича как репрезентанты национальной характеристики казахской музыки
Данная статья посвящена анализу музыкальных ремарок в нотных записях А.В. Затаевича, представляющих собой синтез внутрикультурных и межкультурных связей, отражающих контакты
европейской и восточной музыки. Важно, что использование ремарок осуществляется органично:
национально-неповторимое не поглощается. Анализ экспрессивно-стилистических музыкальных ремарок помог шире, детальнее, точнее раскрыть экспрессивно-речевой стиль композитора, который
соответствует психологическим, предметным, поведенческим и т.д. образным модальностям.
Ключевые слова: образно-психологическая характеристика музыкального стиля, специфика музыкальных ремарок, экспрессивно-стилистические особенности музыкальных ремарок.
Е.М. Курманаевстр. 103-106
Экологические черты фольклора кабардинцев и балкарцев
Главной проблемой исследования является культура традиционного фольклора, основанного на национальном понимании этнографической действительности, которая предполагает рассмотрение экологических черт художественной деятельности кабардинцев и балкарцев как наиболее адекватных синкретичной природе народного творчества в русле синергетической теории.
Ключевые слова: этнокультура, фольклор кабардинцев и балкарцев, культурологическое значение,
экологические черты, традиционная культура.
стр. 106-109
Декоративно-прикладное искусство народов Северного Кавказа на современном этапе (на примере войлочных изделий карачаевцев и балкарцев)
В статье рассматривается войлочное искусство карачаевцев и балкарцев на современном
этапе. В основу статьи легли полевые исследования автора. Данный материал впервые вводится в
научный оборот. В работе описывается традиционная технология изготовления и функциональные
особенности войлочных изделий, анализируются формы бытования изделий из войлока на современном этапе.
Ключевые слова: карачаевцы и балкарцы, традиционная культура, декоративно-прикладное искусст-
во, войлочное искусство.
стр. 109-112
Поэтическая интерпретация образа женщины-матери в адыгейской литературе (К. Жане, Р. Нехай, М. Тлехас, Т. Дебе, И. Машбаш)
В работе рассматривается восприятие женщины у адыгов, отраженное в литературных
источниках. Поднятая проблема приобретает особое значение, учитывая интеграцию Северного
Кавказа в мировое сообщество и поиски путей к налаживанию взаимопонимания и взаимодействия.
В этом плане знакомство с культурой и социальным укладом имеет решающее значение.
Ключевые слова: адыгская литература, творчество кавказских поэтов, образ матери, общественный
уклад черкесов, статус женщины.
стр. 112-115
Художественный мир драматургии Е. Мамия
В работе затрагивается одна из малоизученных на сегодня тем: формирование профессионального театра в Республике Адыгея. Рассматривая данный вопрос, автор обращается к творческому наследию Е.А. Мамия и характеризует его влияние на драматическое искусство Кавказа.
Ключевые слова: творчество Е. Мамия, культура Адыгеи, советский театр.
Р.Х. Емтыльстр. 115-119
Роль и значение волонтерского движения в оказании социально-ориентированных услуг общедоступными библиотеками Краснодарского края
В статье раскрывается роль и значение волонтерского движения в оказании социально-ориентированных библиотечных услуг. Исследуются результаты опроса руководителей общедоступных библиотек Краснодарского края.
Ключевые слова: общедоступная библиотека, волонтеры, волонтерское движение, социально-ориентированные услуги.
Я.Г. Путилинастр. 119-122
PR-менеджмент в организациях пульсирующего типа: проблемы и перспективы
В статье раскрывается содержание концепции пульсирующих организаций на примере волонтерских центров и деятельности организаторов спортивных событий. Объясняется, как структуры с «пульсирующим эффектом», в свете их особых характеристик, адаптируют доступные технологии к своей деятельности. Уникальные информационные и коммуникационные требования вызывают необходимость поиска оптимальных стратегий управления отношениями с общественностью.
Ключевые слова: менеджмент организации, волонтерство, события, организационная структура,
коммуникации.
стр. 122-125
Географический детерминизм в социокультурном развитии территории: к постановке вопроса
В статье проанализировано влияние географических, природно-климатических условий на социокультурное развитие территории. Выявлено изменение степени зависимости территориального развития от географических факторов в исторической ретроспективе.
Ключевые слова: территория, социокультурное развитие, природно-климатические условия.
К.В. Хараишвили, Е.Я. Ягодкинастр. 125-129
Инновационные формы работы в обучении студентов-музееведов
В статье рассматриваются инновационные технологии, используемые при обучении
студентов.
Ключевые слова: музей, музейная среда, экспозиция, интерактивные технологии, мастер-класс, коллаж.
Н.Б. Акоевастр. 129-135
Русская культура как ценностная основа межнационального взаимодействия на Северном Кавказе
В статье рассматривается русская культура как ценностная основа межнационального диалога, стабилизирующий фактор межэтнических отношений в Северо-Кавказском регионе. В исследовании выявлена степень и характер влияния русской культуры на процессы межнационального
этнокультурного взаимодействия на Северном Кавказе для обеспечения мира и согласия, развития и
укрепления дружественных отношений, что особенно актуально в условиях современного социокультурного развития общества. Особое внимание уделено русскому языку, который играет важную роль в межэтническом общении.
Ключевые слова: русская культура, ценностные основы, Северный Кавказ, природное и культурное
наследие, русский язык, межнациональный диалог.
стр. 135-141
Культурное наследие горной Ингушетии: проблемы сохранения и использования
На примере Джейрахско-Ассинского государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника в статье рассмотрены основные проблемы сохранения и использования
культурного наследия на территории горной Ингушетии. Авторами отмечаются существующие в
российском законодательстве противоречия в части охраны культурного наследия в пограничных
территориях, проанализированы практики актуализации функций объектов культурного наследия в
современной культурной политике.
Ключевые слова: культурное наследие, Республика Ингушетия, региональная культурная политика,
сохранение культурного наследия, использование культурного наследия, Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник.
стр. 141-144
Русское театрально-декорационное искусство в собрании музея Виктории и Альберта
В статье анализируется коллекция русского театрально-декорационного искусства в лондонском Музее Виктории и Альберта. Автор рассматривает историю формирования коллекции, ее состав и значение для сохранения и популяризации русского культурного наследия за рубежом.
Ключевые слова: музей, Музей Виктории и Альберта, русское театрально-декорационное искусство,
русское искусство в зарубежных музеях, культурное наследие России за рубежом.
стр. 144-148
Патриотизм - понятие культурологии
В статье рассматривается содержание понятия «патриотизм» под углом зрения исследования самосознания и культуры современного общества.
Ключевые слова: глобализация, государство, личность, патриотизм, человечество.
Б.П. Борисовстр. 148-151
Культурная идентичность как интегратор идеологии и государства
В статье отражено авторское видение целесообразности утверждения культурной идентичности как системного интегратора общественных отношений, обеспечивающего этносоциальную стабильность, сохранение и развитие государства.
Ключевые слова: государство, идеология, единство, культура, развитие.
Н.Г. Денисовстр. 151-156
Этноментальность Кубани в культурологической регионике: современные подходы к изучению проблемы
В статье рассматриваются методологические подходы к конструированию этноментальности в контексте регионики как феномена культуры в единстве ее онтологических и перцепционных характеристик. Научный анализ этноментальности Кубани как полиэтнического региона позволяет осознать процессы трансляции ценностей национальной и общероссийской культуры, понять уникальность и неотделимость от культурного пространства страны и мира.
Ключевые слова: этноментальность, регионика, региональная культурология, культурное пространство, региональная идентичность, этнонациональность, этнос, культурография региона.
Н.Н. ПавелкоРецензии
стр. 157-157
Древнерусское зодчество домонгольского периода
Учебное пособие Б.А. Трехбратова "Золотые купола: православное зодчество домонгольской Руси" посвящено каменному зодчеству древнерусского государства.
Н.Б. Акоева, И.Г. ИванцовНекролог
стр. 158-158