Культурная жизнь Юга России № 2 (77), 2020
стр. 1-2
Титул
Содержание
стр. 3-4
Содержание
Теория и история искусства
стр. 7-10
Екатеринодарское отделение ИРМО: страницы истории
Открытие Екатеринодарского отделения ИРМО стало ключевым моментом в истории профессиональной музыкальной культуры на Кубани. Деятельность этой организации достаточно подробно рассмотрена в трудах краснодарских исследователей. Однако неизвестные ранее документы, хранящиеся в архивах Санкт-Петербурга, открывают новые страницы в истории создания и деятельности Екатеринодарского отделения в 1900-1901 гг. Применение источниковедческих методов исследования позволяет не только пересмотреть сложившиеся взгляды на причины открытия в столице Кубанской области отделения ИРМО, но и дать новую оценку инициативам и действиям А.Д. Бигдая. В статье приводятся неизвестные ранее сведения о предполагавшемся первом составе дирекции Отделения и факты сотрудничества местных музыкальных деятелей с директором Петербургской консерватории В.И. Сафоновым. Делается вывод о преждевременности открытия отделения ИРМО в Екатеринодаре в 1900 г., что послужило причиной приостановки его деятельности. Все архивные документы публикуются впервые.
Ключевые слова: архивные документы, Екатеринодарское отделение ИРМО, музыкальные классы, А.Д. Бигдай, В.И. Сафонов.
С.В. Аникиенко, В.А. Корепановстр. 11-14
Фортепианный цикл Ю.А. Симакина "Тихая моя родина": образы, жанры, формы
Статья посвящена анализу фортепианного цикла кубанского композитора Ю.А. Симакина «Тихая моя родина». Затрагивая историю создания музыкального произведения, автор раскрывает взаимосвязь названия цикла с образным строем фортепианных миниатюр. Классифицируя пьесы по образному содержанию и жанровой принадлежности, автор подчеркивает роль фольклорного начала, которое проявляется как на уровне музыкального языка цикла, так и на уровне композиционного строения отдельных миниатюр. Предпринятый анализ позволяет выявить обусловленность структурных особенностей пьес их исполнительской и слушательской предназначенностью.
Ключевые слова: композиторы Кубани, Ю.А. Симакин, фортепианный цикл «Тихая моя родина».
Е.В. Бабенкостр. 14-19
Чайковский и трагедия-сатира XX века: "преступление и наказание"
В статье рассматривается процесс развития отечественной трагедийной концепции от века ХIХ к веку ХХ, от Пушкина и Достоевского – к Чайковскому и Мусоргскому и далее – к трагедиям-сатирам Прокофьева и Шостаковича. Выявляются закономерности роста обличительного начала в отечественной трагедии, литературной и музыкальной. Отмечается, что формирование основ будущей трагедии-сатиры происходит в недрах поэтики Достоевского, трагедии «преступления и наказания», черты которой очевидно просматриваются в исторических драмах Мусоргского и лирических – Чайковского. Рожденный на пересечении этих двух тенденций новаторский оперный синтез трагедии-сатиры отразил присущую ХХ веку тенденцию окончательного распада связей личности и общества. Отражение музыкально-исторических реалий этого процесса и определяет теоретическую значимость данной статьи.
Ключевые слова: отечественная трагедийная концепция, трагедия «преступления и наказания», экзистенциальная поэтика, принцип игры, принцип зеркала, трагедия-сатира.
Н.В. Бекетовастр. 19-22
Музыкальный образ лирической героини в романсе С.М. Слонимского на стихи А.А. Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью»
В статье на материале романса «Сжала руки под темной вуалью» из камерно-вокального цикла С.М. Слонимского «Десять стихотворений Анны Ахматовой» рассматривается специфика музыкального воплощения образа лирической героини стихотворений А.А. Ахматовой. Масштабность и художественная значимость камерно-вокального наследия Сергея Михайловича на ахматовскую поэзию не исследована в аспекте музыкально-поэтического взаимодействия, что обусловливает актуальность и новизну данной статьи. На основе методов целостного, жанрового и интонационного анализа музыкальных произведений выявлено соотношение поэтического текста с определенными элементами музыкального языка, что позволило определить метод работы композитора со стихотворением. Автор подчеркивает, что выбор широкого спектра музыкально-выразительных средств (гармонических, мелодических, фактурных, ритмических), обусловленный эмоциональносмысловыми доминантами поэтического текста и детального отражения его событий, говорит об отношении композитора к лирике А.А. Ахматовой.
Ключевые слова: С.М. Слонимский, А.А. Ахматова, музыкальный образ, поэзия, лирическая героиня, музыкальный язык.
А.Н. Ситаловастр. 22-28
Исследование категории пространства в музыкальной культуре селькупов
Статья посвящена исследованию категории пространства в музыкальной культуре селькупов. Анализируются песни, исполняемые уроженцами села Толька, Красноселькупского района Тюменской области Ямало-Ненецкого автономного округа. Изучение научных исследований, посвященных музыкальной культуре селькупов, показало, что организации пространства в музыкальном фольклоре селькупов свойственны черты мифологического сознания и мышления. Выявлены значимые координаты физического пространства, к которым относятся мир «верхний», «нижний», «подземный»; перцептуального, раскрывающегося через «свое», «иное» / «переходное» пространство; концептуального пространства, воплощенного в идеальных, желаемых моделях духовной жизни.
Ключевые слова: музыкальная культура селькупов, песенный фольклор, текст, исполнение, физическое, перцептуальное пространство, мифологическое пространство-время.
И.А. Дидимовастр. 28-31
Обоснование исторического принципа музыкального образования в музыкально-критических работах Г.А. Лароша
Высказанная в 1870-х годах Г.А. Ларошем идея о введении исторического подхода в отечественное музыкальное образование оказалась революционной. Однако этот вопрос до настоящего времени остается неисследованным: указанные музыкально-критические статьи в силу ряда исторических причин не переиздавались с 1913 года. Историко-генетический метод и комплексный историко-теоретический анализ текста публицистического произведения позволяют сегодня восстановить ход обоснования Ларошем исторического подхода в отечественной музыкальной педагогике. Взяв за основу постепенную эволюцию музыкального языка и его законов, Ларош предложил не только реформировать сложившуюся к тому времени в русских консерваториях систему преподавания теоретических дисциплин, но и внедрить принципы полифонического письма строгого стиля как в творчество русских духовных композиторов, так и в практику восстановления аутентичного музыкального текста русской народной песни.
Ключевые слова: Г.А. Ларош, музыкальная журналистика, музыкальное образование, история музыки, принцип историзма, полифония строгого стиля.
С.В. Аникиенко, Ю.В. Орловастр. 31-35
Творчество Клода Дебюсси и звуковой образ флейты ХХ века
Рассматривается роль произведений французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси в формировании исполнительского репертуара сольной флейты в контексте усовершенствования конструкции инструмента и обогащения технологии исполнения новыми приемами. Целью статьи является выявление ведущей тенденции развития европейского искусства второй половины ХХ века – максимальное определение колористических возможностей инструмента с учетом как традиционных методов звукоизвлечения, так и экспериментальных, ранее не использовавшихся. Обозначается вклад Дебюсси в воссоздание нового звукового образа инструмента в начале ХХ века, инициирование экспрессивных и импрессивных качеств его поэтики1. Заостряется внимание на произведении для флейты-соло «Сиринкс». Это позволило сконцентрироваться на уникальных тембровых качествах инструмента, экспериментах с новейшими техниками звукоизвлечения в тесной взаимосвязи с введением в обиход новых образов, впоследствии ставших обыденными для музыкальной культуры столетия. Указывается на согласование данных процессов с ходом развития европейской музыки.
Ключевые слова: инструментальное исполнительство, духовые инструменты, флейта, «Сиринкс» Клода Дебюсси.
О.В. Рассахань, С.И. Хватовастр. 35-40
Процессы культурной преемственности в современном фортепианном творчестве Китая
Статья посвящена изучению форм преемственности и методов работы современных китайских композиторов с национальными музыкальными материалами в фортепианных произведениях. Актуальность исследования обусловлена все большим воздействием на китайское искусство и культуру во второй половине ХХ века западноевропейских и американских традиций, привносимых в результате активных коммуникационных процессов. В ходе исследования при помощи использования методов культурно-исторического, стилевого анализа, методов герменевтики и музыковедческого анализа было установлено, что к значимым факторам «китайского стиля» можно отнести константные методы композиторской работы – аранжировку популярных народных мелодий; включение вариационности, рондальности и простых репризных форм, усиливающих принцип экспозиционности, любования объектом, отвечающего китайской эстетике. Научная новизна исследования обусловлена обоснованием, что китайский стиль в музыке формируется также благодаря использованию в качестве основы музыкальных сочинений художественных образов китайских легенд, исторических, поэтических, литературных и философских текстов, представляющих в музыке традиции и обычаи разных этнических групп Китая и менталитет народа в целом.
Ключевые слова: китайский стиль, методы композиторской работы, аутентичный стиль, аранжировка, преемственность, этапы развития фортепианного исполнительства, Китай.
С. Таньстр. 40-47
Музыкальная характеристика вокальных произведений основоположников крымско-татарского музыкального искусства
В статье впервые проводится анализ вокальных произведений основоположников крымско-татарской профессиональной музыки А. Рефатова и Я. Шерфединова. Автор раскрывает фольклорные жанровые особенности как любовно-лирических, лирико-эпических, так и шуточных песен, явившихся образцами для вышеназванных композиторов в создании собственных произведений. Сравнивается творческий метод композиторов в работе с фольклорным материалом, дается оценка их роли для дальнейшего развития крымско-татарской вокальной музыки. В качестве методологической основы анализа вокального творчества и фольклорных обработок А. Рефатова и Я. Шерфединова используются работы российских исследователей по проблемам вокального искусства, массовой песне и проблемам претворения фольклора в творчестве композиторов. В числе главных фактурных приоритетов называются гомофонно-гармонический склад, куплетная форма, вариантно-вариационный тип развития тематизма, определяются лады, характерные для крымско-татарского музыкального фольклора и для творчества исследуемых композиторов.
Ключевые слова: песня, фольклор, композитор Асан Рефатов, композитор Ягъя Шерфединов, особенности стиля, жанр, метроритм, интонация, фактура, мелодика, форма.
М.И. Халитовастр. 48-51
Симфония-концерт О. Проститова в контексте развития жанра
В статье рассматривается произведение О. Проститова с точки зрения синтеза жанров симфонии и концерта, обогащенных современными средствами музыкальной выразительности и принципами формообразования. Доказывается, что при сохранении драматургической концепции, особенностей формообразования, характерных для жанра симфонии, произведение обогащается приемами концертности. Отсюда обилие сольных эпизодов, наличие каденции баяна, инструмента нетипичного для данного жанра и введенного в связи с посвящением В. Золотареву. Черты индивидуального стиля актуализируются через особенности тематизма и тональную систему, где О. Проститов, используя основную тональность, развивает ее средствами сериальной техники. Личный взгляд автора, отсылки к стилю В. Золотарева, опора на традиции дают понимание того, что анализируемое произведение представляет собой современный образец синтетического жанра.
Ключевые слова: жанр, симфоническая музыка, симфония-концерт, творчество, композитор, симфония, концерт, музыкальная форма.
К.Н. Екимова, Т.Ф. Шакстр. 51-58
Образ волка в авторской мифологии А. Гнутова (на примере графики 2010-х гг.)
В статье рассматриваются графические произведения 2010-х годов современного саратовского художника Александра Гнутова (псевд. Александр Гнутов-Баюн, р. 1976). В исследовании впервые анализируется образ волка в его авторской мифологии, выявляются средства его художественной выразительности (графичность рисунка, декоративность, обобщенность образов, влияние визуальности традиционных культур и актуальных художественных практик). Выясняется, почему представитель современного искусства обращается к мифологии древних народов (прежде всего к скандинавской и славянской). Обосновывается вывод о том, что образ волка в творчестве А. Гнутова связан с различными мифологическими мотивами (тотем воина, Фенрир, миф о Рагнарёке, Гери и Фреки, Симаргл) и русскими народными сказками (Серый Волк), а его графика концептуальна по своей природе.
Ключевые слова: современное искусство, современное искусство Саратова, Александр Гнутов, авторская мифология, графика.
Н.А. Куриловастр. 58-64
Искусство интерпретации: «Чакона» Бах – Бузони
Статья посвящена исследованию соотношения художественных смыслов двух произведений – Чаконы из Второй партиты d-moll BWV И.С. Баха и Чаконы для фортепиано (транскрипции) Бах – Бузони. Цель исследования – установить новые смыслы, которые воплощает Ф. Бузони в транскрипции Чаконы. Методом интонационного анализа показано, каким образом возникают ведущие образно-художественные сферы последней части партиты d-moll BWV Баха – Чаконы. Методом сравнения выявляются новые образно-художественные доминанты, которые формирует Ф. Бузони в транскрипции баховской Чаконы. Делается вывод, что взаимодействие категорий Судьба (смерть), Человек, Жизнь (выраженные через жанровые интонационные формулы хорала, речитатива, арии lamentо и моторной интонации) объединяют многие произведения, созданные И.С. Бахом с 1717 по 1720 год в Кетене.
Ключевые слова: транскрипция, чакона, Бах, Бузони, орган, интерпретация, хорал, речитатив, инструментальная каденция, вариации.
Ю. Яньстр. 65-71
Станковая печатная графика в Волгоградском регионе: 1980-1999 годы
Предметом исследования стало состояние станковой печатной графики в Волгоградском регионе в позднесоветский период. В статье проведен анализ сюжетно-тематического разнообразия и технических предпочтений мастеров печатной графики региона. Впервые рассмотрены гравюры художников И.Н. Аксенова, Л.Д. Ермакова, В.И. Мамонтова, Е.Г. Синилова из собрания Волгоградского музея изобразительных искусств им. И. Машкова, картинной галереи г. Волжского, Дубовского районного краеведческого музея, Урюпинского художественно-краеведческого музея, частных коллекций. Выявлена существовавшая в станковой графике художников региона героическая сюжетно-тематическая преемственность, нашедшая в 1980-1999 годах отражение в монументально-мемориальных мотивах у художников В.В. Киселева, А.М. Николаева, Г.И. Печенникова. Вместе с этим отмечены работы художников И.Н. Аксенова, Л.Д. Ермакова, В.И. Мамонтова, Е.Г. Синилова, Н.Д. Пироговой, в которых появились лирические художественные образы и темы.
Ключевые слова: печатная графика, линогравюра, офорт, сухая игла, И.Н. Аксенов, В.В. Киселев, А.П. Легенченко, В.И. Мамонтов, Н.Д. Пирогова, Б.К. Сивец.
А.В. Филимоновастр. 71-76
Определение жанра утопии и антиутопии в отечественном кинематографе
В статье акцентируется внимание на исследовании фантастических жанров в отечественном и зарубежном киноведении. Дается жанровое определение социальной утопии и рассматривается его критическое применение к примерам из отечественной кинематографии. Особое внимание обращается на характерные черты кинодраматургии: трудности использования повествовательного конфликта, его влияние на зрелищность фильма. Рассматривается важность временного аспекта для прогностической функции произведения. Новизна работы состоит в поиске обоснованных подходов к терминологии при определении природы жанра. Целью работы является разделение терминов «утопия», «утопизм» и «антиутопия» и корректное их применение на различных стадиях разработки кинопроекта.
Ключевые слова: утопия, дистопия, кинематограф, поэтика, драматургия.
О.В. Шестерикстр. 76-80
Классическая музыка в технологии мультимедиа
В статье раскрывается актуальная проблема, связанная с чрезвычайно распространенным мультимедийным форматом представления классической музыки в современной практике. Метод исторического анализа позволяет сформулировать ситуацию стирания из памяти слушателя характерных для истоков инструментальных жанров вокальных и оперных аллюзий. Как своеобразная компенсация этих потерь объясняется обновление концертных форм: чтение стихов в речитале Е. Кисиным, «шутки» Игудесмана и Джу, Паганини-квартета, комическое поведение Г. Кремера и В. Спивакова в оркестровых программах. Аналогичным стимулом для адекватного восприятия концертов инструментальной музыки трактуется киноэкран, на котором экспонируются различные зрительные образы; при распространенном исполнении киномузыки на нем демонстрируются сцены из соответствующих фильмов. В статье рассматриваются актуальные для наук о художественной культуре понятия «линейного» и «нелинейного» медиа: как прослушивания-просмотра и интерактивного формата взаимодействия с музыкой в эру «тотальной компьютеризации». Новизну проблематики статьи определяет утверждение о визуализации музыки, в том числе в сетевых зрительных презентациях и видеоклипах, как новой разновидности музыкального жанра. Впервые поднимается вопрос о визуализации академических музыкальных образцов в педагогике.
Ключевые слова: классическая музыка, медиа, мультимедиа, трансляция музыки, презентационные программы, видеоредакторы, киноклип.
М.С. Дядченкостр. 80-88
Некоторые аспекты музыкально-критической деятельности А.Г. Шнитке (к 85-летию со дня рождения)
Альфред Шнитке является одним из самых ярких представителей музыкального искусства XX века. Он внес весомый вклад в мировую культуру как выдающийся композитор, как авторитетный педагог по инструментовке, полифонии, чтению партитур и композиции, а также как исследователь, издавший множество работ о современной музыке, о ее творцах, концертной деятельности, а также о насущных проблемах отечественного музыкознания. Литературно-публицистическое наследие Шнитке весьма разнообразно и представляет огромную научную ценность. В его работах отражаются важные и актуальные темы современного искусства XX столетия, не потерявшие своей остроты звучания и в XXI веке. В статье представлен анализ его музыкально-критического наследия, преимущественно связанного с концертной жизнью столицы прошлого века, а также рассмотрены публикации, посвященные творчеству его величайших современников. Материалом исследования послужили архивные материалы Московского и Гамбургского кабинетов А.Г. Шнитке (научно-творческая образовательная лаборатория «Шнитке-Центр»), которые были переданы в дар Московскому государственному институту музыки имени А.Г. Шнитке Ириной Шнитке к юбилею композитора.
Ключевые слова: Альфред Шнитке, музыкальная критика, современное композиторское творчество, композиторская техника.
А.Г. Алябьева, М.Б. Кремлевастр. 88-93
Традиционная музыкальная культура восточнославянского населения Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики: жанрово-региональная специфика
Статья посвящена традиционной музыкальной культуре кубанского казачества (шире – восточнославянского населения), проживающего на территории Карачаево-Черкесской Республики. До территориальных преобразований в первой четверти ХХ века Зеленчукский район КЧР являлся частью Кубанской области. Работа опирается на документальные полевые материалы, собранные в КЧР участниками Кубанской фольклорно-этнографической экспедиции научно-исследовательского центра традиционной культуры Кубани в 1998 году, а также автором статьи М.В. Власовой в период 2016-2018 гг. Описана история этнографических исследований, охарактеризована региональная специфика традиции. Проанализированы различные жанры музыкального фольклора (календарные, свадебные, лирические песни) в контексте традиционной обрядовой и бытовой культуры. Периферийное положение зеленчукских станиц относительно центра кубанского региона, расположение их в предгорьях Кавказского хребта определили сохранность редких образцов музыкального фольклора, также упоминаемых в статье.
Ключевые слова: Закубанье, традиционная музыкальная культура, фольклорные жанры, организация стиха и напева.
С.А. Жиганова, М.В. Власовастр. 93-99
Первый пушкинский цикл как музыкальный дневник Д.Д. Шостаковича
Предметом исследования является вокальный цикл Д.Д. Шостаковича «Четыре романса на слова А.С. Пушкина». Особое внимание в статье уделяется дневниковому характеру этого сочинения, тесной связи романсов с событиями личной жизни композитора. Автор рассматривает аспекты глубоко оригинального отбора Шостаковичем стихотворений Пушкина, взаимоотношений композитора (через пушкинские тексты) с властью, с событиями, его окружавшими. В пушкинском цикле Шостакович отразил свое восприятие окружающей его жизни, поэзия Пушкина стала для него возможностью высказаться на глубоко личные и даже любовные темы. До сих пор камерно-вокальный цикл композитора 1936 года не рассматривался в подобном ключе и не анализировался в контексте музыкальной дневниковости. В романсах на слова Пушкина камерно-вокальная лирика стала для композитора автобиографичной по своей сути, и этот факт углубляет наши знания о творчестве выдающего музыканта XX века.
Ключевые слова: Шостакович, Пушкин, романс, поэзия в музыке, вокальный цикл, автобиографичность.
Ю.Э. Серовстр. 100-106
Авторская трактовка мифологических образов в творчестве художника-графика Богдана Дмитриенко
Предметом исследования является становление и особенности стилистики художникаграфика Богдана Дмитриенко, авторская интерпретация персонажей кельтской, славянской и кавказской мифологии в книжной иллюстрации. Характер иллюстрирования рассматривается нами как совокупность приемов, используемых художником для передачи смысловых пластов в графике. Художник, стремясь придать историческую подлинность и философскую значимость мифологическим персонажам, включает в иллюстрацию древние орнаментальные мотивы. Орнамент в представленных работах несет не только декоративную, но, что особенно важно, историко-символическую нагрузку. Новизна исследования заключается в представлении уникальной графической техники, созданной Б. Дмитриенко, – хризографики, корнями связанной с византийской книжной эстетикой, современной и востребованной сегодня. Сусальное золото, с которым экспериментирует художник, вступает в особенные отношения с освещением, выделяя те или иные части композиции, оживляет графические формы и структуру. Эта тема позволила создать убедительные по своему смыслу и силе воздействия мифологические характеры.
Ключевые слова: мифологический образ, персонаж, цвет, композиция, орнамент, графика, графическая техника, иллюстрация, хризографика, иконография.
Н.Б. СеминаТеория и история культуры
стр. 107-111
Полилог как способ формирования поликультурной модели существования культуры в современном мире
Неэффективность политики теории и практики мультикультурализма актуализирует проблему построения модели социокультурной реальности, способствующей утверждению взаимной толерантности между культурами и реализующей идею равноценности культурных идентичностей. Рассмотрены аспекты реализации межкультурного полилога. В полилоге открывается новая ориентация на признание механизма «вечного возвращения» как механизма постоянного утверждения собственной идентичности. Показано, что межкультурный полилог является наиболее релевантным способом утверждения поликультурной модели существования культур. Проведен анализ с целью раскрытия содержания, специфики концепта поликультурности социокультурной реальности и обоснования полилога как средства реализации принципа поликультурности.В статье предложен вектор формирования поликультурной модели существования культурной идентичности в контексте современности – полилог, направленный на создание новой поликультурной модели общества, для которой характерно признание равноценности, равновеликости, уникальности каждой культуры.
Ключевые слова: полилог, поликультурная модель, межкультурный полилог, поликультурность, культурные идентичности, равноценность культур.
Г.М. Галмаговастр. 111-118
Трансформация образа киборга в массовой культуре
Актуальность темы исследования обусловлена ростом внимания исследователей к проблемам создания киборгов, различным типам усовершенствования человеческих организмов, перспективой физического бессмертия человека. Фокусом внимания исследователей становятся проблемы взаимоотношений в системе «человек – машина». В связи с этим одним из самых востребованных образов современной культуры становится киборг. Киборг представляет собой симбиоз «человек – машина» и является центральным персонажем киберутопии. На основе философско-антропологического и аналитического подхода представлен обзор современных исследований, связанных с пониманием сущности киборга. В процессе исследования особое внимание уделено изучению образа киборга в современной массовой культуре, где данный образ выступает подготовкой массового сознания к переменам эпохи сингулярности. В статье анализируются перспективы процесса киборгизации общества и выявляются риски, возникающие в ходе развития кибертехнологий, такие как изменение представлений о телесности, трансформация гендера, сосуществование человека совместно с технологиями, сохранение своей идентичности. Сделан вывод о том, что образ киборга в массовой культуре показал актуальность экзистенциальных вопросов, связанных, в частности, с появлением возможности личного бессмертия, выхода на новый уровень телесного и духовного совершенства. Представлена специфика отражения образа киборга как символической формы осмысления противоречий современного научно-технического прогресса: проблема стирания границ между человеком и машиной.
Ключевые слова: киборг, киборгизация, массовая культура, трансформация идентичности, технология и тело, постчеловек.
А.С. Щавлевастр. 118-123
Информациональный капитал как социокультурный феномен
В статье впервые совершена попытка актуализации информационального капитала как социокультурного феномена. Реализованный анализ преследовал цель уточнения роли цифровизации, вызванной сетевой глобализацией в современной трансформации информационного пространства. При этом исследователь опирается на методологию социально-философского анализа коммуникативной деятельности, принципы системного анализа и символико-коммуникативного подхода к культуре, информационно-антропологические подходы и трактует информациональный капитал как специфическую форму коммуникативной деятельности и как новое социокультурное явление в ряду нематериальных форм капитала. Информация рассматривается автором как доминантный ресурс в социально-экономической, социально-политической и социокультурной сферах функционирования социальных систем, прошедших индустриальный период развития. Конвергентный методологический подход позволил автору определить информациональный капитал как социокультурный феномен, влияющий на цифровую культуру российской молодежи, и определить место и роль информационального капитала в трансформационных инновационных процессах социокультурной сферы. В статье актуализируется представление о сущности и тенденциях развития информационального капитала как результата функционирования сложных, горизонтально и вертикально ориентированных социально-коммуникативных систем.
Ключевые слова: цифровизация, информация, информациональный капитал, информационные ресурсы.
А.В. Штратниковастр. 124-127
Универсальные компетенции: онтологическое основание и культурологические аспекты
В статье рассматриваются культурологические условия и онтологическое основание формирования универсальных компетенций в их различных смысловых контекстах, что представляется актуальным в современной системе образования. Полагая предметом исследования онтологическое основание универсальных компетенций, авторы используют прежде всего диалектический метод в подходе к заявленной проблематике, позволяющий посредством анализа и синтеза представить взаимосвязь логического и исторического при рассмотрении универсальных компетенций в их культурологических аспектах и измерениях. Новизна подхода предпринимаемого авторами проявляет себя не только в анализе аксиологических составляющих универсальных компетенций в сфере культурологического знания, но определение их значимости в русле культурной традиции и мировоззрения. Особое внимание уделяется процессу преодоления антиномий светского и церковного, научного и религиозного в сфере образования в процессе формирования универсальных компетенций в духовном становлении личности человека.
Ключевые слова: универсальные компетенции, культура, образование, мировоззрение.
А.В. Тонковидова, Е.А. Найденкостр. 127-131
О практической значимости теоретического конструкта «социокультурный фронтир»
Объект исследования – культурологический метадискурс социально-гуманитарных наук. Предметом исследования выступает эвристический потенциал теоретического конструкта «социокультурный фронтир». Актуальность темы состоит в том, что «социокультурный фронтир» – достаточно новый и слабо отрефлексированный в теоретических дискуссиях термин. Поэтому цель сводится к проблематизации эвристического потенциала «социокультурного фронтира». С помощью наблюдения (подчиняющего основной цели комплекс теоретических методов: тематическая выборка источников и их анализ, этимологический анализ, культурологическая атрибуция, классификация и типология приемов теоретизирования и понятийного определения сущностных аспектов жизни) метадискурса социально-гуманитарных наук и приемов выражения сущности явлений в педагогической практике в статье проблематизируется эвристический потенциал теоретического конструкта «социокультурный фронтир» в культурологическом междисциплинарном аспекте. Основным вкладом в теоретический дискурс, новизной работы является утверждение, что методологическая функция социокультурного фронтира раскрывается в учете подвижности и культурной обусловленности пределов теоретизации предмета исследования. Авторы приходят к выводу, что с ростом теоретической рефлексии динамических явлений реальности, описываемых категорией фронтира, ее применимость будет только расширяться. И необходимо в перспективе более детально изучить теоретические и практические пределы применимости данного конструкта.
Ключевые слова: методология, культурология, междисциплинарный дискурс, социокультурный фронтир, медиапедагогика, медиаобразование.
Г.В. Бакуменко, О.В. Устрижицкий, В.П. Грицкевичстр. 131-135
Н. Аббаньяно: социально-культурологический взгляд на феномен фанатизма в спорте
Предметом исследования в нашей статье является феномен фанатизма в спорте как социально-культурное явление. Рассматриваются взгляды известного итальянского философа Н. Аббаньяно1 на проявление фанатизма в спорте. Диалектический метод, примененный авторами, позволяет сопоставить в соотношении и развитии такие социальные феномены как фанатизм, спорт и насилие в их социокультурной трансформации и проявлении. Используя метод системного подхода, авторы анализируют воззрения культуролога и философа на фанатизм как важный, но далеко не полностью изученный аспект общего процесса дегуманизации, что определяет актуальность и новизну исследования. Действительно, в таком рассмотрении сам спорт можно определить в качестве одного из основных «витальных» компонентов культуры современного социума, что послужит культурологической парадигмой дальнейших исследований.
Ключевые слова: спорт, насилие, фанатизм, игровой дух.
Е.А. Найденко, А.В. ТонковидоваТрибуна молодого ученого
стр. 136-142
Композиционные, драматургические и стилевые функции инструментальных каденций в творчестве Ф. Бузони
Статья посвящена исследованию множественных функций сольных инструментальных каденций в сочинениях Ф. Бузони. Методами сравнения, интонационного, фактурного анализа доказано, что в произведениях композитора используются все тематические типы каденций – пассажные, пассажно-мотивные и пассажно-тематические, при этом преобладают два семантических типа каденций – виртуозные каденции и каденции в форме лирико-субъективного высказывания. Виртуозные каденции, основанные на пассажно-мотивных формулах, напоминают о тематизме и стиле оригинального сочинения. Композиционно они играют роль связки и подготавливают включение новой драматургической функции и нового раздела формы. Каденции в форме лирико-субъективного высказывания выполняют функции авторского комментария и выступают в виде герменевтического толкования оригинального текста сочинения, влияя на интерпретацию не только каденции, но и всего сочинения. Установлено, что композитор использует три композиционных метода в создании каденций: метод изменения исполнительских средств выразительности – динамики, педализации, агогики, аппликатурных обозначений; метод изменения оркестровки (фактуры) и метод изменения содержания.
Ключевые слова: инструментальная каденция, транскрипция, инструментальный концерт, композиционные методы, исполнительская интерпретация.
Ю. Яньстр. 142-147
Традиции русского театра и постмодерн: к вопросу о трансформации социально-культурных функций искусства
Проведен культурологический анализ одной из актуальных проблем современной театральной культуры – трансформации социальных функций зрелищного искусства в условиях постмодерна. Автор, с одной стороны, раскрывает идейно-эстетические смыслы русского (российского) классического искусства, имеющие на отечественной исторической почве статус социально-культурных функций: духовно-нравственных, познавательных, воспитательных, ценностных. С другой – асоциальные «дискурсы» постмодернизма: неограниченной свободы, сокрушения запретов и традиций, десакрализации ценностей, космополитизма и культа потребительства. С возникновением постмодернизма как художественного стиля театральное искусство, являющееся главной составляющей сценической культуры, меняется кардинальным образом: появились эпатажные формы и жанровая эклектика, искажаются авторство и тексты литературных и драматургических произведений, гиперболизируется режиссерский замысел новейшими выразительными и техническими средствами, работа актера отходит на второй план. В результате эрозии подвергается основная функция театрального искусства – мировоззренческая, которая формируется человекотворческой диалоговой триадой «автор – актер – зритель».
Ключевые слова: постмодерн, традиция, театральная культура, социальные функции искусства, трансформация.
М.С. ЦишковскаяКультурная жизнь регионов
стр. 148-151
Статус религии и РПЦ в культурной политике современной России
Актуальность исследований места и статуса РПЦ в современных социокультурных реалиях особенно очевидна с учетом продолжающейся в России переоценки ценностей и обостренной потребности в вере. В качестве методологической базы для статьи ценными оказались труды отечественных культурологов, прежде всего А.С. Ахиезера, посвященные социокультурной динамике России. Подчеркивается, что РПЦ, пройдя длительный путь сложных и противоречивых трансформаций в отношениях с государством, все более открывается для диалога, обсуждения общественно важных нравственных проблем. Благодаря этому она играет значительную роль в формировании общественного сознания, поддержании традиционных нравственных ценностей, российского патриотизма, в общем имидже российского государства и его культурной политике, в восстановлении духовного единства граждан РФ. Общий вывод статьи – о теоретическом и практическом значении исследований трансформаций исторических моделей участия церкви в общественной и культурной жизни.
Ключевые слова: РПЦ, переоценка ценностей, потребность в вере, патриотизм, культурная политика, духовное единство.
В.Г. Торосян, Т.Т. Тедеевастр. 151-154
Зарождение и развитие кинопрокатного дела в Крыму (1897-1945 гг.)
В статье проанализирован процесс зарождения и развития кинопрокатного дела Крыма с момента его возникновения в конце ХIX в. и до начала Великой Отечественной войны. Автор характеризует становление коммерческого кинопрокатного дела в Таврической губернии дореволюционного периода, его национализацию в первые годы советской власти и дальнейшее развитие в новых общественно-политических и социально-экономических реалиях 1920-1940-х гг. Показано, как трансформировалась институциональная организация кинопроката в связи с переходом от Новой экономической политики к сталинской модернизации и до начала Великой Отечественной войны. Изучение малоизвестных страниц истории крымского кинопроката позволило автору раскрыть основные этапы и особенности его развития.
Ключевые слова: кинопрокат, кинотеатр, кинооборудование, кинофикация, киноискусство, Крым.
Л.В. ШиловаРецензии
стр. 155-156
Духовно-нравственная культура адыгов
В 2020 году в Краснодаре вышла в свет монография доктора исторических наук, профессора Краснодарского государственного института культуры Бориса Алексеевича Трехбратова, известного ученого, специалиста по кавказоведению, посвященная менталитету адыгов.
Н.Б. Акоева, А.Ю. Чирг