Культурная жизнь Юга России № 1 (72), 2019
стр. 1-2
Титул
стр. 3-4
Содержание
стр. 7-10
От редактора
2019 год объявлен в нашей стране Годом театра, одного из важнейших видов искусства. Это позволит привлечь внимание общества к наиболее актуальным задачам сценической деятельности и наметить пути их достижения.
С.С. ЗенгинПередовые статьи
стр. 7-10
Год театра в России. Неподведенные итоги одной дискуссии
Статья посвящена проблемным вопросам дискуссии о театре переломного периода 1988-1989 гг. и искусствоведческому анализу актуализации данных проблем в контексте современности.
Ключевые слова: искусство театра, кризис режиссуры, социалистический реализм, игровой театр, концепт театральности.
М.К. Найденко, Н.Н. ВасильченкоТеория и история искусства
стр. 11-18
А.П. Боголюбов и товарищество передвижных художественных выставок: особенности взаимодействий и их значение для развития русской пейзажной школы
Авторы исследуют деятельность А.П. Боголюбова как члена и экспонента Товарищества передвижных художественных выставок: выявляют отношение художника к его проектам и задачам, а также восприятие произведений мастера, экспонировавшихся на выставках общества, передвижниками и художественной критикой того времени. Сделан вывод о заметном вкладе Боголюбова в становление отечественного пейзажа путем приобщения молодых российских пейзажистов к достижениям европейских художественных школ на примере его произведений.
Ключевые слова: Товарищество передвижных художественных выставок, пейзаж, Боголюбов, Крамской, Стасов.
И.А Ильина, Н.И. Девятайкинастр. 18-21
Инструментальная поэма Е. Дербенко «Андрей Рублев»: интерпретация художественных образов
Статья посвящена осмыслению художественных образов инструментальной поэмы «Андрей Рублев», написанной Е. Дербенко для оркестра русских народных инструментов. Проводится параллель между фильмом А. Тарковского «Андрей Рублев» и одноименной поэмой Е. Дербенко с точки зрения трактовки программности и общих принципов формообразования.
Ключевые слова: поэма, художественный образ, формообразование, сюита, контрастно-составная форма.
Д.А. Загайкан, Т.Ф. Шакстр. 22-28
К типологии экранной репрезентации: женские образы в фильме Г.В. Пабста «Безрадостный Переулок» (1925)
Статья посвящена изменениям, происходящим в репрезентации образа femme fatale в немецком кино 1920-х гг. Этот период в истории мирового кинематографа является одним из ключевых в становлении кинообразности и формирования экранной концепции «новой женщины». Автор, ставя перед собой задачу определения типологии героинь, представленных в фильме «Безрадостный переулок» (1925) Г.В. Пабста, приходит к выводу, что отклонение от патриархальной морали в репрезентации женского образа в культурно-историческом контексте сигнализирует о тектонических сдвигах, происходящих в общественном сознании. Оно олицетворяет как передовые философские идеи своего времени (Ф. Ницше, Ф. Ведекинд), так и свидетельствует о подготовке общества к грядущим социокультурным переменам.
Ключевые слова: история кино, «новая женщина», femme fatale, Ведекинд, Пабст, кино Германии 1920-х гг., репрезентация, гендер, гендерные исследования.
С.А. Смагинастр. 28-32
Сотворчество режиссера и композитора в аспекте стиля киномузыки
В статье на материале анализа фильмов режиссера Н. Михалкова с музыкой Э. Артемьева поднимается вопрос о стилевых аспектах музыки кино, реализуемых через сотворчество режиссера и композитора.
Ключевые слова: музыка кино, тандем, режиссер, кинокомпозитор, периоды творчества, Н. Михалков, Э. Артемьев.
Т.Ф. Шак, В.А. Замиховскаястр. 32-36
Историческая панорама жанров музыки для саксофона первой половины ХХ века
В статье анализируются тенденции жанровой эволюции музыки для саксофона первой половины ХХ века. Автором акцентируется внимание на многообразии и пестроте палитры композиторского творчества, обусловленных безграничным темброво-выразительным и виртуознотехническим потенциалом инструмента. Обновленный образный строй и музыкальный язык произведений, способствовавший изменениям композиционно-драматургических закономерностей сочинений, четко обозначил различные жанрово-стилевые взаимодействия.
Ключевые слова: саксофон, музыка для саксофона, жанр, жанры музыки для саксофона, историческая панорама жанров.
А.М. Понькинастр. 37-45
Аранжировка как инструмент интерпретации первоисточника: к вопросу о типологии композиционных методов в хоровой музыке
В статье рассматриваются вопросы трансформации заимствованного первоисточника в сфере хоровой аранжировки. Выделены две области, где в наибольшей степени проявляется стилевое многообразие, – народно-песенное искусство и инструментальная музыка. Общим знаменателем методов организации звукового материала в них становится значительное усложнение подходов к обработке и возрастающая роль современных техник композиции. Применение в практике хоровой аранжировки рассмотренных в статье особенностей трансформации первоисточника создает предпосылки его различной трактовки и приближает деятельность аранжировщика к полноценному композиторскому процессу.
Ключевые слова: аранжировка, хоровое искусство, трансформация, адаптация, обработка, метод, фольклорный первоисточник, фактура.
А.В. Пчелинцевстр. 45-48
Славники «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше» из служб в честь священных реликвий Девы Марии в древнерусской и современной богослужебной традиции
Статья посвящена результатам исследования двух песнопений, объединяющих праздники – Ризоположения, Положения Пояса и Покров Пресвятой Богородицы. В статье анализируются стихиры-славники 2 гласа «Яко венцем пресветлым» и «Смысл очистивше» в исторической перспективе на базе комплекса источников разных эпох. Основой для настоящего исследования послужили методы источниковедческого, текстологического и компаративного изучения рукописных памятников, а также художественный анализ композиции песнопений.
Ключевые слова: Древнерусское певческое искусство, славники, службы в честь священных реликвий Девы Марии.
Ю.Ю. Ходченко, С.И. Хватовастр. 49-52
Жанр сюиты в творчестве К. Перелевского
В статье на основе анализа сюитных циклов для домры и баяна «Сказочные мотивы» и «Шесть пьес в старинном стиле» К. Перелевского выявляются черты исполнительского и композиторского стиля автора.
Ключевые слова: ансамбль русских народных инструментов, сюита, композиторский стиль, сонористика, неоклассицизм.
Е.В. Лыгина, Т.Ф. Шакстр. 52-57
В.И. Мартынов «Ночь в Галиции»: обращение к истокам
Статья посвящена сочинению В.И. Мартынова «Ночь в Галиции». Опус рассматривается с точки зрения сочетания различных певческих манер, обусловленных оригинальным содержанием произведения. Обосновывается выбор исполнительского состава, способного воспроизводить новейшие приемы вокального звукоизвлечения, подбор вокалистов, обладающих профессиональным универсализмом – умением петь в народной, академической манере и экспериментировать со звуком.
Ключевые слова: манера пения, современное композиторское творчество, синтез искусств.
А.С. Лукьянова, П.А. СергееваТеория и история культуры
стр. 58-67
Интенциональный диалог как технология социальной адаптации: философско-методологический аспект
В статье рассматривается методологический подход к решению проблемы подготовки воспитанников организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к эффективному социальному существованию. Анализируются сущность и функции интенционального диалога в их теоретическом и инструментальном аспектах как инструмента ментальной и социальной адаптации. На основе смысловой теории сознания авторы создают междисциплинарную модель корректировки сознания в диалоговой коммуникации; предлагают совокупность методов и приемов, применение которых позволит успешно решить проблему преодоления социальной дезадаптации в теории и на практике.
Ключевые слова: методология, социальная технология, методы (комплексные, междисциплинарные), сознание, смысл, социальная адаптация / дезадаптация, теория интенционального диалога.
Е.П. Александров, В.П. Гриценкостр. 68-71
Представления о культуре и диалоге культур в арабо-мусульманской интеллектуальной традиции
Автор рассматривает понятия, выработанные в рамках арабо-мусульманской культуры и близкие к европейскому концепту «культура», анализирует их происхождение, рассматривает взаимовлияние западных и восточных представлений о культуре и межкультурном диалоге.
Ключевые слова: культура, диалог культур, семиотика, Ибн Халдун, арабо-мусульманская философия.
И.Р. Саитбатталовстр. 71-75
«Бренд территории» как понятие культурологии
Актуальный вопрос о содержании понятия «бренд территории» рассмотрен в контексте культурологического знания. Проанализированы эвристические возможности и трудности его использования. Показано, что культурологический подход позволяет обнаружить ценностное содержание данного понятия, осмыслить проблемы, связанные с деятельностью работников культурыи искусства территории, выявить новый – экономический элемент в функционировании культурной сферы региона.
Ключевые слова: бренд территории, брендирование, культурологический подход, интерпретация экономического термина.
В.Б. Храмов, Т.Н. Фролкинастр. 75-78
П.А. Флоренский: между небом и землей
Статья посвящена рассмотрению концептуальных взглядов П.А. Флоренского на историко-культурную традицию русской философской мысли, проблеме ее религиозной составляющей. Определяется современное значение института церкви в религиозной сфере, а также в социокультурных и политических реалиях современности.
Ключевые слова: культурная традиция, религия, русская философия.
Е.А. Найденко, А.В. Тонковидовастр. 78-83
Пайдейя как код моды и современность
В статье с социально-философской позиции проведен сравнительный анализ эстетических принципов моды времен архаики и современной. Отслежено изменение культурных ценностей в постмодернистском обществе, манипулирование сознанием личности техническими механизмами fashion-индустрии.
Ключевые слова: глобализация, мода, пайдейя, постмодернизм, эстетика, классический стиль, форма, тело человека, тренды, антимода.
Г.А. Сергунова, Б.П. Борисовстр. 83-86
Художественное пространство: к вопросу о системном подходе исследования концепта
Актуальность исследования обусловлена недостаточностью изученности в культурологии концепта «художественное пространство». В статье на основе источников и литературы проанализирован процесс формирования методологии изучения этого концепта на основе системного подхода. Доказана необходимость дальнейшего изучения этой проблемы в культурологии.
Ключевые слова: художественное пространство, система, системный подход, концепт, феномен, культура, методология.
Д.А. Сигида, М.Г. НапалковаКультура и образование
стр. 87-90
Разработка серии пропедевтических заданий, направленных на развитие навыка объемно-пространственного мышления у студентов-дизайнеров
В статье представлена серия пропедевтических заданий, направленных на развитие навыков объемно-пространственного мышления студентов. Рассмотрена последовательность этапов заданий. Описаны результаты апробации данного метода. Результаты проанализированы и представлены в виде иллюстративного материала.
Ключевые слова: объемная композиция, предмет быта, интерьер, архитектурная среда.
Н.Н. Удалова, М.С. ЛунченкоКультура и общество
стр. 91-95
Органопроекция: истоки, реалии и прогнозы
Статья посвящена неоднозначности результатов и перспектив информатизации общества. Выделяется вопрос органопроекции и появления в ближайшем будущем антропоморфных машин.
Ключевые слова: органопроекция, техника, современная культура, информационное общество, цивилизация.
В.Г. Торосян, А.А. Пшеничныйстр. 95-100
Актуальные задачи средового дизайна в процессе формирования комфортной городской среды
В статье рассматриваются основные проблемы визуальной среды современного города. Для их решения и упорядочения процессов формирования городской среды необходимо обозначение актуальных задач средового дизайна и принятие специального документа, регламентирующего процессы дизайна.
Ключевые слова: городская среда, благоустройство, озеленение, город, дизайн.
А.И. Чалаястр. 100-106
Язык моды и личностная трансформация в культуре постмодерна
Мода с переходом человечества в информационную сферу демонстрирует иные принципы жизни социума и устанавливает новые условия самореализации личности в ней. Быстрый рост научных достижений, как ни парадоксально, обостряет проблему «человеческих» межличностных взаимоотношений. Кардинальные изменения моды с конца XIХ по XX век, произошедшие с утратой духовности, особо затронули внутренний мир личности. Репрезентативная культура в области дизайна костюма, в аспекте проявления постчеловека, претерпела колоссальный сдвиг под влиянием установившихся социальных трансформаций. Проводится анализ философского дискурса культуры постмодернизма, затрагивающего современную моду и бытие человека.
Ключевые слова: мода, постмодернизм, трансформация, коммуникация, информационное общество, виртуальная реальность.
Г.А. Сергунова, Е.В. Прасолстр. 106-109
Проблема классики на современной сцене
Проблема постановки классических произведений на современной сцене определяется отсутствием собственно искусствоведческого подхода к феномену нарастающего потока режиссерских интерпретаций и амбивалентности отношения к ним театральной критики. Цель настоящей статьи в опыте искусствоведческого анализа, обобщающего основные тенденции проблемы театрального искусства нового времени.
Ключевые слова: режиссура, интерпретация классики, профессиональные ориентиры, дефиниции классики.
Н.Н. ВасильченкоТрибуна молодого ученого
стр. 110-114
Ретроспективное представление теорий кино в социально-философском контексте
Статья раскрывает содержание ведущих теорий кино с социально-философских позиций, выявляет закономерности в движении философской мысли о кино, показывает широту воззрений на его место в обществе. Задачей работы является определение взаимоотношений продуктов кинематографа, его индустрии со зрителями в различных пространственно-временных локализациях, а также тенденций развития этих отношений.
Ключевые слова: философия кино, теория кино, киноаудитория и кинозритель, социальная история, история кино.
П.В. Назаретянстр. 115-118
Постминимализм в музыке кино: на примере художественного фильма «Я – это любовь» (реж. Л. Гуаданьино, комп. Дж. Адамс, Италия, 2009 г.)
В статье на материале художественного фильма «Я – это любовь» выявляются особенности организации музыкального ряда фильма, решенного в стилистике постминимализма. Определяются его характерные черты и основные отличия от минимализма.
Ключевые слова: минимализм, постминимализм, музыка кино, тематизм, кульминация, драматургия.
Е.И. Журавлевастр. 118-121
Методы работы с заимствованным материалом в «Фантазии на темы песен Джанхота Натхо» для баяна и балалайки В.М. Волченко
Статья посвящена одной из актуальных проблем адыгского музыкознания – становлению и развитию профессиональной музыкальной культуры в Адыгее и выявлению степени влияния композиторов инонациональной традиции на становление адыгской композиторской школы. Внимание авторов сосредоточено на периоде работы композиторов В качестве примера обращения к инонациональной тематике приводится произведение В.М. Волченко «Фантазия на темы Джанхота Натхо» (для балалайки и баяна). Выявляется главный принцип – экспозиционность изложения цитат.
Ключевые слова: культурное строительство, обработка, «культурный десант», цитата, Василий Волченко, Владимир Мессман, инонациональная традиция.
З.В. Бахтина, Л.Д. ПанькоКультурная жизнь регионов
стр. 122-127
Советская историография биографии историка, этнографа и генерала Кубанского казачьего войска И.Д. Попко
Автор характеризует творческое наследие и биографию известного историка, автора первой книги о черноморских казаках, генерала Кубанского казачьего войска И.Д. Попко в советский период.
Ключевые слова: И.Д. Попко, история казачества, досоветская и советская историография, наука,этнография, первая книга, творческое наследие, Черномория, пластуны.
Б.А. Трехбратовстр. 128-131
К вопросу об исторической экспозиции Краснодарского краеведческого музея в контексте принципов предметности, научности, коммуникативности (середина 20-х – середина 30-х гг. ХХ в.)
В статье определены тенденции экспозиционной работы краеведческого музея как основной формы музейной коммуникации в новых общественно-политических условиях. Выявлены структура и содержание экспозиции сквозь призму состояния ее основополагающих принципов. Сделаны выводы о значении исторического опыта.
Ключевые слова: музей, экспозиция, принцип, предметность, научность, коммуникативность.
Л.А. Карапетянстр. 131-135
Краснодарский камерный хор и его художественный руководитель В.М. Яковлев: слагаемые профессионального мастерства
Авторы обращаются к деятельности краснодарского камерного хора в аспекте взаимодействия коллектива и его руководителя. В статье содержатся сведения об особенностях построения репетиционной работы коллектива, формирования репертуара, полученные в процессе бесед с хормейстером В.М. Яковлевым, а также наблюдениями за творческой жизнью коллектива.
Ключевые слова: хормейстер, хоровое искусство, Краснодарский государственный камерный хор, В.М. Яковлев.
Л.В. Краснобородько, Е.В. Бабенкостр. 135-140
Проблема новой метрополизации и ребрендинга Краснодара
В статье анализируется проблема модернизации городского пространства Краснодара, новый подход к его метрополизации. Используется метод аналогии с образом Барселоны как с нормативной моделью в контексте современного тренда Smart City. Делается вывод о необходимости антропологического подхода к оценке города и его среды, а также о доминировании логики, этики и эстетики при гуманитарной оценке городского пространства и города в целом.
Ключевые слова: город, образ города, урбанизация, метрополизация, Smart City.
В.П. Гриценко, Ю.С. Попруженкостр. 140-144
Модель синтетического певца: техника – исполнительская манера – образ
В статье рассматривается модель синтетического певца, анализируется принцип ее построения – от технических параметров к параметрам воплощения художественного образа. Затрагиваются вопросы вокальной техники, манеры исполнения. Рассматривается, как данный комплекс может быть реализован в сфере массовой музыкальной культуры и академическом музыкальном театре.
Ключевые слова: синтетический певец, вокальная техника, вокальная исполнительская манера, художественный образ, К. Штокхаузен, гепталогия «Свет».
О.А. ПалийОбзоры
стр. 145-147
Отечественная культура в контексте синтеза искусств: по материалам Международной конференции «Современные аспекты диалога литературы, музыки и живописи»
В статье рассматриваются вопросы синтеза искусств в современном научно-практическом пространстве. Ставится проблема сложных синтетических процессов, связанных с игрой смыслов, включенных в объективную картину мира. Освещается проведение международной конференции, решение научных задач в контексте синтеза искусств.
Ключевые слова: картина мира, синтез, музыка, литература, живопись, музыкальный театр, конференция.
А.А. Предоляк