Культурная жизнь Юга России № 4 (75), 2019
стр. 0-0
Обложка
стр. 1-2
Титул
стр. 3-4
Содержание
стр. 5-6
От редактора
Российская история насыщена масштабными и знаменательными событиями, которые оказали колоссальное влияние на развитие страны. Так, на ноябрь приходятся сразу две исторические даты – День народного единства и День Октябрьской революции 1917 года. Их восприятие в российском обществе неоднозначно, нередко оно определяется разными идеологическими доктринами и политическими взглядами.
С.С. ЗенгинПередовые статьи
стр. 7-10
Проблема целостности современной театральной школы
В статье рассматривается понятие театральной школы, с культурологической позиции анализируется ее состояние и проблема целостности в контексте современности.
Ключевые слова: театральная школа, русский театр, традиции, ценности, целостность.
М.К. Найденко, А.С. Горгуль, С.В. МихееваТеория и история искусства
стр. 11-14
Закадровый текст в неигровом кино: попытка реабилитации
В течение 60 лет вокруг режиссерского приема – использования авторского закадрового текста в документальном кино – возникло много клише и предубеждений. Автор анализирует историю развития закадрового текста.
Ключевые слова: документальное кино, закадровый текст, «Свободное кино», поколение рассерженных, «папочкино кино».
Е.С. Трусевичстр. 14-17
К вопросу об основных фронтирах театра
Отграничение современного театра от близких по игровому содержанию социокультурных феноменов представляет проблему ввиду сложной их взаимосвязи. Понятия театра изменчивы как в исторической ретроспективе, так и в контексте многообразия художественных концепций современной театральной жизни. Поэтому для раскрытия понятия «театр» целесообразно обозначить концепт фронтира театра.
Ключевые слова: театр, игра, театрализация, социокультурный феномен, социокультурный фронтир, междисциплинарный дискурс, театральная жизнь.
М.С. Журковстр. 18-21
Философия цвета в музыкальном творчестве Б. Асафьева
В статье рассматривается феномен синестезии, который находится в центре внимания исследователей уже не одно десятилетие. Прослеживается общность цветовой шкалы и музыкальной звуковысотности. Делается акцент на гармоничном сочетании цветотональных ассоциаций в композиторском творчестве. Выполнен анализ ряда вокальных произведений Б. Асафьева. Выявлена его «цветовая трактовка» тональностей.
Ключевые слова: аудиовизуальный синтез, «цветовая тональность» в музыке, цветоэмоциональные ассоциации, синестетические представления.
С.А. Ан, М.Г. Костерина, О.С. Михайловастр. 22-28
Особенности взглядов А.П. Боголюбова на проблемы формирования и развития отечественной художественной школы
Автор исследует взгляды А.П. Боголюбова на идеологические и эстетические установки русского изобразительного искусства своего времени, отразившиеся в творческой деятельности Товарищества передвижных художественных выставок; анализирует отношение художника к вопросам становления русской национальной школы, ее особенностям и задачам. Обоснована гипотеза о неоднородности состава художников общества, о различиях в убеждениях и воззрениях на европейское и отечественное изобразительное искусство отдельных его представителей, на примере А.П. Боголюбова.
Ключевые слова: Товарищество передвижных художественных выставок, пейзаж, Боголюбов, Крамской, Стасов.
И.А. Ильинастр. 29-32
Академический рисунок и творчество. Пути развития корреляции и интеграции
В статье рассматриваются вопросы использования различных приемов, способствующих развитию нестандартного, творческого мышления в процессе творческой подготовки студентов. Описаны и проанализированы техники работы с графическими материалами на занятиях по рисунку. Сформулирована необходимость введения таких техник в образовательный процесс, их задачи и цели. Сделаны методические и технологические выводы.
Ключевые слова: рисунок, графика, пятно, линия, техника, творчество.
В.С. Акопьян, А.Е. Валуева, М.Б. Похлебаевастр. 33-37
Концепт цельного знания в дискурсе современного искусствоведения
Ретроспективный анализ искусства рубежа XX-XXI столетий позволяет оценивать его как кризисное явление. Однако реабилитация традиций художественной классики имеет и позитивную сторону. Устремленность современных авторов к использованию приемов и элементов различных художественных направлений и стилей, к сближению и синтезу с другими формами мировоззрения можно рассмотреть в контексте учения о цельном знании. Его авторами стали отечественные мыслители XIX века, которые мечтали о преодолении фрагментарности рационализма и становлении цельного знания на основе синтеза искусства, философии, религии, науки.
Ключевые слова: искусство, ретроспективность, цельное знание, трансформация, обобщение, синтез.
Г.В. Рыбинцевастр. 37-40
Культурологический аспект интерпретационной проблематики музыкального искусства
Уникальность феномена искусства в истории человеческой цивилизации обеспечивается его способностью создавать и сохранять духовные ценности как высшие смыслы бытия. Они концентрируются в конкретных произведениях (жанрово-стилевых композициях) и раскрываются в художественных образах. Возможность их «переоткрытия» в определенных социокультурных обстоятельствах актуализирует проблему интерпретации как процедуру смыслопорождения (анализ, понимание и присвоение смысла). Данная особенность искусства наиболее полно проявляется в музыке, обладающей специфической репрезентативностью. Совмещение традиционного музыковедческого анализа с культурологическим подходом позволяет рассматривать музыкальное искусство как специфическую эпистему культурного пространства.
Ключевые слова: музыка, интерпретация, культурология, композитор, постмодернизм.
Н.С. Безкоровайнаястр. 40-46
Во имя ценностей классического искусства (о диспутах Джованни Баттиста Мартини)
Актуальность проблемы современных научных дискуссий заключается в продолжении уже существующей традиции прошлого. Во все времена опыт предшествующих поколений и потенциал творческого наследия являлись основой для обучения музыкантов. Зачастую ученые и философы искали истину путем сопоставления различных мнений и отстаивания своей точки зрения не только в устной форме, но и письменной, например, в апологиях – образцах научного знания. В качестве примера мы приводим искусные диспуты Дж. Б. Мартини, которые демонстрируют цель данной статьи – анализ споров между Мартини и его оппонентами как способ освещения важности обучения на древних источниках.
Ключевые слова: диспуты, классическое искусство, Джованни Баттиста Мартини, "Суждения Аполлона".
А.С. Козубовастр. 46-49
Особенности становления хоровой деятельности в музыкальных классах Саратовского отделения ИРМО
В статье на основании редких документов реконструируется хоровая деятельность музыкальных классов Саратовского отделения ИРМО. Установлено, что основной проблемой формирования полноценных учебных хоров являлась недостаточная укомплектованность хористами, причиной чего можно назвать большое количество хоровых коллективов при городских Обществах и учебных заведениях, а также малая популярность данного вида обучения в среде местных меломанов.
Ключевые слова: Саратовское отделение ИРМО, учебная программа, концертная деятельность, церковное и светское пение, хоровая деятельность.
А.Э. Рудяковастр. 49-52
Музыкальная жизнь дореволюционного Царицына: к вопросу об истоках филармонических традиций
Статья впервые освещает малоизученный вопрос о музыкальной жизни дореволюционного Царицына. Автором рассматриваются формы оркестрового, камерного, хорового концертного исполнительства; приводятся редкие данные о музыкальных событиях и артистических персоналиях. Среди факторов, способствующих активизации концертного дела в Царицыне, особо выделена роль Царицынского отделения Императорского Русского музыкального общества и музыкальных классов при нем. Отмечен проблемный в целом характер развития концертной жизни уездного Царицына.
Ключевые слова: театр «Конкордия», А.В. Лапшин, А.А. Серебряков, концерты – «музыкальные собрания», хоровые духовные концерты.
И.А. Смагинастр. 53-56
Танго Матоса Родригеса «La Сumparsita» как объект цитирования в музыке кино
В статье на примере анализа музыки фильмов отечественных и зарубежных режиссеров выявляется роль танго Херардо Матоса Родригеса «La Cumparsita» как объекта цитирования в киномузыке. Раскрывается его взаимосвязь с сюжетной линией фильмов, значение в формировании образности и драматургической основы кинолент.
Ключевые слова: танго, кинотекст, музыка кино, режиссер, кинокомпозитор, цитата, жанр.
М.С. Праченкостр. 56-59
О некоторых жанровых разновидностях вокального творчества Станислава Монюшко
Статья посвящена вокальным балладам и вокальным элегиям Станислава Монюшко, недостаточно изученным в российском музыкознании. Обсуждается проблема жанрового канона и его интерпретация композитором. В качестве материала для сравнительного анализа привлечены вокальные баллады и элегии русских авторов – современников Монюшко. Сделан вывод о следовании композитора основным параметрам жанровой модели.
Ключевые слова: Станислав Монюшко, вокальная музыка, жанр, баллада, элегия.
М.Г. Долгушинастр. 60-65
Филипп Гласс. Симфония № 4 «Heroes». Дэвид Боуи. «Heroes». Сходства и различия концепций
Статья посвящена анализу различий и соответствий концепций двух одноименных произведений выдающихся деятелей художественной культуры второй половины XX столетия. Опусыоснованы на общем материале – это Четвертая симфония Филиппа Гласса и рок-альбом Дэвида Боуи. Отмечается специфика развития музыкального сюжета обоих произведений, основанная на переосмыслении идеи, использовании приемов развития, разнице и сходстве музыкального языка.
Ключевые слова: Филипп Гласс, Дэвид Боуи, Heroes, рок-альбом, симфония, прорисовка, интонационность, музыкальный сюжет.
А.А. Виниченкостр. 66-69
Развитие традиций литературно-музыкального синтеза Т. Манна в романе Э. Елинек «Пианистка»
В статье на примере романа Эльфриды Елинек раскрывается понятие культурно-художественной парадигмы синтеза искусств. Также представлены принципы влияния авторской концепции литературно-музыкального синтеза Т. Манна на прозу Э. Елинек через анализ идейно-тематического и художественного своеобразия романа, отдельных приемов музыкализации литературного текста. Проанализированы сходство и отличие авторской манеры двух выдающихся писателей ХХ века.
Ключевые слова: культурно-художественная парадигма синтеза искусств, литературно-музыкальный синтез, немецкоязычная проза, литература ХХ века, Э. Елинек.
О.В. Резник, О.Б. ЭльканТеория и история культуры
стр. 70-72
Особенности экзистенциального мышления Л. Шестова
В статье рассматриваются концептуальные особенности философского дискурса Л. Шестова в противопоставлении их современным воззрениям постмодернизма. Традиция отечественной философии позиционируется, прежде всего, с точки зрения нравственных ценностей.
Ключевые слова: экзистенциализм, постмодернизм, норма, правило, добро, зло, свобода.
Е.А. Найденкостр. 73-76
Культура и искусство в эпоху технической воспроизводимости
Современные проблемы культурологии связаны с изобретением новых технических средств тиражирования произведений искусства, возникновением новых его видов, расширением возможности художественного освоения жизненных процессов, что в совокупности воздействует на эстетическое мышление. Процесс «модернизации», навязанный России западным авангардом, обернулся демодернизацией многих форм современной культуры. Мы живем в эпоху схваченной мысли и искусства как эпохи, отраженной в образах. В области искусства намечаются новые линии разлома, что отражается на негативно-нигилистических, псевдодемократических и псевдогуманистических тенденциях массовой культуры.
Ключевые слова: техническая воспроизводимость, массовая культура, теневое искусство, развлечение, зрелище, тиражирование, ложное художественное творчество.
А.Г. Ерзауловастр. 76-79
Коммуникационные барьеры в процессе реализации дистанционных образовательных программ в условиях цифровизации образовательного процесса
В статье рассматривается проблема проявления коммуникационных барьеров в образовательном процессе в рамках цифровизации дистанционного образования в области дополнительного профессионального образования. Анализ опыта различных аспектов педагогической коммуникации в реализации федерального проекта «Творческие люди» в Краснодарском государственном институте культуры выявил рамки ограничительных фильтров, прежде всего в лекционной коммуникации со слушателями. Это относится к разнородности целевых аудиторий слушателей – слушатели образовательной программы «Управление проектами в социально-культурной сфере» обладают различным уровнем профессиональной подготовки и различным управленческим опытом, занимая разные социально-ролевые позиции. Кроме того, в дистанционном обучении падает роль эмоционального контакта с аудиторией. Отмеченные проблемы нуждаются в изучении и осмыслении для их преодоления.
Ключевые слова: цифровизация образования, дистантное обучение, педагогические коммуникации,
коммуникативные барьеры, целевые аудитории.
стр. 79-83
Информационное общество: язык диалога
стр. 83-87
Антропологический фон современной городской мифологии
Статья посвящена вопросам изучения мифологии современного города. Анализируются разные концепции и методологические подходы в изучении мифогенеза. В статье рассмотрены несколько подходов в изучении мифологии современного города, а именно: мнения таких исследователей, как Д.Н. Замятин, С.В. Рязанова, В.А. Давыдов и ряд других современных российских исследователей. Выдвигается предположение, что миф, бытующий в современных условиях, есть основной фактор, влияющий на культуру современного города.
Ключевые слова: миф, город, антропология, урбанистическая культура, черты городской культуры.
стр. 87-90
К вопросу о природе старообрядческих самосожжений в XVII-XIX вв.
Целью статьи является анализ общепринятых научных мнений о природе старообрядческих самосожжений. На основании литературных источников как старообрядческого, так и миссионерского авторства показывается, что отношение к самосожжениям послужило основой для раздробления старообрядчества на несколько течений и общин. Делается вывод о перерождении протеста в другие формы противостояния государству и господствующей церкви.
Ключевые слова: старообрядчество, древлеправославие, самосожжения, поповщина, беспоповщина, Апокалипсис, эсхатологическая доктрина.
Н.С. КанатьеваКультура и общество
стр. 91-94
Дух моды чувствованием познавателя
В статье представлена проблема моды и еe особенностей в отражении чувственного познания мира и становления нового мироощущения. Осуществлена попытка исследовать причины формирования нового Духа человека в свете перехода к новому духовному восхождению человека и непосредственное отражение этих процессов в современном костюме. Переход из чувственного мира моды в мир логики создает условия инерционного проецирования состояния общественного сознания. Современная мода через смысловые коды имеет возможность удерживать старые смыслы и передавать новые, разрушающие природу человека.
Ключевые слова: Дух, Абсолют, Монада, Антропный принцип Вселенной, чувственный мир человека, мода, форма костюма, свободная Душа, Воля Создателя.
Г.А. Сергуновастр. 94-98
Проблемы этнокультурной идентичности в современном обществе
Статья посвящена особенностям этнокультурной идентичности в современных условиях. Генезис и развитие информационно-сетевого общества привели к изменениям в иерархической системе идентичностей. Если в ХХ веке преобладала этнокультурная идентичность, то в XXI веке на первое место выдвинулась культурная идентичность. Социокультурные процессы в области идентичности привели к тому, что в исторически сложившейся как поликультурное сообщество народов России культурная идентичность, базирующаяся на российской культуре и русском языке как языке межэтнического общения, стала приоритетной, а этнокультурная идентичность превратилась в субидентичность. Локализацией доминантной идентичности стало не территориальное пространство, а ареал распространения российской культуры.
Ключевые слова: глобализация, информационное общество, миграционные процессы, этнокультурная идентичность, культурная идентичность, поликультурное общество.
Р.С. Лавостр. 99-104
Идея автономности информационно-коммуникативной подсистемы культуры: социально-культурологический анализ
В статье представлен анализ теоретических представлений и концепций о социокультурной системе, в рамках культурной динамики. Реализованный авторами анализ преследовал цель уточнения роли информации в структуре культуры, а также определения закономерностей функционирования ее институтов и элементов. Рассматривая культуру как системное явление, обладающее многоуровневой и сложной структурой, авторы посредством социально-философского анализа стремятся обосновать информационно-коммуникативную подсистему как ее целостную часть.В связи с чем характеризуют и сравнивают различные знания о культурной системе, ее моделях, функциях, истории ее изучения и ее эволюции, а также об автономности ее подсистем. Особое внимание при этом уделяется описанию эволюции методологии познания информационного общества как специфической формы социальной организации, с целью подтверждения автономности информационно-коммуникативной подсистемы системы культуры. Таким образом, культура дуалистична и основана на взаимосвязи информационной и коммуникативной субсистем.
Ключевые слова: социокультурная система, информация, информационное общество, информационно-коммуникативная подсистема, культура.
О.М. Уржумова, А.В. ШтратниковаИнформационные системы и процессы
стр. 105-108
Гиперссылка как современный инструмент организации текста электронного сообщения
Проведен анализ гиперссылок, рассмотрены их разновидности, функции, место гиперссылок в организации текста электронного сообщения.
Ключевые слова: гиперссылка, разновидности гиперссылок, гипертекст, электронное сообщение, средство организации электронного сообщения.
Н.Б. ЗиновьеваТрибуна молодого ученого
стр. 109-111
Новая советская свадебная обрядность на Кубани (1960-1980-е гг.)
В статье на основе документальных материалов, периодики рассматриваются вопросы формирования советской свадебной обрядности на Кубани. Анализируется структура обряда торжественной регистрации брака, прослеживается его генетическое родство с традиционным православным обрядом венчания. В работе приведены статистические данные о распространении нового обряда в регионе в рассматриваемый период.
Ключевые слова: Кубань, новая советская/социалистическая обрядность, традиционная культура,
торжественная регистрация брака.
стр. 115-118
Возрождение инструментальных жанровых моделей эпохи барокко в творчестве Альфреда Шнитке
В данной статье рассматривается жанр concerto grosso в творчестве Альфреда Шнитке с точки зрения сочетания, взаимодействия характерных черт жанра эпохи барокко и его обогащения за счет современных тенденций музыкального искусства XX века.
Ключевые слова: жанр, модель, концерт, concerto grosso, композитор, эпоха, творчество, тенденция.
К.Н. ЕкимоваКультурная жизнь регионов
стр. 119-128
Календарные обрядовые песни станицы Азовской Северского района Краснодарского края: особенности функционирования и музыкально-поэтической организации (по результатам работы Шестой фольклорно-этнографической экспедиции КГИК)
Статья посвящена формам календарных обрядовых песен станицы Азовской Северского района Краснодарского края, записанных в ходе работы Шестой фольклорно-этнографической экспедиции Краснодарского государственного института культуры. Исследуются функционирование и особенности музыкально-поэтического склада образцов обрядового фольклора.
Ключевые слова: музыкально-этнографическая традиция, фольклор, фольклорный коллектив, обряд, зимние святки, сюжет, напев.
С.А. Жиганова, Я.Н. Луговскаястр. 129-137
Народная материальная культура в коллекциях музеев Северского района Краснодарского края: итоги Шестой фольклорно-этнографической экспедиции «Сохранение народной культуры Кубани» КГИК
В статье описаны результаты исследования материальной культуры Северского района. Выявлены традиционные виды народного декоративно-прикладного творчества, образцы которых представлены в районных музейных коллекциях. Анализ особенностей традиционной материальной культуры может способствовать ее практическому освоению современной молодежью.
Ключевые слова: Северский район, народная вышивка, гончарное искусство, исследовательская работа, фольклорно-этнографическая экспедиция, народное декоративно-прикладное искусство Кубани.
В.А. Бердюгина, В.А. Васькунстр. 137-140
Практическая значимость творческого наследия Генриха Панофки «Искусство пения» в современной вокальной школе
Автором статьи дан подробный анализ методических приемов и практических рекомендаций труда Генриха Панофки «L’arte del canto. Vademecum del contante. Teoria e pratica per tutte le vori» с точки зрения практической значимости при обучении вокалистов в современной вокальной школе.
Ключевые слова: вокальная педагогика, методические рекомендации, гаммы, упражнения, вокальная техника.
Н.В. КретОбзоры
стр. 141-147
Духовные основы музыкального менеджмента
Рассматриваются проблемы, связанные с музыкальным менеджментом, многофункциональным явлением духовной и материальной культуры. Обосновываются его духовные основы, связанные с российским менталитетом, ценностными особенностями музыкального материала, социально-культурными связями, на которых строится содержание творческих мероприятий, проектов. В статье говорится об инфляции ценностей, которые отражаются в духовной культуре, музыкальном искусстве, а также в организации и управлении различными творческими мероприятиями, проектами.
Ключевые слова: духовность, менеджмент, музыка, искусство, менталитет, ценности, творчество,
церковно-певческое искусство.